Биографии, истории, факты, фотографии. Джон Рёскин - Избранные мысли Джона Рёскина четыре лекции о промышленности и войне

Образованиях в ландшафте посещаемых стран.

Среди его работ наиболее известны «Лекции об искусстве» (англ. Lectures of Art , ), «Художественный вымысел: прекрасное и безобразное» (англ. Fiction: Fair and Foul ), «Английское искусство» (англ. The Art of England ), «Современные художники» (англ. Modern Painters, - ), а также «Природа готики» (англ. The Nature of Gothic , ), знаменитая глава из «Камней Венеции», изданная впоследствии Уильямом Моррисом отдельной книгой. Всего Рёскиным написано пятьдесят книг, семьсот статей и лекций .

Рёскин - теоретик искусства

Рёскин многое сделал для укрепления позиций прерафаэлитов , например, в статье «Прерафаэлитизм» (англ. Pre-Raphaelitism , ), а также сильно повлиял на антибуржуазный пафос движения. Кроме того, он «открыл» для современников Уильяма Тёрнера , живописца и графика, мастера пейзажной живописи. В книге «Современные художники» Рёскин защищает Тёрнера от нападок критики и называет его «великим художником, дарование которого я оказался способен оценить при жизни».

Рёскин также провозглашал принцип «верности Природе»: «Не от того ли, что мы любим свои творения больше, чем Его, мы ценим цветные стекла, а не светлые облака… И, выделывая купели и воздвигая колонны в честь Того … мы воображаем, что нам простится постыдное пренебрежение к холмам и потокам, которыми Он наделил наше обиталище - землю» . В качестве идеала он выдвигал средневековое искусство , таких мастеров Раннего Возрождения , как Перуджино , Фра Анжелико , Джованни Беллини .

Неприятие механизации и стандартизации нашло отражение в теории архитектуры Рёскина, акценте на значимости средневекового готического стиля . Рёскин восхвалял готический стиль за его привязанность к природе и естественным формам, а также за стремление осчастливить труженика, которое он, как и приверженцы «готического возрождения» во главе с Уильямом Моррисом , видел в готической эстетике. Девятнадцатый век пытается воспроизвести некоторые готические формы (стрельчатые арки и т. п.), чего оказывается недостаточно для выражения истинного готического чувствования, веры и органицизма . Готический стиль воплощает те же моральные ценности, что видятся Рёскину в искусстве, - ценности силы, твердости и вдохновения .

Классическая архитектура в противоположность готической архитектуре выражает моральную бессодержательность, регрессивную стандартизацию. Рёскин связывает классические ценности с современным развитием, в частности с деморализаторскими последствиями промышленной революции , отражающимися в таких феноменах архитектуры, как Хрустальный дворец . Вопросам архитектуры посвящено много работ Рёскина, однако наиболее выразительно свои идеи он отразил в очерке «Естество Готики» («The Nature of Gothic») из второго тома «Камней Венеции» (The Stones of Venice) 1853 года, вышедшем в разгар бушевавшей в Лондоне «Битвы стилей». Помимо апологии готического стиля, он выступал в нём с критикой разделения труда и нерегулируемого рынка, отстаиваемых английской политэкономической школой.

Воззрения на общество

Преподавая рисование в Рабочем колледже Лондона, Джон Рёскин подпал под влияние Томаса Карлейля . В это время его начинают скорее интересовать идеи преобразования общества в целом, а не только теория искусства. В книге «Последнему, что и первому» (Unto This Last, 1860), обозначившей оформленность политико-экономических воззрений Рёскина, он выступает с критикой капитализма с позиций христианского социализма , требуя реформ в образовании, всеобщую занятость и социальную помощь инвалидам и людям преклонного возраста. В 1908 году это произведение Рёскина было переведено на гуджаратский язык индийским политическим деятелем Мохандасом Ганди под названием «Сарводайя».

В 1869 году был избран первым почётным профессором искусств Оксфордского университета , для студентов которого собрал коллекцию произведений искусства в оригиналах и репродукциях. Рёскин также приобрёл большую популярность в среде ремесленников и рабочего класса - особенно в свете основания им выходившего с 1871 по 1886 годы ежемесячного издания «Fors Clavigera» («Письма к рабочим и труженикам Великобритании»). Совместно с Уильямом Моррисом и прерафаэлитами он стремился открыть рабочим индустриальных районов красоту ремесленного производства и победить дегуманизирующие последствия механизированного труда при помощи художественно-промышленных мастерских , где применялся бы только творческий ручной труд. Сам Рёскин возглавил первую такую мастерскую, носящую название Гильдия святого Георга.

Личный кризис

В 1848 году Рёскин женился на Эффи Грей . Брак оказался неудачным, супруги разъехались и в 1854 году получили развод, а в 1855 году Эффи вышла замуж за художника


Давно хотела рассказать интересную историю о...о любовном треугольнике...Ну об очень странном треугольнике)

Д. Э. Миллес. Портрет Эффи Грей

Был такой прославленный деятель викторианской эпохи Джон Рёскин (англ. John Ruskin;1819 - 1900) - английский писатель, художник, теоретик искусства, литературный критик и поэт,оказавший большое влияние на развитие искусствознания и эстетики второй половины XIX - начала XX века.

Эфимия (Эффи) Грей родилась 7 мая 1828 году в Перте в доме, который ее отец перекупил у отца Джона Рескина. Их семь поддерживали неплохие отношения, поэтому Рескин мог наблюдать за тем, как взрослеет и расцветает Эффи. Между ними была разница в 9 лет.
Возникала и взаимная симпатия. Для Эффи Джон Рескин написал фантастический роман «Король Золотой Реки». Связь между ними поощрял отец Эффии, да и родителям Рескина девушка показалась подходящей будущей женой для сына.

Дж. Э. Миллес. Портрет Эффи Грей

Джон Рёскин два года ухаживал за Эфимией Грей. Дело закончилось свадьбой. Ей было девятнадцать, ему -- двадцать девять. На брачном ложе Джон осторожно стащил платье с плеч жены-красавицы и обнаружил, к своему ужасу и потрясению, волосы на лобке.
Джон был возмущен, решив, что тело возлюбленной "не создано для наслаждения страстью". Он обнял жену, повернулся на другой бок и уснул. Эффи ощутила себя отвергнутой.
За первой брачной ночью последовал шестилетний период целомудрия, во время которого Джон искусно выдумывал все новые и новые причины своему отказу исполнять супружеский долг. Например, говорил, что ненавидит детей и не желает дополнительной обузы в виде беременной или кормящей Эффи. Шок от тела Эффи был для Рёскина первым свидетельством того, что он совершенно не приспособлен для плотских отношений. Его странное детство, лишенное игрушек и общения со сверстниками, помешало подготовиться к реальности взрослой жизни. Рёскины выработали определенный стиль поведения, который внешне устраивал обоих, хотя Эффи никогда не отказывалась от мечты завести детей (после ее замужества мать Эффи забеременела уже тринадцатым ребенком). Супруга Рёскина вскоре завоевала репутацию очаровательной, умной и остроумной гостьи. Она заботилась о поддержании своего целомудрия, не давая повода для обвинений в прелюбодеянии.
Она восхищалась своим мужем: "Я никогда не смогу полюбить кого-то еще в этом мире, кроме Джона". Но Рёскин наконец-то стал открыто признавать, что их брак был ошибкой. Он заявил, что никогда не станет исполнять супружеский долг, что "греховно было бы вступать в такую связь, и в случае появления детей ответственность слишком велика, ведь я совершенно не гожусь для их воспитания".

В то время Джон Рескин, уже ставший человеком, способным диктовать публике художественный вкус, взял под свое покровительство Братство Прерафаэлитов. Особенно же он был расположен к Джону Эверетту Миллесу, которого считал наиболее одаренным из них. Он представил Миллеса своей жене, а тот уговорил ее позировать для картины «Приказ об освобождении» .


На картине изображена жена шотландского солдата, арестованного после якобитского восстания 1745 года. Она держит на руках ребенка и протягивает стражнику приказ об освобождении мужа, пока тот прижимается к ней.
Видимо, Миллес начал влюбляться в Эффи уже во время работы над картиной. А потом Рескин пригласил молодого художника сопровождать их семью в поездке по Шотландии.
Тогда же Миллес написал знаменитый портрет Рескина, начинающего понимать, что между его женой и подопечным возникли чувства.

Треугольник мог остаться треугольником, но.....
В 1854 году Эффи наконец решилась и рассказала о своем положении подруге леди Истлейк, жене сэра Чарльза Истлейка, президента Королевской академии. "Расскажи своим родителям, -- посоветовала та, -- в законе есть статьи, которые помогут в твоей ситуации". Греи и их дочь наняли адвокатов и пригласили двух врачей осмотреть Эффи. Оба заявили, что она девственница (один был буквально ошарашен этим).
Лондонское общество ополчилось на Джона, поскольку брак без секса считался таким же неслыханным делом, как и секс до брака.
Суд в конце концов аннулировал брак на основании того, что "Джон Рёскин не способен исполнять супружеский долг по причине неизлечимой импотенции".

Дж. Э. Миллес. Автопортрет
Спустя год Эффи вышла за художника Джона Эверетта Миллеса. Бедняжке пришлось во второй раз пережить необычную брачную ночь, поскольку Миллес ударился в слезы и признался, что, как и Джон, ничего не знает о женщинах и сексе. Эффи утешила и подбодрила его. А спустя два месяца была беременна первым из своих восьми детей.

Миллес впоследствии стал самым высокооплачиваемым художником за всю историю английского искусства. В 1885 году получил титул барона, а за месяц до смерти стал президентом Королевской академии.

Дж. Э. Миллес. Портрет Эффи Грей Миллес


Sophie Gray 1857
На этой картине изображена младшая сестра Эффи-София, которой в пору написания полотна было 12 лет..

Миллес умер в 1896 году и был похоронен в соборе Святого Павла. Большая честь для художника, некогда шокировавшего публику своими ранними работами.
Эффи ненадолго пережила мужа и умерла в 1897 году. Ее похоронили на церковном кладбище в Киннуоле.
Кстати, именно это кладбище Миллес когда-то изобразил на своей картине «Долина отдыха»

После развода с Эффи, Рескин возвратился к родителям. Он оставался целомудренным, но влюблялся в маленьких девочек, находящихся "на первом проблеске их рассвета", теряя к ним интерес, как только они вступали в фазу полового созревания.

Впрочем, с нимфеткой Розой Лятуш все вышло по-иному. Джон вознамерился жениться на ней, несмотря на несколько десятков лет разницы.

Мать Розы обеспокоилась, обратилась к Эффи, и та раскрыла ей все интимные детали своей жизни с Джоном -- вернее, полное их отсутствие. Родители Розы отказали Рёскину.
Через три года Роза от неизвестных причин умерла. История этой любви не раз упоминается в «Лолите» Набокова, о ней снят фильм «Страсть Джона Рёскина» (англ. The Passion of John Ruskin)
В 1870-х у Рёскина на этой почве участились приступы психической болезни, в 1885 он уединился в своем имении, которое уже не покидал до самой смерти.
Джон так и умер девственником.

Джон Рёскин (также Раскин, John Ruskin, 8 февраля 1819, Лондон — 20 января 1900, Брентвуд) — английский писатель, художник, теоретик искусства, литературный критик и поэт; член Арундельского общества. Оказал большое влияние на развитие искусствознания и эстетики второй половины XIX — начала XX века.

Джон Рёскин родился 8 февраля 1819 года в семье богатого шотландского торговца хересом Д. Дж. Рёскина. Дед, Джон Томас Рёскин, был коммерсантом, торговал ситцем. В семье царила атмосфера религиозного благочестия, оказавшая значительное влияние на последующие взгляды писателя. Еще в юности много путешествовал, причем дневники путешествий обязательно включали заметки о геологических образованиях в ландшафте посещаемых стран.

Поступил в Оксфордский университет, и впоследствии сам читал там курс искусствоведения. Став лектором, он настаивал на необходимости изучения геологии и биологии будущими пейзажистами, а также на введении практики научного рисования: «В погожие дни я посвящаю немного времени кропотливому изучению природы; при непогоде я за основу беру лист или растение и рисую их. Это неминуемо ведет меня к выяснению их ботанических названий».

Среди его работ наиболее известны «Лекции об искусстве» «Художественный вымысел: прекрасное и безобразное», «Английское искусство», «Современные художники», а также «Природа готики», знаменитая глава из «Камней Венеции», изданная впоследствии Уильямом Моррисом отдельной книгой.

Всего Рёскиным написано пятьдесят книг, семьсот статей и лекций.

Книги (5)

Избранные мысли Джона Рёскина

Джон Рёскин — английский арт-критик XIX столетия, популяризатор прерафаэлитов и Уильяма Тернера, общественный деятель. К работам Рёскина в своих трудах обращались Лев Толстой и Марсель Пруст, находя в его мыслях близкую им философию.

«Избранные мысли» Джона Рёскина — это сборник его высказываний на самые разнообразные темы. Читатель найдет здесь размышления о добре, нравственности, Боге, искусстве, труде, богатстве, воспитании. Сводятся они к простым, но нерушимым для мыслителя истинам. Ведь как писал сам Рёскин, «вся литература, все искусство, все науки бесполезны и даже вредны, если они не помогают вам быть счастливыми, и истинно счастливыми».

Лекции об искусстве

В лекциях, прочитанных студентам Оксфорда, автор предлагает собственную классификацию художественных школ и анализирует современное ему состояние искусства.

Книга «Лекций об искусстве», абсолютно необходимая искусствоведам и студентам-гуманитариям.

Теория красоты

Джон Рёскин (1819-1900) — выдающийся арт-критик XIX столетия, интеллектуал по призванию, общественный деятель, занимавшийся вопросами социальной несправедливости.

Книга «Теория красоты» — это монолог, обращенный к читателю, в котором прославленный искусствовед рассуждает о взаимосвязи искусства и нравственности, искусства и религии, искусства и природы. В книге Рёскин не только высказывает мнение, но и обосновывает его, порой безапелляционно и горячо. Как он сам писал: «Говорить и действовать правдиво постоянно и неизменно почти так же трудно, пожалуй, как действовать, невзирая на угрозы и кары».

Джон Рёскин (или Раскин) отличался многими талантами. Он был видным теоретиком искусства, художником, литературным критиком, поэтом и писателем, в чью прозу был влюблен даже Марсель Пруст. Всего Рёскин написал пятьдесят книг и семьсот статей и лекций, большинство из которых посвящено искусству в целом и архитектуре в частности.

Джон Рёскин родился 8 февраля 1819 года в Лондоне. Дед его торговал ситцем, а отец, бывший совладельцем фирмы по импорту хереса, вполне успешно этот продукт и продавал. Несмотря на приземленное занятие, отец Джона любил искусство, что, несомненно, повлияло и на сына, как и строгое религиозное воспитание, благодаря которому у Джона выработалось религиозно-этическое понимание жизни.

Когда Джону исполнилось тринадцать, семья начала активно путешествовать по Франции, Бельгии, Германии и Швейцарии. Во время путешествий Рёскин вел путевой дневник, в котором обязательно описывал геологические образования в странах, которые посещал. Намного позже, став лектором в Оксфордском университете, в котором сам и учился, он настаивал на том, что будущие пейзажисты обязательно должны изучать биологию и геологию, а так же практиковаться в научном рисовании: «В погожие дни я посвящаю немного времени кропотливому изучению природы; при непогоде я за основу беру лист или растение и рисую их. Это неминуемо ведет меня к выяснению их ботанических названий ».

Сам Рёскин рисунку учился у художников Копли Филдинга и Хардинга и под их руководством стал искусным рисовальщиком, правда, увлекала его в основном архитектура, особенно готическая. Что до Оксфордского университета, то обучение геологии у Бакланда Рёскину пришлось прервать из-за подозрений на туберкулез. Впрочем, опасения врачей не повлияли на другие увлечения. Еще до этого эпизода в «Архитектурном журнале» появляется первая публикация Рёскина «Поэзия архитектуры»; в 1839 году Рёскин получает Ньюдигейсткую премию за лучшую поэму на английском языке. В конце тридцатых годов Рёскин на щедрое содержание, выделенное отцом, начинает собирать картины Уильяма Тёрнера, творчеством которого увлечен довольно давно. В семнадцать лет Рёскин даже написал сочинение в защиту Тёрнера, которое годами позже вылилось в многотомный труд «Современные художники» — первый том вышел в 1843 году. Сам Тёрнер, говорят, едва ли улавливал смысл хвалебных речей своего горячего поклонника и даже не поддержал публикации первой из статей о себе, которую отец Рёскина послал художнику.

В 1845 году Рёскин отправляется в путешествие по Швейцарии и Италии, где приходит в восторг от религиозной живописи Фра Анджелико и Тинторетто. Этот восторг вылился во второй том «Современных художников», вышедший в 1846 году. Через три года Рёскин публикует сочинение, посвященное еще одной его страсти — готической архитектуре — «Семь светочей архитектуры». Труд, в общем-то, оставшийся невостребованным из-за наивного утопизма и старомодности Рёскина на фоне авангарда, социальных революций и прогресса науки и техники.

Рёскин, по настоянию отца, продолжает писать труд «Современные художники», читает лекции «Политическая экономия в искусстве» в Манчестерском университете, пишет на эту тему книгу «Последнему, что и первому». Он поддерживает реформы образования, особенно в сфере ремесел, ратует за всеобщую занятость и помощь инвалидам и старикам. В 1871 году он начинает издавать ежемесячное издание для рабочих Великобритании «Fors Clavigera», в котором рассказывает об учреждении Компании св. Георгия, которая должна была создавать мастерские, где бы применялся исключительно ручной труд, открывать рабочим красоту ремесленничества, а также свести на нет последствия промышленной революции.

Джон Рёскин за работой в Брентвуде, 1881.

В 1851 году в Академии состоялась выставка прерафаэлитов, которую приняли довольно враждебно. Рёскин встал на их защиту, написал статью «Прерафаэлитизм» и подружился с самым ярким представителем течения Джоном Эвереттом Миллесом, к которому впоследствии ушла жена Рёскина Эффи Грей. При этом в пятидесятые-шестидесятые годы Рёскин переживает влюбленность в Розу Ла Туш, которой на момент знакомства было всего десять лет. Когда девушке исполнилось 18, Рёскин делает ей предложение, но получает отказ. В 1872 году он пробует снова, и опять получает отказ, на этот раз окончательный. Через три года по неизвестной причине Роза умирает, и у Рёскина на этой почве приступы психической болезни, начавшиеся еще в шестидесятые, становятся чаще, в 1885 году он уединяется в своем имении, которое не покидает до самой смерти в 1900 году.

Джон Рескин, английский искусствовед, писатель, родился в Лондоне 8 февраля 1819 г. Его отцом был совладелец компании, торгующей вином. Семья была благочестивой, и домашняя религиозная атмосфера наложила заметный отпечаток на формирование личности Джона. Отец был неравнодушен к искусству, в 13-летнем возрасте Джон много путешествовал с семьей по Европе. Будучи учеником британских художников Дж. Хардинга и К. Филдинга, Рескин достиг на этом поприще немалых успехов. Объектом его изображения чаще всего являлась архитектура. Особый интерес он проявлял к готике. Во время путешествий обычно включал в свои записи сведения о геологических образованиях, замеченных в ландшафте тех или иных местностей.

С 1836 г. Джон Рескин - студент Оксфордского университета, Крайст-Черч-колледжа. В 1839 г. он стал обладателем Ньюдигейтской премии за лучшую поэму, написанную на родном языке. Весной 1840 г. ему пришлось прекратить обучение из-за открывшегося кровотечения, которое врачи связывали с туберкулезом. В 1841 г. Рескин обратился к сочинению, написанному им в 17 лет, и стал писать к нему дополнение. В результате на свет появился масштабный труд «Современные художники». Первый из пяти томов был опубликован в 1843 г. Посещение Европы впервые без семьи обогатило его впечатлениями, легшими в основу второго тома, вышедшего в 1846 г. Интерес к готической архитектуре вылился в издание в 1849 г. работы «Семь светильников архитектуры», после чего Рескин все внимание сосредоточил на архитектуре Венеции, где он вместе с супругой в течение двух зим копил материал для книги о камнях этого города.

По возвращении на родину искусствовед стал активным защитником художников-прерафаэлитов, которые подверглись общественной критике после выставки в академии. Определенный период биографии пришелся на работу Рескина преподавателем столичного Рабочего колледжа. Прочитанный курс лекций «Политическая экономия искусства» (Манчестер, 1857 г.) свидетельствовал о смещении акцента с «чистого» искусствоведения к социальным преобразованиям. Развившая эту тему книга «Последнему, что и первому» свидетельствовала о сформированности политико-экономических воззрений Рескина. Он предлагал реформировать систему образования, обеспечить всеобщую занятость, оказывать помощь инвалидам и старым людям. Эта же книга стала отражением его духовного кризиса. С 1860 г. депрессия стала постоянной спутницей писателя.

В 1869 г. Рескин - первый почетный профессор искусств Оксфорда; им была собрана предназначенная для студентов богатая коллекция различных произведений искусства. С 1871 г. стало ежемесячно выходить его издание «Fors Clavigera», главной аудиторией которого были трудящиеся, ремесленники страны. В нем Рескин пропагандировал ремесленное производство, призывал к его возрождению, рассказывал о местах, где могли бы быть созданы мастерские и т.п. Издание, выходившее по 1886 г., еще больше укрепило его популярность в этой социальной среде.

Душевное здоровье Рескина постепенно ухудшалось, и к концу 1873 г. это стало отражаться на его преподавательской деятельности. Во многом это было связано с бурной несчастливой жизнью. Через 5 лет у него развилось тяжелое психическое заболевание, проявлявшееся приступами, но, тем не менее, не лишившее его памяти. С 1885 г. последний период жизни Рескина связан с пребыванием в северном Ланкашире, собственном имении Брентвунд, где он оставался до самой смерти. На протяжении 1885-1889 гг. он написал свою последнюю работу - автобиографию под названием «Прошлое», которая считается одним из самых интересных его сочинений. Умер Рескин 20 января 1900 г., оставив после себя 5 десятков книг, 7 сотен лекций и статей. Его творчество во многом повлияло на мировоззрение таких известных людей, как