Балет раймонда в мариинском театре продолжительность. Билеты на балет «Раймонда

Балерина - из поколения, которое пришло в Мариинку в момент передряг середины 1990-х. Выпускница Вагановской академии была в числе лидеров, но, как большинство ярко заявленных молодых дарований, не оказалась шлягерной звездой. Впрочем, имена артисток такого плана вообще не гремят: в ее исполнительской манере нет авантюризма, показного, демонстративного, нарочитого. Нет волевого подчинения себе партии, роли, спектакля, демонстрации собственной личности: это артистка для роли, для спектакля, в котором она выступает.

Романтическая загадочность облика исполнительницы пришлась впору Сильфиде, словно сошедшей со старинного гобелена, затем в Pas de quatre. Элегантность и внятность танца - в партии Герцогини Альбы в «Гойя-дивертисменте». В балете «В ночи» Роббинса Софья Гумерова танцевала второй, «строгий» дуэт - но в этой строгости светилась любовь, как позже в «Юноше и смерти». Ее танец отличают точная манера и вкус, которые не лезут в глаза, но эта неброская скромность по-настоящему дорога. «Это серое безобразие - точная копия того безобразия, которое носит миссис ван Олстин Фишер» (О’Генри). А когда театр увлекся баланчинскими постановками, обнаружилось, что балерина все это уже подразумевала в своем «Лебедином». Красота и самоигральность танца, не требующие дополнения чрезмерной драматической аффектацией, - не ее открытие, но именно у нее наиболее выразительны, хотя Гумерова это никогда не акцентирует. Она интуитивно чувствует стиль хореографии. Поэтому празднично хороша в вариации из «Пахиты» и баланчинских «бессюжетностях». Ни у кого так точно не получалось дыхание «Шотландской симфонии». Она свободно владеет всеми тремя «Драгоценностями»: «Изумрудами», «Рубинами», «Бриллиантами». У нее - одной из немногих - Баланчин не одинаков в разных постановках (а теперь в «Раймонде» каждая вариация получила свое лицо). Даже в экстрим форсайтовской хореографии она привносит неспешность гармонии. В «Раймонде» Софья Гумерова танцевала подругу главной героини. Балерина плела такое нежное и изысканное кружево в довольно протяженной вариации, что эта партия стала одной из лучших ее работ и, пожалуй, лучшим исполнением в театре последних лет. К самой же Раймонде Гумерова примерилась недавно в бенефисе Ильи Кузнецова.

Этот спектакль из тех немногих, которые даже в нынешнее время ускоренного освоения репертуара остаются напоследок. «Раймонда» - тест на профессионализм, профессиональное понимание театра, спектакля. Вдобавок к чисто физической выносливости и технической надежности балет требует тонкой нюансировки танца и выстроенности роли. Недаром постановка совпала с появлением Художественного театра.

Софья Гумерова заметно волновалась - и чем дальше к финалу, тем ощутимее. Не все было безукоризненно технически, аллегровые фрагменты почти скомканы. Но мир ее героини был понятен в каждом па. Определяющей сценой спектакля стало адажио сна - мир безупречной гармонии, поток счастья, идеальной любви. Движение совершенно - кружение, поющая пластика. В реальности эту гармонию никак не трогает сарацин. А встреча с ним во сне - проверка мира Раймонды на истинность, примерно того же порядка, как сам спектакль-тест на мастерство. У Раймонды нет отвращения к Абдерахману (она ведь сама бросается к нему на руки в поддержках) - идет осознание себя и борьба с искушением в себе. Сейчас об этом сюжетном нюансе редко вспоминают (последняя, кому удавалось это сыграть, была Дарья Павленко). Потом, наяву, Раймонде неприятна встреча с Абдерахманом - но долг этикета превыше всего. И в начале танца графини ее руки разворачиваются так строго, словно запрещают заподозрить в слабости. Манера танца Софьи Гумеровой безупречно подходит Прекрасной даме академического балета. Особенно заметна эта особость, когда рядом с нею оказываются две подруги. У Раймонды ноги величаво длят движение, развертывая танец как процесс. Рядом две ноги подбрасываются на высоту почти в два раза большую - выполняют элемент, но к танцу это отношения не имеет. Обычно сложно оправдываемый переход переживания от похищения к гибели сарацина и празднованию победы Жана де Бриена Гумерова сыграла неброско, и оттого нестыковки сгладились. Страх сбывающегося сна сменяется болью при виде смерти, и венец победителю - не радость или торжество, а констатация восстановленной гармонии, выполнение долга и дань этикету.

Партнером Гумеровой был Данила Корсунцев. Дуэт, особенно в сцене сна (у Корсунцева это адажио тоже стало главным в спектакле), получился на редкость согласованным. Вообще же танцовщик в последнее время заметно изменился. Раньше он не бывал таким раскрепощенным, но и устало-небрежным. Выступление второго партнера, Андрея Яковлева (2-го), дебютировавшего в партии Абдерахмана, удачей не назовешь. Когда-то неплохо занимавший должность Жана де Бриена, а теперь вдруг подавшийся в его антагонисты, Яковлев демонстрировал нелепую провинциальную манеру и суетливость. Такой сарацин вряд ли способен стать предметом соблазна. Хотя театр понять можно: способных к переноске балерин, да еще и темпераментных танцовщиков в труппе дефицит.

Остальной же состав нередко демонстрировал разницу в отношении к спектаклю. В двойке вариаций Яна Селина показала феноменальное чистописание, Мария Чугай усиленно взбрыкивала ногами, а голову если и поворачивала, то безотносительно утвержденных в классическом танце канонов. Проблемы были и в кордебалете, причем даже количественные. Молодежь разучивает свои партии с точки зрения технических достижений, старшие еще задумываются о роли, месте в спектакле, да, в конце концов, о манере танца.

Ирина Губская

- (порт. Raimonda): Раймонда район (фрегезия) в Португалии, входит в округ Порту. Раймонда балет … Википедия

Балет - С середины 30 х гг. XVIII в. в Петербурге стали регулярными придворные балетные представления. В 1738 в Петербурге открыта первая русская балетная школа (с 1779 Театральная школа), включавшая балетные классы (ныне Хореографическое училище); … Санкт-Петербург (энциклопедия)

"Раймонда" - РАЙМÓНДА, балет в 3 актах 4 картинах с апофеозом (на сюжет рыцарской легенды). Комп. А. К. Глазунов, сцен. Л. А. Пашкова и М. И. Петипа. 7.1.1898, Мариинский т р, балетм. М. И. Петипа, худ. O. K. Аллегри, K. M. Иванов, Л. М. Ламбин, дирижёр P. E … Балет. Энциклопедия

Балет в филателии - Почтовая марка СССР (1969): I Международный конкурс артистов балета в Москве Тема балета в филателии составляет одно из направлений тематического коллекционирования почтовых марок и других филателистических материалов, посвящённых балетным… … Википедия

Балет - Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей … Википедия

Балет в России - У этого термина существуют и другие значения, см. Русский балет. Балет в России достиг истинного расцвета, став одной из визитных карточек страны и русского искусства. Содержание 1 История 2 Современность … Википедия

Балет - БАЛÉТ (франц. ballet, от итал. balletto, от позднелат. ballo – танцую), вид музыкально театрального иск ва, содержание к рого выражается в хореографич. образах. В ряду др. иск в Б. принадлежит к зрелищным синтетич., пространственно временным … Балет. Энциклопедия

Балет - (франц. ballet, от итал. balletto, от позднелат. ballo танцую) вид сценич. иск ва; спектакль, содержание к рого воплощается в муз. хореографич. образах. На основе общего драматургич. плана (сценария) Б. соединяет музыку, хореографию… … Музыкальная энциклопедия

БАЛЕТ ДО 1900 ГОДА - Происхождение балета как придворного зрелища. В конце эпохи Средневековья итальянские князья уделяли большое внимание пышным дворцовым празднествам. Важное место в них занимал танец, что породило потребность в профессиональных танцмейстерах.… … Энциклопедия Кольера

Балет Мариинского театра - Основные статьи: Мариинский театр, Репертуар Мариинского театра Содержание 1 XIX век 2 XX век 3 См. также … Википедия

Книги

  • Сказки балета Купить за 1070 руб
  • Сказки балета , Гольцер Н.. Чтобы сказочный балетный мир ожил, каждый раз требуются усилия самых разных людей. Главный из них - композитор: он создаёт музыку. Либреттист сочиняет либретто - краткую сюжетную основу того,…

Александр Константинович Глазунов (годы жизни - 1865-1936) создал балет «Раймонда». Краткое содержание, изложенное в данной статье, демонстрирует интерес композитора к романтической теме Средневековья. Балет состоит из 3 действий с апофеозом. Его премьера состоялась в Мариинском театре 7 января 1898 года. В постановке участвовали лучшие балетные исполнители того времени: Пьерина Леньяни, Сергей Легат, Павел Гердт и многие другие. Успех, с которым прошла премьера, был ошеломляющим. Одно из достоинств, выделяющих балет "Раймонда", - либретто. Краткое содержание, с которым знакомят зрителей, помогает понять музыку самобытного композитора.

Завязка действия

Графиня Сибилла, появившаяся с придворными дамами, негодует. Ей не нравится веселье молодёжи. Она находит её развлечения недостаточно интересными и динамичными.

Элементы мистики

Входит Сенешаль. Он докладывает о приезде гонца, который принёс добрые вести от жениха Раймонды - рыцаря Жана де Бриенна. Завтра он должен прибыть в замок Дорис.

И снова приходит Сенешаль. Он докладывает о том, что прибыл сарацинский царь Абдерахман, до которого дошли вести о необычайной красоте Раймонды. Он пришёл поздравить красавицу.

Появляющиеся вассалы приветствуют Раймонду.

Конфликт

Пленённый красотой Раймонды, Абдерахман решается на её похищение. Таким образом в содержание балета "Раймонда" вносится конфликт, основанный на классическом любовном треугольнике.

Праздник завершён. Все расходятся. С наступлением темноты с Раймондой остаются только трубадуры и её подруги. Девушка играет романеску на лютне, под которую две пары танцуют. Когда приходит очередь Раймонды, она танцует, держа в руках белый лёгкий шарф.

Ночью Раймонда, заснув, видит во сне появление Белой дамы, озарённой светом луны. Дама зовёт Раймонду за собой в сад, который застилается туманом по знаку Белой дамы. Деревья покрываются призрачной пеленой. Туман постепенно рассеивается. Раймонда замечает фигуру своего жениха. Раймонда счастлива. Девушка бросается к де Бриенну в объятия. Неожиданно тот исчезает, а Раймонда лицом к лицу встречается с Абдерахманом, который страстно признаётся ей в любви. Раймонда отвергает его с негодованием. Видения обступают её со всех сторон. Раймонда лишается чувств и падает. Абдерахман таинственно исчезает.

На рассвете на террасу замка вбегают пажи и слуги Раймонды. Они пытаются привести её в чувство.

Замок Дорис. Внутренний двор. Сюда съезжаются кавалеры, рыцари, трубадуры, владельцы соседних замков, которых пригласили на праздник.

Раймонда ждёт приезда своего жениха Жана де Бриенна с нетерпением. Неожиданно вместо него появляются Абдерахман и его свита. Раймонда не хочет видеть неприятного ей гостя. Графиня Сибилла настаивает на соблюдении правил гостеприимства. Абдерахман любуется Раймондой. Он в очередной раз признаётся ей в любви, желая сделать её своей женой. Раймонда возмущена.

Кульминация и развязка действия

В это время свита Абдерахмана по его приказу развлекает Раймонду с гостями. Кубки гостей наполняются вином. В разгар танцев и пира Абдерахман пытается с помощью своих рабов похитить Раймонду. Вдруг появляется Жан де Бриенн. С ним король Андрей. Рыцарь сражался под его знамёнами. Освободив Раймонду, де Бриенн бросается на Абдерахмана. По приказу короля устраивается поединок. Внезапно на вершине башни появляется призрак Белой дамы, ослепляя Абдерахмана своим светом. Жан ударом меча смертельно ранит Абдерахмана.

Эпилог

Руки счастливых молодых - Жана де Бриенна и Раймонды - соединяет король Андрей. Таким образом, содержание балета "Раймонда" заключает в себе торжество любви и добра.

Свадебный пир проходит в саду замка рыцаря де Бриенна. В честь короля, который присутствует на празднестве, даётся дивертисмент. Он состоит из польских и венгерских танцев.

Балет "Раймонда" - образец непревзойдённого мастерства композитора Александра Глазунова. Ритмы и интонации восточных, славянских и венгерских танцев создают необычайный колорит и самобытность звучания "Раймонды", которая по праву принадлежит к высшим достижениям русской классической музыки. Содержание балета "Раймонда" Глазунова - яркий пример построения драматургии в искусстве того времени.

«Раймонда», балет в 3 действиях, 6 сценах

Композитор: А.К. Глазунов

Дирижер: В. Широков

Фрагмент книги «111 симфоний» Л. Михеевой (2000 г.):

«Весной 1896 года директор Петербургских императорских театров И. Всеволожский заказал Глазунову музыку к балету «Раймонда». Срок, отпущенный на эту работу, был крайне мал: балет уже стоял в репертуаре сезона 1897/1898. Несмотря на то что Глазунов в это время был погружен в замысел Шестой симфонии, он согласился. «Приемлемые заказы на произведения не только не связывали меня, но, наоборот, воодушевляли», – писал он. Танцевальная музыка также не была для него чем-то новым: к тому времени им были уже написаны мазурка и два концертных вальса для симфонического оркестра, получившие широкую известность.

Сценарный план принадлежал Мариусу Петипа, ведущему русскому балетмейстеру 2-й половины XIX века, французу по происхождению, с 1847 года работавшему на петербургской сцене и поставившему более 60 балетов, многие из которых вошли в золотой фонд хореографического искусства. <...>

«Хореографические партитуры его спектаклей включали все существующие и очень редкие формы классических танцев. Их комбинации и сочетания были всегда новы, оригинальны, образны... составные части его балетного спектакля поражали ясностью и четкостью формы, красотой, изяществом... кордебалет он умел показать и расположить каждый раз в новом ракурсе, запечатлеть в оригинальных рисунках», – пишет историк балета В. Красовская.

Премьера состоялась 7 (19) января 1898 года на сцене петербургского Мариинского театра. Спектакль стал новым триумфом знаменитого композитора. Глазунову преподнесли лавровый венок, был прочитан торжественный адрес от артистов балета. Через два года в Москве «Раймонду» поставил А. Горский, сохранив хореографию Петипа. В 1908 году он сделал новую редакцию балета. На протяжении XX века появились постановки «Раймонды», осуществленные другими балетмейстерами, которые, однако, опирались на первоначальный замысел Петипа».

Фрагмент книги Ю. Келдыша «Очерки и исследования по истории русской музыки» (1978 г.):

«Не испытывавший влечения к оперному жанру и неизменно отклонявший все получаемые им предложения о написании оперы на тот или иной сюжет Глазунов охотно сочинял музыку для балета. Три балетные партитуры – «Раймонда», «Барышня-служанка», «Времена года» – и несколько хореографических сцен меньшего масштаба представляют значительную и характерную область творчества композитора, по мнению Асафьева, равноценную его симфонизму. Обратившись к сочинению балетной музыки уже в зрелом возрасте, Глазунов использовал в ней свой опыт композитора-симфониста, мастера яркого и красочного оркестрового письма.

Музыка «Раймонды» написана по предложению дирекции императорских театров на легендарно-исторический сюжет из времен крестовых походов. Основа сюжета очень проста: юная Раймонда, племянница провансальской графини, ждет возвращения из похода своего жениха рыцаря де Бриенна. Тем временем плененный красотой Раймонды сарацин Абдерахман пытается ее похитить, но подоспевший де Бриенн вступает с ним в поединок и убивает его. <...>

Неистощимость хореографической выдумки маститого Петипа в соединении с сочным полнокровием и симфоническим богатством музыки Глазунова доставили балету огромный успех на сцене Мариинского театра. Его появление было воспринято как событие, равное по значению «Спящей красавице». «Глазунов, – как замечает Асафьев, – волею судьбы оказался наследником Чайковского в данном направлении и, к сожалению, кажется, завершителем, ибо нить развития классического балета как музыкально изыскуемой формы пока прекратилась». <...>

Мой обзор второго дня блог-тура в Культурную столицу России не уместился в одном посте не только по причине объема материала. Я сознательно вынес рассказ о балете "Раймонда" в отдельную запись, поскольку посещение Мариинского театра оставило во мне самые сильные впечатления за всю поездку. Ради того, чтобы посмотреть этот балет, действительно, стоило ехать. Навряд ли за оставшееся время в программе будет что-то равнозначное по степени воздействия.

Объявление о премьере балета «Раймонда»

Сразу признаюсь, что в Мариинском театре я был впервые, и так же впервые видел классический балет на сцене, поэтому впечатления мои настолько сильны и, вместе с тем, так наивны. После "Раймонды" я ощутил, что балет - один из самых прекрасных видов искусств. А ведь до этого балет у меня вызывал одновременно некоторую скуку и снисходительное к себе отношение. Всё это великолепно выразил Владимир Высоцкий в юмористической песне "Письмо с сельхозвыставки":

Был в балете: мужики девок лапают,
Девки все, как на подбор, в белых тапочках.
Вот пишу, а слезы душат и капают -
Не давай себя хватать, моя лапочка!

Вдобавок балет "Лебединое озеро" прочно ассоциировался со смертями унылых советских генсеков и путчем 1991 года, что тоже создавало некоторый психологический барьер для глубокого его восприятия еще с детства. Нет, я конечно, неоднократно пытался смотреть балет и по телевизору, и по интернету, но это никак меня не цепляло. Сегодня же я понял, что балет можно смотреть только вживую, поскольку главное в нем - это энергетика артистов, их волнение и трепет в реальном времени, то, как они целиком и полностью выкладываются на сцене и те чудеса, которые они в прямом смысле творят у тебя на глазах. А также живая музыка, костюмы, декорации, публика, замершая в ожидании...

Балет - это очень мощный магический ритуал, которые преображает всю окружающую реальность и гармонизирует мир. Это грандиозное космогоническое действо. Восторгу моему не было предела, когда я оказался в Мариинском театре впервые. Билет в партер кстати стоит не так уж и дешево - 3400 рублей. Но за такое удовольствие не жаль заплатить и больше. Я вдруг неожиданно для себя ощутил, что я люблю балет всем сердцем, хотя был на нем впервые. Тут возможно говорить и об эффекте припоминания (по Платону), сразу в сознании всплыли обрывки книг, статей, передач о балете, которые я читал и смотрел за свою тридцатилетнюю жизнь, так мне открылся новый мир, который раньше существовал в моей душе лишь подспудно. Но со всем этим вспыхнуло и нечто большое - чувство восхищения таинственным соединением музыки и танца. Сила балетного искусства, явленная мне впервые на сцене Мариинки 7 декабря, захватила меня всего целиком и не отпускает и по сию минуту. С этого момента я безнадежно влюблен и в балет, и в Мариинский театр.

Перед спектаклем я сделал несколько фото на выставке, посвященной 100-летию Ивана Бугаева - о нем кстати даже нет статьи в Википедии. Имя его сегодня, по всей видимости, знакомо лишь знатокам истории театра.

Теперь собственно о "Раймонде". Это знаменитый балет Александра Глазунова, первое представление которого состоялось на сцене Мариинского театра в 1898 году. Нынешнее представление было уже 387-м спектаклем по счету. Борьба венгерского рыцаря Жана де Бриена и сарацинского шейха Абдерахмана за сердце Раймонды представляет собой великолепную музыкальную аллегорию, в которой есть мистическая любовь, безудержная страсть, инициатическое сновидение, жестокость войны, "химическая" свадьба. Глядя на то, что происходит на сцене, забываешь обо всем на свете. Существует только сцена и твое восприятие того, что на ней происходит. Три часа и пятнадцать минут пролетели как одно волшебное мгновение.

Одним из наиболее ярких впечатлений от постановки был сарацинский танец во втором действии в исполнении Евгении Емельяновой и Никиты Ляшенко. Они танцевали божественно, и хотя их выступление было эпизодическим, весь балет и состоит из таких чарующих эпизодов. Хотя, конечно, очень сложно разъять единый замысел постановки на отдельные сцены, поскольку наблюдая за балетом очень хорошо понимаешь - насколько зависит от усилий каждого общий успех, насколько все происходящее взаимопереплетено. Стоит кому-то одному сфальшивить, дать слабину, продемонстрировать невовлеченность - и от этого пострадают абсолютно все.

Ниже программка спектакля.