Биография льва толстого кратко самое главное и творчество. Краткая биография толстого льва николаевича - детские и юношеские годы, поиск своего места в жизни Выступление в качестве защитника на суде

ТОЛСТОЙ Л.Н.

Русский писатель, граф, общественный деятель, классик русской литературы XIX в.


Лев Николаевич Толстой родился в 1828 г. в родовом имении Ясная Поляна под Тулой . Толстой рано остался без родителей и воспитывался сестрой отца. В 1844 г. поступил на восточный факультет Казанского университета, потом перевелся на юридический. Учебная программа ему не нравилась, он оставил университет, уехал в Ясную Поляну и стал заниматься самообразованием.
В 1851 г. поступил на военную службу и уехал на в действующую армию . Тогда же началась литературная деятельность Толстого. Эпизоды кавказской войны он описал в небольших рассказах и в повести «Казаки». В этот период были также написаны повести «Детство» и «Отрочество».
Толстой был участником Крымской войны 1853–1856 гг., впечатления о которой отразились в цикле «Севастопольские рассказы», где описаны храбрость и самоотверженность простых русских людей - участников обороны Севастополя , их душевные переживания в экстремальных ситуациях. «Севастопольские рассказы» объединяет идея полного неприятия войны.
Осенью 1856 г. Толстой вышел в отставку и отправился в заграничное путешествие во Францию, Швейцарию, Италию, Германию. Вернувшись в Россию, открыл школу для крестьянских (см. ) детей в Ясной Поляне, а затем - более 20 школ в окрестных деревнях (см. ). Педагогика стала вторым призванием Толстого: он создавал учебники для школ, писал педагогические статьи.
В 1862 г. Толстой женился на дочери московского врача Софье Андреевне Берс, которая стала спутницей всей его жизни и помощницей в работе.
В 1860-е гг. писатель работал над главным сочинением свoей жизни - романом . После выхода книги Толстой был признан крупнейшим русским прозаиком. Через несколько лет писатель создал следующий большой роман (1873–1877 гг.).
В 1873 г. был избран членом-корреспондентом Петербургской Академии наук .
В конце 1870-х гг. Толстой пережил духовный кризис. В эти годы была написана его «Исповедь», в которой писатель-философ размышлял о преобразовании общества путем религиозного и нравственного самоусовершенствования человека, всеобщей любви, непротивления злу насилием . Для этого, по его мнению, люди должны отказаться от праздной жизни, богатства и жить своим трудом. Сам Толстой отказался от роскоши, охоты, верховой езды, мясной пищи, начал носить простую одежду, активно заниматься физическим трудом, пахать землю. В этот же период изменилось отношение писателя к искусству и собственным произведениям. Героями повестей Толстого 1880-х гг. стали люди, пытающиеся пересмотреть свои взгляды на государство, семью, Бога («Крейцерова соната», «Отец Сергий»).
В поздний период творчества писатель резко критиковал социальное устройство Российского государства и Русскую Православную Церковь . Идеалом взаимопомощи и духовного братства людей ему представлялась крестьянская община . Эти идеи нашли отражение в романе «Воскресение» (1889–1899 гг.). Конфликт Толстого с официальной церковью привел к тому, что в 1900 г. Святейший Синод своим решением отлучил Толстого от церкви.
В последнее десятилетие жизни писателем были созданы повесть «Хаджи-Мурат» и пьеса , рассказы, среди которых - знаменитый рассказ «После бала».
Недовольство своей жизнью постепенно стало для Толстого невыносимым. Он хотел отказаться от имения и гонораров, что могло лишить финансовой поддержки всю большую семью писателя. Конфликт сделал напряженными отношения писателя с женой. В октябре 1910 г. Толстой принял тяжелое для него решение покинуть свое имение и в ночь на 28 октября ушел из Ясной Поляны. На железнодорожной станции Астапово он провел свои последние дни и умер от воспаления легких 7 ноября. Похороны Толстого превратились в массовую общественную манифестацию. Толстой, по его желанию, был похоронен без могильного камня и креста , в лесу , на окраине Ясной Поляны.
Толстой - один из самых известных русских писателей за рубежом. Его произведения переведены почти на все языки мира. А. Франс, Т. Манн, Э. Хемингуэй признавали влияние Толстого на их творчество.
Первые собрания сочинений Толстого вышли еще при жизни писателя. В 1928–1958 гг. было издано его полное девяностотомное собрание сочинений.
Многие произведения писателя постоянно включаются в школьную (см. ) программу по литературе. В советское время (см. Советский Союз ) изучение творчества Толстого в школе было связано со статьями В.И. Ленина , назвавшего писателя зеркалом русской революции .
Пьесы Толстого и инсценировки его повестей и романов постоянно ставятся на сцене драматических театров. В 1952 г. по роману «Война и мир» С.С. Прокофьев написал одноименную оперу. Романы «Анна Каренина» и «Война и мир» много раз экранизировались в России и за рубежом.
В Ясной Поляне и в Москве созданы дома-музеи Толстого. В Москве открыты два литературных музея. Памятники писателю стоят во многих городах России. Наиболее известные портреты Толстого написаны И.Н. Крамским (1873 г.) и Н.Н. Ге (1884 г.). Ясная Поляна еще при жизни Толстого стала местом паломничества. Сюда приезжают деятели искусства и науки, многочисленные туристы.
Идеи Толстого о внутреннем самоусовершенствовании человека, лежащие в основе его учения, получили название толстовство . Последователей этого учения (и движения) называют толстовцами .
От фамилии Толстого образовано существительное толстовка - название широкой длинной мужской блузы в складку с поясом, какую любил носить писатель.
Толстой ввел в русский язык слово образуется (в романе «Анна Каренина») в значении ‘все уладится, все будет хорошо’. Ему принадлежат слова, ставшие крылатыми: Не могу молчать (заглавие статьи 1908 г., в которой Толстой, обращаясь к правительству, требует отменить смертную казнь и суровые наказания); выражение употребляется в любых ситуациях, когда человек не согласен с какими-либо решениями, активно выражает свой протест. Плодами просвещения (название комедии Толстого 1891 г.) иронично назовут неудачные результаты чьей-либо деятельности; живым трупом (название пьесы Толстого 1902 г.) назовут человека, потерявшего человеческий облик, а также больного и изможденного. Выражение Все смешалось в доме Облонских (из романа «Анна Каренина») употребляют, когда хотят сказать, что все вышло за пределы привычного положения вещей, перепуталось. Фраза он пугает, а мне не страшно (из отзыва Толстого о рассказе Л.Н. Андреева «Бездна», который наполнен всевозможными ужасами) употребляется иронически как характеристика человека, норовящего напугать кого-либо. Слова власть тьмы стали крылатыми после выхода в свет драмы «Власть тьмы» в 1886 г. Употребляются в значении: ‘торжество зла, невежества, бездуховности’; указывают на доминирование в обществе антигуманных явлений, а также на укоренившееся невежество, косность, на падение нравов. Выражение стало особенно популярным после экспромта В.А. Гиляровского : В России две напасти: Внизу - власть тьмы, А наверху - тьма власти.
Портрет писателя Л.Н. Толстого. Художник И.Н. Крамской. 1873 г.:

Дом-музей Толстого в Ясной Поляне:


Россия. Большой лингвострановедческий словарь. - М.: Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина. АСТ-Пресс . Т.Н. Чернявская, К.С. Милославская, Е.Г. Ростова, О.Е. Фролова, В.И. Борисенко, Ю.А. Вьюнов, В.П. Чуднов . 2007 .

Смотреть что такое "ТОЛСТОЙ Л.Н." в других словарях:

    Толстой Л. Н. - Толстой Л. Н. ТОЛСТОЙ Лев Николаевич (1828 1910). I. Биография. Р. в Ясной Поляне, бывш. Тульской губ. Происходил из старинного дворянского рода. Дед Т., граф Илья Андреевич (прототип И. А. Ростова из «Войны и мира»), к концу жизни разорился.… … Литературная энциклопедия

    ТОЛСТОЙ - Лев Николаевич (род. 9 сент. 1828, Ясная Поляна – ум. 20 нояб. 1910, Астапово, Рязан. губ.) – рус. писатель и мыслитель. В автобиографической трилогии «Детство», «Отрочество» и «Юность» (1852 – 1857), исследуя «диалектику души», выразил… … Философская энциклопедия

    Толстой А. К. - Толстой А. К. ТОЛСТОЙ Алексей Константинович, граф (1817 1875) поэт, драматург и беллетрист. Раннее детство провел на Украине, в имении своего дяди А. Перовского, писателя, известного в 20 х гг. под псевдонимом Погорельский. Получил домашнее… … Литературная энциклопедия

    Толстой А. Н. - Толстой А. Н. ТОЛСТОЙ Алексей Николаевич (11 января 1883) один из крупнейших советских писателей. Р. в Сосновке, степном хуторе Самарской губ. Воспитывался в семье отчима разорившегося помещика. Мать писательница, печаталась под псевдонимом… … Литературная энциклопедия

    Толстой - Д. А., граф (1823 1889) министр просвещения и внутренних дел царской России. Начал свою служебную карьеру в департаменте духовных дел. В 1865 г. назначен его обер прокурором синода, а в 1866 г. министром народного просвещения. На этом посту… … 1000 биографий

    Толстой Л.Н. - Толстой Л.Н. Толстой Лев Николаевич (1828 1910) Русский писатель Афоризмы, цитаты Толстой Л.Н. биография Все мысли, которые имеют огромные последствия, всегда просты. Наши добрые качества больше вредят нам в жизни, чем дурные. Человек… …

    Толстой А.К. - Толстой А.К. Толстой Алексей Константинович (1817 1875) Русский писатель, поэт, драматург. Афоризмы, цитаты Князь Серебряный: Повесть времен Иоанна Грозного, конец 1840 х 1861 Царь, готовясь ехать в Суздаль на богомолье, объявил заране, что… … Сводная энциклопедия афоризмов

    Толстой А.Н. - Толстой А.Н. Толстой Алексей Николаевич (1882 1945) Российский писатель. Афоризмы, цитаты Золотой ключик, или приключения Буратино, 1936 *) Не доведет тебя до добра это ученье... Вот я училась, училась, а гляди хожу на трех лапах. (лиса… … Сводная энциклопедия афоризмов

    толстой - великий писатель земли русской, яснополянский мудрец Словарь русских синонимов. толстой сущ., кол во синонимов: 2 великий писатель земли русской … Словарь синонимов

Толстой Лев Николаевич (1828, имение Ясная Поляна Тульской губ. - 1910, станция Астапово Рязано-Уральской ж.д.) - писатель. Род. в аристократической графской семье. Рано остался без родителей и жил у родственников. В 1844 поступил на вост. ф-т Казанского унта, но фактически не занимался и, не имея возможности сдать экзамены, перевелся на юридический ф-т, где продолжал вести светский образ жизни. В 1847 он оставил ун-т и, возвратившись в Ясную Поляну, занимался самообразованием; в 1848 уехал в Москву, где, по его собственным словам, жил «очень безалаберно». Но все это время в нем проходила напряженная духовная работа: Толстой пытался понять мир и свое место в нем. В 1851 поступил на военную службу на Кавказе и начал серьезно заниматься литературой: были написаны «Детство», «Отрочество», рассказы. В 1854 Толстой участвовал в обороне Севастополя. В 1856 в чине поручика оставил военную службу, путешествовал по Западной Европе. Вернувшись в Россию, стал мировым посредником, приняв участие в проведении крестьянской реформы, но вызвал неприязнь помещиков защитой крестьянских интересов и был освобожден от должности.

В 60-х гг. открыл у себя в уезде ряд школ, главным центром которых стала первая в России экспериментальная яснополянская школа, ставшая для Толстого «поэтическим, прелестным делом, от которого нельзя оторваться». Он учил детей без принуждения, видя в них таких же свободных людей, как он сам; создал оригинальную методику, не потерявшую своего значения. В 1862 Толстой женился на С.А. Берс и поселился в Ясной Поляне, где написал романы «Война и мир», «Анна Каренина» и др. В 1884 переехал в Москву, где участвовал в переписи населения. Социально-религиозные и философские искания привели Толстого к созданию собственной религиозно-философской системы (толстовства), изложенной им в статьях «Критика догматического богословия», «В чем моя вера» и др. Толстой проповедовал в жизни и художественных произведениях («Воскресение», «Смерть Ивана Ильича», «Крейцерова соната» и др.) необходимость нравственного усовершенствования, всеобщую любовь, непротивление злу насилием, за что подвергался нападкам как со стороны революционно-демократических деятелей, так и со стороны церкви, от к-рой Толстой был отлучен решением Синода в 1901. Никогда не оставаясь равнодушным к страданиям людей, он боролся с голодом в 1891, выступил со статьей «Не могу молчать», протестуя против смертных казней в 1908, и др. Мучаясь своей принадлежностью к высшему обществу, возможностью жить лучше, чем рядом находившиеся крестьяне, Толстой в окт. 1910, выполняя свое решение прожить последние годы соответственно своим взглядам, тайно покинул Ясную Поляну, отрекшись от «круга богатых и ученых». Заболев в пути, умер. Был похоронен в Ясной Поляне. А.М. Горький сказал о нем: «Этот человек сделал поистине огромное дело: дал итог пережитого за целый век и дал его с изумительной правдивостью, силой и красотой».

Биография и эпизоды жизни Льва Толстого. Когда родился и умер Лев Толстой, памятные места и даты важных событий его жизни. Цитаты писателя, фото и видео.

Годы жизни Льва Толстого:

родился 9 сентября 1828, умер 20 ноября 1910

Эпитафия

«Я слышу звук его речей…
Среди всеобщего смятенья
Великий старец наших дней
Зовет на путь непротивленья.
Простые, ясные слова -
И кто проникся их лучами,
Как бы коснулся божества
И говорит его устами».
Из стихотворения Аркадия Коца, посвященного памяти Толстого

Биография

Биография Льва Толстого - это биография самого знаменитого русского писателя, произведениями которого до сих пор зачитываются во всем мире. Еще при жизни Толстого его книги были переведены на множество языков, а сегодня его бессмертные произведения входят в золотой фонд мировой литературы. Но не менее интересна и личная, не писательская биография Толстого, который всю жизнь пытался понять, в чем заключается суть предназначения человека.

Он родился в имении Ясная Поляна, в котором сегодня находится музей Толстого. Писатель, происходящий из богатого и знатного графского рода, еще в детстве лишился матери, а когда пришло время поступать в университет - и отца, оставившего финансовые дела семьи в плохом состоянии. До поступления в Казанский университет Лев Толстой воспитывался родственницами в Ясной Поляне. Учеба Толстому давалась легко, после Казанского университета он изучал арабско-турецкую словесность, но конфликт с одним из преподавателей вынудил его бросить обучение и вернуться в Ясную Поляну. Уже в те годы Толстой начал задумываться над тем, каково его предназначение, кем он должен стать. В своих дневниках он ставил себе цели по самосовершенствованию. Ведение дневников он продолжал всю жизнь, пытаясь в них ответить себе на важные вопросы, анализируя свои поступки и суждения. Тогда, в Ясной Поляне, у него стало зарождаться чувство вины перед крестьянами - он впервые открыл школу для крепостных детей, где нередко сам проводил занятия. Вскоре Толстой снова уехал в Москву - готовиться к кандидатским экзаменам, но молодого помещика увлекла светская жизнь и карточные игры, которые неминуемо привели к долгам. И тогда, по совету своего брата, Лев Николаевич уехал на Кавказ, где прослужил четыре года. На Кавказе он начал писать свою знаменитую трилогию «Детство», «Отрочество» и «Юность», которая позже принесла ему большую известность в литературных кругах Москвы и Санкт-Петербурга.

Несмотря на то, что Толстого тепло приняли после возвращения и он был вхож во все светские салоны обеих столиц, со временем писатель стал испытывать разочарование в своем окружении. Не принесла ему удовольствия и поездка по Европе. Он вернулся в Ясную Поляну и стал заниматься ее благоустройством, а вскоре женился - на девушке, которая была гораздо младше его. И в это же время он закончил свою повесть «Казаки», после которого был признан талант Толстого как гениального писателя. Софья Андреевна Берс родила Толстому 13 детей, а он за эти годы написал «Анну Каренину» и «Войну и мир».

В Ясной Поляне, окруженный семьей и своими крестьянами, Толстой снова стал задумываться о предназначении человека, о религии и богословии, о педагогике. Его желание добраться до самой сути религии и человеческого существования и последовавшие за этим богословские работы вызвали у православной церкви отрицательную реакцию. Духовный кризис писателя отражался на всем - как на его отношениях с семьей, так и на успехах в писательстве. Благосостояние графа Толстого перестало приносить ему радость - он стал вегетарианцем, ходил босиком, занимался физическим трудом, отказался от прав на свои литературные произведения, отдал все имущество семье. Перед самой своей смертью Толстой поссорился с женой и, желая прожить последние годы жизни в соответствии со своими духовными взглядами, тайно покинул Ясную Поляну. По дороге писатель тяжело заболел и скончался.

Похороны Льва Толстого прошли в Ясной Поляне, проститься с великим писателем пришло несколько тысяч человек - друзья, поклонники, крестьяне, студенты. Церемония прошла не по православному обряду, так как писатель был отлучен от церкви еще в начале 1900-х годов. Могила Толстого находится в Ясной Поляне - в лесу, где когда-то, еще ребенком, Лев Николаевич искал «зеленую палочку», хранившую секрет всеобщего счастья.

Линия жизни

9 сентября 1828 г. Дата рождения Льва Николаевича Толстого.
1844 г. Поступление в Казанский университет на отделение восточных языков.
1847 г. Увольнение из университета.
1851 г. Отъезд на Кавказ.
1852-1857 гг. Написание автобиографической трилогии «Детство», «Отрочество» и «Юность».
1855 г. Переезд в Петербург, вступление в кружок «Современник».
1856 г. Уход в отставку, возвращение в Ясную Поляну.
1859 г. Открытие Толстым школы для крестьянских детей.
1862 г. Женитьба на Софье Берс.
1863-1869 гг. Написание романа «Война и мир».
1873-1877 гг. Написание романа «Анна Каренина».
1889-1899 гг. Написание романа «Воскресение».
10 ноября 1910 г. Тайный отъезд Толстого из Ясной Поляны.
20 ноября 1910 г. Дата смерти Толстого.
22 ноября 1910 г. Церемония прощания с писателем.
23 ноября 1910 г. Похороны Толстого.

Памятные места

1. Ясная Поляна, усадьба Л. Н. Толстого, государственный мемориальный и природный заповедник, где похоронен Толстой.
2. Музей-усадьба Л. Н. Толстого в Хамовниках.
3. Дом Толстого в детстве, первый московский адрес писателя, куда его привезли в возрасте 7 лет и где он жил до 1838 года.
4. Дом Толстого в Москве в 1850-1851 гг., где началась его литературная деятельность.
5. Бывшая гостиница «Шевалье», где останавливался Толстой, в том числе и вскоре после женитьбы вместе с Софьей Толстой.
6. Государственный музей Л. Н. Толстого в Москве.
7. Толстовский центр на Пятницкой, бывший дом Варгина, где Толстой жил в 1857-1858 гг.
8. Памятник Толстому в Москве.
9. Кочаковский некрополь, семейное кладбище Толстых.

Эпизоды жизни

Толстой женился на Софье Берс, когда ей было 18 лет, а ему 34. Прежде, чем они поженились, он признался невесте в своих добрачных связях - также позже поступил герой его произведения «Анна Каренина» Константин Левин. Своей бабушке в письмах Толстой признавался: «У меня постоянно чувство, как будто я украл незаслуженное, не мне назначенное счастье. Вот она идёт, я её слышу, и так хорошо». Долгие годы Софья Толстая была другом и соратником мужа, они были очень счастливы, но с увлечением Толстого богословием и духовными поисками между супругами стали все чаще возникать недомолвки.

Лев Толстой недолюбливал «Войну и мир», свое самое большое и значительное произведение. Однажды в переписке с Фетом писатель даже назвал свою знаменитую эпопею «многословной дребеденью».

Известно, что последние годы жизни Толстой отказался от мяса. Он считал, что мясоедение - не гуманно, и надеялся, что однажды люди будут смотреть на него с таким же отвращением, как сейчас смотрят на людоедство.

Толстой считал, что образование в России неправильно в корне, и пытался внести свою лепту в его изменение: открыл школу для крестьянских детей, издавал педагогический журнал, написал «Азбуку», «Новую азбуку» и «Книги для чтения». Несмотря на то, что эти учебники он писал в первую очередь для крестьянских детей, по ним выучилось не одно поколение детей, в том числе и дворянских. По «Азбуке» Толстого учила буквы русская поэтесса Анна Ахматова.

Завет

«Все приходит к тому, кто умеет ждать».

«Берегись всего того, что не одобряется твоею совестью».


Документальный фильм «Живой Толстой»

Соболезнования

«7 ноября 1910 года кончилась на станции Астапово не только жизнь одного из самых необыкновенных людей, когда-либо живших на свете, - кончился еще и некий необыкновенный человеческий подвиг, необыкновенная по своей силе, долготе и трудности борьба…»
Иван Бунин, писатель

«Замечательно то, что ни один, не только из русских, но также и из иностранных писателей, не имел и ныне не имеет такого мирового значения, как Толстой. Никто из писателей за границей не был столь популярен, как Толстой. Этот один факт сам по себе указывает на значение таланта этого человека».
Сергей Витте, государственный деятель

«Душевно сожалею о кончине великого писателя, воплотившего во время расцвета своего дарования в творениях своих образы одной из славных годин русской жизни. Господь Бог да будет ему милосердный судья».
Николай II Александрович, российский император

Граф, великий русский писатель.

Лев Николаевич Толстой родился 28 августа (9 сентября) 1828 года в усадьбе Крапивенского уезда Тульской губернии (ныне в ) в семье отставного штабс-ротмистра графа Н. И. Толстого (1794-1837), участника Отечественной войны 1812 года.

Л. Н. Толстой получил домашнее образование. В 1844-1847 годах он учился в Казанском университете, но курса не окончил курса. В 1851 году он отправился на Кавказ в станицу - к месту военной службы старшего брата Н. Н. Толстого.

Два года жизни на Кавказе оказались необыкновенно значительными для духовного развития писателя. Написанная им здесь повесть «Детство» - первое печатное произведение Л. Н. Толстого (опубликовал под инициалами Л. Н. в журнале «Современник» в 1852 году) - вместе с появившимися позднее повестями «Отрочество» (1852-1854) и "Юность" (1855-1857) входила в обширный замысел автобиографического романа «Четыре эпохи развития», последняя часть которого - «Молодость» - так и не была написана.

В 1851-1853 годах Л. Н. Толстой участвовал в военных действиях на Кавказе (сначала в качестве волонтера, затем - артиллерийского офицера), в 1854 году был наплавлен в Дунайскую армию. Вскоре после начала Крымской войны по личной просьбе он был переведен в Севастополь, при осаде которого участвовал в обороне 4-го бастиона. Армейский быт и эпизоды войны дали Л. Н. Толстому материал для рассказов «Набег» (1853), «Рубка леса» (1853-1855), а также для художественных очерков «Севастополь в декабре месяце», «Севастополь в мае», «Севастополь в августе 1855 года» (все опубликованы в «Современнике» в 1855-1856 годах). Эти очерки, получившие по традиции название «Севастопольские рассказы», произвели огромное впечатление на русское общество.

В 1855 году Л. Н. Толстой приехал в , где сблизился с сотрудниками «Современника», познакомился с , И. А. Гончаровым, и др. 1856-1859 годы были ознаменованы попытками писателя найти себя в литературной среде, освоиться в кругу профессионалов, утвердить свою творческую позицию. Наиболее яркое произведение этой поры - повесть «Казаки» (1853-1863), в которой проявилось тяготение автора к народным темам.

Неудовлетворенный своим творчеством, разочарованный в светском и литературном кругах, Л. Н. Толстой на рубеже 1860-х годов решил оставить литературу и обосноваться в деревне. В 1859-1862 годах он отдал много сил основанной им в школе для крестьянских детей, изучал постановку педагогического дела в и за границей, издавал педагогический журнал «Ясная Поляна» (1862), проповедуя свободную систему образования и воспитания.

В 1862 году Л. Н. Толстой женился на С. А. Берс (1844-1919) и начал жить патриархально и уединенно в своей усадьбе как глава большой и все увеличивавшейся семьи. В годы крестьянской реформы он исполнял обязанности мирового посредника Крапивенского уезда, разрешал тяжбы помещиков с их бывшими крепостными крестьянами.

1860-е годы стали порой расцвета художественного гения Л. Н. Толстого. Живя оседлой, размеренной жизнью, он нашел себя в интенсивном, сосредоточенном духовном творчестве. Самобытные пути, освоенные писателем, привели к новому взлету национальной культуры.

Роман Л. Н. Толстого «Война и мир» (1863-1869, начало публикации - 1865 год) стал уникальным явлением в русской и мировой литературе. Автору удалось удачно сочетать глубину и окровенность психологического романа с размахом и многофигурностыо эпической фрески. Своим романом Л. Н. Толстой попытался дать ответ на стремление литературы 1860-х годов понять ход исторического процесса, определить роль народа в решающие эпохи национальной жизни.

В начале 1870-х годов Л. Н. Толстой вновь сосредоточился на педагогических интересах. Им была написана "Азбука" (1871-1872), позже - «Новая азбука» (1874-1875), для которых писатель сочинил оригинальные рассказы и переложения сказок и басен, составившие четыре «Русские книги для чтения». На время Л. Н. Толстой вернулся к преподаванию в яснополянской школе. Однако вскоре начали проявляться симптомы кризиса нравственно-филосфского мировоззрения писателя, усугубленного исторической остановкой социального перелома 1870-х годов.

Центральное произведение Л. Н. Толстого 1870-х годов - роман «Анна Каренина» (1873-1877, опубликован в 1876-1877 годах). Подобно романам и , написанным в это же время, «Анна Каренина» - это остропроблемное произведение, насыщенное приметами времени. Роман стал итогом раздумий писателя над судьбой современного общества и проникнут пессимистическими настроениями.

К началу 1880-х годов Л. Н. Толстой сформировал основные принципы своего нового миросозерцания, получившего впоследствии название толстовства. Наиболее полное выражение они нашли в его произведениях «Исповедь» (1879-1880, опубликована в 1884 году) и «В чем моя вера?» (1882-1884). В них Л. Н. Толстой сделал вывод о ложности основ существования высших слоев общества, с которыми он был связан происхождением, воспитанием и жизненным опытом. К характерной для писателя критике материалистических и позитивистских теорий прогресса, к апологии наивного сознания добавляется теперь резкий протест против государства и казенной церкви, против привилегий и образа жизни своего класса. Свои новые социальные взгляды Л. Н. Толстой ставил в связь с нравственно-религиозной философией. Труды «Исследование догматического богословия» (1879-1880) и «Соединение и перевод четырех евангелий» (1880-1881) положили основу религиозной стороне толстовского учения. Очищенное от искажений и церковной обрядности, христианское учение в его обновленном виде должно было, по мысли писателя, объединить людей идеями любви и всепрощения. Л. Н. Толстой выступил с проповедью непротивления злу насилием, считая единственно разумными средствами борьбы со злом его публичное обличение и пассивное неповиновение властям. Путь к грядущему обновлению человека и человечества он видел в индивидуальной духовной работе, нравственном усовершенствовании личности и отвергал значение политической борьбы и революционных взрывов.

В 1880-е годы Л. Н. Толстой заметно охладел к художественной работе и даже осуждал как барскую «забаву» свои прежние романы и повести. Он увлекся простым физическим трудом, пахал, шил себе сапоги, перешел на вегетарианскую пищу. В то же время росло недовольство писателя привычным образом жизни близких. Его публицистические работы «Так что же нам делать?» (1882-1886) и «Рабство нашего времени» (1899-1900) резко критиковали пороки современной цивилизации, но выход из ее противоречий автор видел по преимуществу в утопичных призывах к нравственно-религиозному самовоспитанию. Собственно художественное творчество писателя этих лет пропитано публицистикой, прямыми обличениями неправого суда и современного брака, землевладения и церкви, страстными обращениями к совести, разуму и достоинству людей (повести «Смерть Ивана Ильича» (1884-1886); «Крейцерова соната» (1887-1889, опубликована в 1891 году); «Дьявол» (1889-1890, опубликована в 1911 году).

В этот же период Л. Н. Толстой начал проявлять серьезный интерес к драматическим жанрам. В драме «Власть тьмы» (1886) и комедии «Плоды просвещения" (1886-1890, опубликована в 1891 году) он рассматривал проблему тлетворного влияния городской цивилизации на консервативное деревенское общество. Стремлением Л. Н. Толстого обратиться напрямую к читателю из народа вызваны к жизни так называемые «народные рассказы» 1880-х годов («Чем люди живы», «Свечка», «Два старика», «Много ли человеку земли нужно» и др.), написанные в жанре притчи.

Л. Н. Толстой деятельно поддержал возникшее в 1884 году издательство «Посредник», руководившееся его последователями и друзьями В. Г. Чертковым и И. И. Горбуновым-Посадовым и ставившее своей целью распространение в народе книг, служащих делу просвещения и близких толстовскому учению. Многие произведения писателя по цензурным условиям печатались сначала в Женеве, затем в Лондоне, где по инициативе В. Г. Черткова было основано издательство «Свободное слово». В 1891, 1893 и 1898 годах Л. Н. Толстой возглавил широкое общественное движение по оказанию помощи крестьянам голодающих губерний, выступал с воззваниями и статьями о мерах борьбы с голодом. Во 2-й половине 1890-х годов писатель отдал много сил защите религиозных сектантов - молокан и духоборов, содействовал переезду духоборов в Канаду. (в особенности в 1890-е годы) стала местом паломничества людей из самых дальних уголков России и из других стран, одним из крупнейших центров притяжения живых сил мировой культуры.

Главной художественной работой Л. Н. Толстого 1890-х годов явился роман «Воскресение» (1889-1899), сюжет которого возник на основе подлинного судебного дела. В поразительном стечении обстоятельств (молодой аристократ, виновный некогда в соблазнении девушки-крестьянки, воспитанной в барском доме, должен теперь как присяжный заседатель решать в суде ее судьбу) выразился для писателя алогизм жизни, построенной на социальной несправедливости. Карикатурное изображение служителей церкви и ее обрядов в «Воскресении» стало одной из причин постановления Святейшего Синода об отлучении Л. Н. Толстого от православной церкви (1901).

В этот период отчуждение, наблюдаемое писателем в современном ему обществе, делает необычайно важной для него проблему личной нравственной ответственности с неизбежными при этом муками совести, просветлением, моральным переворотом и последующим разрывом со своей средой. Типичным становится сюжет «ухода», резкого и коренного перелома в жизни, обращения к новой жизненной вере («Отец Сергий», 1890-1898, опубликован в 1912 году; «Живой труп», 1900, опубликован в 1911 году; «После бала», 1903, опубликован в 1911 году; «Посмертные записки старца Федора Кузмича...», 1905, опубликован в 1912 году).

В последнее десятилетие жизни Л. Н. Толстой стал признанным главой русской литературы. Он поддерживает личные отношения с молодыми писателями-современниками В. Г. Короленко, А. М. Горьким. Продолжалась его общественно-публицистическая деятельность: печатались его воззвания и статьи, велась работа над книгой «Круг чтения». Толстовство получило широкую известность в качестве идейной доктрины, однако сам писатель испытывал в это время колебания и сомнения в правоте своего учения. В годы русской революции 1905-1907 годов получили известность его протесты против смертной казни (статья «Не могу молчать», 1908).

Последние годы жизни Л. Н. Толстой провел в в атмосфере интриг и раздоров между толстовцами и членами его семьи. Пытаясь привести свой образ жизни в согласие с убеждениями, 28 октября (10 ноября) 1910 года писатель тайно ушел из . По дороге он простудился и скончался 7 (20) ноября 1910 года на станции Астапово Рязано-Уральской железной дороги (ныне поселок в ). Смерть Л. Н. Толстого вызвала колоссальный общественный резонанс в и за рубежом.

Творчество Л. Н. Толстого знаменовало собой новый этап в развитии реализма в русской и мировой литературе, стало своеобразным мостом между традициями классического романа XIX века и литературой ХХ века. Философские взгляды писателя оказали огромное влияние на эволюцию европейского гуманизма.


Имеет отношение к населенным пунктам:

Родился в Ясной Поляне Крапивенского уезда Тульской губернии 28 августа (9 сентября) 1828 года. Жил в усадьбе в 1828-1837 годах. С 1849 года возвращался в имение периодически, с 1862 года жил постоянно. Похоронен в Ясной Поляне.

Впервые посетил Москву в январе 1837 года. Жил в городе до 1841 года, впоследствии бывал неоднократно и жил подолгу. В 1882 году купил дом в Долгохамовническом переулке, где с той поры его семья обычно проводила зиму. Последний раз приезжал в Москву в сентябре 1909 года.

В феврале-мае 1849 года впервые посетил Санкт-Петербург. Жил в городе зимой 1855-1856 годов, бывал ежегодно в 1857-1861 годах, а также в 1878 году. Последний раз приезжал в Санкт-Петербурге в 1897 году.

Неоднократно посещал Тулу в 1840-1900 годах. В 1849-1852 годах числился на службе в канцелярии дворянского собрания. В сентябре 1858 году принимал участие в съезде губернского дворянства. В феврале 1868 года был избран присяжным заседателем по Крапивенскому уезду, присутствовал на заседаниях Тульского окружного суда.

Владелец имения Никольское-Вяземское Чернского уезда Тульской губернии с 1860 года (ранее принадлежало брату Н. Н. Толстому). В 1860-1870-х годах проводил в усадьбе эксперименты по улучшению хозяйства. Последний раз посетил имение 28 июня (11 июля) 1910 года.

В 1854 году деревянный усадебный дом, в котором родился Л. Н. Толстой, был продан и перевезен из в село Долгое Крапивенского уезда Тульской губернии, принадлежавшее помещику П. М. Горохову. В 1897 году писатель посещал село с целью выкупа дома, однако из-за ветхого состояния он был признан нетранспортабельным.

В 1860-х годах организовал школу в селе Колпна Крапивенского уезда Тульской губернии (ныне в черте города Щекино). 21 июля (2 августа) 1894 года посещал рудник акционерного общества «Товарищество Р. Гилль» при станции Ясенки. 28 октября (10 ноября) 1910 года, в день ухода из , сел на поезд на станции Ясенки (ныне в Щекино).

Жил в станице Старогладовской Кизлярского округа Терской области, месте расположения 20-й артиллерийской бригады, с мая 1851 по январь 1854 годов. В январе 1852 года был зачислен фейерверкером 4-го класса в батарейную № 4 батарею 20-й артиллерийской бригады. 1 (13 февраля) 1852 года в станице Старогладовской записал при помощи своих друзей С. Мисербиева и Б. Исаева слова двух чеченских народных песен с переводом. Записи Л. Н. Толстого признаны «первым по времени письменным памятником чеченского языка» и «первым опытом записи чеченского фольклора на местном языке».

Впервые побывал в крепости Грозной 5 (17) июля 1851 года. Посетил командующего левым флангом Кавказской линии князя А. И. Барятинского для получения разрешения участвовать в боевых действиях. Впоследствии посещал Грозную в сентябре 1851 и в феврале 1853 годов.

Впервые посетил Пятигорск 16 (28) мая 1852 года. Жил в Кабардинской слободке. 4 (16) июля 1852 года отправил из Пятигорска редактору журнала «Современник» рукопись романа «Детство». 5 (17) августа 1852 года отправился из Пятигорска в станицу . Повторно посетил Пятигорск в августе - октябре 1853 года.

Посещал Орел трижды. 9-10 (21-22) января 1856 года навещал умиравшего от чахотки брата Д. Н. Толстого. 7 (19) марта 1885 года был в городе проездом по пути в имение Мальцевых . 25-27 сентября (7-9 октября) 1898 года посещал Орловскую губернскую тюрьму в ходе работы над романом «Воскресение».

В период с октября 1891 по июль 1893 годов несколько раз приезжал в село Бегичевка Данковского уезда Рязанской губернии (ныне Бегичево в ), имение И. И. Раевского. В селе им был организован центр помощи голодающим крестьянам Данковского и Епифанского уездов. Последний раз Л. Н. Толстой уехал из Бегичевки 18 (30) июля 1893 года.

Граф Лев Николаевич Толстой родился 28 августа 1828 г. в имении своего отца Ясной Поляне, в Тульской губернии. Толстые – старая русская дворянская фамилия; один представитель этой семьи, глава петровской тайной полиции Петр Толстой , был произведен в графы. Мать Толстого – урожденная княжна Волконская. Его отец и мать послужили прообразами для Николая Ростова и княжны Марьи в Войне и мире (см. краткое содержание и анализ этого романа). Они принадлежали к высшей русской аристократии, и родовая принадлежность к высшему слою правящего класса резко отличает Толстого от других писателей его времени. Он никогда не забывал о ней (даже когда это его осознание стало совершенно отрицательным), всегда оставался аристократом и держался в стороне от интеллигенции.

Детство и отрочество Льва Толстого прошло между Москвой и Ясной Поляной, в большой семье, где было несколько братьев. Он оставил необыкновенно живые воспоминания о своем раннем окружении, о своих родственниках и слугах, в чудесных автобиографических заметках, которые написал для своего биографа П. И. Бирюкова. Мать его умерла, когда ему было два года, отец – когда ему было девять лет. Дальнейшим его воспитанием ведала тетка, мадмуазель Ергольская, предположительно послужившая прообразом Сони в Войне и мире .

Лев Толстой в молодости. Фото 1848 г.

В 1844 г. Толстой поступил в Казанский университет, где сначала изучал восточные языки, а потом право, но в 1847 г. он вышел из университета, не получив диплома. В 1849 г. он обосновался в Ясной Поляне, где пытался стать полезным своим крестьянам, но вскоре понял, что его старания не приносят пользы, потому что ему не хватает знаний. В студенческие годы и после ухода из университета, он, как водилось у молодых людей его класса, вел беспорядочную жизнь, наполненную погоней за наслаждениями – вино, карты, женщины, – несколько похожую на ту жизнь, которую вел Пушкин перед ссылкой на юг. Но Толстой был неспособен с легким сердцем принимать жизнь как она есть. С самого начала дневник его (существующий с 1847 года) свидетельствует о неутолимой жажде умственного и нравственного оправдания жизни, жажде, которая навсегда осталась направляющей силой его мысли. Этот же дневник был первым опытом выработки той техники психологического анализа, которая стала впоследствии главным литературным оружием Толстого. Первая его попытка испробовать себя в более целеустремленном и творческом роде писательства относится к 1851 г.

Трагедия Льва Толстого. Документальный фильм

В том же году, испытывая отвращение к своей пустой и бесполезной московской жизни, он отправился на Кавказ к терским казакам, где поступил юнкером в гарнизонную артиллерию (юнкер означает доброволец, вольноопределяющийся, но благородного происхождения). На следующий год (1852) он закончил свою первую повесть (Детство ) и послал ее Некрасову для публикации в Современнике . Некрасов немедленно ее принял и написал об этом Толстому в очень ободряющих тонах. Повесть имела немедленный успех, и Толстой сразу же выдвинулся на заметное место в литературе.

На батарее Лев Толстой вел довольно легкую и необременительную жизнь юнкера со средствами; место для постоя тоже было приятным. У него было много свободного времени, большую часть которого он тратил на охоту. В тех немногих боях, в которых ему пришлось участвовать, он проявил себя очень хорошо. В 1854 г. он получил офицерский чин и по его просьбе был переведен в армию, сражавшуюся с турками в Валахии (см. Крымская война), где он принял участие в осаде Силистрии. Осенью того же года он присоединился к Севастопольскому гарнизону . Там Толстой увидел настоящую войну. Он участвовал в обороне знаменитого Четвертого бастиона и в сражении на Черной речке и высмеял дурное командование в сатирической песне – единственном известном нам его сочинении в стихах. В Севастополе им были написаны знаменитые Севастопольские рассказы , которые появлялись в Современнике , когда осада Севастополя еще продолжалась, что очень усилило интерес к их автору. Вскоре после оставления Севастополя Толстой поехал в отпуск в Петербург и Москву, а на следующий год вышел из армии.

Только в эти годы, после Крымской войны, Толстой общался с литературным миром. Литераторы Петербурга и Москвы встретили его как выдающегося мастера и собрата. Как он признавался впоследствии, успех очень польстил его тщеславию и гордыне. Но с литераторами он не сошелся. Он был слишком аристократом, чтобы ему могла прийтись по вкусу эта полубогемная интеллигенция. Для него они были слишком неловкими плебеями, они же возмущались, что их компании он явно предпочитает свет. По этому поводу они с Тургеневым обменялись колкими эпиграммами. С другой стороны, самый его склад ума был не по сердцу прогрессивным западникам . Он не верил ни в прогресс, ни в культуру. К тому же его неудовольствие литературным миром усилилось из-за того, что новые его произведения их разочаровали. Все, что он писал после Детства , не показывало никакого движения к новшествам и развитию, и критики Толстого не сумели понять экспериментальную ценность этих несовершенных произведений (см. подробнее в статье Раннее творчество Толстого). Все это способствовало его прекращению отношений с литературным миром. Кульминацией стала шумная ссора с Тургеневым (1861), которого он вызвал на дуэль, а потом принес за это свои извинения. Вся эта история очень типична, и в ней проявился характер Льва Толстого, с его затаенной конфузливостью и чувствительностью к обидам, с его нетерпимостью к мнимому превосходству других людей. Единственные литераторы, с которыми он сохранил дружеские отношения, были реакционер и «земельный лорд» Фет (в доме которого и разыгралась ссора с Тургеневым) и демократ-славянофил Страхов – люди, совершенно не сочувствовавшие главному направлению тогдашней прогрессивной мысли.

Годы 1856–1861 Толстой провел между Петербургом, Москвой, Ясной Поляной и заграницей. Он ездил за границу в 1857 (и снова – в 1860–1861 гг.) и вынес оттуда отвращение к эгоизму и материализму европейской буржуазной цивилизации. В 1859 г. он открыл в Ясной Поляне школу для крестьянских детей и в 1862 г. начал издавать педагогический журнал Ясная Поляна , в котором удивил прогрессивный мир утверждением, что не интеллигенты должны учить крестьян, а скорее крестьяне интеллигентов. В 1861 г. он принял пост мирового посредника, пост, введенный для наблюдения за тем, как проводится в жизнь освобождение крестьян . Но неудовлетворенная жажда нравственной прочности продолжала его мучить. Он забросил разгул своей юности и стал подумывать о женитьбе. В 1856 г. он сделал первую неудачную попытку жениться (на Арсеньевой). В 1860 г. он был глубоко потрясен смертью своего брата Николая – это была его первая встреча с неизбежной реальностью смерти. Наконец в 1862 г., после долгих колебаний (он был убежден, что поскольку он стар – тридцать четыре года! – и некрасив, ни одна женщина его не полюбит) Толстой сделал предложение Софье Андреевне Берс, и оно было принято. Они поженились в сентябре того же года.

Женитьба – одна из двух главных вех жизни Толстого; второй вехой стало его обращение . Его всегда преследовала одна забота – как оправдать свою жизнь перед своей совестью и достичь стойкого нравственного благополучия. Когда он был холостяком, то колебался между двумя противоположными желаниями. Первым было страстное и безнадежное устремление к тому цельному и нерассуждающему, «естественному» состоянию, которое он нашел среди крестьян и особенно среди казаков, в чьем селе он жил на Кавказе: это состояние не стремится к самооправданию, ибо оно свободно от самосознания, этого оправдания требующего. Он пытался найти такое не задающееся вопросами состояние в сознательном подчинении животным импульсам, в жизни своих друзей и (и тут он был ближе всего к его достижению) в любимом своем занятии – охоте. Но он был неспособен удовлетвориться этим навсегда, и другое столь же страстное желание – найти рациональное оправдание жизни – уводило его в сторону каждый раз, когда ему казалось, что он уже достиг довольства собой. Женитьба была для него вратами в более стабильное и продолжительное «естественное состояние». Это было самооправдание жизни и разрешение мучительной проблемы. Семейная жизнь, нерассуждающее принятие ее и подчинение ей отныне стало его религией.

Первые пятнадцать лет своей брачной жизни Толстой жил в блаженном состоянии довольного прозябания, с умиротворенной совестью и умолкнувшей потребностью в высшем рациональном оправдании. Философия этого растительного консерватизма выражена с огромной творческой силой в Войне и мире (см. краткое содержание и анализ этого романа). В семейной жизни он был исключительно счастлив. Софья Андреевна, почти еще девочка, когда он на ней женился, без труда стала такой, какой он хотел ее сделать; он объяснил ей свою новую философию, и она была ее несокрушимой твердыней и неизменной хранительницей, что привело в конце концов к распаду семьи. Супруга писателя оказалась идеальной женой, матерью и хозяйкой дома. Кроме того, она стала преданной помощницей мужа в литературной работе – всем известно, что она семь раз переписала Войну и мир от начала до конца. Она родила Толстому множество сыновей и дочерей. У нее не было личной жизни: вся она растворилась в жизни семейной.

Благодаря толстовскому разумному управлению имениями (Ясная Поляна была просто местом жительства; доход приносило большое заволжское имение) и продаже его произведений состояние семьи увеличилось, как и сама семья. Но Толстой, хоть и поглощенный и удовлетворенный своей самооправданной жизнью, хоть и прославивший ее с непревзойденной художественной силой в лучшем своем романе, все-таки не в состоянии был полностью раствориться в семейной жизни, как растворилась его жена. «Жизнь в искусстве» тоже не поглощала его так, как его собратьев. Червячок нравственной жажды, хоть и доведенный до крошечных размеров, так никогда и не умер. Толстого постоянно волновали вопросы и требования нравственности. В 1866 г. он защищал (неудачно) перед военным судом солдата, обвиненного в том, что он ударил офицера. В 1873 г. он опубликовал статьи о народном образовании, на основании которых проницательный критик Михайловский сумел предсказать дальнейшее развитие его идей.