Белая гвардия события. Белая гвардия, История создания романа Булгакова “Белая гвардия”

Михаил Булгаков

Белая гвардия

Посвящается Любови Евгеньевне Белозерской

Пошел мелкий снег и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение темное небо смешалось с снежным морем. Все исчезло.

Ну, барин, - закричал ямщик, - беда: буран!

«Капитанская дочка»

И судимы были мертвые по написанному в книгах сообразно с делами своими…

Часть первая

Велик был год и страшен год по рождестве Христовом 1918, от начала же революции второй. Был он обилен летом солнцем, а зимою снегом, и особенно высоко в небе стояли две звезды: звезда пастушеская - вечерняя Венера и красный, дрожащий Марс.

Но дни и в мирные и в кровавые годы летят как стрела, и молодые Турбины не заметили, как в крепком морозе наступил белый, мохнатый декабрь. О, елочный дед наш, сверкающий снегом и счастьем! Мама, светлая королева, где же ты?

Через год после того, как дочь Елена повенчалась с капитаном Сергеем Ивановичем Тальбергом, и в ту неделю, когда старший сын, Алексей Васильевич Турбин, после тяжких походов, службы и бед вернулся на Украину в Город, в родное гнездо, белый гроб с телом матери снесли по крутому Алексеевскому спуску на Подол, в маленькую церковь Николая Доброго, что на Взвозе.

Когда отпевали мать, был май, вишневые деревья и акации наглухо залепили стрельчатые окна. Отец Александр, от печали и смущения спотыкающийся, блестел и искрился у золотеньких огней, и дьякон, лиловый лицом и шеей, весь ковано-золотой до самых носков сапог, скрипящих на ранту, мрачно рокотал слова церковного прощания маме, покидающей своих детей.

Алексей, Елена, Тальберг и Анюта, выросшая в доме Турбиной, и Николка, оглушенный смертью, с вихром, нависшим на правую бровь, стояли у ног старого коричневого святителя Николы. Николкины голубые глаза, посаженные по бокам длинного птичьего носа, смотрели растерянно, убито. Изредка он возводил их на иконостас, на тонущий в полумраке свод алтаря, где возносился печальный и загадочный старик бог, моргал. За что такая обида? Несправедливость? Зачем понадобилось отнять мать, когда все съехались, когда наступило облегчение?

Улетающий в черное, потрескавшееся небо бог ответа не давал, а сам Николка еще не знал, что все, что ни происходит, всегда так, как нужно, и только к лучшему.

Отпели, вышли на гулкие плиты паперти и проводили мать через весь громадный город на кладбище, где под черным мраморным крестом давно уже лежал отец. И маму закопали. Эх… эх…


Много лет до смерти, в доме №13 по Алексеевскому спуску, изразцовая печка в столовой грела и растила Еленку маленькую, Алексея старшего и совсем крошечного Николку. Как часто читался у пышущей жаром изразцовой площади «Саардамский Плотник», часы играли гавот, и всегда в конце декабря пахло хвоей, и разноцветный парафин горел на зеленых ветвях. В ответ бронзовым, с гавотом, что стоят в спальне матери, а ныне Еленки, били в столовой черные стенные башенным боем. Покупал их отец давно, когда женщины носили смешные, пузырчатые у плеч рукава. Такие рукава исчезли, время мелькнуло, как искра, умер отец-профессор, все выросли, а часы остались прежними и били башенным боем. К ним все так привыкли, что, если бы они пропали как-нибудь чудом со стены, грустно было бы, словно умер родной голос и ничем пустого места не заткнешь. Но часы, по счастью, совершенно бессмертны, бессмертен и Саардамский Плотник, и голландский изразец, как мудрая скала, в самое тяжкое время живительный и жаркий.

Вот этот изразец, и мебель старого красного бархата, и кровати с блестящими шишечками, потертые ковры, пестрые и малиновые, с соколом на руке Алексея Михайловича, с Людовиком XIV, нежащимся на берегу шелкового озера в райском саду, ковры турецкие с чудными завитушками на восточном поле, что мерещились маленькому Николке в бреду скарлатины, бронзовая лампа под абажуром, лучшие на свете шкапы с книгами, пахнущими таинственным старинным шоколадом, с Наташей Ростовой, Капитанской Дочкой, золоченые чашки, серебро, портреты, портьеры, - все семь пыльных и полных комнат, вырастивших молодых Турбиных, все это мать в самое трудное время оставила детям и, уже задыхаясь и слабея, цепляясь за руку Елены плачущей, молвила:

Дружно… живите.


Но как жить? Как же жить?

Алексею Васильевичу Турбину, старшему - молодому врачу - двадцать восемь лет. Елене - двадцать четыре. Мужу ее, капитану Тальбергу - тридцать один, а Николке - семнадцать с половиной. Жизнь-то им как раз перебило на самом рассвете. Давно уже начало мести с севера, и метет, и метет, и не перестает, и чем дальше, тем хуже. Вернулся старший Турбин в родной город после первого удара, потрясшего горы над Днепром. Ну, думается, вот перестанет, начнется та жизнь, о которой пишется в шоколадных книгах, но она не только не начинается, а кругом становится все страшнее и страшнее. На севере воет и воет вьюга, а здесь под ногами глухо погромыхивает, ворчит встревоженная утроба земли. Восемнадцатый год летит к концу и день ото дня глядит все грознее и щетинистей.


Упадут стены, улетит встревоженный сокол с белой рукавицы, потухнет огонь в бронзовой лампе, а Капитанскую Дочку сожгут в печи. Мать сказала детям:

А им придется мучиться и умирать.

Как-то, в сумерки, вскоре после похорон матери, Алексей Турбин, придя к отцу Александру, сказал:

Да, печаль у нас, отец Александр. Трудно маму забывать, а тут еще такое тяжелое время… Главное, ведь только что вернулся, думал, наладим жизнь, и вот…

Он умолк и, сидя у стола, в сумерках, задумался и посмотрел вдаль. Ветви в церковном дворе закрыли и домишко священника. Казалось, что сейчас же за стеной тесного кабинетика, забитого книгами, начинается весенний, таинственный спутанный лес. Город по-вечернему глухо шумел, пахло сиренью.

Что сделаешь, что сделаешь, - конфузливо забормотал священник. (Он всегда конфузился, если приходилось беседовать с людьми.) - Воля божья.

Священник шевельнулся в кресле.

Тяжкое, тяжкое время, что говорить, - пробормотал он, - но унывать-то не следует…

Потом вдруг наложил белую руку, выпростав ее из темного рукава ряски, на пачку книжек и раскрыл верхнюю, там, где она была заложена вышитой цветной закладкой.

Уныния допускать нельзя, - конфузливо, но как-то очень убедительно проговорил он. - Большой грех - уныние… Хотя кажется мне, что испытания будут еще. Как же, как же, большие испытания, - он говорил все увереннее. - Я последнее время все, знаете ли, за книжечками сижу, по специальности, конечно, больше все богословские…

Год издания книги: 1925

Роман Булгакова «Белая гвардия» впервые увидел свет еще в 1925 году и стал первым крупным произведением автора. Хотя некоторые главы книги выходили в различных периодических изданиях еще за несколько лет до публикации окончательного варианта. Сюжет романа Булгакова «Белая гвардия» лег в основу нескольких театральных постановок и художественных фильмов. Последним стал одноименный российский сериал, который вышел на экраны в 2012 году.

Романа «Белая гвардия» краткое содержание

В самом начале произведения Михаила Булгакова «Белая гвардия» описывается некий город, отдаленно напоминающий Киев. На дворе зима 1918 года, и все население, как в , переживает неспокойные времена из-за политической ситуации. И это не спроста – уже на протяжении нескольких лет город был оккупирован немцами. Во главе его тогда стоял гетман со своими подчиненными. Однако, уже в нескольких километрах от него находились войска Петлюры, яро желающие заполучить власть. В то время город был переполнен не только местными жителями, но и приезжими москвичами, которые укрывались от власти большевиков.

Далее в романе Булгакова «Белая гвардия» читать можем о семье Турбиных, которая переживает тяжелые времена. Дело в том, что двое братьев Алексей и Николка и их сестра Елена недавно потеряли свою горячо любимую матушку. Им тяжело смириться с ее смертью, поэтому уже несколько недель в их квартире на Александровском спуске царит траурная атмосфера. Перед смертью мать сказала своим детям, что, что бы ни случилось, все они должны жить в дружбе и согласии.

Старшим сыном покойной женщины был двадцативосьмилетний доктор Алексей. Став теперь главой семьи, ему тяжело смириться с потерей матери. Поэтому он решает отправиться в церковь и побеседовать с отцом Александром. Священник говорит ему, что жить в печали так долго нет смысла, поэтому нужно включаться в водоворот событий. Тем более, что грядут очень сложные для страны времена.

Однажды, когда братья сидели подле печи и напевали знакомые с юношества мотивы песен, в комнату вошла их сестра – двадцатичетырехлетняя Елена. Она была сильно встревожена тем, что ее супруг Сергей Тальберг все еще не вернулся с работы, хотя сам обещал быть дома еще семь часов назад. Девушка не находит себе места и совершенно не знает, что ей делать. Вдруг раздается неожиданный стук в двери. Все были уверенны в том, что это пришел Сергей, однако гостем оказался давнишний друг семьи поручик Виктор Мышлаевский. Он рассказывает о том, что его отряд отправили в оцепление на шесть часов. Но по прошествии этого времени никто не отдал приказ завершить операцию, и солдаты сутки провели на морозе без продовольственных запасов и в легком обмундировании. Двое из них скончались от холода, еще двое получили сильное обморожение. Да и сам поручик на протяжении всего этого времени трясся от холода.

Читая «Белая гвардия» роман дальше, узнаем, что наконец-то в дом входит Сергей. Он рассказывает, что слухи, которые гуляют по городу уже довольно долго, подтвердились – немцы отступают из-за приближения войск Петлюры. Поэтому Тальберг также должен срочно покинуть Киев вместе с ними. Но взять с собой свою жену он не может, поскольку не уверен в том, что именно его самого ожидает дальше после побега. Елена собирает вещи мужа, и Турбины прощаются с ним. Проходит пару часов, и к Алексею приходят гости – его друзья еще со времен учебы в гимназии. Они приносят с собой алкоголь и весело проводят время до тех пор, пока Мышлаевскому не становится не по себе. Алексей решает помочь товарищу. Он отводит его в другую комнату и предлагает лекарства. По дороге он замечает, что Елена плачет в своей комнате. Девушка понимает, что возможно она больше никогда не увидит своего супруга.

Далее в романе «Белая гвардия» Булгакова содержание кратко рассказывает о соседе главных героев Василии Лисовиче, который проживает этажом ниже. В ночь, когда с главными героями происходили выше упомянутые события, мужчина прятал ценные вещи в тайник. Кроме этого, у Василия было еще несколько тайников, которые находились на чердаке и в сарае. Мужчина так хотел спрятать хоть немного ценностей, что упустил одну важную вещь – на протяжении всего этого времени за окном за ним наблюдал незнакомец.

На следующее утро Николка и один из гостей Леонид Шевринский выходят из квартиры. Все они хотят записаться на службу. Это особенно необходимо именно сейчас, когда в городе происходят ужасные вещи – взрывы на складах, убийства и отступление немецкой армии угнетают жителей. Все понимают, что приближается что-то страшное. Немного позже проснулись остальные – Алексей, его друг, которого в кругу товарищей именовали Карась, и Мышлаевский. Они решают отправиться в гимназию, в которой когда-то учились. В данный момент там располагается штаб добровольцев-артиллерийцев. Их командир Малышев внимательно рассмотрел новоприбывших и отправил их под руководство капитана Студзинского. Карась и Мышлаевский стали офицерами, в то время как Алексей получил должность военного врача. Однако той же ночью выясняется, что большинство добровольцев не знает, как обращаться с оружием. Поскольку заниматься обучением солдат нет времени, Малышев решает распустить дивизион, о чем сообщает следующим утром. Более того, поступает новость о том, что гетман сбежал из города. Теперь в нем нет законной власти, а потому и защищать солдатам некого.

Далее в романе Булгакова «Белая гвардия» краткое содержание рассказывает о полковнике Най-Турсе, который формирует несколько дружин для защиты города от петлюровцев. Однако он понимает, что солдаты без теплого обмундирования и достаточного количества продовольственных запасов не смогут выполнять свою работу в полную мощь. А потому Най-Турс старается получить для юнкеров хотя бы теплую одежду. Он даже прихватил с собой несколько солдат с винтовками, чтобы немного припугнуть интенданта. Такой ход подействовал, и через какое-то время служба снабжения дает ему все необходимое.

Штаб отдает распоряжение полковнику держать оборону Политехнического шоссе и открыть огонь в случае появления врага. Най-Турс отправляет нескольких солдат на разведку. Они должны были выяснить, находятся ли где-то поблизости гетманские части. Через какое-то время юнкера возвращаются с неприятными новостями – все они находятся в западне, никаких частей поблизости не наблюдается. Более того, поступили новости, что войска Петлюры уже вошли в город.

Примерно в то же время Николка, который к тому времени уже стал ефрейтором, получает приказ вести несколько солдат по указанному маршруту. Уже на полпути он видит Най-Турса, который приказывает юнкерам немедленно срывать погоны, бежать отсюда и сжигать все свои документы. Начинается стрельба, и полковник старается прикрыть своих солдат. Николка вызывается помочь и начинает отстреливаться, однако через несколько минут Най-Турса смертельно ранят. Перед смертью он приказывает ефрейтору немедленно отступать, чтобы сохранить себе жизнь. Николка выполняет приказ командира и добирается до дома, сталкиваясь по дороге с недругами.

Тем временем в романе М.А. Булгакова «Белая гвардия» рассказывается о том, что Алексей не знал, что дивизион добровольцев был распущен. Как ему и приказывали, к двум часам дня мужчина прибывает в штаб возле гимназии. Однако никого там не застает – более того, в штабе не наблюдается никакого оружия и бумаг. Через какое-то время ему удается отыскать Малышева, который сжигает оставшиеся документы. Тот рассказывает врачу о войске Петлюры, которое уже проникло в город. Командир говорит, чтобы Турбин срывал погоны и покинул здание через черных ход. Алексей слушается его и уходит. Он забегает в незнакомый и пустой двор. Турбин должен был срочно отправляться домой, но решает посмотреть, что же сейчас происходит в центре города. По дороге он встречает войско Петлюры, которое понимает, что перед ними стоит солдат. Все дело в том, что, сняв погоны, Алексей совершенно забыл о кокарде. Таким образом враги поняли, что перед ними солдат, и открыли огонь по нему. Спустя несколько минут молодой человек получил ранение в плечо. Он старался скрыться, но случайно забежал в непроходной двор. Еще несколько минут, и петлюровцы нашли бы его. Алексей уже и не надеялся на спасение, как внезапно незнакомая женщина открыла калитку своего дома и впустила его внутрь. Позже она представилась Юлией и начала ухаживать за раненым солдатом. Женщина перевязала его рану и спрятала окровавленную одежду. На следующее утро, переодев Турбина, она отправила его извозчиком домой.

Если роман Булгакова «Белая гвардия» скачать, то узнаем, что вместе с Алексеем, в квартиру Турбиных прибывает их далекий родственник Ларион Суржанский. Молодой человек пребывает в расстроенных чувствах после измены жены. Поэтому его матушка решает отправить его к киевской родне отдохнуть. Лариосик (как все его называют) быстро понравился всем членам семьи. Он оказался добрым, хоть и немного странным человеком. Единственные вещи, которые приносят ему искреннее удовольствие – это канарейки и чтение книг. Сам по себе Ларион был довольно неуклюжим человеком. Уже в первый день своего пребывания в Киеве он успел разбить сервиз и нанести небольшую травму Николке. Однако его искренность подкупала родственников, и те были не против того, чтобы он жил здесь сколько пожелает.

После того, как все узнали о ранении Алексея, было принято решение вызвать домой доктора. Тот внимательно осмотрел и обработал рану. Однако ранение, которое получил Трубин, было усложнено одной деталью – вместе с пулей в плечо проникли куски шинели, которые могут спровоцировать болезнь мужчины. Через несколько часов у Алексея сильно поднялась температура. Врач сделал ему укол морфия, после которого мужчина почувствовал облегчение и заснул.

Семья принимает решение никому не говорить о раненом Турбине и рассказывает соседям, что мужчина, как глава семейства в , подхватил тиф. Через какое-то время выясняется, что Алексей на самом деле подцепил эту ужасную болезнь. Ему становиться хуже, и он не может подняться с постели.

Тем временем Николка, следуя приказу покойного Най-Турса, пытается уничтожить любые доказательства того, что в доме проживают солдаты. Он надежно прячет погоны, оружие и документы. Вдруг в дверь стучит сосед Василий. Он находится в полуобморочном состоянии и рассказывает, что произошло с ним несколько часов назад. Во время ужина с женой к нему ворвались незнакомцы. Они протягивали какую-то бумажку с печатью и утверждали, что имеют право провести обыск квартиры. Через несколько минут они нашли тайник с ценными вещами, спрятанными на «черный день». Пригрозив хозяевам дома пистолетами, незваные гости отобрали все, что им удалось отыскать. Перед тем, как уйти, они потребовали, чтобы Василий подписал документ добровольной передачи ценных вещей.

Николка и Мышлаевский идут и осматривают квартиру Лисовича. Они говорят мужчине, чтобы тот не обращался с жалобой в органы и радовался, что остался жив. Позже Николка понимает, что оружие, с которым пришли грабители, принадлежало ему. Он обнаруживает, что коробка с его погонами и документами, которая висела за окном, исчезла.

Если читать произведение «Белая гвардия» Булгакова кратко, то узнаем, что Николка собирается с силами для того, чтобы отправиться к родственникам Най-Турса и сообщить им о его смерти. Он приходит по указанному адресу и знакомится с сестрой полковника Ириной. Ефрейтор вызывается помочь женщине отыскать тело ее брата. Они находят Най-Турса и устраивают похороны, за что Ирина очень благодарна Николке. Тем временем Алексею становится все хуже. В дом прибывают несколько врачей. После длительного осмотра все они приходят к выводу, что мужчина не пойдет на поправку. В отчаянии Елена отправляется к себе в комнату, где за закрытой дверью начинает молиться. После того, как скончалась ее матушка и ушел муж, девушка не желает терять еще и старшего брата. Через несколько дней Алексею становится значительно лучше.

Далее в романе «Белая гвардия» краткое содержание рассказывает о том, что после бурного января 1919 года, в феврале проходит новость о том, что войска Петлюры покидают город. За это время Алексей практически поправился и мог уже передвигаться по квартире, правда, опираясь на трость. Он приходит в гости к Юлии, желая отблагодарить свою спасительницу. Турбин приносит женщине подарок – драгоценный браслет, когда-то принадлежавший его покойной матушке. По дороге назад он встречает Николку, который возвращался от сестры Най-Турса.

Несмотря на то, что почта на тот момент работала с перебоями, Турбиным приходит письмо из Варшавы. В нем подруга Елены рассказывает о том, что Тальберг снова женится. Она очень удивлена, поскольку не слышала о разводе супругов. Елена не может сдержать слез и не хочет верить в предательство мужа. Тем временем, прогнав петлюровцев, в город вступают большевики.

Роман «Белая гвардия» на сайте Топ книг

Белая гвардия

Роман “Белая гвардия” впервые опубликован (не полностью) в Российской Федерации , в 1924 году. Полностью - в Париже: том первый- 1927 год, том второй - 1929 год. “Белая гвардия” - во многом автобиографический роман, основанный на личных впечатлениях писателя о Киеве конца 1918 - начала 1919 года.

Семья Турбиных - это в значительной степени семья Булгаковых. Турбины - девичья фамилия бабушки Булгакова со стороны матери. “Белая гвардия” была начата в 1922 г., после смерти матери писателя. Рукописи романа не сохранились. По свидетельству перепечатывавшей роман машинистки Раабен, первоначально “Белая гвардия” мыслилась как трилогия. В качестве возможных названий романов предполагавшейся трилогии фигурировали “Полночный крест” и “Белый крест”. Прототипами героев романа стали киевские друзья и знакомые Булгакова. Так, поручик Виктор Викторович Мышлаевскии списан с друга детства Николая Николаевича Сигаевского. Прототипом поручика Шервинского послужил еще один друг юности Булгакова -Юрий Леонидович Гладыревский, певец-любите ль. В “Белой гвардии” Булгаков стремится показать народ и интеллигенцию в пламени гражданской войны на Украине. Главный герой, Алексей Турбин, хоть и очевидно автобиографичен, но, в отличие от писателя, не земский врач, только формально числившийся на военной службе, а настоящий военный медик, много повидавший и переживший за годы мировой войны. В романе противопоставлены две группы офицеров - те, кто “ненавидит большевиков ненавистью горячей и прямой, той, которая может двинуть в драку” и “вернувшимся с воины в насиженные гнезда с той мыслью, как и Алексей Турбин, - отдыхать и устраивать заново не военную, а обыкновенную человеческую жизнь”. Булгаков социологически точно показывает массовые движения эпохи. Он демонстрирует вековую ненависть крестьян к помещикам и офицерам, и только что возникшую, но не менее глубокую ненависть к “оккупантам. Все это и питало восстание, поднятое против становления гетмана Скоропадского, лидера украинского национального движения СВ. Петлюры. Булгаков называл одной из первостепенных черт своего творчества в “Белой гвардии” упорное изображение русской интеллигенции, как лучшего слоя в наглей стране. В частности, изображение интеллигентско-дворянской семьи, волею исторической судьбы брошенной в годы гражданской войны в лагерь белой гвардии, в традициях “Войны и мира”. “Белая гвардия” - марксистская критика 20-х годов: “Да, талант Булгакова был именно не столь глубок, сколь блестящ, и талант был большой … И все же произведения Булгакова не народны. В них нет ничего, что затрагивало народ в целом. Есть толпа загадочная и жестокая”. Талант Булгакова не был проникнут интересом к народу, к его жизни, его радости и горести по Булгакову узнать нельзя.

Медиафайлы на Викискладе

«Дни Турбины́х » - пьеса М. А. Булгакова , написанная на основе романа «Белая гвардия» . Существует в трёх редакциях.

История создания

3 апреля 1925 года Булгакову во МХАТе предложили написать пьесу по роману «Белая гвардия». Работу над первой редакцией Булгаков начал в июле 1925 года. В пьесе, как и в романе, Булгаков основывался на собственных воспоминаниях о Киеве времён Гражданской войны . Первую редакцию автор прочёл в театре в начале сентября того же года, 25 сентября 1926 года пьеса была разрешена к постановке.

В дальнейшем она неоднократно редактировалась. В настоящее время известны три редакции пьесы; две первые имеют то же название, что и роман, однако из-за проблем с цензурой его пришлось сменить. Название «Дни Турбиных» использовалось и для романа. В частности, первое его издание (1927 и 1929 гг., издательство «Concorde», г. Париж) было озаглавлено «Дни Турбиных (Белая гвардия)» . Среди исследователей не существует единого мнения относительно того, какую редакцию считать последней . Одни указывают на то, что третья появилась в результате запрета второй и поэтому не может считаться окончательным проявлением авторской воли. Другие утверждают, что именно «Дни Турбиных» должны быть признаны основным текстом, поскольку по ним уже много десятилетий играют спектакли. Рукописи пьесы не сохранились. Третья редакция впервые опубликована Е. С. Булгаковой в 1955 году . Вторая редакция впервые увидела свет в Мюнхене .

В 1927 году проходимец З. Л. Каганский объявил себя правообладателем на переводы и постановку пьесы за границей. В связи с этим М. А. Булгаков 21 февраля 1928 года обратился в Моссовет с просьбой о разрешении выехать за границу для переговоров о постановке пьесы. [ ]

Действующие лица

  • Турбин Алексей Васильевич - полковник-артиллерист, 30 лет.
  • Турбин Николай - его брат, 18 лет.
  • Тальберг Елена Васильевна - их сестра, 24 года.
  • Тальберг Владимир Робертович - генштаба полковник, её муж, 38 лет.
  • Мышлаевский Виктор Викторович - штабс-капитан , артиллерист, 38 лет.
  • Шервинский Леонид Юрьевич - поручик , личный адъютант гетмана .
  • Студзинский Александр Брониславович - капитан, 29 лет.
  • Лариосик - кузен из Житомира , 21 год.
  • Гетман всея Украины (Павел Скоропадский).
  • Болботун - командир 1-й конной петлюровской дивизии (прототип - Болбочан).
  • Галаньба - сотник-петлюровец, бывший уланский ротмистр.
  • Ураган.
  • Кирпатый.
  • Фон Шратт - германский генерал.
  • Фон Дуст - германский майор.
  • Врач германской армии.
  • Дезертир-сечевик.
  • Человек с корзиной.
  • Камер-лакей.
  • Максим - бывший гимназический педель , 60 лет.
  • Гайдамак-телефонист.
  • Первый офицер.
  • Второй офицер.
  • Третий офицер.
  • Первый юнкер.
  • Второй юнкер.
  • Третий юнкер.
  • Юнкера и гайдамаки .

Сюжет

События, описанные в пьесе, происходят в конце 1918 - начале 1919 годов в Киеве и охватывают собой падение режима гетмана Скоропадского , приход Петлюры и изгнание его из города большевиками . На фоне постоянной смены власти происходит личная трагедия семьи Турбиных, ломаются основы старой жизни.

Первая редакция имела 5 актов, а вторая и третья - только 4.

Критика

Современные критики считают «Дни Турбиных» вершиной театрального успеха Булгакова, но её сценическая судьба была сложна . Впервые поставленная во МХАТе, пьеса пользовалась большим зрительским успехом, но получила разгромные рецензии в тогдашней советской прессе. В статье журнала «Новый зритель » от 2 февраля 1927 года Булгаков отчеркнул следующее :

Мы готовы согласиться с некоторыми из наших друзей, что «Дни Турбиных» циничная попытка идеализировать белогвардейщину, но мы не сомневаемся в том, что именно «Дни Турбиных» - осиновый кол в её гроб. Почему? Потому, что для здорового советского зрителя самая идеальная слякоть не может представить соблазна, а для вымирающих активных врагов и для пассивных, дряблых, равнодушных обывателей та же слякоть не может дать ни упора, ни заряда против нас. Всё равно как похоронный гимн не может служить военным маршем.

Сам Сталин в письме к драматургу В. Билль-Белоцерковскому указывал, что пьеса нравится ему, наоборот, из-за того, что в ней показано поражение белых . Письмо было впоследствии опубликовано самим Сталиным в собрании сочинений уже после смерти Булгакова, в 1949 году:

Почему так часто ставят на сцене пьесы Булгакова? Потому, должно быть, что своих пьес, годных для постановки, не хватает. На безрыбьи даже «Дни Турбиных» - рыба. (…) Что касается собственно пьесы «Дни Турбиных», то она не так уж плоха, ибо она даёт больше пользы, чем вреда. Не забудьте, что основное впечатление, остающееся у зрителя от этой пьесы, есть впечатление, благоприятное для большевиков: «если даже такие люди, как Турбины, вынуждены сложить оружие и покориться воле народа, признав своё дело окончательно проигранным, - значит, большевики непобедимы, с ними, большевиками, ничего не поделаешь», «Дни Турбиных» есть демонстрация всесокрушающей силы большевизма.

Ну вот, посмотрели «Дни Турбиных» <…> Махонькие, из офицерских собраний, с запахом «выпивона и закусона» страстишки, любвишки, делишки. Мелодраматические узоры, немножко российских чувств, немножко музычки. Я слышу: Какого чёрта! <…> Чего достиг? Того, что все смотрят пьесу, покачивая головами и вспоминают рамзинское дело …

- «Когда я буду вскоре умирать…» Переписка М. А. Булгакова с П. С. Поповым (1928-1940). - М.:ЭКСМО, 2003. - С. 123-125

Для Михаила Булгакова, перебивавшегося случайными заработками, постановка в МХАТе была едва ли не единственной возможностью содержать семью.

Постановки

  • - МХАТ. Режиссёр Илья Судаков , художник Николай Ульянов , художественный руководитель постановки К. С. Станиславский . Роли исполняли: Алексей Турбин - Николай Хмелёв , Николка - Иван Кудрявцев , Елена - Вера Соколова, Шервинский - Марк Прудкин , Студзинский - Евгений Калужский , Мышлаевский - Борис Добронравов , Тальберг - Всеволод Вербицкий , Лариосик - Михаил Яншин , Фон Шратт - Виктор Станицын , фон Дуст - Роберт Шиллинг , Гетман - Владимир Ершов , дезертир - Николай Титушин , Болботун - Александр Андерс , Максим - Михаил Кедров , также Сергей Блинников , Владимир Истрин , Борис Малолетков , Василий Новиков . Премьера состоялась 5 октября 1926 года .

В исключённых сценах (с пойманным петлюровцами евреем, Василисой и Вандой) должны были играть Иосиф Раевский и Михаил Тарханов с Анастасией Зуевой , соответственно.

Машинистка И. С. Раабен (дочь генерала Каменского), которая печатала роман «Белая гвардия» и которую Булгаков пригласил на спектакль, вспоминала: «Спектакль был потрясающий, потому что всё было живо в памяти у людей. Были истерики, обмороки, семь человек увезла скорая помощь, потому что среди зрителей были люди, пережившие и Петлюру, и киевские эти ужасы, и вообще трудности гражданской войны…»

Публицист И. Л. Солоневич впоследствии описывал неординарные события, связанные с постановкой:

… Кажется, в 1929 году Московский художественный театр ставил известную тогда пьесу Булгакова «Дни Турбиных». Это было повествование об обманутых белогвардейских офицерах, застрявших в Киеве. Публика Московского художественного театра не была средней публикой. Это было «отбор». Билеты в театры распределялись профсоюзами, и верхушка интеллигенции, бюрократии и партии получала, конечно, лучшие места и в лучших театрах. В числе этой бюрократии был и я: я работал как раз в том отделе профсоюза, который эти билеты распределял. По ходу пьесы, белогвардейские офицеры пьют водку и поют «Боже, Царя храни! ». Это был лучший театр в мире, и на его сцене выступали лучшие артисты мира. И вот - начинается - чуть-чуть вразброд, как и полагается пьяной компании: «Боже, Царя храни»…

И вот тут наступает необъяснимое: зал начинает вставать . Голоса артистов крепнут. Артисты поют стоя и зал слушает стоя: рядом со мной сидел мой шеф по культурно-просветительной деятельности - коммунист из рабочих. Он тоже встал. Люди стояли, слушали и плакали. Потом мой коммунист, путаясь и нервничая, пытался мне что-то объяснить что-то совершенно беспомощное. Я ему помог: это массовое внушение. Но это было не только внушением.

За эту демонстрацию пьесу сняли с репертуара. Потом попытались поставить опять - причём от режиссуры потребовали, чтобы «Боже Царя храни» было спето, как пьяное издевательство. Из этого ничего не вышло - не знаю, почему именно - и пьесу сняли окончательно. Об этом происшествии в своё время знала «вся Москва».

- Солоневич И. Л. Загадка и разгадка России. М.: Издательство «ФондИВ», 2008. С.451

После снятия с репертуара в 1929 году спектакль был возобновлён 18 февраля 1932 года и сохранялся на сцене Художественного театра вплоть до июня 1941 года . Всего в 1926-1941 годах пьеса прошла 987 раз.

М. А. Булгаков писал в письме П. С. Попову 24 апреля 1932 года о возобновлении спектакля:

От Тверской до Театра стояли мужские фигуры и бормотали механически: «Нет ли лишнего билетика?» То же было и со стороны Дмитровки.
В зале я не был. Я был за кулисами, и актёры волновались так, что заразили меня. Я стал перемещаться с места на место, опустели руки и ноги. Во всех концах звонки, то свет ударит в софитах, то вдруг, как в шахте, тьма, и <…> кажется, что спектакль идёт с вертящей голову быстротой… Топорков играет Мышлаевского первоклассно… Актёры волновались так, что бледнели под гримом, <…> а глаза были замученные, настороженные, выспрашивающие…
Занавес давали 20 раз.

- «Когда я буду вскоре умирать…» Переписка М. А. Булгакова с П. С. Поповым (1928-1940). - М.:ЭКСМО, 2003. - С. 117-118

  • 2013 -

Роман «Белая гвардия» создавался около 7 лет. Первоначально Булгаков хотел сделать его первой частью трилогии. Писатель начал работу над романом в 1921 г., переехав в Москву, к 1925 г. текст был практически закончен. Ещё раз Булгаков правил роман в 1917-1929 гг. перед публикацией в Париже и Риге, переработав финал.

Варианты названий, рассматриваемые Булгаковым, все связаны с политикой через символику цветов: «Белый крест», «Жёлтый прапор», «Алый мах».

В 1925-1926 гг. Булгаков написал пьесу, в окончательной редакции названную «Дни Турбиных», сюжет и герои которой совпадают с романными. Пьеса поставлена во МХАТе в 1926 г.

Литературное направление и жанр

Роман «Белая гвардия» написан в традициях реалистической литературы 19 в. Булгаков использует традиционный приём и через историю семьи описывает историю целого народа и страны. Благодаря этому роман приобретает черты эпопеи.

Произведение начинается как семейный роман, но постепенно все события получают философское осмысление.

Роман «Белая гвардия» исторический. Автор не ставит перед собой задачу объективно описать политическую ситуацию в Украине в 1918-1919 гг. События изображены тенденциозно, это связано с определённой творческой задачей. Цель Булгакова – показать субъективное восприятие исторического процесса (не революции, но гражданской войны) определённым, близким ему кругом людей. Этот процесс воспринимается как катастрофа, потому что в гражданской войне нет победителей.

Булгаков балансирует на грани трагедийности и фарса, он ироничен и акцентирует внимание на провалах и недостатках, упуская из виду не только положительное (если оно было), но и нейтральное в жизни человека в связи с новыми порядками.

Проблематика

Булгаков в романе уходит от социальных и политических проблем. Его герои – белая гвардия, но к этой же гвардии принадлежит и карьерист Тальберг. Симпатии автора не на стороне белых или красных, а на стороне хороших людей, которые не превращаются в бегущих с корабля крыс, не меняют под влиянием политических перипетий своего мнения.

Таким образом, проблематика романа философская: как в момент вселенской катастрофы остаться человеком, не потерять себя.

Булгаков создаёт миф о прекрасном белом Городе, засыпанном снегом и как бы защищённом им. Писатель задаётся вопросом, от его зависят исторические события, смена власти, которых Булгаков в Киеве в гражданскую войну пережил 14. Булгаков приходит к выводу, что над человеческими судьбами властвуют мифы. Мифом, возникшим на Украине «в тумане страшного восемнадцатого года», он считает Петлюру. Такие мифы порождают лютую ненависть и заставляют одних, поверивших в миф стать его частью без рассуждения, а других, живущих в другом мифе, до смерти бороться за свой.

Каждый из героев переживает крушение своих мифов, а некоторые, как Най-Турс, умирают даже за то, во что уже не верят. Проблема утраты мифа, веры – важнейшая для Булгакова. Для себя он выбирает дом как миф. Жизнь дома всё-таки длиннее, чем человека. И действительно, дом дожил до наших дней.

Сюжет и композиция

В центре композиции – семья Турбиных. Их дом с кремовыми шторами и лампой с зелёным абажуром, которые в сознании писателя всегда ассоциировались с покоем, домашним уютом, похож на Ноев ковчег в бурном житейском море, в вихре событий. В этот ковчег со всего мира сходятся званые и незваные, все единомышленники. В дом вхожи боевые товарищи Алексея: поручик Шервинский, подпоручик Степанов (Карась), Мышлаевский. Здесь они находят морозной зимой кров, стол, тепло. Но главное не это, а надежда, что всё будет хорошо, так необходимая и самому молодому Булгакову, который оказывается в положении своих героев: «Жизнь им перебило на самом рассвете».

События в романе разворачиваются зимой 1918-1919 гг. (51 день). За это время в городе меняется власть: бежит вместе с немцами гетман и входит в город Петлюра, правящий 47 дней, а в конце бегут и петлюровцы под канонаду красноармейцев.

Символика времени очень важна для писателя. События начинаются в день Андрея Первозванного, покровителя Киева (13 декабря), а заканчиваются Сретеньем (в ночь со 2 на 3 декабря). Для Булгакова важен мотив встречи: Петлюры с красной армией, прошлого с будущим, горя с надеждой. Себя же и мир Турбиных он ассоциирует с позицией Симеона, который, взглянув на Христа, не принял участия в волнующих событиях, а остался с Богом в вечности: «Ныне отпущаеши раба твоего, Владыко». С тем самым Богом, который в начале романа упоминается Николкой как печальный и загадочный старик, улетающий в чёрное, потрескавшееся небо.

Роман посвящён второй жене Булгакова, Любови Белозерской. У произведения два эпиграфа. Первый описывает буран в «Капитанской дочке» Пушкина , в результате которого герой сбивается с пути и встречается с разбойником Пугачёвым. Этот эпиграф объясняет, что вихрь исторических событий подробен снежному бурану, так что легко запутаться и сбиться с верного пути, не узнать, где хороший человек, а где разбойник.

Зато второй эпиграф из Апокалипсиса предостерегает: все будут судиться по делам. Если ты выбрал неверную дорогу, заблудившись в жизненных бурях, это тебя не оправдывает.

В начале романа 1918 г. называется великим и страшным. В последней, 20 главе Булгаков отмечает, что следующий год был ещё страшней. Первая глава начинается с предзнаменования: высоко над горизонтом стоят пастушеская Венера и красный Марс. Со смерти матери, светлой королевы, в мае 1918 г. начинаются семейные несчастья Турбиных. Задерживается, а потом уезжает Тальберг, появляется обмороженный Мышлаевский, приезжает из Житомира нелепый родственник Лариосик.

Катастрофы становятся всё более разрушительными, они грозят уничтожить не только привычные устои, покой дома, но и сами жизни его обитателей.

Николка был бы убит в бессмысленном сражении, если бы не бесстрашный полковник Най-Турс, сам погибший в таком же безнадёжном бою, от которого защитил, распустив, юнкеров, объяснив им, что гетман, которого они собираются защищать, ночью убежал.

Ранен Алексей, подстреленный петлюровцами, потому что ему не сообщили о роспуске защитного дивизиона. Его спасает незнакомая женщина Юлия Рейсс. Болезнь от ранения переходит в тиф, но Елена вымаливает у Богородицы, Заступницы жизнь брата, отдавая за неё счастье с Тальбергом.

Даже Василиса переживает набег бандитов и лишается своих сбережений. Эта неприятность для Турбиных вообще не горе, но, по словам Лариосика, «у каждого своё горе».

Горе приходит и к Николке. И оно не в том, что бандиты, подсмотрев, как Николка прячет кольт Най-Турса, воруют его и им же угрожают Василисе. Николка сталкивается со смертью лицом к лицу и избегает её, а бесстрашный Най-Турс погибает, и на Николкины плечи ложится обязанность сообщить о гибели его матери и сестре, найти и опознать тело.

Роман заканчивается надеждой на то, что и новая сила, вступающая в Город, не разрушит идиллии дома на Алексеевском спуске 13, где волшебная печка, которая грела и растила детей Турбиных, теперь служит им взрослым, а единственная оставшаяся на её изразцах надпись сообщает рукой друга, что для Лены взяты билеты на Аид (в ад). Таким образом, надежда в финале смешивается с безнадёжностью для конкретного человека.

Выводя роман из исторического пласта во вселенский, Булгаков даёт надежду всем читателям, потому что пройдёт голод, пройдут страдания и муки, а звёзды, на которые и нужно смотреть, останутся. Писатель обращает читателя к истинным ценностям.

Герои романа

Главный герой и старший брат - 28-летний Алексей.

Он слабый человек, «человек-тряпка», а на его плечи ложится забота обо всех членах семьи. Он не имеет хватки военного, хотя и принадлежит к белой гвардии. Алексей – военный врач. Его душу Булгаков называет сумрачной, такой, которая любит больше всего женские глаза. Этот образ в романе автобиографичен.

Алексей рассеянный, за это чуть не поплатился жизнью, сняв с одежды все отличия офицера, но забыв о кокарде, по которой его и узнали петлюровцы. Кризис и умирание Алексея приходится на 24 декабря, Рождество. Пережив смерть и новое рождение через ранение и болезнь, «воскресший» Алексей Турбин становится другим человеком, глаза его «навсегда стали неулыбчивыми и мрачными».

Елене 24 года. Мышлаевский называет её ясной, Булгаков зовёт рыжеватой, её светящиеся волосы подобны короне. Если маму в романе Булгаков называет светлой королевой, то Елена больше похожа на божество или жрицу, хранительницу домашнего очага и самой семьи. Булгаков писал Елену со своей сестры Вари.

Николке Турбину 17 с половиной лет. Он юнкер. С началом революции училища прекратили своё существование. Их выброшенные ученики называются искалеченными, не детьми и не взрослыми, не военными и не штатскими.

Най-Турс представляется Николке человеком с железным лицом, простым и мужественным. Это человек, который не умеет ни приспосабливаться, ни искать личной выгоды. Он умирает, исполнив свой долг военного.

Капитан Тальберг – муж Елены, красавец. Он старался подстроиться к быстро меняющимся событиям: как член революционного военного комитета он арестовывал генерала Петрова, стал частью «оперетки с большим кровопролитием», выбирал «гетмана всея Украины», так что должен был убежать с немцами, предав Елену. В конце романа Елена от подруги узнаёт, что Тальберг предал её ещё раз и собирается жениться.

Василиса (домовладелец инженер Василий Лисович) занимал первый этаж. Он – отрицательный герой, стяжатель. По ночам он прячет в тайник в стене деньги. Внешне похож на Тараса Бульбу. Найдя фальшивые деньги, Василиса придумывает, как он их пристроит.

Василиса, в сущности, несчастный человек. Ему самому тягостно экономить и наживаться. Жена его Ванда крива, волосы её желты, локти костлявые, ноги сухие. Тошно жить Василисе с такой женой на свете.

Стилистические особенности

Дом в романе – один из героев. С ним связана надежда Турбиных выжить, выстоять и даже быть счастливыми. Тальберг, не ставший частью семьи Турбиных, разоряет своё гнездо, уезжая с немцами, поэтому сразу теряет защиту турбинского дома.

Таким же живым героем выступает Город. Булгаков умышленно не называет Киев, хотя все названия в Городе киевские, немного переделанные (Алексеевский спуск вместо Андреевского, Мало-Провальная вместо Малоподвальной). Город живёт, дымится и шумит, «как многоярусные соты».

В тексте много литературных и культурных реминисценций. Город у читателя ассоциируется и с Римом времён заката римской цивилизации, и с вечным городом Иерусалимом.

Момент подготовки юнкеров к защите города связывается с Бородинской битвой, которая так и не наступает.