Беседа на тему «Телефонный этикет. Беседы с детьми начальной школы об этикете Этикет в социальных сетях

ГКООУ санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении
Шафрановская санаторная школа­интернат
Классный час в 5 группе на тему:
«В гостях у этикета»

Провела: Шангареева Минзаля Юнусовна
2014 год
«Поведение - это зеркало,
в котором каждый показывает
свой облик».
Гете

Класс 5
Тема: «В гостях у этикета»
Форма работы с детьми: беседа, игра.
Цель: закрепить знания детей о правилах культурного поведения.
Задачи:
1.Продолжить формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни;
способствовать накоплению учащимися опыта нравственных взаимоотношений в
коллективе;
воображение.
3.Воспитывать чувства товарищества, взаимоуважения, доброты.
Методы: словесные, наглядные, практические.
Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, экзаменационные билеты с номерами,
листочки с ручками, куртка, платок, шары,
Предварительная подготовка.
1. Работа с детьми.
Предупредить девочек (каждую в отдельности), чтобы они подыграли ребятам и помогли
им выполнить упражнения по этикету, объяснив, что игра поможет их взаимоотношениям с
мальчиками, улучшит атмосферу в группе.
2. Реквизит.
Заготовить экзаменационные билеты. По ходу игры мальчики тянут билеты с номерами
заданий, воспитатель читает по книге задания, а мальчики выполняют упражнения по
этикету. В карточках нужно указать конкретные имена и фамилии девочек класса.
План беседы
1. Мотивация к занятию

3. Игра на вежливость «Экзаменационный билет».
4. Итог беседы

1. Мотивация к занятию.
Ход беседы
Воспитатель:
Здравствуйте!
Мы сегодня поклонившись
Друг ­ другу сказали: Здравствуйте!
Что особого тем мы хотели сказать?
Просто здравствуйте!
Мы больше ничего не сказали.
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?!
Воспитатель: А вот еще одно стихотворение. (читают девочки 4 класса)
Сеньор Этикет
У сеньора Этикета
Есть всегда на все ответы:
Как входить и где стоять,
Кому место уступать,
Как прилично одеваться,
Где молчать, а где смеяться,
Как к обеду пригласить,
Что подруге подарить.
В школе, в доме, на работе,
И в трамвае, в самолете,
И в театре, и в кафе,
Пригодиться он тебе.
И пора нам всем понять –
Чтоб воспитанными стать,
Чаще надо к Этикету,
Обращаться за советом.
Воспитатель:
Ребята, о чем это стихотворение?
Примерные ответы детей:
­ О вежливости.
­ О доброте.
­О культуре поведения, этикете.
Что же такое этикет?

“Этикет – это правила поведения человека среди других людей”.
Воспитатель:­ Ребята, правила культурного поведения называется «этикет». Как вы
думаете, о чем сегодня мы с вами будем говорить?(об этикете).Правил этикета очень
много: есть правила поведения за столом, в гостях, в театре, в школе, на работе. Но все
эти правила сводятся к одному, главному принципу: «Уважай окружающих людей». Если
будешь исходить из этого принципа, никогда не ошибешься! Сегодня я предлагаю
продолжить наш разговор по этой теме: « В гостях у этикета». (слайд 1).Сегодня мы с
вами закрепим правила о культуре поведения в повседневной жизни, научимся оценивать
свои поступки и других.
Воспитатель: Ребята, чем отличаются дикие растения от культурных? Ну, например,
дикая яблоня от культурной, породистой яблони? (слайд 2)
Примерные ответы детей:
– Дикая яблоня растет, где и как попало, а культурная – в саду.
– За дикой яблоней никто не ухаживает, а культурную ­ поливают, удобряют, прививают.
– Плоды у дикой яблони не красивые, невкусные, а у культурной ­ плоды хорошие.
Воспитатель: Люди тоже бывают культурные и некультурные. Чем они отличаются?
(слайд 3, 4)
Примерные ответы детей:
– Некультурные не умеют себя вести, а культурные ведут себя разумно, вежливо, за них не
стыдно
Воспитатель: Как вы считаете, людям приятнее общаться с культурным человеком или с
некультурным?
Дети отвечают, что с культурным человеком общаться интереснее и приятнее.
Воспитатель: Яблоне можно сделать прививку, и она станет культурной. А человеку
можно сделать прививку? Что можно ему привить?
Примерные ответы детей:
– Можно сделать прививку от гриппа, от дифтерии.
– Можно привить правила культуры, хорошие манеры.
– Можно привить хорошие навыки, привычки.
Воспитатель: Если мы привьем человеку навыки и привычки культурного поведения,
каким он станет?
Дети хором отвечают: культурным
Воспитатель: Что значит быть культурным человеком?
– Это значит соблюдать правила культурного поведения.
– Значит, вести себя так, чтобы себя не опозорить.
– Значит, вести себя так, чтобы родителям за тебя не было стыдно.
Воспитатель: Я с вами согласна. А как вы думаете, какого человека в старину называли
«неотесанный»?
– Человека невоспитанного, необразованного, некультурного.
– Того, который ничему не учился.
– Того, которого никто не уважает.
Воспитатель: Действительно. Обтесать бревно или камень – значит сделать их гладкими
блестящими. Неотесанный – значит необработанный. А в переносном значении
неотесанный ­ значит невоспитанный, невежественный человек. Так объяснятся значение
этого слова в словаре Даля.
Воспитатель: Хотите ли вы быть культурными людьми?
Дети отвечают утвердительно.

2. Работа в группах. «Проблемные вопросы»
Воспитатель: Каждый день мы с вами сталкиваемся с этим словом «этикет» Так какие
же правила поведения вы знаете? А сейчас мы это проверим. У вас на партах лежат
листочки. На этих листочках напишите, какие правила поведения в обществе вы
вспомнили?
Работа по рисункам. (слайд 5­21 слайды).
(Дети находят к каждому рисунку правила поведения в обществе).
Молодцы, ребята, вот сколько правил вы вспомнили. А сейчас мы с вами поиграем.
3.Игра на вежливость «Экзаменационный билет». (слайд 22)
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, ребята, что такое экзамен?,а почему игра называется
«экзаменационный билет»? Примерные ответы детей: (экзамен – это проверка знаний,
проверка знаний о культуре поведения в общественных местах, экзамен – это
проверочное испытание по какому­нибудь учебному предмету)
Мы сейчас проверим ваши знания о культуре поведения. Каждый из вас вытянет билет, а я
прочитаю вам задания, какое правило этикета вам нужно выполнить. Вы выполняете
правило и получаете награду – аплодисменты.
Итак, начинаем. Кто первый?
Мальчики вытягивают билетики с номерами. Воспитатель читает текст задания по
книге и подсказку о том, как нужно выполнять это задание.
Пригласить (Искандарову Диану) на танец.
Помочь (Степанвой Диане) надеть куртку.
Выйти с (Гильмутдиновой Эльвиной) за дверь.
Задания для карточек:
1.
(Надо, чтобы мальчик открыл дверь и пропустил девочку вперед)
С девочкой воспитателю нужно договориться заранее, что как только выпадет этот
билет, она выйдет к доске и медленно направится к двери
2.
(Нужно подойти к девочке, наклонить голову и сказать: «Можно пригласить тебя на
танец?», затем взять девочку за руку и вывести ее к доске)
С девочкой нужно заранее договориться, чтобы она ответила: «Хорошо»
3.
(Нужно взять у девочки куртку и держать, пока девочка вставит руки в рукава, потом
сзади поправить воротник на куртке)
С девочкой нужно заранее договориться, чтобы она, как только выпадет это билет,
вышла к доске с курткой, пиджаком или пальто
4.
За партой сидят две девочки. Они беседуют. Спросите у одной из них, который час.
(Нужно подойти к двум девочкам, которые сидят за партой, и сказать: «Извините, что я вас
перебиваю, (Искандрова и Степанова), скажи, пожалуйста, который час?»
5.
(Нужно сказать: «Простите»)
6.
(Нужно постучать, открыть дверь и сказать: «Здравствуйте, я опоздал, разрешите,
пожалуйста, войти»)
Для этого упражнения мальчик должен выйти за дверь, постучать и войти.
7.
(Нужно сказать: «Извините, пожалуйста, я, наверное, ошибся номером»)
8. Сядьте на стул, затем уступите место учителю. Ваши слова и действия
Вы звоните другу. Но вам отвечают: «Здесь таких нет». Ваши слова в ответ.
Вы чихнули (Скажи «ап­чхи!»). Ваши действия.
Вы опоздали на урок. Ваши слова и действия.

(Нужно встать, обратиться к учителю и сказать: «Садитесь, пожалуйста, (имя, отчество
воспитателя)»
9. Поздравьте (Искандарову Диану) с Днем рождения, пожелай ей чего­то хорошего.
10. Вы идете по улице. Впереди старушка с тяжелой сумкой. Предложите ей свою помощь.
(нужно подойти к «старушке» и сказать: «Давайте я вам помогу»)
Нужно попросить одну из девочек сыграть роль старушки (надеть платочек и взять
большую сумку)
11.Поблагодарить всех девочек, которые приняли участие в игре.
Воспитатель: Наш экзамен завершен. Что вы усвоили из этого экзамена для себя?
– Мы получили аплодисменты девочек, значит, мы вели себя культурно.
– Каждый из нас стал чуточку культурнее, а значит, и сдал экзамен.
– Мы получили знания о том, как нужно вести себя в разных ситуациях.
5. Подведение итогов.
Воспитатель: Мы с вами живём в XXI веке. Некоторые правила этикета кажутся нам
смешными, устаревшими, но значит ли это, что можно вообще обойтись без правил
поведения?
Примерные ответы детей.
– Сейчас правила поведения тоже нужны, потому что без них люди не будут уважать друг
друга
– Без правил нельзя жить в обществе, люди поссорятся
– Правила очень нужны. Дети должны учиться у взрослых, как себя вести, иначе они
превратятся в дикарей.
Воспитатель: Какие правила поведения вы вспомнили? (…)
­ Ребята, что вас заинтересовало в нашей сегодняшней беседе?
­ Что нужного вы запомнили?
­ Кто работал активно, кто допускал ошибки?
­ С каким настроением вы уходите? А сейчас мы это узнаем, посмотрев «дерево
настроения». У вас на партах лежат смайлики с разными настроениями. По очереди
выйдите к доске и прикрепите ваш смайлик настроения на наше дерево.(Оценка
результатов).
Чтобы не возникали неприятности, огорчения, ссоры, нужно всем запомнить очень важные
правила культуры поведения и руководствоваться ими в повседневной жизни.
И запомните, что вежливым, воспитанным и культурным человек не рождается, а
становится.
На этом наш классный час подошел к концу.
Спасибо вам, ребята, за активное участие!

Самоанализ
Провела: Хамадярова Гульнара Яугитовна.
Класс: 11детей;
Тема: « В гостях у гнома Этикета или праздник вежливости»;
Цель: закрепление знания детей правил культурного поведения;
Задачи:1.Формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни;
формировать опыт нравственных взаимоотношений в коллективе;
2.Развивать умение правильно оценивать себя и других; развивать речь, мышление,
воображение.
3.Воспитывать чувства товарищества, взаимоуважения, доброты;
Оборудование: ноутбук, мультимедиа проектор;
Форма работа с детьми: беседа, игра, сказка;
Методы: словесные, практические, наглядные, игровые;
Актуальность:
Формирование культуры поведения – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая
должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу
ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о
необходимости возрождения в обществе культуры поведения, что непосредственно связано
с развитием и воспитанием ребенка. Интерес к проблеме формирования культуры
поведения обусловлен тем, что резко снижается воспитательное воздействие семьи и
российской национальной культуры в сфере воспитания. Перед образовательными
учреждениями в числе наиболее важных стоят задачи формирования с самого раннего
детства базовой культуры личности, высоких нравственных качеств.
В течении пяти лет мы с детьми проводили беседы, игры, викторины о культуре поведения,
разыгрывали различные сценки с участием детей из других групп.

Классный час для 5-8 классов «Разговор об этикете»

Цели:

  • развитие культуры общения коммуникативных навыков школьников;
  • привитие этических норм бесконфликтного общения с младшими, с ровесниками и со взрослыми.

Задачи:

  • Развитие у учащихся чувства ответственности за свое поведение.
  • Воспитание уважительного отношения к окружающим.
  • Формирование эстетического вкуса в манерах поведения.

Оборудование: набор предметов для практического занятия.

Ход классного часа

Вступление

Учитель: Здравствуйте, ребята. Я думаю, что тему классного часа вы определите, когда послушаете следующее стихотворение

Ученик: (читает отрывок из стихотворения С. Маршака " Ежели вы вежливы"):

Ежели вы вежливы
И к совести не глухи,
То место без протеста
Уступите старухе.
Ежели вы вежливы
В душе, а не для виду,
В троллейбус вы поможете
Взобраться инвалиду.
И ежели вы вежливы,
То, сидя на уроке,
Не будете с товарищем
Трещать, как две сороки.
И ежели вы вежливы,
Поможете вы маме,
И помощь ей предложите
Без просьбы - то есть сами.
И ежели вы вежливы,
То в разговоре с тетей,
И с дедушкой, и с бабушкой
Вы их не перебьете.
И ежели вы вежливы,
Вы книжечку вернете
В опрятном, не измазанном
И целом переплете.
И ежели вы вежливы, -
Тому, кто послабее,
Вы будете защитником,
Пред сильным, не робея.

Учитель спрашивает ребят о теме классного часа.

Учитель: Вы правы и сегодня мы будем говорить о вежливости, об этикете, о добром отношении к людям. Сегодня на уроке мы познакомимся с историей возникновения этикета; проведем дискуссии; разберем и обсудим жизненные ситуации и выполним практикум. Мне бы хотелось, чтобы вы были активны и высказывали свое мнение.

Факты из истории

Первый ученик: Начнем с истории. Первые упоминания об этикете как установленном порядке поведения уходят вглубь тысячелетней истории человечества. Один из самых известных литературных текстов Древнего Шумера - "Первые моральные идеалы". Высокие моральные качества, по мнению шумеров, были дарованы человеку богами, и человек должен был следовать этим божественным предначертаниям. Со временем правила поведения разных народов видоизменились, отражая различные условия их жизни. Наряду с повседневным появился деловой этикет.

Второй ученик: Первые пособия по правилам поведения, трактаты, появились в Средние века. Первый трактат о поведении был издан в 1204 году испанским священником Педро Альфонсо и назывался "Дисциплина клерикалис". На основе этого сочинения были составлены книги по этикету. Они содержали правила поведения за столом, ведения беседы, приема гостей и т.п.

Слово "этикет" произошло от названия карточек, "этикеток", которые раздавали всем гостям во время изысканных приемов у короля Людовика XIV. На карточках были написаны правила поведения. В XIV-XVII веках соблюдение правил этикета стало отличительным признаком светского человека.

Третий ученик : На Руси первые письменные правила поведения были составлены князем Владимиром Мономахом. В своих "Поучениях" мудрый князь писал: "Куда не пойдете по своей земле, нигде не позволяйте ни своим, ни чужим отрокам обижать жителей ни в селениях, ни в полях,: где не остановитесь в пути, везде напойте и накормите всякого просящего: чтите гостя, откуда бы к вам ни пришел, - простой ли человек, или знатный - угостите пищей и питьем: Больного посещайте, мертвого приходите проводить: «Не пройдите мимо человека, не приветствуя его, а скажите всякому при встрече доброе слово»

Раньше культуре общения, учтивости, умению вести себя в обществе - всей этой тонкой науке поведения - обучали только избранных. Хорошие манеры считались признаком превосходства и просвещенности.

Беседа

Учитель: А сейчас, в настоящее время, какого человека можно назвать культурным и вежливым? Где и каким образом человек получает первые навыки этикета? Рождается ли ребенок сразу вежливым и воспитанным? Что надо сделать для того, чтобы тебя считали вежливым? Хорошо ли быть вежливым или этого надо стесняться? Всегда ли человека, строго придерживающегося правил поведения, можно считать культурным? На чем основаны требования культуры поведения в семье, школе, обществе?

(ученики отвечают на вопросы учителя, начинается дискуссия)

Жизненные ситуации .

Учитель: Ребята, чтобы перейти к следующей части нашего урока, необходимо одному из представителей команды взять листочек бумаги, в котором описана жизненная ситуация и даны вопросы, на которые необходимо дать ответы.

Ситуация 1 . Школьная перемена. Ученики выходят из кабинета, мальчики начинают бегать и играть. За игрой не замечают библиотекаря, несущего стопку книг, один мальчик, назовем его Костя, толкает библиотекаря, книги рассыпаются по полу, но Костя этого не замечает и бежит дальше. Библиотекарю ничего не остается, как поднять книги самой. Один из одноклассников Кости, Егор, оказывается рядом и помогает собрать книги. "Простите его, - говорит Егор,- Костя у нас такой несобранный! Давайте я помогу вам отнести книги". Казалось бы, неприятный инцидент исчерпан, библиотекарь доволен. Так ли это, как вы думаете? Что скажете про Костю и Егора? Как бы вы поступили в данной ситуации?

(ответы учеников)

Ситуация 2. В дверях магазина встречаются мальчик с девочкой. Мальчику надо выйти из магазина, а девочке войти. Мальчик уступает дорогу девочке, а за его спиной в это время собирается несколько человек. "Чего встал? Выходи быстрее! - кричит парень сзади. - Не задерживай, я тороплюсь!". На что мальчик ему отвечает: Что, по-вашему, мог ответить мальчик этому парню? Как мог повести себя парень? Какой могла бы быть реакция стоящих рядом людей?

(ответы учеников)

Ситуация 3.

1) У вас день рождения. Гости приглашены в пять часов, но кое-кто из гостей приходит раньше. Стол еще не накрыт, вы не одеты в праздничную одежду. Вы в растерянности:

2) Вы звоните другу, чтобы узнать домашнее задание. К телефону подходит бабушка. Каким будет ваш разговор с ней?

3) Мальчик просит у одноклассника компьютерный диск с игрой, в которую давно мечтал поиграть. "А что ты мне за это дашь?" - спрашивает тот. После долгих уговоров и обещаний подарить новый журнал о машинах тот соглашается дать диск.

Вопросы для обсуждения : В каких случаях поведение участников ситуаций можно считать красивым? Какое поведение вы одобряете? Как бы вы поступили в каждой из приведенных ситуаций?

(ответы учеников, дискуссия)

Практическая часть

Учитель: Ребята, вам необходимо будет сейчас проявить свои актерские способности и разыграть жизненные ситуации. Каждой команде предлагается три одинаковые ситуации и есть возможность заработать за каждый правильный ответ баллы.

Что ж, посмотрим на практике, насколько хорошо вы владеете правилами этикета.

Задание 1. "Встреча гостей". В каждой группе 5 человек от команды. Мы распределяем роли: хозяин, хозяйка, подруга хозяйки, друг хозяина, гость.

Представим себе ситуацию: гость звонит в дверь. Кто должен открыть дверь? (команды обсуждают)

Предполагаемый ответ : дверь обычно открывает хозяин, хозяйка выходит из кухни или комнаты встретить только почетного гостя, в остальных случаях она продолжает заниматься приготовлениями к столу. (Если команда ответила правильно, ей дается 2 балла)

Задание 2. "Приветствие ". Вопрос: как нужно здороваться с пожилым человеком, с мужчиной, с женщиной, с ровесником? (команды обсуждают)

Предполагаемый ответ: Младший по возрасту первым приветствует старшего, для рукопожатия первым руку протягивает старший, если он этого не делает, то руки не протягивают. Если здороваются мужчина с женщиной, то первой руку протягивает женщина. Если здороваются равные между собой люди, например офицер с офицером, то первым здоровается тот, кто вежливее. Не подать руки, если тебе протягивают руку - очень невежливо и даже оскорбительно. (За правильный ответ команде присуждаются 4 балла)

Задание 3. "Подарки" . От каждой команды требуются три человека - один будет выбирать и дарить подарки, двое других - принимать их. На столе разложены возможные подарки: книга, репродукция картины, носовой платок, шарфик, дорогая ручка, блокнот, диск и т. п. Задача: выбрать подарок и объяснить, почему именно этот предмет выбран в качестве подарка.

Предполагаемый ответ: Книгу дарят в том случае, если знают ее содержание. Картину дарят, если знают вкусы виновника торжества. Носовой платок дарить не положено, это - к ссоре. Подарок не должен быть ненужным и бесполезным. Прежде чем подарить подарок, с него нужно снять этикетку-ценник. Дарить нужно только новые вещи.(Команды получают за этот конкурс 3 балла).

Задание 4. "Да - нет" . Командам по очереди учитель задает вопросы, на которые требуется положительный или отрицательный ответ. За каждый правильный ответ - 1 балл.

  1. За столом ведут громкие разговоры? (нет)
  2. Сливочное масло сначала кладут себе на тарелку, потом намазывают на хлеб? (да)
  3. Печенье, сухари, фрукты за столом берут руками? (да)
  4. Хлеб со стола берут вилкой? (нет)
  5. Мальчик первым входит в темную комнату? (да)
  6. Если молодой человек и девушка идут по дороге, с одной стороны которой дома, а с другой едут машины, то молодой человек идет со стороны дороги? (да)
  7. На день рождения дарят четное количество цветов? (нет)
  8. Уместно ли детям посылать комплименты очень пожилым людям? (нет)
  9. Когда взрослый человек входит в класс, ребята приветствуют его стоя. (да)

Подведение итогов.

Учитель: Подведем итоги нашей практической части классного часа (Объявляются баллы, набранные командами).

Учитель: Уважение вызывает тот человек, который, следуя установленным правилам и нормам поведения (т. е. этикету), не забывает о том, что главным является не только то, что он делает, но и как он это делает, в какой форме. Один и тот же поступок в одном случае может быть уместным и красивым, а в другом - грубым и бестактным. Все зависит от того, насколько мы учитываем обстоятельства, настроение, особенности характера людей, с которыми мы общаемся.

В понятие культура входит не только внешнее проявление отношения к людям, к природе, к животным, к миру вещей, но и внутренняя культура и красота человека. Эта красота выражается в характере личных потребностей и интересов, в образе жизни, в культуре речи, в красоте мимики и жестов, в постоянном совершенствовании таких качеств, как принципиальность, благородство, отзывчивость, тактичность, честность и бескорыстие. Вы живете среди людей, и каждый ваш поступок и желание отражаются в людях. Знайте, что существует граница между тем, что хочется, и тем, что можно: Проверяйте свои поступки сознанием: не причините ли вы зла, обиды, неприятности людям. Поступайте так, чтобы людям, окружающим вас, было хорошо. Будьте добрыми и чуткими к людям. Помогайте людям словом, делом и поступком. Ведь каждому приятно иметь дело с добрым, культурным, воспитанным, вежливым человеком.

Релаксация: смайликом покажите свое мнение о классном часе


Цели:

  • способствовать воспитанию у учащихся хороших манер, доброжелательности;
  • взаимопонимания с одноклассниками;
  • познакомить школьников с правилами хорошего тона, принятыми у нас в обществе и в других государствах;
  • познакомить учащихся с термином этикет и его понятиями и значением; узнать историю этикета.

Оборудование:

  • плакаты с высказываниями:
    • “Этикет делает королей рабами двора”.
    • Язык голову бережёт.
    • Хочешь уважения – не начинай с оскорбления.
  • пригласительные открытки, - 2 штуки
  • плакат “Воспитанный человек”- 2 штуки
  • цветные карандаши, фломастеры
  • листочки для теста - всем
  • коробка на каждую команду (носки, носовой платок, вазочка, цветок, коробка конфет, книга, мягкая игрушка, копилка, набор ручек, карандашей, зубная щетка, подарочные пакеты для упаковки подарков).
  • медаль “Знаток этикета” (? штук)
  • лист с пословицами – 2 штуки
  • призы (чупики)

ХОД УРОКА

На нашем занятии присутствуют гости, которых мы попросим выступить в роли жюри сегодняшних конкурсов.

Учитель. Будьте вы человеком какого угодно происхождения, держитесь каких угодно убеждений, вежливость и тактичность вас никогда не испортят.

Сколько раз вы слышали: "сними головной убор в помещении", "приветствуй знакомых", "пропускай девочек впереди себя" и многое другое. Всё это – правила хорошего тона или, по-другому – этикет.

Ученик. Есть забавная история о происхождении хороших манер: “Однажды мокрый снег застал большую компанию ежей на каменном плато. Они с трудом отыскали пещеру. Сбились в кучу – так теплее. Но те, кто попал в середину, задыхались, а те, кто был с краю, мерзли. Ежи никак не могли отыскать золотую середину – то они кололи друг друга иголками, то замерзали, то сталкивались, то разбегались по углам. А потом договорились: уступать друг другу. Погрелся в середине – иди на край и снова жди своей очереди”.

Учитель: еще раз проговаривает: ежики – договорились, они установили свой порядок поведения.

А установленный, принятый в обществе порядок поведения и называется ЭТИКЕТ.

Учитель Сегодня на занятии вы узнаете историю происхождения этикета, познакомитесь с правилами поведения некоторых народов, узнаете, зачем необходимо следовать этикету. Итак, откуда появились различные правила этикета?

Слово “этикет” появилось при короле Людовике 14. На одном из пышных приемов короля всем приглашенным были вручены карточки с правилами поведения, которые должны соблюдать гости . Эти карточки назвали “этикетками” . Отсюда и произошло понятие “этикет”- воспитанность, хорошие манеры, умение вести себя в обществе.

Многие правила зародились еще в средневековье. Например: снимать шляпу и ли перчатку при приветствии.

Ученик. Средневековый рыцарь, желая показать, что он находится в кругу друзей и ему нечего опасаться, снимал шлем или поднимал забрало. Впоследствии, когда шлем уступил место другим головным уборам, дворянин снимал или приподнимал шляпу с той же целью показать, что он находится в кругу друзей. Еще позже шляпу стали снимать перед вышестоящим лицом, а приветствуя равного себе, к ней лишь притрагивались. Женщин всегда приветствовали, снимая головной убор. И в таком виде этот ритуал сохранился и в 19 веке, не меняясь на протяжении столетий. Даже короли Франции, которые не снимали шляпы ни перед кем, дотрагивались до нее при появлении дамы.

Учитель. Спасибо, очень интересно. У нас есть ещё сообщение.

Ученик. Обычай рукопожатия имеет более древнюю историю. Человек протягивал невооруженную ладонь с вытянутыми пальцами правой руки в знак отсутствия враждебных намерений. До наших дней сохранилась традиция, согласно которой младший по возрасту или положению никогда не протягивает руку первым, так как ее могут просто не принять.

Учитель. Соблюдение правил доходило до абсурда. Даже была такая поговорка: “Этикет делает королей рабами двора” .

Ученик. В истории были случаи, когда стремление соблюсти этикет могло стоить людям жизни. Испанский король Филипп III во имя этикета пожертвовал своей жизнью. Сидя у камина, в котором слишком сильно разгорелся огонь, король не позволил никому из придворных поставить заслонку и не отодвинулся сам. Придворный, который должен был следить за огнем в камине, отсутствовал. Король решил не двигаться с места, хотя пламя уже обжигало его лицо, и загорелись кружева на его одежде. Получив сильные ожоги, он умер через несколько дней.

Учитель. И еще один пример абсурдного поведения.

Ученик. Иногда строгое соблюдение этикета приводило к принесению в жертву человеческих жизней. При испанском дворе Филиппа II королева однажды упала с коня, застряв ногой в стремени. Конь поволок королеву за собой, но никто не рискнул помочь ей, чтобы не оскорбить ее величество прикосновением к ее ноге. Когда двое придворных все же решились спасти полумертвую королеву, то они поспешили немедленно скрыться от гнева короля за грубое нарушение правил этикета.

Учитель. В русский язык слово этикет вошло в начале XVII века. Сначала этикет использовался как придворный церемониал. При появлении книгопечатания, стали появляться первые пособия по этикету. Первая книга по этикету называлась “Домострой”. В ней были изложены правила поведения человека в повседневной жизни. Петр 1, который много путешествовал по Европе, очень хотел, чтобы его подданные были похожи на европейцев. Он хотел перенять их обычаи, нравы. При Петре 1 в 1717 году вышла в свет книга о хороших манерах под названием “Юности честное зерцало”. Эта книга была адресована молодежи и рассказывала о правилах поведения в обществе. Воспитанному дворянину полагалось, например, быть всегда вежливым и учтивым, знать иностранные языки, уметь красноречиво говорить, с почтением относиться к старшим.

Учитель. Проверим вашу внимательность.

Как называлась первая на Руси книга по этикету? ДОМОСТРОЙ.

Как называлась книга, изданная при Петре I? “ ЮНОСТИ ЧЕСТНОЕ ЗЕРЦАЛО”

О чём эта книга? ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЁЖИ В ОБЩЕСТВЕ.

Но правила бывают разные. Этикет имеет национальные черты. Одни и те же правила в разных странах трактуются по-разному. Возьмем самое простое – приветствие. Как мы приветствуем друг друга?

Вот как приветствуют друг друга в разных странах:

Ученик: древние греки – “Радуйся!”,

  • современные греки – “Будь здоровым!”,
  • арабы – “Мир с тобой!”,
  • индейцы – “Все хорошо!”,
  • англичане и американцы – пожимают друг другу руку,
  • китайцы – пожимают руку себе самому,
  • лапландцы – трутся носами,
  • латиноамериканцы – целуют друг друга в щеку,
  • японцы – кланяются.

Учитель. Многое могут сказать жесты: у нас кивок головой вверх-вниз – да, у болгар – нет.

Учитель предлагает “Игру жестов”. (физкульт. минутка)

Довольны ли вы сегодняшним днем?

Много ли домашнего задания вы получили на завтра?

Ждёте ли вы каникул?

(Ученики жестами отвечают на вопросы учителя.)

Молодцы! Посмеялись, теперь продолжим разговор.

Учитель. Неопрятность, грубость, развязность, незнание приличий отталкивают от нас людей, которые могли бы любить и уважать нас, если бы мы были более воспитаны. Хорошие манеры прочно связаны с внутренней культурой человека.

Живите так, как будто перед вами зеркало.

Поступайте с людьми так, как хотите, чтобы поступили с вами.

Хочешь ли ты, что бы с тобой пошутили так, как ты собираешься пошутить с другом?

Хочешь ли ты, что бы кто-то весело спрятал твой портфель или переложил твой пенал.

Конкурс: “ Пригласительный Этикет”.

Вежливый человек, как правило, дружелюбный и веселый. У него много друзей.

Представьте себе, что вы приглашаете гостей к себе на день рождения. И многое зависит от того, как вы их пригласите, с каким настроением они придут к вам. Пригласить в гости можно в письменной или устной форме. Ваша задача – написать пригласительные открытки другу или подруге. Но сначала разминка:

- Как поступить, если тебя пригласили в гости ? (поблагодарить, спросить разрешения у родителей)

Можно ли пригласить на день рождения по телефону? (можно, но только очень близкого друга)

Прилично ли опаздывать в гости? (неприлично)

- Если по какой-то причине ты не можешь принять приглашение, как поступить, чтобы не обидеть приглашающего? (извиниться и обязательно назвать причину отказа)

- Как нужно пригласить на день рождения: за несколько часов до празднования или заранее? (заранее)

- Как нужно вести себя в гостях? (быть веселым, приветливым, не пытаться привлечь к себе особого внимания)

Умение разборчиво писать – первое правило вежливости. (В.Ключевский)

(Команды пишут, затем зачитывают приглашения). Оценка жюри

Учитель: Итак, приглашение получено, теперь нужно подобрать подарок, следующий конкурс посвящен подарочному этикету.

Ученик. Все мы любим подарки. Преподносить подарки так же приятно, как и получать. Но и то и другое нужно уметь делать.

Любой подарок – это зашифрованное послание. Он может быть знаком дружбы, внимания и уважения. За свою многовековую историю вручение подарков превратилось в настоящий ритуал со своими правилами, нормами и требованиями, согласно которому следует выбирать и преподносить подарок, так, что бы он понравился тому, для кого он предназначен, а момент вручения выглядел достойно.

Конкурс. “Подарочный этикет” (см. пакеты)

Вы видите на столе много подарков. Участник команды должен выбрать тот подарок, который бы он хотел подарить своему другу, подруге, маме. Учтите главное: вам необходимо будет объяснить, кому именно (другу, дедушке, итд) вы преподнесете этот подарок и почему ваш выбор пал именно на эту вещь .

(Член команды показывает подарок и объясняет свой выбор). Оценка жюри.

Учитель: Подарок выбран. Можно идти в гости. Но на самом деле это еще не все. Ведь внешний облик человека – это тоже очень важно! Неряшливый и неопрятный человек проявляет неуважение к чувствам и вкусам других людей. Каждая команда сейчас должна составить правила внешнего вида воспитанного человека . (1мин)

Одежда должна быть чистой.

Волосы должны быть уложены в прическу.

Одежда должна быть аккуратной.

Ногти в приличном виде. Оценка жюри

Учитель: Ну вот, теперь вы действительно готовы. Можно идти в гости. В гостях вас уже просят занять место за столом. Теперь необходимо вспомнить правила поведения за столом.

Конкурс “Застольный этикет” Вопросы с ответами задаются командам по очереди

1. Когда можно сесть за праздничный стол?

Как только вошли в комнату.

Только после того, как сядут хозяева.

После приглашения хозяйки +

2. Вы садитесь за стол, берете салфетку и...

Заправляете за воротник.

Кладете на колени +

Кладете рядом с тарелкой.

3. Как себя вести, если вам предложили блюдо, которое вы не очень любите?

Гневно отказаться.

Отказаться, назвав причину отказа.

Взять немного, поблагодарив +

4. О чем не следует говорить за столом во время еды?

О болезнях +

О погоде

О новых впечатлениях

5. Для чего к рыбе подается нож?

Чтобы отделять мясо от костей +

Чтобы разрезать большой кусок на маленькие.

Чтобы придерживать кусок, когда пользуются вилкой.

6. Какие куски из общих блюд следует выбирать?

Самые большие.

Самые маленькие.

Те, что лежат ближе к вам +

7. Если нужно порезать еду на кусочки, в какой руке следует держать нож, а в какой вилку?

В правой руке – вилка, в левой – нож.

В правой руке – нож, в левой – вилка +

По очереди.

8. Как поступить, если вы нечаянно уронили на пол вилку, нож или ложку?

Поднять и продолжать есть.

Попросить другой прибор.

Извиниться и попросить подать другой прибор +

Оценка жюри

Учитель. Главной целью дружеской встречи является не угощение, а атмосфера – приветливые жесты, взгляды, улыбка.

Каждый культурный человек должен не только знать и соблюдать основные нормы этикета, но и понимать необходимость определенных правил взаимоотношений.

Выбираем “Знатока этикета”

Узнать о том, насколько хорошо вы знакомы с этикетными правилами, нам поможет один тест. Ваша задача: внимательно прослушав вопрос, ответить “да” или “нет”. После чего все посчитают свои баллы и узнают, как же вы знаете этикетные правила. Старайтесь быть предельно честными. Готовы? Внимание вопрос.

1. Ты уверен, что если поссорился с другом, то и здороваться с ним ни к чему?

2. В общественном транспорте ты всегда уступаешь место пожилым людям, больным и с детьми?

3. Съев на улице конфету, ты тщательно сворачиваешь фантик в маленький комочек и, чтобы он не валялся под ногами, забрасываешь на газон?

4. Ты всегда приветливо здороваешься с людьми, даже если у тебя плохое настроение?

5. Очутившись в незнакомом доме, ты стараешься заглянуть во все комнаты, чтобы знать, где что происходит?

6. Ты всегда придерживаешь тяжелые двери, чтобы они не ударили человека, идущего следом?

7. Получив подарок, ты отложишь его в сторону и скажешь: “Спасибо. Потом посмотрю”?

8. Ты считаешь, что опаздывающих гостей надо ждать, пока они не придут, и только потом приглашать всех к столу?

9. Приглашая гостей, ты надеешься, что они сами смогут развлечь себя?

10. Съев легкое пирожное, ты всегда вытираешь пальцы салфеткой, а не облизываешь их?

А теперь давайте посмотрим, что же у вас получилось. Ответы “да” должны быть под номерами: 2, 4, 6, 10; остальные – “нет”. За каждое совпадение – 1 балл.

Жюри подсчитало? Давайте посмотрим, какие у вас получились результаты.

  • 10 баллов – вы великолепный знаток правил этикета!
  • 6-9 баллов – ваши знания об этикете нуждаются в доработке.
  • 3-6 баллов – необходимо себя воспитывать.
  • Меньше 3 баллов – вы, наверное, впервые слышите слово “этикет”.

Теперь жюри наградит самого “Знатока этикета”

Задания для команд:

Задание №1: за минуту соедините половинки пословиц:

Оценка жюри

Учитель. Через этикет человек учится хорошим манерам и правилам поведения в обществе. Сегодня мы познакомились с несколькими видами этикета: рыцарский этикет (приветствие, рукопожатие), дворцовый этикет, пригласительный, подарочный, застольный этикет. Большое значение в общении между людьми имеет речевой этикет .

С помощью некоторых фраз мы можем настроить окружающих людей на доброжелательное отношение к себе, выражать радость, желание, просьбу, обиду, недовольство. Примеры нарушения речевого этикета (продавец на “ты”, знакомый не поздоровался при встрече, не извинился за нехороший поступок, не поблагодарил за услугу). Отсутствие уважения к чувствам других приводит к жестокости и грубым манерам. А грубость отталкивает нас от таких людей.

Задание № 2

За 30 секунд запишите как можно больше “вежливых” слов.

  • Спасибо!
  • Пожалуйста!
  • Благодарю!
  • Простите!
  • Извините!
  • Будьте добры!
  • Будьте любезны!
  • Не обессудьте!
  • Добро пожаловать!
  • Здравствуйте!
  • Доброе утро!
  • Добрый день!
  • До свидания!
  • До новых встреч!
  • Спокойной ночи!

Оценка жюри

  • А как звучат “волшебные” слова на других языках?
  • Англ. яз. – thank you
  • Нем. яз – danke
  • Итал. яз – grazie
  • Франц.яз. merci
  • Украин. яз – спасибi
  • Испанс. яз. – gracias
  • Казахс. яз. – рахмет

Перечисляя “вежливые слова”, последним примером назвать “будьте здоровы!”

Актуальная ситуация:

Итог занятия – плакат “Воспитанный человек”

Мы много сегодня узнали о соблюдении правил поведения в обществе, об этикете. Давайте подведем итог. Каждой команде даётся плакат. Вы должны продолжить высказывание.

“Воспитанный человек – это тот, кто….”

Все придуманные вами варианты продолжения фломастерами запишите на плакате.

(Затем плакаты вывешиваются, зачитываются.)

Подведение итогов. Жюри - называет победившую команду и вручает ей призы. Вторая команда так же награждается.

Большое спасибо жюри. Большое спасибо участникам!

МОУ «Гимназия имени Героя Советского Союза В.В. Талалихина г. Вольска» Воспитатель ГПД Абрамова Елена Ивановна

Беседа с учащимися ГПД

Тема: «Этикет, или просто хорошие манеры»

Цель: Ознакомить учащихся с новым предметом; рассказать о системе занятий; убедить учащихся в необходимости изучения основ этикета.

Ход беседы.

    Дети, нередко мы слышим среди детей «А я так хочу!», «А мне всё равно!», «Я – самый, самый», «Мне всё нипочём!»

    Хочется ли вам дружить с такими детьми? (Дети обмениваются мнениями)

    Вот сегодня мы совершим путешествие в страну Вежливости. В ней правит королева Этики. Это она научила жителей своей страны не только следовать правилам поведения, но и хорошо относиться друг к другу. Она научила всех быть добрыми и внимательными, справедливыми и аккуратными. В этой стране царят доброта и мир. В этой стране каждый человек немного волшебник. Он развеселит печального, поможет в трудной ситуации, будет рад твоим успехам, ка своим собственным.

    Итак, тема нашего первого занятия «Этикет, или просто хорошие манеры».

Обще принятые нормы этикета просты и всем доступны, но только постоянное их соблюдение сделает манеры человека красивыми, а самого человека обаятельным.

Что такое манеры? (Способ держать себя, внешняя форма поведения, обращения с другими людьми.)

Вспомним, какими должны быть хорошие манеры.

Хорошие манеры:

Воспитанный человек пунктуален, он никогда не опаздывает. Будь то работа, вечеринка или встреча с приятелем.

Он никогда не сядет за стол раньше старших.

У двери он пропустит старшего или девочку.

Если вошел в помещение, где уже присутствуют его коллеги или друзья, он здоровается первым.

Встаёт, разговаривая со старшими.

Знает, что впереди девочки мальчик может себе позволить идти только в определённых случаях:

    если плохая дорога;

    когда спускается по лестнице;

    когда открывает дверь;

    при входе в лифт или когда требуется взять на себя трудное или опасное дело;

    когда выходит из транспорта.

Манеры человека проявляются в жестах, мимике и пантомиме. И составляют его внешний облик, а также внешнее проявление нравственного уровня личности: тактичность, любезность, скромность и доброжелательность или их отсутствие.

Учёные утверждают, что во время беседы через восприятие мы получаем лишь 20-40% информации. Остальное приходится не жесты, мимику, пантомиму, интонацию речи.

Жесты – это, прежде всего, движения рук. Исследователями насчитывают более 700 тысяч различных движений рук. Такое разнообразие помогает передать тончайшие оттенки нашего настроения, наших чувств.

Жесты могут быть соответствующими требованиям этикета, нежелательными и недопустимыми.

Например, недопустимо держать руки в карманах, показывать пальцем, размахивать руками и другие.

К нежелательным жестам относятся:

    бесцельно вертеть какой-либо предмет (карандаш, ложку и др.) в руках;

    вертеть пуговицу собеседника;

    барабанить карандашом или линейкой по столу;

    дёргать кого либо за рукав во время разговора;

    хлопать по плечу, виснуть на ком-либо;

    болтать ногами, сидя за столом.

Мимика – выражение лица (улыбка, взгляд, смех).

Лучший рисунок лица – его доброжелательное выражение. Неприличным считается громкий смех, смех по причинам, которые неизвестны другим: ведь кто-то может принять смех на свой счёт и очень обидеться. А вот если девочка, например, умеет благодарить взглядом, улыбкой, кивком головы за оказанную ей любезность и др., - это считается признаком хорошего тона, учтивости и воспитанности.

Пантомима – движения тела (осанка, походка, поза).

Да, пантомима может много рассказать о человеке. Считается неприличным кривляться, высовывать язык, широко раскрывать рот. Поза, манеры должны быть почтительными. Пантомима призвана подчеркнуть ваше достоинство, а не развлекать окружающих.

Практическая часть. Упражнения – игры на развитие мимики, жестов, пантомимики.

Вывод: Хорошим манерам надо учиться. Человек должен быть сдержанным в манерах. Должен конторолировать себя.

Беседа «Телефонный этикет»

Цель: – учить детей правилам телефонного разговора;
– формирование навыка использования вежливых слов и выражений;
– закрепление навыка пользования телефонным аппаратом;
– воспитание уважения к другим людям.

Как правильно позвонить?

Еще до того момента, как твоя рука потянулась к телефону, ты должна все обдумать: время суток, предполагаемую длительность разговора, откуда звонишь ты, где находится твой потенциальный собеседник и т. д. Давай разберем все по порядку.

Во-первых, что касается времени. Невежливо тревожить людей рано утром, поздно вечером, ночью и в выходные дни, а также в те моменты, когда твой собеседник принимает гостей, если у него тяжело болен кто-то из близких и в других подобных ситуациях, если, конечно, ты об этом знаешь или предупреждена.

Согласись, что удобнее подождать пару часов, нежели позвонить подруге ни свет ни заря и "вежливо" спросить: "Я тебя не разбудила?" - и услышать в ответ сонный, раздраженный голос (еще полбеды, если это будет голос твоей подруги, а если это будет голос кого-то из ее родителей?).

Звонить поздно вечером, даже если ты хочешь вежливо сказать "Спокойной ночи", - тоже не самый лучший вариант. А вдруг ты разбудишь того, кому желаешь спокойного сна?

Ну а ночью лучше поспать самой и дать поспать другим.

Было бы нескромно отрывать внимание человека от гостей и приковывать его к твоей персоне, а уж беспокоить больного человека телефонными звонками и вовсе жестоко.

Единственным исключением из этих правил является ситуация, когда кто-то из твоих знакомых ждет от тебя важной информации и сообщает тебе, что ты можешь позвонить в любое время дня и ночи.

Продолжительность разговора зависит, конечно, от важности той информации, которую ты собираешься сообщить, и от ряда других условий.

Например, если ты звонишь из телефона-автомата, а рядом с тобой ждет своей очереди другой человек, то время твоего общения должно быть сокращено до минимума. Нельзя долго разговаривать по телефону также в том случае, если ты звонишь от соседей или знакомых.

Что касается существа телефонного разговора, то это отдельная тема. Ты, конечно, знаешь, что телефон существует не для развлечения, а для того, чтобы дать возможность пообщаться людям, находящимся друг от друга далеко. Поэтому мило болтать о пустяках по телефону недопустимо, темой разговора может быть только действительно важный вопрос.

Например, одна девчонка звонила на работу своей маме по пять раз за полчаса. Каждый раз она набирала номер, просила женщину, поднимавшую на другом конце трубку, позвать к телефону свою маму, а когда мама подходила к телефону, спрашивала: "Мам, а что мне поесть?" Мама говорила, что в холодильнике стоит кастрюля с супом, девочка отвечала, что она поняла, и клала трубку. Через несколько минут ее начинал волновать вопрос - можно ли поесть еще и то, что лежит в сковородке, и она опять звонила на работу маме. Получив ответ на этот вопрос, она звонила опять, чтобы спросить, чем покормить кошку, потом звонила еще раз, чтобы узнать, когда мама вернется с работы и т. д. Девчонку совсем не волновало, что она отрывает от работы по таким мелочам не только свою маму, но и другую женщину, которая принимает телефонные звонки.

Не стоит обсуждать по телефону то, о чем можно поговорить при встрече. К тому же по телефону обсуждение важной информации затруднено тем, что мы не видим выражения лица, позы, жестов собеседника и не можем составить полное представление о том, как он воспринимает наши слова.

Поздравить с праздником по телефону ты можешь только близких друзей или подруг, а также тех, кто живет в другом городе. А вот выражать соболезнование по телефону не принято.

Если у тебя гости, а тебе нужно позвонить по телефону, то твое решение должно быть обдуманным. Если разговор можно отложить, то лучше перенести его на то время, когда гости уйдут. Согласись, неловко чувствуешь себя, когда подружка, к которой ты пришла в гости, оставляет тебя, чтобы поболтать с кем-нибудь по телефону. Если дело не терпит отлагательств, то ты должна извиниться перед гостями и очень кратко изложить суть вопроса по телефону, чтобы гости за это время не успели заскучать без хозяйки.

Звонить по телефону из дома, где ты находишься в гостях, не совсем удобно, но допустимо, если дело действительно важное и неотложное, а кроме того, необходимо вежливо попросить у хозяев разрешения позвонить. Долго говорить по телефону в такой ситуации нельзя, поэтому ты должна сразу предупредить об этом своего собеседника.

Если ты поддерживаешь телефонную связь со своей подругой через ее соседей, то тебе следует хорошенько обдумывать каждый звонок, поскольку не совсем удобно беспокоить чужих и, возможно, незнакомых тебе людей. Твои звонки должны быть краткими, в приемлемое для других время.

Конечно, просить о чем-то и благодарить за что-то другого человека лучше в личной беседе, при непосредственной встрече. Но близкому человеку передать свою просьбу или благодарность можно и по телефону. Не стоит этого делать в том случае, если ты звонишь не своему ровеснику, а, например, учителю или кому-то еще из взрослых.

Обсуждать другого человека по телефону нетактично, лучше этого не делать, ведь существует вероятность того, что кто-то еще слышит ваш диалог. По той же причине не следует беседовать по телефону о чем- то очень личном, ведь твой собеседник может находиться в такой ситуации, когда ему неудобно откровенно говорить на эту тему, потому что рядом находится посторонний человек.

Телефонная связь не всегда бывает удачной, поэтому уровень громкости вашего голоса должен быть приемлемым.

Не стоит кричать изо всех сил в трубку, но и шептать тоже нельзя. Если связь плохая, лучше перезвонить, а не напрягать чрезмерно свои голосовые связки и не причинять неудобств присутствующим при твоем разговоре людям; если нет условий для нормального разговора и приходится понижать голос, лучше отложить разговор до более подходящего момента. Говорить по телефону нужно четко и разборчиво, максимально внятно, а не максимально громко.

А что делать, если ты плохо слышишь того человека, которому звонишь? Для вас обоих важно, чтобы информация была получена и при этом правильно понята, поэтому ты должна предупредить своего абонента, что плохо его слышишь, возможно, он просто тихо говорит, если же виновата связь, то лучше перезвонить.

Если ты попала не туда, куда хотела дозвониться, то лучше всего в такой ситуации вежливо извиниться и положить трубку. Не стоит мучить незнакомого человека на том конце провода вопросами "А куда я попала?", "Какой у вас номер?", "Кто говорит?" и т. п.

Уточнить номер телефона того человека, к которому ты случайно попала, можно только в том случае, если ты уже не первый раз набираешь номер, а дозваниваешься все к нему же. В этом случае нужно быть очень вежливой и извиниться еще раз за причиненное беспокойство.

Бывает так, что после того, как ты набрала номер, ты слышишь диалог незнакомых людей. В такой ситуации воспитанный человек положит трубку и не станет слушать чужой разговор, а тем более вмешиваться в него.

Как вести телефонную беседу?

Начать телефонный разговор нужно, как и непосредственную беседу, с приветствия. Единственный случай, когда приветствие можно опустить, - это тогда, когда ты вызываешь "Скорую помощь" и нельзя терпеть ни минуты или обращаешься в телефонную справочную службу за срочной информацией. При этом спешка освобождает тебя от вежливости в разговоре.

Если ты звонишь своим знакомым или друзьям домой, то после приветствия ты должна представиться. Если ты узнала по голосу, что трубку взяла твоя подруга, то ты можешь сказать, например: "Привет, это Наташа Савельева!", или "Привет, Маша, тебе звонит Наташа Савельева!", или "Добрый день, Света, тебя беспокоит Наташа Савельева!", или "Привет, это я, Наташа!"

Кстати, неплохо было бы тактично намекнуть своим друзьям и подругам, чтобы они тоже не забывали представляться, когда звонят тебе домой, чтобы тебе и твоим родителям было приятно общаться с ними и не возникало сложностей в передаче информации. Поэтому, чтобы избежать неразберихи, лучше заранее договориться с друзьями: "Давай представляться, когда будем звонить друг другу по телефону!"

Если ты звонишь своей подруге, а трубку берет кто-нибудь из ее родителей, то после обязательного приветствия и представления ты можешь спросить, например: "Можно пригласить к телефону Катю?", или "Могу я поговорить с Катей?", или "Вы не могли бы позвать к телефону Катю?", или "Позовите, пожалуйста, Катю!" и т. п.

Если ты позвонила подруге, а тебе ответил незнакомый голос, невежливо допытываться: "Кто у телефона?" или "С кем я говорю?" Чтобы убедиться, что ты попала в нужную квартиру, после приветствия можно спросить, например: "Это квартира Сизовых?" После получения утвердительного ответа ты должна представиться и вежливо попросить пригласить к телефону твою подругу.

Говорить лучше всего лаконично, не впадая в подробные описания и детальные характеристики, это удобно и для тебя, и для твоего собеседника.

Поскольку при телефонном общении участники разговора не имеют возможности видеть друг друга, то уместны различного рода уточнения, вопросы, переспрашивания. Если твой друг что-нибудь рассказывает тебе, время от времени ты можешь давать ему понять, что слышишь его и тебе ясно, о чем идет речь (ведь если ты будешь молча утвердительно кивать головой, он этого не увидит). Чтобы подтвердить твое внимание к словам собеседника, иногда вставляй в диалог следующие слова: "Да, да", "Да, я слышу, о чем ты говоришь", "Да, я поняла", "Конечно", "Я слышу" и т. п.

Заканчивает телефонный разговор обычно тот, кто звонил, но в беседе с близкими друзьями это правило может не соблюдаться. Однако если ты говоришь по телефону с парнем, то закончить беседу - твое право. Мужчина, согласно этикету, кладет телефонную трубку только после того, как женщина прекратила разговор.

По окончании разговора нужно попрощаться. Не обязательно произносить только одно слово прощания, можно сказать собеседнику что-нибудь приятное, например: "Спасибо за информацию", или "Было очень приятно поговорить с тобой", или "Спасибо, что уделили мне несколько минут" и т. п.

Как правильно принять телефонный звонок?

Обычно телефонный звонок принимают словами: "Алло!", "Да", "Слушаю" или "Я вас слушаю".

Если тебя попросили позвать к телефону, например, кого-то из родителей, нужно сказать: "Подождите, пожалуйста!", "Сейчас", "Подождите минуту!" и т. п. Ни в коем случае нельзя спрашивать: "А зачем?" или "А что вы хотите ей (ему) сказать?" Если того, кого просят к телефону, нет дома, следует вежливо спросить, не надо ли что-то передать ему, или подсказать, в какое время лучше перезвонить, чтобы застать нужного человека. Если тот, кто звонит, не представился, не стоит проявлять излишнее любопытство.

Если тебе позвонили по телефону в тот момент, когда у тебя гости, тебе нужно извиниться перед ними и вежливо попросить звонящего связаться с тобой в более удобное время, если, конечно, информация не срочная и имеется возможность перезвонить после того, как уйдут гости. В любом случае разговор должен быть коротким.

Если по недоразумению попали в твою квартиру, не надо раздражаться, повышать голос, лучше спокойно сообщить о том, что звонящий ошибся ("Вы не туда попали" или "Вы ошиблись"). Невежливо в таком случае говорить что-нибудь вроде: "Надо нормально набирать номер" или "Вы сами-то знаете, куда хотите попасть?" И совсем недопустимо шутить с незнакомым человеком, заявляя, что он дозвонился в морг, баню, зоопарк и т. п.

Если ты идешь в гости в квартиру, где есть телефон, не стоит оставлять его номер, если в этом нет необходимости. Если же без этого не обойтись, то, придя в дом, предупреди хозяев, что тебе могут позвонить.

Что еще нужно знать о телефонных разговорах?

Как поступить, если тебе навязчиво звонит человек, с которым ты не хочешь общаться? Пресечь такие звонки можно вежливо, не обижая человека. Для этого придется прибегнуть ко лжи во спасение.

Услышав в телефонной трубке голос нежелательного собеседника, быстренько придумай любой правдоподобный аргумент, чтобы мгновенно закончить разговор, например ты можешь сказать: "Извини, я не могу сейчас разговаривать, жду звонка от мамы", или "Прости, в дверь позвонили", или "Извини, я не могу долго говорить, у меня на кухне сейчас молоко убежит". Умный человек быстро поймет, что с ним просто не желают разговаривать, и перестанет тревожить тебя звонками.

Совершенно недопустимо мешать разговору других людей, например задавать какие-нибудь вопросы человеку, который в этот момент говорит по телефону.

Нельзя бестактно торопить человека, разговаривающего по телефону-автомату, например стучать монеткой по стеклу телефонной будки или специально делать так, чтобы твое недовольное лицо попало в поле зрения говорящего. Если тебе действительно нужно срочно позвонить из автомата, вежливо скажи об этом тому, кто его занимает.

Неприлично комментировать чужой разговор, свидетелем которого можно стать на улице у таксофона, или высказывать вслух свое отношение предмету беседы, например, такими фразами: "Нашли о чем говорить!" или "Может, уже хватит об этом?" Тактичный человек постарается отойти подальше от говорящего по телефону и не проявлять излишнего любопытства.

И еще следует помнить, что телефон придуман не для развлечения. Звонить по любому придуманному номеру и спрашивать: "Это морг? Позовите Васю с третьей полки!" - не только бестактно, но и глупо. Существует множество более интересных развлечений.