Архипенко картины. Биография александра архипенко


"Семейная жизнь" 1912, Архипенко А. П. (1887-1964)

Кто это такой? Это великий авангардный скульптор 20-го века Архипенко Александр Порфирьевич.
Он считается (и является) одним из создателей кубизма в скульптуре. И какой же он замечательный! Кроме кубизма, Архипенко творчески успешно работал и в более поздних стилях авангарда.
Он создал новые идеи, приёмы и формы.

Это Архипенко создал в мировой скульптуре пустоты, которые так удачно сочетались с идеями модернизма разных видов. Больше не буду. Если я сделаю большой пост или пару, про скульпторов, тогда и расскажу
про Бранкузи, Архипенко и т.д. Не про Неизвестного. Смотрите на то, что вы видите сейчас. Научайтесь смотреть и чувствовать и тогда у вас появятся вашие личные ассоциации, на которые ваше развитое
мышление отреагирует анализом. А это, оно самое и есть! Это будет означать, что вы понимаете искусство и мыслите о том, что вы понимаете.
Эта работа, "Семейная жизнь", совсем прямо влияет на наше подсознание. Просто ударяет. Доверяйте себе и вы почувствуете.

"Гондольер" 1914 г, отлито в бронзе в 1957 году. Архипенко А. П. (1887-1964) Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Посмотрите на это. Лёгкость форм просто дышит в нашу сторону.

Архипенко это украинец уникального класса в мировом искусстве. Это вам не какой-нибудь поляк из Киева, Малевич. Я уже не говорю о художниках, которые ЯВРЕИ родившиеся или жившие в Украине.
Это украинский патриот. В тридцатых годах Архипенко с талантом оформил украинскую выставку в США.
Активная творческая жизнь Архипенко прошла в основном в Париже и Нью-Йорке. (Недолго, и в других местах Европы.) Он переехал в США в 1923, а получил американское гражданство в 1929г.
Но Архипенко всю жизнь,- в Европе и в США,- АКТИВНО! оставался украинцем. Его старший брат был членом украинского правительства в 1918-19 годах. А потом он (брат) был видным деятелем в украинской диаспоре
в Европе.


"Женщина причёсывающая волосы" 1914 г., Архипенко А.П.(1887-1964) Музей Израиля (это название) Иерусалим.

Одна работа, лучше другой. Смотрите. Не забывайте смотреть и чувствовать. Я и не помню, чтобы значительная работа Архипенко продавалась. Все держат для себя.
Если бы эта работа вдруг продавалась, то аукционный бой и его результат были бы поразительными и ошеломляющими. Тем ни менее эта девушка-красавица стоит не в музее, а именно, - скажем так,- на улице.
АГА. Она стоит во дворе Израильского музея в Иерусалиме. Она просто замечательная. И какая же она тёплая. Чувствуете, а?

Я показал и рассказал как англичане выставили, - ни больше ни меньше, а одну из величайших НЮ в мировом искусстве вообще, "Венеру с зеркалом" Веласкеса и ещё одиннадцать работ высочайшего уровня прямо на улице. На
стенках вокруг музея и ещё дальше. Какой-то служитель, явно не из искусствоведов стоял рядом. Никакой полиции. И люди просто шли по улице и видели этого великого Веласкеса. ХА-ХА-ХА! Обалдеть. Так и эта работа Архипенко.

Я уже рассказывал. Модильяни и Пикассо, несмотря на различие темперамента, традиции воспитания, подхода к искусству и к женщинам! (ещё бы!) - были друзьями. Однажды Модильяни сказал, что народ правильно понимает,
что он, Модильяни, не настоящий художник. Почему? Потому что он не рисует его фигурам глаза. И хулиганы засмеялись.
Посмотрите на работу революционера в скульптуре - на прекрасную работу Александра Архипенко "Женщина, причёсывающая волосы" - и по вашей реакции вы поймёте над кем смеялись Пикассо и Модильяни. ХА-ХА-ХА!!!

У украинского патриота А.П. Архипенко за сорок лет было больше чем 150(сто пятьдесят) выставок в Соединённых Штатах!! А?? 150!! Но я никогда не видел, чтобы какой-нибудь украинский националист, с полным
основанием, похвастался таким успехом этого украинца. И я не видел, чтобы украинский националист создал пост со многими (или с немногими??!!) скульптурами Архипенко и с гордостью националиста-украинца
подробно рассказал про жизнь и творчество великого новатора, А.П. Архипенко. Им не надо! Они точно такие же как и русские наци. Враги цивилизации и культуры.
Мне прямо сказал один украинский националист, что Архипенко это не украинское искусство. Ага.


"Царь Соломон" меньшая версия создана в 1963г. Эта, большая, отлита в 1968
Архипенко А.П.(1887-1964) кампус университета Пенсильвании, в Филадельфии

И наконец посмотрите на последнюю работу Архипенко. За год до смерти он сделал меньшую фигуру, чтобы потом отлить большую. Эту, большую, которую вы сейчас видите, под наблюдением его жены отлили в 1968 году.
Эта фигура больше 4 метров (440 см.) в высоту. Полторы тонны. В 1985 г. Mr and Mrs Jeffrey H. Loria подарили эту скульптуру университету. Меценаты в Америке делают очень много.
И она стоит в кампусе Университета на очень видном месте. А в России до сих пор не поставили памятник Набокову. Вместо этого сделали отвратительную пиздюльку-барельеф и засунули во двор Питерского
филфака, чтобы даже эту стыдобу никто не увидел. Чтобы совсем не было Набокова, раз РПЦ его не хочет. Я уже описал это подробно.

Эта кубистическая скульптура "Царь Соломон" вызывает ощущение собственной малости перед мощью исходящей от фигуры. Зрители говорят, что появляется ощущение наверное похожее на то, как должно быть чувствовали
себя люди перед историческим царём Соломоном. Скульптор интересно и удачно решил его задачу, а развитые американцы понимают и умеют оценить КУБИЗМ. В этой работе есть некоторое заимствование у самого себя.
Но это не есть повторение пройденного.

Пенсильвания будет гордиться этой скульптурой Архипенко, Александра Порфирьевича столько, сколько будет существовать. Пенсильвания, но не украинские националисты. Им не нужно украинское искусство.
Вы победите господа. Только кого? Не себя ли?

Александр Порфирьевич Архипенко


Александр Архипенко родился в Киеве 30 мая (11 июня) 1887 года. Отец его, Порфирий Архипенко, будучи механиком, заведовал университетскими лабораториями и физическими кабинетами. Человек талантливый, автор многих мелких, с лёгкостью совершаемых изобретений, он постоянно усовершенствовал различные сложные механизмы. Эту тягу к изобретательству унаследовал и Александр.

Но наибольшее влияние на мальчика оказал его дед - Антон Архипенко. Он был художником, и Александр с детских лет перенял от него особую любовь к искусству из рассказов о великих мастерах мира, их жизни, успехах и славе. С детских лет познакомившись с искусством, Саша твёрдо решает посвятить себя ему.

В 1902 году Александр поступает в Киевскую художественную школу, где до 1905 года изучает живопись и скульптуру. В своём родном городе он получает основы художественного образования, а затем продолжает его в Москве. Здесь проходят его первые выставки. Формирование художественного мировоззрения Архипенко продолжается в Париже. Учась в Школе искусств, он штудирует старую скульптуру в музеях и одновременно показывает на выставках свои работы.

«Путь А. Архипенко, - пишет исследователь творчества скульптора Павел Ковжун, - воспитание и созревание таланта особенно интересны - уже хотя бы потому, что, помимо неустанного поиска своего самовыражения, он всегда был отважен до прагматизма. Архипенко вырос в полном смысле слова на новой художественной школе. С ранних лет он стремился завладеть материалом: уже в первых его работах проявляется натурализм, приметы стилевого лада, выходившие тогда у него из „архаики". Устремления молодого художника показывали, что он искал язык сильный и убедительный, однако очень простой. Этот путь привёл А. Архипенко к глыбе. Он начал длительную борьбу с ней, пока не сделал её послушным субстратом, из которого умел добыть совершенно новую форму».

Уже в 1910 году, будучи ещё совсем молодым художником, Архипенко устраивает персональные выставки в Гааге и Берлине. К тому времени он оказывается в первых рядах борцов за новое искусство - принимает живое участие в парижской художественной жизни. Он примыкает к группе кубистов, где вводит в жизнь свои взгляды на искусство и творчество. Эта группа оказалась центром, генерировавшим новые революционные художественные идеи.

П. Ковжун пишет:

«Так начался значительный период в творчестве мастера, который и принёс ему мировую известность. Он тесно связан с его кубистическим методом. Ведь кубизм действительно в первую очередь - принцип строгой системы. Преобладание анализа над чувством, отмечаемое в кубизме, - это прежде всего лишь потребность в упорядочении. Если произведение стремится к упорядоченности, ясному строю - оно приближается к синтезу, а дальше уже слово за художником. Собственно, кубизм совершил главный переворот в современном искусстве тогда, когда научил строить образ: так и метод Архипенко в скульптуре научил строить форму и подвинуть пластику к неожиданным возможностям…

…Искусство Архипенко росло энергичными волнами. Он осваивал новаторские задачи одну за другой и шёл от успеха к успеху. Он создал индивидуальный метод и преобразил его собственным восприятием Именно тогда искусство Архипенко стало на грани гениальности. Его произведения достигли вершин художественной выразительности и мастерства, как наивысшего проявления индивидуальности. „Искусство не есть то, что мы видим - но лишь то, что мы имеем в себе самих" - так говорит мастер, раскрывая этим свой взгляд на творчество, определяя суть своего творческого деяния как энергии активной, а не пассивной. Пассивным искусством является изобразительный подход (натурализм-реализм), активным - то, что строит новые формы, новые образотворческие возможности. Эти новые формы, новые возможности создавал Архипенко, подчиняясь внутренним творческим импульсам, говорил таким пластическим языком, который обладал своими средствами выражения, утончёнными для глубочайшего общения с теми, кто воспринимал новый мир творческого видения».

Так в 1912 году Архипенко отходит от кубистов. Он чувствует, что теория кубистов ограничивает его в творчестве и обрекает на некую формалистику.

В том же году скульптор основывает в столице Франции свою собственную школу, а затем совершает большое путешествие с выставкой своих работ по главным европейским художественным центрам - по Италии, Швеции, Франции, Германии, Чехословакии. И всюду работы Архипенко, а их было больше 65, пользуются большим успехом. Это был настоящий триумф украинского художника, привлёкшего к себе своим творчеством и смелыми исканиями всю Европу.

Не забывают о нём и на Украине: во Львове издаётся в 1922 году небольшая монография о творчестве художника, написанная М. Голубцом, а в 1923 году - большая монография со статьёй Ганса Хильдебрандта.

В начале двадцатых годов в столице Германии Архипенко вновь основывает школу, собирая вокруг себя немало учеников. Однако уже в 1923 году скульптор покидает Европу и переселяется на постоянное жительство в Америку. Школу с очень широкой художественной программой он открывает теперь в США.

В 1924 году он сконструировал так называемую подвижную живопись, известную под именем её создателя - «архипентура». Суть её в том, что при помощи сложного механизма приводились в движение узкие цветные полосы, создающие определённые композиции, меняя образы по замыслу автора. Позднее подобная скульптура получила название «мобили», а одним из самых ярких представителей её стал американец Александр Колдер-младший.

В США Архипенко устроил примерно тридцать своих выставок. Здесь Архипенко не только провёл свои последние годы (он умер в Нью-Йорке 25 февраля 1964 года), но и подвёл итог всей своей многолетней неустанной творческой работы. В последние годы его искусство достигло большой мужественности, решительности, крупных художественных форм.

Кроме скульптуры, Архипенко много занимался живописью. Цвет, тон никогда не оставляли равнодушным художника. Он первый ввёл раскрашенные плоскости в современную пластику - показал форму в цветовой интерпретации. Эта же тяга к цвету привела его к живописи. Творчество Архипенко-художника также оригинально выразительно, как и его скульптура. Большой, сильный мастер легко и бравурно чувствует и видит форму в цвете, гармонизируя её тональными аккордами.

К сожалению, нельзя назвать счастливой судьбу произведений мастера, с большим трудом всё же попавших на родину. Осенью 1935 года в собрание Львовского национального музея включили дар Архипенко - скульптуру «Ма. Раздумье» - одну их трёх композиций, объединённых под названием «Ма». Стараниями директора музея И. С. Свинцицкого позднее к ней были присоединены ещё девять полученных от автора произведений - две картины и семь рисунков.

Осенью 1936 года в музее Научного товарищества им. Т. Шевченко экспонировалась терракотовая композиция «Шевченко-пророк», переданная в коллекцию Национального музея позднее, в 1940 году.

Остальные произведения, в том числе скульптуры, бесследно исчезли в 1952 году во время беспримерной акции изъятия из музея и уничтожения многочисленного «идейно вредного, националистического» наследия. Остались одни лишь опубликованные в журнале «Мистецтво» и каталогах фотографии.

Произведения А. П. Архипенко перевернули мировые представления начала XX в. о скульптуре, развязали руки и освободили глаза многим художникам-скульпторам. Именно Архипенко впервые "составил" единую форму из различных неэквивалентных форм, вводя в композиции стекло, дерево, металл, целлулоид. Пластика, движение, выявленная конструкция и конструктивность, лиричность - основные качества его работ, высоко оцененные современниками - Г. Аполлинером, П. Пикассо, Ф. Леже, М. Дюшаном, Р. и С. Делоне, А. Родченко, П. Ковжуном, последователями и исследователями.

Архипенко родился в семье профессора Киевского университета, инженера-изобретателя П. А. Архипенко. Его дед был художником-иконописцем. Будущий скульптор с детства питал любовь к искусству и математике, изобретательству, конструированию. Занятия живописью начал, по собственным воспоминаниям, в 1900-01 гг. с копирования из книги рисунков Микеланджело. В 1902-05 гг. учился в Киевском художественном училище, откуда был исключен за критические замечания в адрес учителей, преподававших по старой системе. Продолжал образование в частных студиях Москвы. В 1908 г. Архипенко поселился в Париже, где недолго учился в Школе искусств, затем штудировал в музеях вместе с А. Модильяни древнюю скульптуру Египта, Ассирии, Центральной Америки, Африки.

В 1908-11 гг. создал бронзовые скульптуры "Адам и Ева", "Женщина с кошкой", "Саломея", "Сусанна", "Сидящая обнаженная". Акцентировал внимание на пластике целого, обтекаемости формы и фактурности поверхности. Работал также в керамике. В 1910 г. открыл мастерскую на Монпарнасе, участвовал в выставках в Гааге и Берлине, работал совместно с группой художников и скульпторов-кубистов. В 1912 г. создал серию фигур "Цирк Медрано", построенных с помощью элементарных геометрических форм. В том же году, ограничивая связи с кубизмом, находя в нем больше формального, нежели творческого, Архипенко основал в Париже собственную школу; совершил длительное путешествие с выставкой своих работ по Италии, Швеции, Германии, Чехии.

В годы Первой мировой войны Архипенко жил в пригороде Ниццы, работал в области "скульпто-живописи", сочетая трехмерное и плоскостное ("Эспаньола", 1916;

"Натюрморт с книгой и вазой на столе"", 1918), исполнил фигуры со сквозными отверстиями, впервые в мировой скульптурной практике используя пространство "внутри" и "пустоту" как изобразительный элемент, равный материальному. Создал вытянутые вверх полуабстрактные металлические и каменные торсы, вазоподобные скульптуры: "Женщина, укладывающая волосы" (1915), "Луч" (1918), "Ваза-женщина" (1919)и др.

В 1921 г., женившись на немке А. Бруно-Шмиц, Архипенко поселился в Берлине, открыл там художественную школу. Состоявшаяся в том же году в нью-йоркском Музее современного искусства выставка работ Архипенко имела шумный успех. Появились монографии о художнике на многих европейских языках, в том числе на русском.

Вскоре, в 1923 г., скульптор переехал в США, в 1928 г. принял американское гражданство. В 1920-30-х гг. создал ряд реалистических произведений ("Повернутый торс", "Диана", "Шагающая", "Желание", "Меланхолия" и др.), а также академически традиционные скульптурные портреты Т. Г. Шевченко, И. Я. Франко, деятелей американской политики и культуры. Продолжал работать и в русле абстрактной, конструктивной скульптуры, используя различные технические изобретения; в частности, разработал так называемую архипентуру - подвижную живопись (1924-27), где при помощи сложного механизма приводились в движение узкие цветные полосы, создававшие определенные композиции, изменявшие образы по прихоти художника. Экспериментировал он и со "звуковой скульптурой", а также делал полупрозрачные, освещаемые изнутри формы-объекты (1940-е).

В Америке творчество Архипенко пользовалось неизменным интересом; за сорок лет было устроено более 150 персональных выставок. Художник преподавал в своих студиях в Вудстоке (1924-28, 1940-е), Лос-Анджелесе (1935), Чикаго (конец 1930-х), в Вашингтонском университете в Сиэтле (1935-36, 1952), Нью-Баухаузе (1937), в Институте рисунка в Чикаго (1946), университете Канзас-Сити (1950); ездил с лекциями по городам США.

После смерти мастера ретроспективная выставка его произведений была показана во многих городах США.

Перед зеркалом. 1915. Масло, карандаш, дерево, металл, бумага


Шагающая. 1912. Бронза

Сын профессора механики Киевского университета Порфирия Антоновича Архипенко; мать – Прасковья Васильевна Машова-Архипенко, дочь иконописца. В 1902, после колебаний между математикой и искусством, поступил в Киевское художественное училище, откуда спустя три года был исключен. Некоторое время посещал частную студию С. И. Светославского. До 1908 жил в Москве.

Весной 1909 через Берлин приехал в Париж и поселился в художественной колонии «La Ruche». Две недели проучился в Национальной школе изящных искусств, затем самостоятельно занимался в музеях, проявляя интерес к ранней готике, древней пластике Египта, Центральной Америки, Ассирии, Греции. В 1909 создал стилизованные скульптуры «Сидящий черный торс», «Адам и Ева», «Сусанна» и «Женщина», в которых сказалось увлечение архаикой. В 1910 снял мастерскую на Монпарнасе, в 1912 открыл художественную школу. Начал разрабатывать концепцию трехмерного кубизма, исполнил скульптуру «Медрано-1» – пример разложения пластической формы на простейшие геометрические объемы. В дальнейшем стал широко применять комбинации разнородных материалов (гипс, дерево, стекло, целлулоид, проволока); конструировал полихромные скульптуры: «Медрано-2», «Карусель Пьеро» и «Голова» (все – 1913; последней посвящено одноименное стихотворение Б. Сандрара). В 1914 исполнил скульптуру «Боксеры» – одно из наиболее абстрактных произведений пластики того времени.

Выставлялся в салоне Независимых (ежегодно в 1910–1914, 1920) и Осеннем салоне (1911, 1912, 1913, 1919); участвовал в выставках авангардистской группы «Золотое сечение» (Париж, 1912, 1913, 1914, 1920), выставке «Armory Show» в Нью-Йорке, 1-м Немецком весеннем салоне в Берлине, Международной выставке постимпрессионистов в Будапеште (все – 1913), групповых выставках в Риме, Праге, Амстердаме и Брюсселе. Провел совместно с Ле Фоконье выставку в музее Остхауз в Хагене (1912/13) и персональную выставку в галерее Der Sturm в Берлине (1913, в каталоге – текст Г. Аполлинера).

В 1914–1918 жил в Ницце. Разрабатывал «cкульптуро-живопись», основанную на комбинации трехмерной скульптуры с раскраской, цветным плоским фоном или обрамлением («Испанка», 1916; «Натюрморт с вазой», 1918). Исполнил цикл полуабстрактных плавно изогнутых торсов из металла и камня и серию женских фигур («Женщина, укладывающая волосы», 1915; «Стоящая фигура», 1916), в которых впервые использовал сквозные отверстия и ниши в качестве изобразительных элементов. Создал серию вертикальных вазообразных скульптур («Луч», 1918; «Ваза-женщина», 1919), в которых отразилось увлечение ранней готикой.

В 1919–1920 провел выставочный тур по городам Европы: Женева, Цюрих, Париж, Лондон, Брюссель, Берлин, Мюнхен, Роттердам, Гаага. В 1921 женился на немке, скульпторе Ангелике Шмитц (Angelica Schmitz, худож. псевдоним Gela Forster), и обосновался в Берлине, где открыл собственную школу. В том же году провел первую персональную выставку в Нью-Йорке, организованную Катрин Дрейер и Марселем Дюшаном под эгидой Анонимного общества (Société Anonyme). В Потсдаме вышла монография о художнике с текстом Ивана Голля и Теодора Дойблера.

В октябре 1923 вместе с женой приехал в США, поселился в Нью-Йорке и сразу же открыл художественную школу на Манхэттене, в которой с перерывами преподавал до 1946. В 1929 принял американское гражданство. В том же году приобрел землю в Бeарсвилле (Bearsville) около Вудстока, где к 1938 построил комплекс зданий для художественной школы и студии. Вел художественные курсы и школы в Лос-Анджелесе (1935), в Университете Вашингтона в Сиэтле (1935–1936), «Новый Баухаус» в Чикаго (1937), в Художественном институте Чикаго (1946–1947), Университете Миссури в Канзас-Сити (1950), Кармелевском институте искусств в Калифорнии (1951), Университете Британской Колумбии в Канаде (1956). Неоднократно совершал лекционные турне по американским колледжам и университетам.

В 1924–1927 разработал и запатентовал механизм для создания иллюзии движения нарисованных объектов с заданными быстротой и ритмом, названный им «архипентура»; впервые продемонстрировал его в 1928 на персональной выставке в Нью-Йорке (гал. Anderson, организована Société Anonyme). В 1940-е изготовил серию «светомодуляторов» – полупрозрачных плексигласовых скульптур, освещаемых изнутри. В разные годы создал реалистические скульптуры: «Повернутый торс», «Диана», «Идущая вперед», «Желание», «Меланхолия», несколько портретов жены, портреты св. князя Владимира, Тараса Шевченко, Ивана Франко (памятники-бюсты установлены в Кливленде), Т. Уайлдера, государственного секретаря США Ч. Хьюгенса, музыкантов В. Фуртвенглера и В. Менгельберга.

Участвовал в групповых выставках русских художников в Берлине (Van Diemen, 1922), Нью-Йорке (Бруклинский музей, 1923), Уилмингтоне (1932), Праге (1935), в российском отделе международных выставок в Венеции (в рамках ХII Международного биеннале, 1920), Филадельфии (1926), Нью-Йорке (1926/1927, Бруклинский музей). В 1927 передал скульптуру «Грация, или Величие красоты» в дар ГМНЗИ. В начале 1930-х участвовал в выставках Ассоциации независимых украинских мастеров искусства во Львове и подарил львовскому Национальному украинскому музею бронзовую скульптуру «Раздумье» (изъята из музея и утрачена в 1950-х).

В послевоенные годы получил признание как один из основоположников художественного авангарда. Удостоился престижных американских и европейских наград, был избран членом Международного института искусств и словесности (1953) и Американского национального института искусств и словесности (1962); его работы приобретались крупнейшими музеями мира. За 40 лет провел в США около 150 персональных выставок. В 1954 устроил ретроспективную выставку в галерее Ассоциации американских художников в Нью-Йорке, в 1955–1956 предпринял выставочное турне по Германии.

В 1957 овдовел. Спустя три года женился на своей ученице художнице Франсис Грей. В 1960–1963 исполнил последние крупные работы – бронзовые скульптуры «Царица Савская» (1961) и «Царь Соломон» (1963), а также серию абстрактных цветных литографий «Живые формы» («Les Formes Vivantes»).

Похоронен в Нью-Йорке на кладбище Вудлон (Woodlawn) в Бронксе. В 1967–1969 мемориальная выставка обошла многие города США. В 1986/87 выставки, посвященные 100-летию со дня рождения художника, состоялись в Национальной галерее в Вашингтоне и в Художественном музее Тель-Авива. В 2000 Ф. Грей основала Фонд Архипенко, призванный сохранять и пропагандировать наследие художника. При его поддержке действует Архивный и исследовательский центр Архипенко, расположенный в Беарсвилле.

Библиография:

* Бурлюк; ХРЗ; AI 2/43, 5/30, 6/40, 7/47, 8/48, 9/33, 10/32, 11/28, 12/32–33, 13/33, 14/33, 15/34, 16/19, 17/20, 18/24, 19/39, 20/31, 21/31, 22/26, 25/28, 27/32, 28/34; Cummings; Naylor.

Голубец M. Архипенко. Львiв, 1922 (на укр. яз.).

Сегал С. Архипенко // Сполохи (Берлин). 1922. № 5. С. 35-37.

Ответ Архипенко // Вещь (Берлин). 1922. № 3. С. 11–12, 14.

Косач Ю. Александр Архипенко: К 50-летию творчества мастера // Русская мысль (Париж). 1957. 7 мая (№ 1052).

Коротич В. Плексигласова мадонна самотностi: (Iз биографии О. Архипенка) // Вiтчизна. 1966. № 10. С. 175–185 (на укр. яз.).

Эренбург И. Г. Собр. соч.: В 8 т. Т. 8. М., 1966. С. 166–167.

Валериус С. Прогрессивная скульптура ХХ века. М., 1973. С. 286–291.

Архипенко А. Архипентура // К истории международных связей ГМНЗИ. 1922–1939 / Авт.-сост. Н. В. Яворская. М., 1978. С. 377–384.

Письма А. Архипенко к Б. Терновцу // Там же. С. 320–328.

Капитайкин Э. История одной коллекции // Русская мысль (Париж). 1987. 15 мая (№ 3673). С. 11.

Ковжун П. Александр Архипенко // Творчество. 1989. № 10. С. 18–20.

Сусак В. Александр Архипенко – «первый скульптор-экспрессионист»? // Русский авангард 1910–1920-х гг. и проблема экспрессионизма. М., 2003. С. 223–236.

Русский Париж. 1910–1960. ГРМ: Альманах. Вып. 35. СПб., 2003. С. 116–117 (илл.).

Американские художники из Российской империи: Альманах. Вып. 208. СПб., 2008. С. 264.

Азизян И.А. Александр Архипенко: Предвоенные парижские годы (1908-1914) // Искусствознание. 2008. № 2. С. 211-253.

Азизян И.А. Скульптурные картины и другие произведения Александра Архипенко военных лет // Искусствознание. 2010. № 1-2.

Азизян И. Александр Архипенко. М., 2010.

Alexander Archipenko. Berlin: Verlag der Sturm, 1913.

Archipenko-Album. Einfuhrungen von T. Daubler und I. Goll. Potsdam, 1921.

Raynal M. A. Archipenko. Rome, 1923.

The Archipenko Exposition of Sculpture and Painting in Ukrainian Pavilion at a Century of Progress. Chicago, 1933.

Alexander Archipenko: Fifty Creative Years 1908–1958 / Text by Archipenko and fifty art historians. New York, 1960.

Alexander Archipenko: A Memorial Exhibition 1967–1969: . Los Angeles, 1967.

Archipenko. International Visionary / Pref. by S. D. Ripley; Foreword by D. W. Scott; Essay by G. Habasque. Washington: Donald H. Karshan, 1969.

Archipenko: The American Years. 1923–1963. New York: B. Danenberg Galleries, 1970.

Karshan D. H. Archipenko: The Sculpture and Graphic Art / Including a print catalogue raisonné. Boulder Colo: Westview Press, 1975.

Michaelsen K. J. Archipenko. A Study of the Early Works. 1908–1920. New York: Garland Pub., 1977.

Archipenko: Sculpture, Drawings, and Prints. 1908-1963 / As collected, viewed, and documented by Donald Karshan. Danville; Ky.: Centre College in association with Indiana University Press, 1985.

Некоторые российские сайты именуют его художником «русского зарубежья». С таким же успехом его можно было назвать французским художником (он прожил во Франции с 1908 по 1921 год), немецким (в Берлине,1921-1923), американским (1923 -1964, до самой смерти).

В Москве же он пробыл всего 2 года (1906-1908).

Если учесть, что родился Александр Архипенко в Киеве и прожил в нем до 19 лет (отец – профессор Киевского университета, мать – дочь иконописца Мохового), то мы с полным основанием можем называть его и украинским скульптором.

Хотя, чего греха скрывать, его родина, соблюдая прекрасную традицию «поставщика талантов миру», родила его и забыла. Его имя в советской Украине было под запретом, наряду с именами Малевича и Кандинского в советской России. Большинство его работ, созданных в царской империи, были уничтожены. (Имена Малевича и Кандинского были инкарнированы на постсоветском пространстве, но этого не скажешь об Александре Архипенко.)

Сегодня его имя иногда можно услышать на лекциях по искусству или прочесть в редких, в основном, специализированных, изданиях и на сайтах. Но скульптуры Александра Архипенко, покорившие мир, широкому кругу людей в Украине вообще неизвестны.

И это очень обидно. Потому что современные дизайнеры и скульпторы всего мира во многом «питаются» его идеями.

Поэтому – давайте с ним познакомимся. Он заслуживает известности у себя на родине (в мире его и без нас хорошо знают).

Александр Архипенко был назван «самым впечатляющим скульптором современности» (французский поэт и арт-критик Аполлинер). Его считали основоположником кубизма в скульптуре. Если Пабло Пикассо был «кубическим» революционером в живописи, то Архипенко – в скульптуре.

Один из законодателей мирового искусства. Самый известный скульптор 20 столетия. Один из столпов мирового искусства 20 века.

Его работы выставлялись и выставляются в самых престижных музеях: галерея Соломона, центр Помпиду, музей Модерн Арт, галерея Гугенгейма (Нью-Йорк), музеи Стокгольма, Берлина, Тель-Авива, Москвы. А также его работы сегодня можно увидеть и в Украине: в Национальном художественном музее Украины, Национальном музее им. Шептицкого во Львове.

Что же выдающегося создал этот скульптор?

Чтобы осознать вклад любого художника в ту не всегда понятную, отделенную от обычной жизни структуру, куда попадают избранные, но при этом она вроде бы открыта для всех, — то, что называется «мировая культура», — нужно понять личность художника.

И очень показательной в этом смысле станет для нас сегодня веселая, а тогда – скандальная – история создания «Красного мыслителя». Ему было 19 лет, когда местный помещик заказал ему скульптуру на вольную тему. Юный Архипенко изваял из терракота мужскую скульптуру, преувеличенно-гротескную (простите за тавтологию), покрыл ее красной эмалью и экспонировал в одном из сельских магазинов. При этом повесил табличку, гласящую, что рабочие и крестьяне могут посещать выставку по заниженной цене. Это не очень понравилось представителю местной власти.

“Первым посетителем был полицейский надзиратель… «Почему рабочие и крестьяне должны меньше платить?» Потом узрел «Мыслителя». «А о чем он мыслит и почему красный?» Полицейский увидел в этом символ», – рассказывал позже художник.

Опишет личность художника и тот факт, что юный студент Архипенко выражал недовольство методами обучения в Киевском художественном училище и был отчислен оттуда за вольнодумство (в 1905 году).

В 1908 году он уже жил во Франции, куда поехал учиться. Вместе с Модильяни ходил по музеям и изучал традиции готики, Ассирии, Греции, Египта. При этом сумел не утонуть в классике, а создал свой неповторимый стиль.

Идеи и находки Александра Архипенко

Его работы были настолько необычными и интересными, что к нему сами пошли ученики, хотя ехал Александр Архипенко во Францию, чтобы найти себе учителя.

  1. Он первым использовал кубическую форму в скульптуре, ошарашив всех тем, что не тесал композиции, а строил их из различных геометрических форм. И это была не дань моде (как легко Архипенко вошел в кубизм, так легко и вышел), а стремление показать закономерность космического творения: материя рождается из хаоса, а из материи – упорядоченное тело.
Вертикальная фигура гондольера опирается на диагональ весла, создавая при этом непоколебимое равновесие.

Знаменитый «Гондольер», стиль: кубизм, 1914 год

  1. Кубизм был только способом для художника в поисках художественной истины. Он постоянно искал новые пути для воплощения художественных идей.

Знаменитые «Боксеры», 1914 год. Стиль: кубизм. Музей Гугенхейм, Нью-Йорк

  1. Одно из его новшеств – «скульптуро-живопись», где цвет подчеркивает рельеф, а рельеф дополняет цвет. Он первым в скульптуре начал расписывать поверхность красками, почувствовав художественную ценность в произведениях давних мастеров.

«Карусель Пьеро», 1913 год, музей Гугенхейм, Нью-Йорк

«Мы видим, что природа никогда не отделяет формы от цвета, а только в разных случаях соединяет их в бесконечную разнородность», -- говорил скульптор.

  1. Идея пустот в скульптуре принадлежит именно Александру Архипенко, а не Генри Муру, как это принято считать. Эта новая идея художественной экспрессии – идея углубления, воплощенная в виде пустоты. Простор (пустота) внутри скульптуры используется им как изобразительный элемент, по силе равный материальному.

Это была архипенковская находка – открытые формы. Не существует линии круга без пустоты. Оба эти элемента растворяются друг в друге, создавая себя.

«Женщина расчесывает волосы», 1915

«Именно отсутствие чего-то, а не присутствие, и есть причиной, импульсом мотива творения. Этот процесс присутствует в природе как скрытая сила и есть основным творческим возбудителем создания новых форм жизни». – Александр Архипенко.

  1. «Архипенковский стиль» в скульптуре: соединение металла, пластмассы, цемента, дерева, терракота, жемчужин, стекла. Сейчас в дизайне пространства и скульптур это кажется обыденным, но кто-то должен был быть первым. И этим кем-то был А. Архипенко.

«В будуаре» (Перед зеркалом), 1915. Масло, графит, фотография, металл, деревоl, 1941 год

  1. Современные движущиеся бил-борды существуют благодаря тому, что в 1912 году скульптор придумал, а в 1924 году создал архипентуру – «двигающуюся живопись». Это сложный механизм, который с помощью узких цветных полосок создавал живописные композиции.

Архипентура, 1924 год. Фонд Архипенко, Нью-Йорк

Архипентура, 1924 год, Фонд Архипенко, Нью-Йорк

Инженерная конструкция архипентуры

  1. На всемирной выставке в Чикаго 1933 года присутствовал и украинский павильон, организованный . Один из залов был оформлен 48-ю работами Архипенко. Коллекция была оценена в 25 тысяч долларов! Для сравнения: Понтиак можно было купить в те времена в Америке за 1 тысячу долларов. Коллекция была оценена в баснословную сумму.
  2. Скульптор экспериментировал не только с внутренней сутью вещей, но и с внешней: он обращал внимание даже на то, как солнце будет освещать композицию в разную пору дня. Создавая позитивные и негативные эффекты скульптуры, он предусматривал освещения их для каждой поры суток.
  3. Александр Архипенко преподавал в 17 университетах и художественных учебных заведениях (5 из них основаны самим мастером в Париже, Берлине, Нью-Йорке, Лос-Анжелесе, Чикаго).
  4. Его признали в 1923 году «самым выдающимся скульптором после Родена».
«С тех пор, как существует фотография, сходство не нужно. Разве задача художника – фотографировать? Я считаю, что задача художника -- творить» (Александр Архипенко, 1887-1964, рожденный в Киеве, умерший в Нью-Йорке).