Апулей - биография, информация, личная жизнь. Луций Апулей: биография

Апулей, римский поэт, родился около 124 г. в городе Мадавра, в Северной Африке, в богатой семье. Получил прекрасное образование в Карфагенском университете. Писал на греческом и латинском языках. Окончив университет, Апулей уехал в Афины, где изучал математику и философию, одновременно пробуя свои силы в музыке и поэзии. Здесь он стал ярым поклонником Платона. Будучи уже признанным писателем, добавлял к своему имени в заглавии произведений “платонин из Мадавра”. Изучал оккультизм в Малой Азии, на острове Самос, в Египте и Сирии. Смесь платонизма с мистицизмом – главная черта его мировоззрения. Путешествовав по миру, отправился в Рим, где занялся (правда неудачно) адвокатской практикой. Огорченный, уехал в Африку и поселился в Карфагене, где и прожил до самой смерти.
Его мистической шедевр – роман в одиннадцати книгах “Метаморфозы” более известен под названием “Золотой осел”. Апулей является автором сборника судебных речей и риторических декламаций, которые дошли до нас в отрывках.
Сказку об Амуре и Психее из романа “Золотой осел” в России перелагали И. Ф. Богданович, С. Т. Аксаков и другие писатели. Различные сюжеты романа заимствованы европейскими писателями Боккаччо, Сервантесом, Филдингом и Смоллеттом. Дата смерти неизвестна.

Вариант 2

Апулей, древнеримский поэт, писатель. Родился в римской провинции, которая была расположена в Северной Африке, в г. Мадавра, около 124 г., в богатой семье. Образование получил в Карфагенском университете. После окончания университета, уехал в Афины. Там изучал математику и философию, увлекался музыкой и поэзией. Сохранившиеся труды Апулея написаны на латинском и греческом языках. В Греции его внимание привлекло творчество Платона. Будучи уже известным автором, взял себе псевдоним “платонин из Мадавра”. Поэт исследовал оккультизм в Египте, Сирии, Малой Азии а также на острове Самос. Платонизм и мистицизм это были главными чертами мировоззрения писателя. Платонизм – это философское учение Платона и его последователей, утверждающее абсолютную реальность идей и бессмертие души. Мистицизм-это особый способ понимания и восприятия мира, основанный на эмоциях, интуиции и иррационализме. Апулей любил путешествовать по миру. Отправившись в Рим занялся адвокатурой. Однако эта практика не принесла никаких результатов. Разочаровавшись, он отправился в Карфаген, и прожил там остаток жизни.

Самый известный мистический роман, написанный Апулеем в одиннадцати книгах – “Метаморфозы”. Также можно встретить его под названием “Золотой осел”. Поэт написал сборник судебных речей и риторических декламаций, они сохранились до сего времени, но не в полном составе.

Многие русские писатели, а также И. Ф. Богданович, С. Т. Аксаков перелагали сказку об Амуре и Психее из романа “Золотой осел”. Многие сюжеты романа “Золотой осел” заимствованы известными европейскими писателями Боккаччо, Сервантесом, Филдингом и Смоллеттом. К сожалению, дата смерти Апулея не известна.

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. Апулей, римский поэт, родился около 124 г. в городе Мадавра, в Северной Африке, в богатой семье. Получил прекрасное образование в Карфагенском университете. Писал на греческом и латинском языках. Окончив университет, Апулей уехал в Афины, где изучал математику и философию, одновременно Read More ......
  2. Луций Характеристика литературного героя ЛУЦИЙ (лат. Lucius) – герой романа Л. Апулея “Метаморфозы” (II”Шв. н. э.). Поначалу роман имел только это название, но в Vв. Аврелий Августин назвал его “Осел” (“Asinus”). Позднее за романом закрепилось название “Золотой осел” (“Asinus aureus”), Read More ......
  3. Франц Грильпарцер Биография Франц Грильпарцер – выдающийся австрийский поэт и драматург (1791-1872), родился в Вене 15 января 1791 года в семье адвоката. Он обучался в гимназии Вены, а с 1807 по 1811 года изучал право в Венском Университете. В 1813 Read More ......
  4. Мацуо Басе Биография Басе Мацуо(1644-1694) – японский поэт. Родился в 1644 году в Уэно провинции Ига в небогатой семье самурая. Он стал третьим ребенком и его вначале назвали Кинсаку, потом Хансити, Тоситиро, Тюэмон, Дзинситиро, затем взял псевдоним – Мацуо Басе. Read More ......
  5. Камило Хосе Села Биография Камило Хосе Села (11 мая 1916 – 17 января 2002) родился в городке Ирия Флавия на северо-западе Испании. Его отец был таможенником. В детстве Села несколько раз тяжело болел, и, подолгу находясь в одиночестве, много читал. Read More ......
  6. Карло Гольдони Биография Знаменитый итальянский драматург Карло Гольдони (1707-1793) родился 25 февраля в Венеции. С ранних лет был страстно увлечен театром. Свою первую пьесу написал в 8 лет. По настоянию родителей изучал медицину и юриспруденцию. Вступил в адвокатское сословие и Read More ......
  7. Морис Полидор Мари Бернар Метерлинк МЕТЕРЛИНК, МОРИС ПОЛИДОР МАРИ БЕРНАР (Maeterlink, Maurice Polydore Marie Bernard) (1862−1949), бельгийский драматург и философ. Писал на французском языке. Лауреат Нобелевской премии по литературе 1911. Родился 29 августа 1862 в Генте, во фламандской семье. Изучал Read More ......
  8. Метаморфозы, или Золотой осел Герой романа Луций (случайно ли совпадение с именем автора?!) путешествует по Фессалии. В пути он слышит увлекательные и страшные истории о колдовских чарах, превращениях и прочих ведьмовских проделках. Луций прибывает в фессалийский город Гипату и останавливается Read More ......
Краткая биография Апулей

Знаменитое произведение Апулея «Метаморфозы», созданное во II веке, до сих пор является предметом научного анализа. Исследования, посвященные ему, исчисляются сотнями, а читательский интерес к нему не угасает почти два тысячелетия, что неудивительно. Из многообразия мотивов, сюжетов и эффектов Апулей создал единое произведение, которое достойно восхищения.

Немного об авторе

В биографии Луция Апулея, автора известного античного романа «Золотой осел», как и у многих писателей древности, есть белые пятна. Предположительно, родился он в 124-125 году в городе Мадавре, Северная Африка. Отец был чиновником и обеспечил сыну прекрасное образование. С ранних лет у ребенка выявились способности к риторике и философии. Их изучением Луций занимался в родном городе, затем в Карфагене и Афинах. Перебравшись в Рим, Апулей выступал в суде, после вернулся в Мадавр и служил чиновником. Страсть к путешествиям заставила покинуть родной город, и писатель перебрался в Карфаген, где вскоре стал известен не только как прекрасный оратор и писатель, но и как маг.

В 25 лет он женился на 40-летней вдове Пудентилле. Родственники ее первого мужа были уверены, что Апулей позарился на вдовушкино богатство. Они подали на него в суд, где Луций произнес в свою защиту блестящую речь, названную «Апология». Ему пришлось мобилизовать все свое мастерство оратора, чтобы опровергнуть второе обвинение в том, что он «околдовал» вдову при помощи «магии», для этих подозрительных целей покупал и вскрывал рыб. Апулею удалось убедить судей в том, что рыб покупал исключительно для анатомических исследований. Он был оправдан. Начиная знакомство с романом Апулея «Золотой осел», с кратким содержанием его, нужно рассмотреть особенности творчества его автора.

Творчество Апулея

Перу этого автора принадлежат многочисленные исторические и философские труды. До нашего времени в целости дошли лекции и речи Апулея, известные как «Апология» и «Флориды», книги «Об учении Платона», «О божестве Сократа» и трактат «О мире». Сохранились также некоторые стихи античного автора, к его работам относится роман «Гермагор» и многочисленные переводы. Но как бы ни были интересны философские и риторические труды писателя, известен он прежде всего как автор романа «Метаморфозы».

Апулей, опытный оратор, склоняется к возвышенному и пышному стилю. Язык и стиль писателя красочен и разнообразен. Каждая из его работ написана в своем ключе. Многочисленные архаизмы, неологизмы, греческие заимствования почерпнуты им из живой речи. Современники высоко ценили этого автора, но настоящий интерес к его работам начался в эпоху Возрождения. Некоторые новеллы из знаменитых «Метаморфоз» использовали Сервантес, Боккаччо, Смоллетт, Филдинг. Интерпретацию сюжета об Амуре и Психее предлагали французский поэт Лафонтен, русские Богданович и Аксаков, и многие другие.

«Метаморфозы»

Неизвестна точная дата создания «Метаморфоз». «Золотой осел» (другое название этого произведения) состоит из 11 книг и дошел до нашего времени практически без потерь. А эпитет «золотой» свидетельствует о его высоких художественных достоинствах. Об источниках этого сочинения существуют разные версии. Но в первой же фразе романа автор сообщает читателю о намерении «сплести» басни на «милетский манер». Тем самым Апулей указал на близость «Метаморфоз» к милетским сборникам, состоящих из любовных новелл, объединенных общей сюжетной рамкой. Они получили свое название от сборника Аристида Милетского (II век до н. э.).

Другим источником считается повесть Лукиана «Лукий, или Осел». В этом небольшом произведении изложены многие эпизоды апулеевского романа. Конечно, предлагаются они в кратком виде, они лишены красочности и стилевого богатства. Произведение Лукиана, в свою очередь, представляет пересказ «Метаморфоз» Лукия Патрского, который в своих сочинениях соединял рассказы о перевоплощении людей в животных. Сам мотив превращений исходит еще из «Метаморфоз» Овидия, написанных со 2 по 8 гг. н. э. Наиболее вероятным признается вариант, что моделью и для Лукиана, и для Апулея стали «Метаморфозы» Лукия из Патр. Первый автор сокращал первоисточник, а второй - Апулей, напротив, вставлял новые эпизоды и новеллы, расширив это сочинение до 11 книг.

«Золотой осел»

Прежде чем ознакомиться с кратким содержанием «Золотого осла» Апулея, следует начать с того, что повествование в романе ведется от лица главного героя Луция. Случайно ли совпадение имен автора и главного героя? Так же, как и вопрос о первоисточнике, исследователей интересует и автобиографичность романа. Первые категорически отрицают, что произведение автобиографично, вторые, напротив, уверены, что многие сведения книги относятся к самому Апулею. Но никто из них не отрицает того, что произведение «Золотой осел» отражает какие-то черты автора. Например, такие детали, как приятная внешность, интерес к чудесам и магии, многочисленные посвящения, занятия в Афинах относятся к автору. Несомненно, в романе упомянуты и некоторые факты из жизни Апулея.

Отражение мыслей и эмоций писателя не придают произведению документальности, но сообщают ценное качество - эмоциональность. Так, например, желание узнать секреты магии сыграло в жизни героя романа роковую роль. Апулей также понес наказание за эту черту характера. Любопытство втянуло главного героя в различные злоключения. Так и любопытство самого автора определило жизненный путь: стремление к наукам, путешествия, практика в медицине. Апулей был блестящим ритором и софистом, а в эпизоде об убийстве проявилась ораторская подготовка самого автора. Сцена на Олимпе в новелле об Амуре и Психее, когда Венера не желает признать брак своего сына Амура законным, отражает настроение самого писателя, помнившего свою женитьбу на богатой вдове. Именно эмоциональное присутствие автора ставит это произведение на более высокую ступень по сравнению с греческим романом.

Превращение

Краткое содержание «Золотого осла» Апулея следует начать с того, что некий молодой человек по имени Луций, по происхождению грек, ехал по делам в Фессалию. Остановившись у хорошего знакомого отца в городе Гипате, он решил задержаться на некоторое время здесь, чтобы узнать побольше о магии и чудесах, которыми славилось это местечко. Встретившись на улице со своей родственницей Бирреной, он узнает, что то, чем он интересуется, находится в доме, где он остановился. Памфила, жена Милона, едва ли не первая ведьма в их городке.

Желая узнать секреты Памфилы, Луций заводит интрижку с веселой служанкой Фотидой, которая обещает показать ему колдовские манипуляции хозяйки. Вскоре случай представился, и юноша, спрятавшись на чердаке, во все глаза смотрел, как Памфила обратилась в сову и улетела к возлюбленному. Увиденное не давало покоя Луцию, и ему захотелось на себе испытать чудо. Фотида достала мазь, которая обратит юношу в птицу. Но служанка случайно перепутала баночки, и Луций превратился в осла. Но в «особенного»: ум и чувства, как у человека, а облик осла.

Обыкновенные лепестки роз могут вернуть ему человеческий облик. Единственное условие: лепестки нужно съесть утром, а ночь провести в облике осла. Ночью на дом Милона напали разбойники. Так начались приключения, или, скорее, злоключения Луция.

Приключения в ослиной шкуре

Продолжаем пересказ сочинения Апулея «Золотой осел» (краткое содержание его) историей о том, как новоявленный осел в качестве вьючного животного попал в шайку разбойников. В поисках добычи он вместе с ними скитается, терпит побои за непослушание: «Я был скорее мертв, чем жив». Однажды разбойники похищают накануне свадьбы невесту, затем приводят ее в пещеру. В утешение старая кашеварка рассказывает девушке дивную сказку о Психее и Амуре - это самая известная из вставных новелл романа. Луций-осел вместе с девушкой пытается спастись бегством. Но их поймали. От гибели их спасает жених девушки.

Из пещеры разбойников осел-Луций попадает в руки жестоких дровосеков, которые понуждают его к непосильной работе. Затем путешествует со жрецами, живет на мельнице, где его истязают работой, служит огороднику и солдату. В долгих странствиях Луций в ослиной шкуре переживает множество приключений, выслушивает несколько историй: о рабе, вступившем в любовную связь с хозяйкой; о неверной жене бочара; о любовнике, выдавшем себя чиханьем. Луций-осел переходит из рук в руки, попадает к вольноотпущеннику, обучившему его забавным фокусам.

И наконец чудесное животное попало к братьям, работающим у знатного человека. Они, заметив человеческие качества осла, рассказывают о них хозяину, который задумывает грандиозное зрелище - публичный брак осла с преступницей, приговоренной к смерти. Ужаснувшись этой затее, Луций-осел сбегает.

Обращение

На этом приключения героя романа Апулея «Метаморфозы, или Золотой осел» не закончились. Оказавшись на берегу моря, осел-Луций «семь раз погружается в море» и умоляет божество избавить его от ослиной шкуры. Во сне к нему является богиня Изида и обещает помочь, если он будет верно ей служить. На следующее утро Луций-осел встретил религиозную процессию, в руках жреца был венок из роз. Поев розовых лепестков, юноша обретает человеческий облик и возвращается домой.

К нему стекаются друзья, решившие, что его нет уже в живых. Удивительным образом ему возвращают его слуг, вещи, лошадь. Юноша усмотрел в этом «особый знак» и предался религиозным обязанностям, желая принять посвящение. С этим решением Луций отправляется в Рим. Завершается роман главой, рассказывающей о религиозных таинствах. Пройдя через обряды, познав таинства посвящения, Луций в более высоком звании возвращается к деятельности адвоката, ведет набожную и благочестивую жизнь.

Вставные новеллы

Обогащают фон романа Апулея «Метаморфозы, или Золотой осел» шестнадцать внесюжетных вставок. В них присутствует элемент магического и таинственного. Открывается роман историей о распутной кабатчице Мерое, превращающей мужчин в животных. Любовника, посмевшего полюбить другую, Мероя «единым словом» превратила в бобра. Кабатчик-конкурент стал лягушкой и встречает теперь своих посетителей «любезным кваканьем». Судейского, посмевшего высказаться против нее, она обратила в барана, - «так бараном и ведет дела».

Все вставные новеллы проникнуты нравоучительными тенденциями. Например, автор рассказывает о суде над мачехой, влюбившейся в пасынка. Когда юноша отверг ее любовь, она пытается его отравить. Некоторые вставки прямо построены как рассказы об уголовных преступлениях. О женщине-преступнице, убившей из ревности и мужа, и соперницу, не ведая о том, что это его родная сестра. Чтобы скрыть следы преступления, женщина убивает врача, продавшего ей яд. И, наконец, чтобы стать единственной наследницей, избавляется от дочери. Ее преступления раскрываются, и преступницу отдают на растерзание диким зверям.

В произведении встречаются и типичные для греческих романов истории. Например, о прекрасной девушке Харите. Она выходит замуж за возлюбленного Тлеполема, но их счастью помешал Фразилл, воспылавший страстью к Харите. Во время охоты он убивает ее мужа и пытается склонить девушку на брак с ним. Сделав вид, что она согласна, Харита заманивает Фразилла в спальню. Убив его, Харита покончила с собой.

Амур и Психея

Знакомство с произведением «Метаморфозы, или Золотой осел» завершаем кратким содержанием самой известной из вставных новелл - сказкой об Амуре и Психее. Уже ее зачин «жили-были царь с царицей» переносит читателя в фольклорно-сказочную атмосферу. Было у них три дочери. Все красавицы, но младшая всех превосходила. О красоте ее молва расходилась по всему миру, слава Психеи затмила даже Венеру, жертвоприношения которой становились все меньше. Лишенное почестей божество делает все для того, чтобы девушка пожалела о своей красоте. Она требует от своего сына Амура зажечь в сердце девушки любовь к убогому и жалкому человеку. Время идет. Все выходят замуж, а к Психее никто не сватается.

Отец прислушался к совету оракула и, чтобы облегчить участь дочери, отвез ее на пустынную скалу. Бог ветра Зефир переносит Психею в сказочный дворец, где в первую же ночь в ее спальне появился невидимый возлюбленный, «женою Психею сделал» и поспешно удалился. Ни ласки мужа, ни роскошь не могут утолить печаль девушки по дому. Зефир переносит в дом Психеи ее сестер. Амур берет с Психеи обещание - хранить его секрет. Но завистливые сестры хитростью выманивают у девушки тайну и всячески вредят ей. Амур, узнав, что их тайна раскрыта, исчезает. Психея решила отомстить неблагодарным сестрам и говорит им, что Купидон хочет жениться на одной из них. Те бросают своих мужей, а вскоре погибают.

Психея отправляется на поиски своего мужа, который с обожженными крыльями заперт в доме матери. Ради любви девушка терпит унижения от Венеры. Но не все божества злые - богини Юнона и Церера всячески помогают Психее. Вскоре Амур вырывается из заточения, уколом стрелы усиливает в девушке любовь к нему и спешит за помощью к Юпитеру. Верховный бог собирает всех богов и сообщает Венере свое решение: «Отбрось всякую печаль, дочка, и не бойся, что род твой пострадает от брака со смертной». Венере пришлось подчиниться. Психее даровали бессмертие и причислили к богам. После пышной свадьбы у нее и Амура родилась девочка. Плод их любви назвали Наслаждением.

Учился сначала в Карфагене , затем в Афинах , где основательно познакомился с греческой литературой, в особенности же с философией Платона . «Я пил в Афинах и из иных чаш: из чаши поэтического вымысла, из светлой чаши геометрии, из терпкой чаши диалектики, но в особенности из чаши всеохватывающей философии - этой бездонной нектарной чаши». Отсюда он переселился в Рим , где занимался некоторое время адвокатурой. Всё своё состояние, наследованное от отца, он потратил, главным образом, на путешествия, во время которых был посвящён в различные мистерии .

Рукописи именуют Апулея философом-платоником из Мадавры - Apuleius Madaurensis Platonicus , так же называет себя и он сам, и позднейшие писатели.

Творчество

Сохранились лишь латинские сочинения Апулея:

  1. «Метаморфозы » (Metamorphoseon libri, XI ), роман в 11-ти книгах со вторым, более поздним названием «Золотой осел» (Asinus Aureus )
  2. «Апология» (Pro se apud Gaudium Maximum proconsulem de magia liber, I )
  3. «Флориды» (Floridorum libri, IV ), представляющие собой сборник фрагментов речей и высказываний на разные темы
  4. диалог «О боге Сократа» (De deo Socratis ) - популярное изложение учения Платона о даймонах
  5. трактат о Платоне и его доктрине (De Platone et eius dogmate ) в 3-х книгах, где изложена натурфилософия Платона, его этика и логика

Издания и переводы

Главнейшие издания собраний его сочинений начаты Удендорпом и Рункеном, докончены Босша (3 т., Лейд., 1786-1823) и Гильдебрантом (2 т., Лейпц., 1842). Другие издания выпущены Клоцом (2 т., Альтенб., 1778) и Гильдебрантом (Лейпц., 1843). Французский перевод издан Бетоланом (Пар., 1835, 1862). «Apologia» и «Florida» изданы Крюгером (Берл., 1864-65), «Opuscula quae sunt de philosophia» Гольдбахером (Вена, 1876), «Метаморфозы» А. отдельно изданы Эйссенгардтом (Берл., 1869), отрывок об Амуре и Психе - Яном (Лейпц., 1856, 1873).

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся в Алжире
  • Умершие в 180 году
  • Латинские писатели
  • Латинские философы
  • Писатели Древнего Рима
  • Философы Древнего Рима
  • Писатели II века
  • Философы II века
  • Родившиеся в 120-е годы
  • Аппулеи
  • Средние платоники

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Апулей" в других словарях:

    - (Apuleius) Люций (ок. 125 ок. 180) рим. ритор, писатель, философ платоник. Учился в Карфагене, затем в Афинах и Риме; путешествуя, посетил Самос и Фригию, был посвящен в мистерии Исиды и др. таинства; впоследствии навлек на себя подозрения в… … Философская энциклопедия

    Люций (II в. христ. эры) древне римский писатель, наиболее талантливый и яркий выразитель настроения образованных классов эпохи упадка Римской империи. Это была эпоха идеологических колебаний и исканий разочарованной, оторванной от масс… … Литературная энциклопедия

    Апулей - Апулей. Золотой осел. Илл. Б. Дехтерева. 1956. АПУЛЕЙ (около 125 около 180), римский писатель. Родом из Северной Африки. Был знаменитым ритором и жрецом в Карфагене. Авантюрно сказочный роман “Метаморфозы в XI книгах” (или “Золотой осел”; о… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (Apuleius) Апулей (Apuleius) (ок. 125 ок. 180 н.э.) Римский писатель, ритор. Родом из города Мадавра (Северная Африка), из знатной семьи. Образование получил в Карфагене и Афинах. Потом жил в Риме, занимался адвокатурой. Много путешествовал. Был… … Сводная энциклопедия афоризмов

    - (около 125 около 180), римский писатель. Родом из Северной Африки. Был знаменитым ритором и жрецом в Карфагене. Авантюрно сказочный роман Метаморфозы в XI книгах (или Золотой осел; о приключениях человека, превращенного в осла) проникнут… … Современная энциклопедия

    - (Apuleius). Родился в Модавре, в Африке, около 125 г. от Р.Х. Он учился в Афинах, много путешествовал и, вернувшись в Африку, женился на богатой вдове. Он написал роман, известный под названием “Золотой осел”, эпизод которого составляет… … Энциклопедия мифологии

    - (Люций) род. в Мадавре в Африке, около 125 года по Р. X.,принадлежал к знатной семье и учился сначала в Карфагене, а затем вАфинах, где основательно познакомился с греческой литературой, вособенности же с философией Платона; отсюда он переселился … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Апулей - древнеримский писатель и поэт, философ, ритор - родился приблизительно в 124 г. в небольшом городе Мадавр (провинция Нумидия, Северная Африка). Его биография, как и информация о жизненном пути многих известных людей того времени, дошла до нас в виде отдельных фрагментов. В случае с Апулеем основным источником сведений является написанная им же самим «Апология».

Отцом его был знатный человек, крупный чиновник, и у семьи было достаточно средств, чтобы дать сыну самое лучшее образование. С младых ногтей юноша интересовался философией и риторикой, проявлял способности к их изучению. Штудировать науки Апулей продолжил в университете Карфагена – города, считавшегося африканским научным и культурным центром; позднее отправился на учебу в Афины. Здесь он не только грыз гранит разнообразных наук, но и делал первые шаги в поэзии, музыке. Однако излюбленным его увлечением стала философия, и учение Платона – в особенности. Став горячим его поклонником, он и впоследствии, будучи уже известным писателем, к имени обязательно прибавлял «платоник из Мадавра»; так его стали называть и другие. Платонизм навсегда остался частью эклектического, своеобразного мировоззрения Апулея.

Завершив обучение, Апулей какое-то время занимался адвокатской деятельностью в Риме, потом служил чиновником в родном Мадавре. Ум, образованность, харизма и красноречие способствовали успехам на этом поприще, однако самого молодого человека они оставляли равнодушными. От отца ему досталось внушительное состояние – оно и позволило Апулею отправиться в долгое путешествие по миру. Его маршрут пролегал через Малую Азию, Египет, Сирию, где его мировоззрение претерпело серьезные изменения из-за близкого знакомства с оккультизмом, культом египетской богини Исиды; мистицизм оказал огромное воздействие на его деятельность и творчество.

Репутация увлеченного магией человека едва не стоила Апулею жизни. Во время путешествия он остановился в городе Эа у знакомого, с которым они некогда учились в Афинах, приглянулся его матери, богатой вдове Пудентилле, и в итоге женился на ней, невзирая на разницу в возрасте (ей было 40, ему – около 25). До этого женщину близкие безуспешно пытались выдать замуж больше десятка лет. Родственники ее первого мужа подали на Апулея в суд, считая, что тот завладел сердцем вдовы (а заодно и ее состоянием, ведь ее сын, приятель Апулея, неожиданно скончался), применив колдовство. Апулею пришлось призвать на помощь все красноречие, гибкость ума, остроумие, чтобы опровергнуть обвинения, чреватые смертной казнью. Его публичная речь в свою защиту, благодаря которой он был оправдан, дошла до наших дней под названием «Апология, или Речь в защиту самого себя от обвинения в магии».

Следующим и последним пунктом в биографии Апулея стал Карфаген: истратив в путешествиях практически все состояние, пережив неприятные приключения, он поселился в этом почти родном для себя городе. Для соотечественников он был личностью чрезвычайно авторитетной, в его честь были установлены две статуи в Карфагене и Мадавре. Они почитали его не только как талантливого писателя и оратора, человека энциклопедических знаний, но и как мага, верховного жреца провинции. Считается, что он умер во второй половине II в., более точная дата неизвестна.

Апулей писал на греческом языке и на латыни, но его наследие сохранилось лишь частично. Так, в отрывках дошли до нас, кроме упомянутой выше «Апологии», философские труды («О Платоне и его доктрине», «О божестве Сократа »), выдержки из публичных речей («Флориды»), перевод трактата «О мире». Апулею принадлежит заслуга первого перевода на латынь «Введения в арифметику» Никомаха. Однако поистине всемирную известность римскому писателю принесли его «Метаморфозы» (более позднее и известное название – «Золотой осел») – роман в 11 книгах (новеллах). Сюжеты из него, особенно новеллы «Об Амуре и Психее», неоднократно заимствовались, пересказывались, интерпретировались в более поздних произведениях писателей разных эпох и стран, например, Дж. Боккаччо , Г. Филдинга , С. Аксакова и др.

Древнеримская литература

Апулей

Биография

Апулей, римский поэт, родился около 124 г. в городе Мадавра, в Северной Африке, в богатой семье. Получил прекрасное образование в Карфагенском университете. Писал на греческом и латинском языках. Окончив университет, Апулей уехал в Афины, где изучал математику и философию, одновременно пробуя свои силы в музыке и поэзии. Здесь он стал ярым поклонником Платона. Будучи уже признанным писателем, добавлял к своему имени в заглавии произведений «платонин из Мадавра». Изучал оккультизм в Малой Азии, на острове Самос, в Египте и Сирии. Смесь платонизма с мистицизмом - главная черта его мировоззрения. Путешествовав по миру, отправился в Рим, где занялся (правда неудачно) адвокатской практикой. Огорченный, уехал в Африку и поселился в Карфагене, где и прожил до самой смерти.

Его мистической шедевр - роман в одиннадцати книгах «Метаморфозы» более известен под названием «Золотой осел». Апулей является автором сборника судебных речей и риторических декламаций, которые дошли до нас в отрывках.

Сказку об Амуре и Психее из романа «Золотой осел» в России перелагали И. Ф. Богданович, С. Т. Аксаков и другие писатели. Различные сюжеты романа заимствованы европейскими писателями Боккаччо, Сервантесом, Филдингом и Смоллеттом. Дата смерти неизвестна.

Апулей, древнеримский поэт, писатель. Родился в римской провинции, которая была расположена в Северной Африке, в г. Мадавра, около 124 г., в богатой семье. Образование получил в Карфагенском университете. После окончания университета, уехал в Афины. Там изучал математику и философию, увлекался музыкой и поэзией. Сохранившиеся труды Апулея написаны на латинском и греческом языках. В Греции его внимание привлекло творчество Платона. Будучи уже известным автором, взял себе псевдоним "платонин из Мадавра". Поэт исследовал оккультизм в Египте, Сирии, Малой Азии а также на острове Самос. Платонизм и мистицизм это были главными чертами мировоззрения писателя. Платонизм- это философское учение Платона и его последователей, утверждающее абсолютную реальность идей и бессмертие души. Мистицизм-это особый способ понимания и восприятия мира, основанный на эмоциях, интуиции и иррационализме. Апулей любил путешествовать по миру. Отправившись в Рим занялся адвокатурой. Однако эта практика не принесла никаких результатов. Разочаровавшись, он отправился в Карфаген, и прожил там остаток жизни.

Самый известный мистический роман, написанный Апулеем в одиннадцати книгах - «Метаморфозы». Также можно встретить его под названием «Золотой осел». Поэт написал сборник судебных речей и риторических декламаций, они сохранились до сего времени, но не в полном составе.

Многие русские писатели, а также И.Ф. Богданович, С. Т. Аксаков перелагали сказку об Амуре и Психее из романа «Золотой осел». Многие сюжеты романа «Золотой осел» заимствованы известными европейскими писателями Боккаччо, Сервантесом, Филдингом и Смоллеттом. К сожалению, дата смерти Апулея не известна.