Антон лосенко художник краткая биография. Значение лосенко антон павлович в краткой биографической энциклопедии

Рогнеда на холсте тобой изображения,

С Владимиром, в своей прежалостной судьбе,

Не столько смертию отцовой поражена,

Как сильно, кажется, стенает о тебе...

... Все живо, что твоя рука изобразила,

И будет живо все, доколь продлится свет.

Единого тебя смерть в младости сразила,

Единого тебя, Лосенко, с нами нет!

Василий Майков

Антон Павлович Лосенко родился летом 1737 года в украинском городе Глухово, в семье крестьянина. В возрасте семи лет, обладая хорошим голосом и музыкальным слухом, маленький Антон Лосенко был взят в придворный хор города Санкт-Петербург певчим. В 1753 году ему с его друзьями Иваном Семеновичем Саблуковым и Кириллом Ивановичем Головачевским пришлось отказались от счастливой карьеры из - за спавших голосов. В этот же год он попадает под крыло и покровительство художника Ивана Петровича Аргунова.

Посещая класс живописи Аргунова, Лосенко с друзьями значительно выделялись среди остальных учеников Академии, и в 1759 году Иван Петрович представил работы молодых учеников царскому двору с рекомендацией: "...эти певчие могут как рисовать и раскрашивать красками, так делать копии портретов и исторических картин, так и рисовать с натуры. Они показали прилежное трудолюбие и честность в своих поступках". В качестве подтверждения Аргунов показал успешную работу молодого художника "Товий с ангелом " (1759), а так же портретную живопись с натуры придворного музыканта В. Степанова .

Решено было продолжить обучение в Академии трех знатнейших художеств, которая включала в себя отделения живописи, архитектуры и скульптуры. Академия была учреждена в Петербурге в 1757 году по инициативе М.В. Ломоносова и мецената графа И.И. Шувалова, который и стал возглавлять Академию, а так же пригласил из-за границы высококвалифицированных педагогов. Именно Лосенко стал одним из первых учеников престижной Академии. В 1760 году Лосенко пишет портрет графа Шувалова , затем последовали портреты поэта и драматурга Александра Сумарокова (1760) и талантливого актера Якова Шумского (1760).

Работа над портретом Шумского особенно примечательна. Характерный внешний вид сосредоточен и сконцентрирован на сложном и остром образе модели. Изображение великого жизненного поста художник достиг непосредственно путем освещения лица и рук, тем самым заставив их выделяться на темном фоне. Золотисто - коричневые оттенки гармоничны и приглушенны; движение кисти художника явно ощутима, особенно там, где он выявляет текстуру лица и рук.

Граф Шувалов, первый директор Российской академии художеств, был осведомлен в необходимости создания национальной художественной школы с хорошо квалифицированными русскими художниками. Это увеличивало доверие молодых студентов. В сентябре 1760 года особо талантливые ученики Академии - А.П. Лосенко, и в будущем известный архитектор Василий Баженов, были отправлены учиться за границу. В Париже А.П. Лосенко учился у Жана Рету, представителя позднего французского академизма. Первый плод его исследований был многофигурный холст "Чудесный улов рыбы " (1762).

Академией художеств были подмечены достоинства и недостатки картины: "все, что мы находим признаки правильного рассуждения и трудолюбие. . . и талант, который обещает исключительные результаты, если бы ему дали возможность попрактиковаться". По возвращении из Парижа в Академию, А.П. Лосенко был отправлен в Москву, где он написал известный портрет первого русского актера - создателя национального театра, блестящего исполнителя и педагога многих других актеров - Федора Волкова (1763). Лосенко не только достиг точного сходства с Волковым, но и показал труд, который был достаточно сложным и постигал глубокие знания для своего времени.

Он раскрыл призвания и духовные богатства актера, который, по словам Новикова, был "человеком проницательного ума, с основательным, разумным решением и редким талантом".

Летом 1763 года Лосенко вернулся в Париж, где его рисунки на темы из античной мифологии были награждены золотыми медалями. В это время художник много внимания уделял художественному жанру НЮ, а в 1764 году он послал в Санкт-Петербург три работы: "Венера и Адонис " или "Смерть Адониса " (1764), "Андрей Первозванный "(1764) и этюд "Изгнание из храма " (1764) (местонахождение этюда неизвестно).
В 1765 году Лосенко отправляется в Петербург с картиной "Авраам приносит в жертву сына своего Исаака " (1765), где краски наиболее выразительней по цвету, чем на картине "Чудесный улов рыбы " (1762).

В декабре того же года художник переехал в Рим, где прожил более трех лет, изучая изучая классиков, совершенствуя свои навыки рисования, копируя рисунки с картин Рафаэля . Высокий уровень владения техникой рисования и композиционная грамотность стало результатом последующих работ художника "Авель " (1768) и "Каин " (1768). Лишенные какого - либо контекста (имена были лишь предлогом для изображения великолепия моделей), эти два известные полотна стали важным этапом в творческом развитии для Лосенко .

В укороченных картинах "Каин " и "Авель " художник мастерски облекает изображенную человеческую фигуру свободными тканями. Обнаженные модели подчеркнуты мягкими ниспадающими складками драпировки. Поражает четкая организация пространства холста. В "Каине " гармонируют зеленоватые оттенки. В двух картинах искусно прорисованы тела моделей, особенно шеи и плеч. Здесь очевидно, что работая с натурой, художник не испытывает трудностей при изображении на плоскости пространство, цветового и тонального состояния изображаемого объекта.

"Каин " - это одно из ясных и лаконичных работ художника. "Зевс и Фетида " (1769), написанная по заказу графа Шувалова для графа Разумовского, завершила цикл картин на тему греко - римской древности.

Весной 1769 года Лосенко возвращается в Россию. Лучшие его произведения "Каин ", "Авель ", "Правосудие " (по картине Рафаэля) были удостоены высшей похвалы. И уже осенью 1769 года Лосенко пишет картину "Владимир и Рогнеда " (1770). Тема исторической живописи была предложена академией, оставляя за художником право уточнить детали сюжета. Отражая национальный характер персонажей, Лосенко одевает их, как это было принято, в условные одежды.

Эта картина была действительно первая работа, написанная когда - либо на тему из русской истории. Новгородский князь Владимир Святославич, получив отказ от Полоцкой княжны Рогнеды, захватил Полоцк, убил ее отца Рогвольда и братьев, и неволею сочетался с высокомысленной Рогнедою.

В своей картине Лосенко запечатлел момент, где Владимир говорит с Рогнедой о зверствах в Полоцке и настаивает на супружестве. Но, в отличие от исторических фактов, здесь Владимир изображен в образе полного раскаяния, которое передается в его жестах, выражении его лица и глазах, направленных в сторону Рогнеды. Художник доказывает, что человечность одерживает верх над тиранией.

Обладая живым воображением, Лосенко пишет картины, которые подкупают непосредственностью изображенных сцен, как бы увиденных художником собственными глазами. На фигуративной живописи главные герои Владимир и Рогнеда моделированы светом. Художник подчеркивает эмоциональность, жесты и позы, которые контрастируют со статной женской фигурой и Владимирской обременительностью воинов.

Произведение "Владимир и Рогнеда " положило начало национальной исторической теме в русском искусстве, к чему всегда призывали академию М.В. Ломоносов и А.П. Сумароков. Кроме того, этот прецедент толкования исторических событий с моральной позиции, соответствовал наиболее прогрессивным взглядам в российском обществе, которое осуждало тиранию и насилие.

Представленная картина вызвала живой отклик у современников. Совет академии признал Лосенко как художника с выдающимся талантом, избрали его академиком и даровали звание профессора. Как профессор, а впоследствии и директор академии, А.П. Лосенко много сделал для своих студентов. Он подготовил первый учебник русского искусства: "Изъяснения краткой пропорции человека, основанной на достоверном исследовании разных пропорций древних статуй, старанием Императорской Академии художеств Профессора живописи господина Лосенко для пользы юношества, упражняющегося в рисовании, изданное". Экспозиция и рисунки Лосенко были использованы в течение длительного времени в Академии, а затем и в московском училище живописи и ваяния.

Последняя картина художника - "Прощание Гектора с Андромахой " (1773). Тему работы он берет из древнегреческого эпоса Гомера о Троянской войне "Илиада".

Картина также была удостоена академической грамотой, в которой говорилось, что "истинная и благородная цель искусства состоит в том, чтобы сделать добродетель ощутительной, увековечить славу великих людей, которые заслуживают благодарности за свою страну, и пробуждают огонь в сердцах и разуме к исследованию".

Будучи в молодом возрасте 36 лет, Антон Лосенко умер от водянки 4 декабря 1773 года. На его похоронах присутствовали художники и артисты, писатели и поэты.

Картины Лосенко всегда принимались и принимаются с восторгом. Они высоко ценимы современниками. Их неизменно окружали и окружают толпы восхищенных зрителей.

Лосенко Антон Павлович (1737-1773)

Антон Павлович Лосенко родился в семье украинского казака. Рано осиротел и семилетним ребенком был отправлен в Петербург в придворный певческий хор. Однако в 1753 году, как "спавший с голоса", но проявлявший способности к искусству, был отдан к художнику И. П. Аргунову для обучения живописи. Пять с половиной лет, проведенных в мастерской Аргунова, послужили весьма основательной подготовке.

Зачисленный воспитанником в Академию художеств (АХ) (1758), Лосенко очень скоро стал помощником академических преподавателей и получил должность подмастерья. Оценив талант молодого живописца, в 1760 году его направили в Париж для совершенствования знаний и мастерства. Занимаясь под руководством Ж. Рету, Лосенко создал большую историческую картину на евангельский сюжет "Чудесный улов" (1762). В ней он сумел сочетать требования классицизма со смягченной, человеческой трактовкой образа Христа.

В 1766-1769 годах художник жил в Италии, где изучал античность, копировал произведения Рафаэля, написал картину на античный сюжет "Зевс и Фетида" (1769). В этот период много внимания уделял он живописным этюдам обнаженного тела; в результате появились известные полотна "Авель" и "Каин" (оба 1768). В них сказалось не только умение точно передать анатомические особенности человеческого тела, но и способность сообщить им богатство живописных оттенков, свойственных живой натуре.

В 1769 году Лосенко возвратился в Петербург, где ему было предложено написать картину на звание академика исторической живописи. Художник создает произведение на тему из русской истории - "Владимир и Рогнеда" (1770). Согласно древней летописи, новгородский князь Владимир просил руки дочери полоцкого князя Рогвольда, но, получив отказ, напал на Полоцк, убил отца и братьев Рогнеды и силой взял ее в жены. В картине представлен кульминационный момент "прежалостной судьбы" Рогнеды, когда Владимир вторгся в ее покои и с нею "неволею сочетался". Однако Лосенко изобразил Владимира не вероломным завоевателем, а человеком, раскаявшимся в своих поступках, - в этом выразились высокие идеалы нравственности и гуманизма века Просвещения. Новым было и содержание: национальное прошлое становилось сюжетом исторической картины, приравниваясь к общепринятым античным и библейским сюжетам по статусу иерархии жанра.

Успех картины принес ее создателю не только звание академика, но и назначение адъюнкт-профессором (с 1770 года), а вскоре профессором и директором АХ (с 1772 года). До конца жизни Лосенко оставался на этом посту. К тому же он вел практические занятия и создал учебный и теоретический курс "Изъяснение краткой пропорции человека...", ставший пособием для нескольких поколений художников.

В 1773 году Лосенко начал, но не успел закончить вторую свою историческую картину - "Прощание Гектора с Андромахой"; этим отчасти объясняется некоторая эскизность в живописной трактовке образов. Античный сюжет из "Илиады" Гомера воспевал героев, их патриотические чувства, готовность принести себя в жертву служению родине. Эти идеалы просветительского классицизма, которым художник был верен в течение всей своей творческой жизни, получили яркое выражение в "Гекторовом прощании" (как называли картину современники). Сын троянского царя Приама прощается перед сражением со своей верной женой Андромахой, держащей на руках грудного ребенка. Предчувствие трагического исхода пронизывает патетическую сцену, представленную художником. Однако подлинно патетичен лишь главный герой - Гектор, в образах остальных персонажей Лосенко соединяет сдержанно-величавое и естественно-суровое начало, гармонически организуя композицию и жаркий колорит картины.

Помимо исторических полотен художник создал целую галерею портретных изображений современников: графа И. И. Шувалова, поэта А. П. Сумарокова, актеров Я. Д. Шумского (все 1760) и Ф. Г. Волкова (1763). Одухотворенностью и человеческим теплом пронизаны образы портретируемых.

Должность директора АХ, которую возложили на художника большого таланта, профессора, ежедневно преподававшего по многу часов в классах, была для Лосенко обременительна тем, что невольно вовлекала его в клубок академических и придворных интриг, которые ему были чужды по своей природе. Недаром скульптор Э. М. Фальконе, заступаясь за него, писал Екатерине II: "Преследуемый, утомленный, опечаленный, измученный тьмою академических пустяков, Лосенко не в состоянии коснуться кисти; его погубят несомненно. Он первый искусный художник нации, к этому остаются нечувствительны, им жертвуют..." Императрица обещала перевести Лосенко из АХ в Эрмитаж, но не сделала этого. Силы художника были подорваны, он не смог справиться с обрушившейся на него тяжелой болезнью, которая и унесла его в могилу.

Картины художника

Авель.


Авраам приносит в жертву сына своего Исаака

Владимир и Рогнеда


Натурщик, сидящий на камне (этюд).


Портрет Л.Геннингера (эскиз).

Портрет актера Ф.Г. Волкова

Портрет актёра Я.Д.Шумского

Портрет императора Павла I в детстве

Украина - 23 ноября (4 января) 1773, Петербург) - русский художник, основоположник русской исторической живописи. Выходец из казацкой семьи Антон Лосенко рано осиротел, был отправлен в Петербург, где в 1744-1753 годах учился певческому искусству и служил в придворной капелле. Затем как «спавший с голоса», но проявивший способности в сфере изобразительного икусства, он был определен в живописную мастерскую И. П. Аргунова . С 1758 занимался в Академии художеств. Как «пенсионер» Академии жил в 1760-65 в Париже, где посещал мастерские Ж. Рету и Ж. М. Вьена. Затем изучал искусство античности, Ренессанса и барокко в Риме (1766-69). В свой зарубежный период написал картины «Чудесный улов» (1762) и «Зевс и Фетида» (1769), в которых продвинулся от риторической патетики барокко к более строгой композиционной гармонии классицизма. По возвращении в Петербург выставил в Академии художеств большой рисунок-копию с «Аллегории Правосудия» Рафаэля , а также композиции «Каин» (1768) и «Авель» (1769). Хотя это были лишь копия и два этюда с обнаженных натурщиков, проявленное здесь мастерство вызвало восторг современников, назвавших Лосенко «русским Рафаэлем».

В историю изобразительного искусства Лосенко вошел полотном «Владимир перед Рогнедой» (1770), за которое он получил звание академика исторической живописи. Впервые русское национальное прошлое (эпизод с молодым новгородским князем Владимиром , будущим Владимиром Святым, добивающимся руки дочери полоцкого князя Рогволода) стало сюжетом столь выразительного, хотя и несколько наивно-мелодраматичного, но все же достаточно психологически сложного, картинного действа. В специальном «Изъяснении к картине» Лосенко выразил ключевой постулат классицизма о единстве места и времени («живопись может брать только один момент»). В качестве этого момента избран приход князя, захватившего Полоцк, к Рогнеде и проявляющего к ней не свирепость победителя, а нежное благородство (как бы предвещающее его будущую судьбу «крестителя Руси»). Именно благодаря вдохновляющему примеру этой картины отечественная история заняла позднее в системе академических программ (т.е. тех сюжетов, которые задавались учащимся) практически те же позиции, что греко-римская античность и Библия.

С 1770 Лосенко был профессором, а с 1772 - директором Академии художеств. Создал множество великолепных по технике рисунков с натурщиков, репродукции с которых до сих пор используются в качестве учебных пособий. Написал «Изъяснения краткой пропорции человека, основанной на достоверном исследовании разных пропорций древних статуй… для пользы юношества, упражняющегося в рисовании, изданное» (1772). В 1773 начал работу над «Прощанием Гектора с Андромахой», и здесь проявив талант патетически-пылкого компоновщика и колориста, но смерть помешала ему довести работу до конца. В состав его наследия входит также ряд выразительных классицистических портретов, среди которых наиболее известен портрет актера Ф. Г. Волкова (1763); основатель первого русского профессионального театра представлен тут в живой, «говорящей» позе: как бы рассуждая со зрителем о своем любимом искусстве, он держит в одной руке бутафорскую золоченую корону, а в другой маску.

ЛОСЕНКО АНТОН ПАВЛОВИЧ

Лосенко, Антон Павлович - исторический живописец и портретист (1737 - 1773). Происходил из крестьян. В 1759 г. поступил в только что основанную Академию Художеств "подмастерьем" живописи и занимался ею под руководством Ле-Лоррена и Де-Вельи; затем работал в Париже в мастерской Ж. Рету (Restout) и написал, под его наблюдением, картину "Чудесный лов рыбы" (в музее Александра III); позднее в Риме копировал старых итальянских мастеров и антики. По возвращении в Россию за работы "Каин" (в академическом музее) и "Авель" (в музее Александра III), признан "назначенным в академики", а за картину "Владимир и Рогнеда" (1765, в академии) получил звание академика и профессора. Недолго был директором академии. Лосенко был выдающимся - в пределах академико-эклектического направления его времени - художником, в особенности прекрасным рисовальщиком, образовавшим многих даровитых учеников; он вместе с ними писал этюды, рисовал для них оригиналы и издал серию чертежей по анатомии и пропорциям человеческого тела ("Изъяснение краткой пропорции человека и т.д."). Этими чертежами начинающие художники пользовались долго по смерти Лосенко. Из числа его картин известны еще: "Товия с ангелом", "Венера оплакивает Адониса", "Жертвоприношение Авраамово", "Апостол Андрей Первозванный", "Прощание Гектора с Андромахой", портреты Сумарокова и актера Волкова (все - в музее академии), "В мастерской живописца" (в Третьяковской галерее, обладающей также рисунками Лосенко), портреты Н.В. Хлюстиной (пастель) и актера Шумского (в музее Александра III), автопортрет и портрет Л. Геннигера (в Московском Румянцевском музее). Ряд этюдов и рисунков Лосенко находится в собрании Е.Г. Швартца, в Петрограде. - Ср. С. Эрнст "А.П. Лосенко" ("Старые Годы", 1914, январь).

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ЛОСЕНКО АНТОН ПАВЛОВИЧ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ЛОСЕНКО АНТОН ПАВЛОВИЧ
    Антон Павлович , русский исторический живописец, портретист, рисовальщик. С 1744 жил в …
  • ЛОСЕНКО АНТОН ПАВЛОВИЧ в Большом энциклопедическом словаре:
    (1737-73) российский живописец и рисовальщик. Представитель классицизма. В картинах на темы русской и античной истории условно-академическую трактовку сочетал со стремлением …
  • АНТОН в Словаре воровского жаргона:
    - двоpник, …
  • АНТОН в Энциклопедии третьего рейха:
    ("Anton"; первоначально - "Аттила"), кодовое наименование операции немецких войск во 2-й мировой войне с целью оккупации французской территории, контролировавшейся правительством …
  • ПАВЛОВИЧ в Литературной энциклопедии:
    Надежда Александровна , современная поэтесса. Р. в бывшей Лифляндии в мелкобуржуазной семье. Печатается с 1911 (стих. «Лебедь» в газете «Псковская …
  • ПАВЛОВИЧ в Педагогическом энциклопедическом словаре:
    Сергей Андроникович (1884-1966), учёный в области методики естествознания, профессор (1935). Педагогическую деятельность начал в 1907 на Фребелевских педагогических курсах, в …
  • ЛОСЕНКО
    Антон Павлович — историч. живописец и портретист, сын разорившегося подрядчика, родился в гор. Глухове Черниговской губ. 30 июля 1737 г. …
  • ПАВЛОВИЧ
    П́АВЛОВИЧ Ник. (1835-94), болг. живописец и график эпохи нац. возрождения. Один из создателей светского болг. иск-ва. Картины на темы нац. …
  • ПАВЛОВИЧ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ПАВЛ́ОВИЧ Мих. Пав. (наст. имя и фам. Мих. Лаз. Вельтман) (1871-1927), учёный-востоковед. В 1921-23 чл. коллегии Наркомнаца. С 1921 ректор …
  • ЛОСЕНКО в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ЛОС́ЕНКО Ант. Пав. (1737-73), рос. живописец и рисовальщик. В картинах на темы рус. и антич. истории условно-академич. трактовку сочетал со …
  • ЛОСЕНКО в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (Антон Павлович) ? исторический живописец и портретист, сын разорившегося подрядчика; родился в городе Глухове Черниговской губернии 30 июля 1737 г. …
  • АНТОН
    Имя автора "Вишневого …
  • АНТОН в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Имя классика русской литературы, написавшего …
  • АНТОН в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Мужское …
  • АНТОН в словаре Синонимов русского языка:
    антоний, антонин, …
  • АНТОН в Полном орфографическом словаре русского языка:
    Антон, (Антонович, …
  • ПАВЛОВИЧ
    Михаил Павлович (наст. имя и фам. Михаил Лазаревич Вельтман) (1871-1927), российский ученый-востоковед. В 1921-23 член коллегии Наркомнаца. С 1921 ректор …
  • ЛОСЕНКО в Современном толковом словаре, БСЭ:
    Антон Павлович (1737-73) , российский живописец и рисовальщик. Представитель классицизма. В картинах на темы русской и античной истории условно-академическую трактовку …
  • АНТОН ПАВЛОВИЧ ЧЕХОВ в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-08-11 Time: 21:10:43 Навигация Википедия=Антон Павлович Чехов Викитека=Антон Павлович Чехов Викисклад=Антон Павлович Чехов = Цитаты и афоризмы = * …
  • ПАВЛОВИЧ МИХАИЛ ПАВЛОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Волонтёр Михаил Павлович (псевдоним Вельтмана Михаила Лазаревича) , участник революционного движения в России; учёный-востоковед. Родился в …
  • АНТОН ШАНДОР ЛАВЕЙ в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-03-14 Time: 16:44:40 Навигация Тема = Антон Шандор ЛаВей Википедия = ЛаВей, Антон Шандор Антон Шандор ЛаВей (""Anton Szandor …
  • АНТОН ВЕБЕРН в Цитатнике Wiki:
    Data: 2007-07-17 Time: 23:37:54 , также Антон фон Веберн (нем. Anton Webern или Anton von Webern , 3 декабря, 1883, …
  • ХАБАРОВ ЕРОФЕЙ ПАВЛОВИЧ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Хабаров Ерофей (Ярофей) Павлович (по прозвищу Святитский) (между 1605 и 1607 , деревня Дмитриево Вологодской губернии …
  • СВЕНЦИЦКИЙ ВАЛЕНТИН ПАВЛОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Свенцицкий Валентин Павлович, протоиерей (1882 - 1931) - богослов, философ и духовный писатель. Родился …
  • ЛЕБЕДЕВ СЕРГЕЙ ПАВЛОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Лебедев Сергей Павлович (1875 - 1938), протоиерей, священномученик. Память 9 марта, …
  • КЕДРОВ СЕРГЕЙ ПАВЛОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Сергей Павлович Кедров (1880 - 1937), протоиерей, священномученик. Память 16 ноября, в …
  • ИОАНН (ПАВЛОВИЧ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Иоанн (Павлович) (род. 1936), митрополит Загребско-Люблянский и всей Италии. Родился 22 октября 1936 года …
  • ЗОЛОТОВ ИВАН ПАВЛОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Золотов Иван Павлович (1897 - 1937), мученик. Память 26 сентября, в Соборе …
  • ГЛИВЕНКО ДМИТРИЙ ПАВЛОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Гливенко Дмитрий Павлович (1879 - 1938), священник, священномученик. Память 9 марта, в …
  • АРЕФЬЕВ МИХАИЛ ПАВЛОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Арефьев Михаил Павлович (1865 - 1937), мученик. Память 10 ноября, в Соборе …
  • РУБИНШТЕЙН АНТОН ГРИГОРЬЕВИЧ
    Рубинштейн (Антон Григорьевич) - русский композитор и виртуоз, один из величайших пианистов XIX столетия. Родился 16 ноября 1829 года в …
  • КОНСТАНТИН ПАВЛОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Константин Павлович - великий князь, второй сын императора Павла Петровича (1779 - 1831). Воспитывался совместно с братом своим, Александром, …
  • КОНДАКОВ НИКОДИМ ПАВЛОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Кондаков Никодим Павлович - выдающийся историк искусства и археолог. Родился в 1844 году. Образование получил на историко-филологическом факультете Московского университета, …
  • ВАСИЛЬЕВ ВАСИЛИЙ ПАВЛОВИЧ (СИНОЛОГ) в Краткой биографической энциклопедии:
    Васильев (Василий Павлович) - ученый синолог. Сын мелкого чиновника, Василий Павлович родился в Нижнем Новгороде, в 1818 году. В уездное …
  • БЮШИНГ АНТОН-ФРИДРИХ в Краткой биографической энциклопедии:
    Бюшинг (Busching), Антон-Фридрих - известный географ (1724 - 93). Занимался сначала богословием и под влиянием Баумгартена написал "Introductio in epistolam …
  • ИВАНОВ АНТОН КОЗИНАРОВ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Антон Козинаров (26.10.1884, Копривштица, - 23.7.1942, София), деятель болгарского рабочего движения. Родился в бедной крестьянской семье. В 1901 рабочий в …
  • ДУМАНСКИЙ АНТОН ВЛАДИМИРОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Антон Владимирович , советский химик, член-корреспондент АН СССР (1933), академик АН УССР …
  • ДЕ БАРИ АНТОН в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Бари (De Ваrу) Антон (26.1.1831, Франкфурт-на-Майне, - 19.1.1888, Страсбург), немецкий ботаник. Профессор университетов во Фрейбурге (с 1855), Галле (с 1867), …
  • АМУР-САНАН АНТОН МУДРЕНОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Антон Мудренович ,калмыцкий советский писатель, общественный деятель. Член Коммунистической …
  • РУБИНШТЕЙН, АНТОН ГРИГОРЬЕВИЧ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    русский композитор и виртуоз, один из величайших пианистов XIX столетия. Род. 16-го ноября 1829 г. в селе Вихватинец, в Бессарабии. …
  • ДНЕВНОЙ ДОЗОР в Справочнике Секретов игр, программ, оборудования, кино, пасхальных яйцах:
    1. Когда из фуры выпрыгивают мотоциклисты, рядом едут машины. Ракурс меняется - машин нет, дорога пустая, за исключением фуры и …
  • БОЛЬШОЕ КОСМИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-08-15 Time: 18:51:58 *-Мне хотелось бы вас предупредить. -О чём? -Я тоже был мальчишкой. -Что вы имеете в виду, …
  • РУССКИЙ МУЗЕЙ
    - в Санкт-Петербурге, крупнейший в России музей русского искусства. Учрежден в 1895 г. как художественный и культурно-исторический музей (официальное название …
  • ПЕНСИОНЕР АХ в Словаре терминов изобразительного искусства:
    - (от латинского pensio - платеж) - тот, кто получал право на казенное обеспечение в Российской Академии художеств. Обычай оставлять …
  • КЛАССИЦИЗМ в Словаре терминов изобразительного искусства:
    - (от латинского classicus - образцовый) художественный стиль в европейском искусстве XVII- начала XIX вв., одной из важнейших черт которого …
  • СЕРБСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Внимание, эта статья еще не окончена и содержит лишь часть необходимой информации. Сербская Православная Церковь - …
  • ИОАСАФ (КРЫМЗИН) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Иоасаф (Крымзин) (1880 - 1937), игумен, преподобномученик. В миру Крымзин Иван Павлович. …
  • ВАСИЛИЙ КИНЕШЕМСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Василий (Преображенский) (1876 - 1945), епископ Кинешемский, священноисповедник. Память 31 июля, …

– изображение событий прошлого. Но это не всегда реалистическое изображение. Порой событие преднамеренно героизируется или прославляется.

Сюжеты исторической живописи весьма разнообразны: от действительно реальных событий до мифологических.

Анто́н Па́влович Лосе́нко (1737-1773)

Портрет мужчины. Неизвестный художник. Этот портрет считается автопортретом Антона Лосенко
Антон Павлович Лосенко – русский живописец украинского происхождения. Работал в стиле классицизма .
Родился в городе Глухове (ныне Сумская область Украины) в 1737 г. Рано осиротел. Он выжил, благодаря голосу и прекрасному слуху: его отправили в Петербург, где в 1744-1753 гг. он учился певческому искусству, служил в придворной капелле. Но в 16 лет его голос стал ломаться, а затем пропал совсем. И здесь проявились его художественные способности. Он был определен в живописную мастерскую И.П. Аргунова . С 1758 г. занимался в Академии художеств. От Академии А. Лосенко для продолжения учёбы направили в Париж (1760-1765), где он посещал мастерские Ж. Рету и Ж.-М. Вьена, затем изучал искусство в Риме (1766-1769). Здесь он копирует Рафаэля , пишет натурщиков, изучает искусство итальянского Возрождения . Здесь он пишет свои лучшие в пластическом отношении картины «Каин» и «Авель».

А. Лосенко «Авель» (1768)
Убийство Авеля Каином – библейский сюжет, упоминаемый в 4 главе Бытия: первый сын Адама и Евы (Каин) убил своего родного брата Авеля из-за того, что жертва, принесенная Авелем, оказалась угодной Богу, в отличие от жертвы Каина.
В этот период художник написал картины «Чудесный улов рыбы» (1762) и «Зевс и Фетида» (1769), которые созданы на стыке барокко и классицизма.

А. Лосенко «Чудесный улов» (1762). Государственный Русский музей (Петербург)
Картина написана на библейский сюжет: «Во время оно, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Геннисаретского, увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети. Войдя в одну лодку, которая была Симонова, он просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки. Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова. Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть. Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась. И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть ».
В 1770 г., уже вернувшись в Петербург, художник создал полотно «Владимир и Рогнеда», получив за него звание академика исторической живописи.

А. Лосенко «Владимир перед Рогнедой» (1770)
Рогне́да – полоцкая княжна, дочь князя полоцкого Рогволода. События, связанные с Рогнедой, подробно изложены в «Лаврентьевской летописи». Рогнеда была объявлена невестой Ярополка Святославича, великого князя киевского. Брат Ярополка Владимир, в то время князь новгородский, был сильно унижен Рогнедой, так как тоже сватался к ней, но получил унизительный отказ: княжна считала недопустимым выйти замуж за сына наложницы. Ответ Рогнеды свидетельствовал о политическом выборе её отца Рогволода в пользу Киева, что вело к войне с Новгородом.
Оскорблённый отказом, Владимир с войском пришёл под стены Полоцка, когда Рогнеду уже собирались везти к Ярополку. Рогволод вышел против него, но потерпел поражение в битве и закрылся в городе. Весной 978 г. город был взят. В отместку за нанесенное оскорбление князь Владимир решил унизить и обесчестить род Рогнеды и по совету своего дяди и наставника Добрыни надругался над Рогнедой на глазах её родителей, а затем убил их. Рогнеду он принудительно взял в жёны (этот момент изображён на картине). В это же время, по преданию, она получила имя Горислава.
Картина Лосенко достаточно психологична: в центре её изображено противостояние двух героев картины. Рогнеда в кресле одной рукой пытается оттолкнуть Владимира, а другой держится за случайную ткань. Владимир в данный момент насильник и язычник, но в его лице совсем другие чувства, даже нечто вроде ужаса и сострадания. Одной рукой он держит её отталкивающую руку, а вторую руку прижимает к груди, пытаясь уверить девушку в искренности своих чувств. Слева, за креслом Рогнеды, плачет старая кормилица со смиренным и скорбным лицом. За Владимиром – его дружина, у каждого из них эта сцена вызывает различные чувства.
За эту картину Лосенко получил звание академика и должность адъютант-профессора, а вскоре и профессора.
С 1772 г. А. Лосенко становится директором Академии художеств. В 1773 г. он начал работу над картиной «Прощание Гектора с Андромахой».

А. Лосенко «Прощание Гектора с Андромахой» (1773). Государственная Третьяковская галерея (Москва)
Сюжет этой картины взят из «Илиады» Гомера. Написана она в духе классицизма на тему гражданского долга. Но картина не окончена – смерть помешала художнику довести работу до конца.
А.П. Лосенко скончался в 1773 г. и похоронен на Смоленском кладбище в Петербурге.

Портретная галерея А. Лосенко

Кисти художника принадлежит ряд выразительных классицистических портретов, среди которых наиболее известен портрет актера Ф.Г. Волкова.

А. Лосенко. Портрет актёра Ф. Волкова (1763). Государственный Русский музей (Петербург). Второй вариант картины находится в Государственной Третьяковской галерее в Москве
Фёдор Григо́рьевич Во́лков (1729-1763) – русский актёр и театральный деятель. Создал первый постоянный русский театр. Считается основателем русского театра.
Основная отличительная черта портретов Лосенко – интерес к конкретному живому человеку, к его духовному миру. Мы видим на портрете молодого человека, полного радостных надежд, открытого людям и готового делиться со всеми щедростью своей души.
А. Лосенко создал ряд портретов деятелей русской культуры: И.И. Шувалова, А.П. Сумарокова, Я. Шуйского и др.

А. Лосенко. Портрет президента Академии художеств И.И. Шувалова

А. Лосенко. Портрет Павла I в детстве
А. Лосенко прожил недолгую жизнь (всего 35 лет), но уже при жизни был оценён как один из лучших европейских художников. Составил «Изъяснение краткой пропорции человека», по которому учились многие поколения русских художников.