Биография Djivan (Jivan) Gasparyan. «Я хотел, чтобы дудук любили все С Днем Рождения дорогой дядя Дживан

И армянского народа, знаменитого композитора и виртуозного музыканта, имя которого Дживан Гаспарян. Но лишь единицы, кто скорее причислит себя к фанатам и поклонникам музыканта, может рассказать своим друзьям о некоторых биографических фактах и пути становления Дживана Гаспаряна. Мы попытаемся разобраться кто он, каким был его путь и каковы его заслуги, чем он знаменит на весь мир и благодаря чему его популярность не угасает.

Однажды, услышав виртуозное исполнение одного из музыкантов, Гаспарян был настолько очарован этой игрой, что, преодолев смущение, попросил поиграть на инструменте музыканта. Тот, увидев неподдельный интерес маленького мальчика, разрешил. Именно с этого момента и до сегодняшнего дня, по словам самого Гаспаряна, он не расставался с музыкой. По началу, было трудно, ведь никто не учил Гаспаряна тонкостям игры на дудуке, все делалось по какому-то внутреннему чутью и наитию. Вскоре, научившись вполне достойно играть, Гаспарян показал свои умения тому музыканту и был вознагражден за свой труд первым, собственным дудуком. Много лет спустя, Гаспарян сокрушался, что так и не смог показать тому музыканту каких высот он достиг и чему научился.

В настоящее время, дудук слышал каждый, да и видели его многие. Благодаря Гаспаряну, дудук больше не считается народным инструментом. Но есть ведь люди, которые не знают, что представляет из себя «этот дудук». Дудук - это духовой музыкальный инструмент в виде трубки с девятью отверстиями. Особенностью армянского дудука является изготовление инструмента из абрикосового дерева. Абрикосовое дерево является лучшим материалом для дудука из-за способности резонировать, и тем самым, издавать мягкие, вместе с тем, глубокие и проникновенные звуки. Считалось, что у каждого дудукиста(музыканта, играющего на дудуке) должен быть лично изготовленный им инструмент. В последнее время, это конечно, легко решаемая задача - можно сделать инструмент на заказ, либо приобрести его в специализированных магазинах.

Постигая азы игры на дудуке, Дживан уже тогда знал, что свяжет свою жизнь с музыкой. Так и произошло. В 18 лет никому не известный, провинциальный мальчик играл с Ансамблем Национальной песни и танца, затем с Филармоническим Оркестром города Еревана. Постепенно, многие узнавали Дживана и восхищались его игрой. Исполнял Дживан фольклорные мелодии, армянские песни. Немного позже стал сочинять сам, но в то время этот талант Гаспаряна был не замечен.

В первый раз Гаспарян был замечен и награжден часами, после своей сольной игры в Москве в 1948 году. Выступление было перед Политбюро и перед Иосифом Сталиным. Гаспарян до сих пор вспоминает этот момент с волнением: «Я играл, и глаза боялся на Сталина поднять. Изредка посматривал исподлобья, как Сталин слушал меня, курил. После того, как закончил, я не нашел ничего лучше, как просто взять и убежать. Волнение, конечно, сделало свое дело. Стоя за кулисами, я уже готовился к худшему, ведь так дерзко себя повел. И тут, на этой мысли, ко мне подходят двое в костюмах и зовут пройти с ними. Я, правда подумал, что это конец и меня ведут на расстрел. А оказывается, меня отвели в какую-то комнату и вручили красную коробочку, в которой были часы «Победа». Сам Иосиф Виссарионович подарил мне часы. На следующий день, я продал их, о чем до сих пор жалею». Эта история, как ничто лучше иллюстрирует талант Гаспаряна. Ведь всем известно, что угодить Сталину было практически невозможно. Невозможно это было для всех, но не для Гаспаряна. Своей искренней, душевной игрой, идущей от сердца, Дживан смог произвести впечатление на такого властного и жесткого человека, как Сталин.

В 1957 году Гаспарян, вместе с ансамблем «Березка» впервые отправился на зарубежные гастроли в Америку. Ни для кого не секрет, что в Америке, как и других странах мира, проживают эмигранты из Армении, для которых услышать звучание дудука на чужбине равносильно маленькому путешествию в свою родную страну и на свои земли. Поэтому выступление Гаспаряна ждали давно и его, как родного, встретили на чужбине. После этих гастролей в Америке, Гаспарян зарекомендовал себя, как профессионал своего дела. Также с этим визитом Гаспаряна связан очень скандальный для местных газет случай, после которого очень многие газеты применяли к Гаспаряну такой синоним, как «дудукист-убийца». Закончив свое выступление в одном из калифорнийских залов, и уже направляясь за кулисы, Гаспарян встретился с весьма пожилым армянином, который попросил сыграть для него. Рассказав историю о том, как в 1915 году всю его семью вырезали турки в ходе , старик попросил Дживана исполнить старинную армянскую мелодию, которую Гаспарян исполнил на концерте. Как показалось Дживану, старик заслушаясь, заснул, а Дживан, проникся историей и, не решаясь нарушать сон слушателя, играл и играл мелодию. Позже выяснилось, что старик тихо скончался под звуки дудука. Выслушав претензии жены усопшего о том, что Гаспарян убил ее мужа, Вильям Сароян, американский писатель армянского происхождения, встал на сторону музыканта и решительно возразил супруге, сказав, что «Для настоящего армянина умереть под такое волшебное исполнение дудука - Божий подарок и Божье прощение. Поэтому Дживан не убил, а лишь «сыграл» молитву для вашего супруга». На следующее утро и вышли те самые газеты, с таким неприятным для любого человека прозвищем.

Тем не менее, самым запоминающимся, по мнению самого Гаспаряна, стал вовсе не этот случай. Находясь на гастролях в Токио, перед самым выходом на сцену, пошел просто ужасающий ливень. Это было словно испытанием для музыканта и для тех, кто пришел его послушать. От стихии, на открытом стадионе, мог защититься, построенным козырьком, только лишь присутствующий на сцене, зрители же были обречены быть вымокшими до нитки. Выйдя на сцену, Дживан был просто ошеломлен тем, что все зрители стояли в дождевиках и ждали его выступления. Учитывая менталитет зрителей, это было настоящим чудом.

Настоящий расцвет музыкальной карьеры Гаспаряна случился после приглашения написать музыку для неоднозначного фильма Скорсезе «Последнее искушение Христа» в 1988 году. Критиками фильм был принят весьма прохладно и, раскритиковав все, что можно было, не тронутым и даже восхваленным, осталась музыка Гаспаряна. С этих пор, Гаспарян был принят не только, как виртуозный исполнитель, но и как тонко подмечающий все нюансы композитор.

Связав себя обязательствами и контрактами, Дживан был ответственен не столько перед компаниями, сколько перед людьми, в него верящими. Постоянные выступления, гастроли, запись альбомов - все это было сконцентрировано в Америке, и Дживан принял решение перевезти в Лос-Анджелес всю свою семью. Но, тем не менее, отвечая на вопрос: «Где ваш дом?», Гаспарян, не задумываясь, отвечает: «В Армении».

В 2000 году Гаспарян принимает приглашение написать музыку для нового фильма «Гладиатор». В соавторстве с композитором Хансом Циммером, Гаспарян создает трек, который позже получил премию «Золотой Глобус» за лучший саундтрек к фильму.

Многие считают, что Гаспарян прославился лишь «Гладиатором», при этом показывая свою неосведомленность. Саундтреки Дживана звучат в таких знаменитых фильмах, как «Страсти Христовы» и «Код да Винчи»

В настоящее время, у Гаспаряна множество учеников по всем миру, которые просто боготворят своего учителя. Дживан сокрушается, что передать свое мастерство некому - он отец двух дочерей, а игра на дудуке - исконно мужское занятие. Но Гаспарян не теряет надежды и обучает мастерству исполнению своего внука.

Дживан Гаспарян до сих пор дает концерты, активно гастролирует и полон планов на дальнейшую творческую жизнь. Только вот уходить из музыки Гаспарян не собирается. «Как можно устать от любимого дела? Отдыхать нужно тогда, когда ты устал. Я совершенно не устал ни от дудука, ни от ритма своей жизни».

родился 12 октября в 1928 году (Весы) в деревушке Солаг, которая находится в Армении. Его любят и уважают многие знаменитые музыканты и люди искусства, многие любители музыки (его музыкой невозможно не проникнуться), он является, пожалуй, самым уважаемым человеком в Армении, этот человек с помощью искусства объединяет народы, сердца. Человек глубочайшей души, иначе его музыка не была бы такой душевной.

Дудук и дядя Дживан — это синонимы. Пожалуй, никто так не донёс дудук в массы как Дживан Гаспарян. Дядя Дживан играет также на флейте и зерну и поёт.
— это армянский музыкальный духовой инструмент, которому более 1500 лет.


Его звук и музыку, которую может играть дудукист невозможно передать словами, потому что она исходит из сердца и души. Как говорит дядя Дживан: «Дудук девяносто девять раз плачет и один раз смеётся».

Если вы не слышали дудук (что маловероятно), к вашему вниманию композиция «In Foreign Lands»

Дудук делается из абрикосового дерева с 9-ю отверстиями для пальцев (одно отверстие для большого пальца) и сконструирован из двух тростниковых пластин, этот инструмент является однооктавовым. Сам звук, с помощью дудука, рождается вследствие подачи воздуха музыкантом (дудукистом), образуя вибрацию пластин, а ноты благодаря закрыванию пальцами отверстий.
Очень часто вы можете слышать когда одновременно играют два дудука, один из них создаёт некий фон, а другой играет основную партию. Тот что создаёт «фон», называется «дам-дудук», единственное отличие заключается в том, что играющий на дам-дудуке музыкант, должен подавать воздух в дудук непрерывно, для этого музыкант накапливает воздух в щеках, вдыхая носом и выдыхая в дудук, таким образом у него в щеках всегда есть запас воздуха, что способствует непрерывному потоку воздуха в сам инструмент.
Пример звучания дудука в паре с дам-дудуком.

Но вернёмся к великому музыканту и богатой души человеку дяде Дживану.
Впервые познакомился с дудуком Дживан в 6 лет, тогда он наблюдал как играют на этом инструменте несколько музыкантов, он подошел к одному из них и попросил его дать поиграть на дудуке, тот протянул ему в руки дудук и этот момент стал знаменательным для маленького Дживана. Он настолько увлёкся дудуком, что играл на нём и днём и ночью. Как вспоминает дядя Дживан: почти через пол года он вернулся к музыканту, который дал ему дудук, чтобы тот оценил его игру на этом инструменте, так маленький Дживан обзавёлся ещё одним дудуком. Довелось Дживану играть и перед Сталиным, это было в 1948 году в «Большом театре», Сталин настолько проникся игрой Дживана, что он через своих людей подарил Дживану часы «Победа». Часы Дживан не сохранил, а продал по уговорам ребят и они купили на эти деньги пиво.
Одно из запоминающихся выступлений Дживана было в Японии (Токио). Дживан отыграл два концерта, на следующий день должен был отыграть третий, но пошёл сильный ливень и музыкант даже не готовился к третьему концерту подумав, что из-за такой погоды он не состоится, но к нему зашел директор концерт. зала и сказал что все билеты куплены и нужно идти выступать. Каково же было удивление Дживана когда он увидел полную людьми открытую площадку, которая вмещает около 3 000 человек, люди 2 часа слушали под ливнем его музыку.

Легче перечислить тех, с кем дядя Дживан не работал и не выступал вместе, чем перечислять всех с кем он совместно и плодотворно работал, но нескольких музыкантов, режиссёров я перечислю:

Martin Scorsese и Peter Gabrie l — работа над фильмом «Последнее искушение Христа». Сотрудничество Питера Гэбриэла с Дживаном Гаспаряном после выхода фильма открыло новый жанр в музыке, скрещение современных стилей с этнической музыкой. Именно эта работа сделала Дживана популярным во всём мире и в Голливуде в частности.

Hans Florian Zimmer — работа над фильмом «Гладиатор» и «Код да Винчи». Циммер — это композитор, который славится написанием музыки для фильмов (основная тема в фильме «Человек дождя», «Король Лев», «Пёрл-Харбор», «Код да Винчи», «Гладиатор» и многие другие), однажды пригласивший к себе Дживана Гаспаряна для записи саундтрека к фильму «Гладиатор». Циммер включил музыку и сказал Дживану, что вот эту мызку он должен сыграть. К большому удивлению присутстсвующих Дживан ответил, что можно приступать к записи прям сейчас. Он достал дудук и начал импровизировать 45 минут под фильм «Гладиатор». Дживан поразил Циммера и всех присутствующих в студии. Позже Циммер признаётся, что считает Дживана Гаспаряна одним из самых поразительных музыкантов в мире. Ещё позже Ханс Циммер приглашает Дживана на запись саундтрека к фильму «Код да Винчи».

«Ashes and Snow» (проект выдающегося фотографа и кинематографиста Грегори Кольбера) — в этом проекте звучит музыка и песня «Mater Mea» Дживана, которую он спел сам. Дело в том, что Дживан не только виртуозно играет на дудуке, но ещё и хорошо поёт низким голосом. Также он является исполнителем в нескольких композициях Майкла Брука (Michael Brook), которые вошли также вошли в проект «Ashes and Snow» («Пепел и снег») качестве музыкального сопровождения. Кстати, Дживан с Майклом Бруком выпустили совместный альбом под названием «Black Rock» в 1998 году и «Penumbra» в 2008.
Также принимал участие в записи саундтрека Джона Дебни (John Debney) к фильму Мела Гибсона (Mel Gibson) «Страсти Христовы».
А также с другими музыкантами, режиссёрами, композиторами. Если вы услышите в каком-то фильме звучание дудука, то можете быть на 99% быть уверенным, что это дудук дяди Дживана. Он и сегодня получает очень большое количество приглашений, но на все не хватает времени.

Кстати, дядя Дживан обладает большущей коллекцией этого инструмента, но играет и не расстаётся вот уже 40 лет с одним и тем же.
Дживан Гаспарян подготовил чуть более 70 дудукистов, в том числе и своего внука Дживана, который пошёл по стопам деда.

Если вы когда-либо встретите Дживана Гаспаряна, то обратитесь к нему в такой форме: «Дядя Дживан». Он просит, чтобы к нему так обращались, а не по имени и отчеству, не откажите этому талантливейшему музыканту и добрейшему человеку.

Официальный русскоязычный сайт: JivanGasparyan.ru

ЮНЕСКО (1959, 1962, 1973, 1980)
Получил звание народного ариста Армении (1973г.)
«Золотой глобус» за музыку к фильму «Гладиатор» (2001г. исполнитель и со-автор)
WOMEX (2002г.) /Одна из самых ценных наград для Дживана Гаспаряна/
и многие другие награды, титулы

* I Will Not Be Sad in This World (1990)
* Moon Shines at Night (All Saints, 1993)
* Armenian Romances (1994)
* Romantic Songs (1994)
* The Art of Armenian Duduk (1995)
* Ask me no questions (Traditional Crossroads 4268, 1996)
* Apricots from Eden (Traditional Crossroads 4276, 1996)
* Doudouk (Hollywood Music Centre, 1996)
* Ceremonies — Djivan Gasparyan & Armen Chakmakian (1998)
* The Crow - саундтрек
* Black Rock (Realworld 46230, 1998) - совместно с Майклом Бруком
* Nazeli Djivan Gasparyan Quartet (Libra Music, 1998)
* The Siege, саундтрэк (1998)
* Salute (Musicrama, 1998)
* Heavenly Duduk (Network, 1998)
* From The Soil (1998)
* Sound of Duduk (Parseghian records, 1998)
* Armenia: Heavenly Duduk (Network, 1999)
* Armenian Fantasies (Network 34801, 2000)
* Gladiator - саундтрек
* Fuad (2001) - совместно с Эрканом Огуром (народные турецкие и армянские песни), Kalan Ses
* Nazani (2001)
* The Art of Armenian Duduk (2001)
* Serenity (2001)
* Duduk (2002)
* In My World, I Have No Pain 2CD (2002)
* Armenian Duduk (2003)
* Isaac: Sacred choral works… (2003)
* Not Be Sad (2003)
* Музыка к фильму Фрески (2003)
* Spirit Simfony 2CD (2004)
* Magical Music From Mount Ararat (2004)
* Магия армянского дудука (2004)
* Apricots from Eden (Traditional Crossroads, 2005)
* Ask me no questions (Traditional Crossroads, 2005)
* Endless Vision - совместно с Hossein Alizadeh (World Village, 2005)
* I Will Not Be Sad in This World (Ryko/Rhino, 2006)
* Moon Shines at Night (Ryko/Rhino, 2006)
* Hin U Nor Husher (2006)
* Nazeli (Jet Plak Kaset, 2007)
* ARMENIE:The Soul of Armenia (Network Medien, 2007)
* Penumbra (2008) - совместно с Майклом Бруком

Живая легенда, человек, познакомивший мир с дудуком – Дживан Гаспарян, празднует сегодня свой день рождения. Маэстро исполняется 89 лет. Но, несмотря на преклонный возраст, он все еще бодр, полон сил и надежд.

Дудук изменил его жизнь и он стал знаменитостью, лицом армянском народа во всем мире , при этом ни на секунду не потеряв своего главного качества – человеческого.

На его концерты собираются многотысячные залы по всему миру, ему аплодируют миллионы, он всегда востребован и любим. Но для дяди Дживана, именно так он просит обращаться к нему, все это признательность, за которую он благодарен и ради которой он творит.

Дживан Арамаисович Гаспарян родился 12 октября 1928 года в маленькой армянской деревушке под названием Солак, неподалеку от города Раздан. Когда Дживан был еще совсем мальчишкой, его мать скончалась, а отец ушел на фронт (годы Великой Отечественной Войны). Так он попал в детдом.

Первое знакомство с инструментом, который предопределит всю его дальнейшую жизнь, произошло в 6 лет.

Азы старинного армянского инструмента маленький Дживан постигал в одиночку. Мальчик просто прислушивался к игре старых мастеров и пытался что-то повторить. Первыми его слушателями были детдомовские товарищи.

Талант и целеустремленность не могли не дать своих плодов. Вскоре Дживана начали замечать известные мастера. В 1948 году, Гаспарян в составе самодеятельного ансамбля выступил в Москве на смотре мастеров искусств республик СССР. В зале Большого театра сидел сам Сталин.

«Сталин расположился в ложе и курил сигарету с мундштуком. А ложа там в трех метрах над сценой», - вспоминает музыкант. «Потом он подозвал меня к себе. Поздравил с выступлением и даже подарил свои часы «Победа». Правда, мы потом с ребятами их продали и купили пиво и пирожки».

К концу 1980-х годов Дживан Гаспарян успел покорить все главные сцены и стать одним из самых востребованных музыкантов в СССР. Именно тогда его заметили западные ценители искусства. В 1988 году Гаспаряна пригласили на несколько концертов в Лондон. Причем вместо запланированных двух, тогда он дал целых пять. После этого его пригласили в США. Именно там он записал саундтреки к 24 фильмам, в том числе к культовому фильму «Гладиатор» . Саундтрек, в котором Дживан выступил не только исполнителем, но и соавтором композитора Ханса Циммера, получил «Золотой глобус» за лучшую музыку к фильму в 2001 году. «Я всегда хотел писать музыку для Дживана Гаспаряна , - признался Ханс Циммер. - Я думаю, что он один из самых поразительных музыкантов в мире. Он создает единственное в своем роде уникальное звучание, которое сразу же западает в память».

Дживан Гаспарян стал тем человеком, благодаря кому в мире широко узнали об армянском дудуке, внеся моду на сочетание дудука с различными музыкальными жанрами.

Как признается сам маэстро, дудук - неотъемлемая часть его жизни. Инструмент всегда при нем, он носит его в правом кармане внутренней стороны пиджака и играет. Играет для всех, кто пожелает, нужно только попросить.

Сейчас Гаспарян проживает в США и Армении одновременно. «У меня есть дом в Америке, есть дом Ереване, я живу понемногу и там и тут» , - говорит он.

В конце августа Дживану Гаспаряну довелось испытать большую трагедию, из жизни ушла его супруга – балерина Астхик Заргарян, они прожили вместе больше полувека.

С Днем Рождения дорогой дядя Дживан!

Дживан Гаспарян (арм. Ջիվան Գասպարյան; 1928, деревня Солаг, Армения) - знаменитый армянский музыкант и композитор. Живёт и работает в столице Армении, Ереване. Профессор Ереванской государственной консерватории имени Комитаса. Всемирно известный знаток армянской национальной музыки, мастер игры на дудуке. Даёт концерты по всему миру.

"Гаспарян превращает все свои концерты в захватывающие, грустные, страстные, ностальгические и благоговейные драмы" - Джон Парелес, New York Times.

Дживан Гаспарян - музыкант, живая легенда мировой музыки, человек, познакомивший мир с армянским фольклором и музыкой дудука.
Детство Дживана Гаспаряна было тяжелым: он рос в детдоме -мать мальчика скончалась, отца забрали на фронт. Дудук взял в руки в 6 лет и начал интуитивно постигать азы. Его первые шаги в музыке были совершенно самостоятельными - восемь месяцев он учился играть на своем первом дудуке, подаренном ему известным в ту пору в Армении дудукистом Маргаром Маргаряном, просто прислушиваясь к игре старых мастеров, не имея никакого музыкального образования и базы.
И лишь 1947 год можно назвать началом его музыкальной карьеры - именно тогда Дживан Гаспарян в составе национального самодеятельного ансамбля впервые выступил на смотре мастеров искусств республик СССР на сцене Большого театра. "В 1947 году я выступал в Москве, и на том концерте присутствовал Сталин. Он мне подарил часы "Победа". Этот день стал для меня судьбоносным. Весь город говорил об этом» - рассказывает сам Маэстро. « Еще одним из самых знаменательных дней в моей жизни, можно назвать день, когда я держал экзамен и поступил в ансамбль Татула Алтуняна. Это было в 1949 году. "Когда Алтунян вошел и увидел меня - маленького, худого парня с дудуком в руках, сказал: " И этот ребенок станет солистом ансамбля песни и пляски?!" Я был очень смущен. И как я должен был после этого сыграть? Первое произведение исполнял дрожа, потом – уже чуть успокоившись - второе, третье. Татул Алтунян слушал с возрастающим интересом и когда я закончил, сказал: "Немедленно пишите приказ, пусть работает". Был четверг. В пятницу и в субботу я репетировал с ансамблем, а воскресенье был концерт. Это стало легендой – ведь всего за два дня я без нот выучил всю программу. Я не умел тогда читать ноты, я тогда ничего не знал».
В 1956г. Дживан Гаспарян получил свою первую в жизни премию на конкурсе исполнителей на дудуке.
В 1959г. он впервые стал обладателем золотой медали Четвертого Международного фестиваля под эгидой ЮНЕСКО. Второй медали он удостоился в 1962г., а после третьей, полученной им в 1973, правительство Армении удостоило его звания “Народный артист Армении”. В 1980г. он получил награду в четвертый раз.
В 1988г. английский музыкант Брайан Ино (Brian Eno), во время приезда в Москву случайно услышал его игру и пригласил Дживана Гаспаряна в Лондон. С этого момента начинается новый - международный - этап его музыкальной карьеры, который не только принес Дживану Гаспаряну мировую известность, но и познакомил мир с армянской народной музыкой. Он выпустил свой первый альбом “I will not be sad in this world”, в который вошли древние народные армянские песни и баллады и посвятил его жертвам землетрясения в Армении.
В период переворота в Армении он был вынужден был покинуть страну. “Я потерял все свои сбережения. В кармане было лишь 100 долларов, оставшиеся после гастролей. Друзья купили билеты на авиарейс в Америку для моей семьи, и долгих четыре года я жил вдали от родины…” - вспоминает Маэстро. Только не радовала Дживана Гаспаряна благополучная Америка и как только появилась возможность, он вернулся домой, чтобы черпать вдохновение и силы у родной земли.
Вернувшись в Ереван, Дживан Гаспарян занял должность профессора Ереванской консерватории.
В это же время он записал свой диск на фирме Real World и совместно с Майклом Бруком - альбом "Black Rock", начал свое длительное сотрудничество с Питером Гэбриэлом, написал саундтрек к фильму “Последнее искушение Христа”. Дживан Гаспарян начинает гастролировать по всему миру - он выступает совместно с Кронос-квартетом, Венским, Ереванским и Лос-Анджелесским симфоническими оркестрами, гастролирует по Европе, Азии. Выступает в Нью-Йорке и дает концерт в Лос-Анджелесе совместно с местным филармоническим оркестром. В 1999 он работает над музыкой к фильму “Сейдж”, а в 2000г. - начинает сотрудничество с Хансом Циммером при работе над саундтреком к фильму “Гладиатор”. Баллада “Сиреци, ярес таран”, на основе которой “сделан” этот саундтрек, принесла Дживану Гаспаряну в 2001 г. премию “Золотой глобус”.
Дядя Дживан автор саундтреков к семнадцати фильмам, среди которых такие картины как “Русский Дом”, “Онегин”, “Ворон”, “Сейдж”, “Календарь” , “Доктор Живаго”, ”Фрески”, он работал с Борисом Гребенщиковым над созданием альбома “Сестра Хаос” .
В 2002 г., на состоявшемся в немецком городе Эссен фестивале WOMEX, Дживан Гаспарян становится лауреатом престижной премии “Womex Lifetime Achievement Award”.
"В 2006 г. Маэстро записывает саундтреки к фильмам «Снег и Пепел» и «Сириана» (США).
Творческий путь Почетного гражданина Армении, лауреата ордена Месропа Маштоца, Дживана Гаспаряна, где работа музыканта в ресторане сменялась сольным выступлением в Большом театре, а кафедра профессора – работой аккомпаниатора, проследить не так просто. Количество его гастролей подсчитать уже под силу, наверное, только его агенту или биографу, и тем паче не стоит считать его законченным. Музыку, исполняемую Гаспаряном, уже нельзя назвать просто “народной музыкой Армении”, его вклад в популяризацию армянской народной музыки вряд ли имеет аналоги и, может быть, поэтому к его многочисленным титулам часто добавляют – “хранитель музыкального наследия своего народа”.