Анри Ван де Вельде. Школа прикладных искусств Баухауз

Хенри (Анри) Клеманс ван де Велде (3 апреля 1863, Антверпен — 1957, коммуна Оберегери) — бельгийский архитектор и художник, один из основателей бельгийской ветви стиля модерн.

Цитата поста michletistka

Вот позирует фотографу семья художника:


Доченьки с бантиками, в цветастых платьицах - интернат на выпасе, да и только...


Домик, на фоне которого семейство чаевничает - построен архитектором в Веймаре.


Не плохая такая дачка. "Высокие тополя" сегодня выглядят не совсем так, как при жизни создателя.

Еще один семейный особняк, собственно, первый, с которого началась слава архитектора, Ван де Вельде построил в местечке Уккеле под Брюсселем в 1895 году.


Красиво, но красные львы у входа, имхо, все опошляют...

Впрочем там, где здания предназначены для общественного использования Ван де Вельде становится интереснее:
Архив Ницше в Веймаре:


Слева - сестра Ницше, Элизабет Фёрстер-Ницше. Снимок сделан в 1904 году.
Ничего так размерчики? Шляпка дамы на уровне дверных ручек...

А это - комната для чтения внутри архива. Мебель и все оформление спроектированы Ван де Вельде.

А вот этот монстр, так и не построенный, должен быть стать Nicshe-stadium

Еще один проект - музей прикладного искусства в Веймаре.


Вроде бы все хорошо, но меня напрягают глухие стены фасада.

А вот это чудо - Гавана-Табакко компани.


Больше всего интересует, кто раскладывал коробочки по стеллажам...

Неожиданный штрих - салон императорского брадобрея Франсуа Хаби в Берлине. 1901 год.

Квартира графа Кесслера. 1902 год.


Эх, мне бы пожить среди панелей Мориса Дени...

Другой ракурс

Фолькванг-музей в Хагене. Если правильно понимаю, Вельде его только декорировал, и не все здание, а преимущественно вход и вестибюль.

А вот это мне, пожалуй, нравится:


1906 год. Холл музея прикладного искусства в Дрездене.
Живопись принадлежит Людвигу фон Хофманну.

Здание которое на тебя недобро смотрит - Веркбунд-театр в Кельне. Построен в 1914 году, до наших дней не сохранился.

Отдельно покажу несколько выставочных интерьеров.


Брюссель. 1902 год.


1905 год. Галерея Арнольд в Дрездене

Картинки посканены с книжки "Ар Нуво" Клауса-Юргена Зембаха

Генри ван де Велде (Henry van de Velde , 1863-1957)- выдающийся пропагандист Арт нуво как в своих проектах, отличающихся напряжённой энергичностью дизайна, так и в общественной деятельности лектора, теоретика и писателя. Один из основателей Немецкого Веркбунда (1907).

Начинавший как живописец-постимпрессионист, он входил в брюссельскую авангардную группу «Группу ХХ», был связан с рабочей партией. Следуя тенденции своего времени, он оставил живопись, чтобы делать «реальные вещи», перейдя к декоративному искусству и архитектуре. С 1893 года занимается прикладным искусством: проектирует мебель, работает в книжной графике. Увлекается созданием целостной среды.

Женившись, он сказал себе, что не позволит жене и семье находиться в аморальном окружении вещей, которые можно купить, и спроектировал всё - от столовых приборов до дверных ручек. Нужно было свести вещи в систему окружения. И он решил построить свой первый дом. Построив для себя особняк «Блуменверф» в Иккле близ Брюсселя, ван де Велде повторил жизнеустроительный эксперимент Морриса. Он спроектировал все составляющие своего дома. Интуитивно он пришел к методу проектирования, ставшему общим принципом для архитектуры авангарда начала ХХ века: «изнутри - наружу», наметив прежде всего связи между площадями определённого назначения и наиболее удобное расположение окон и дверей. Интерьер дома организован вокруг двусветного холла. Если сравнивать ван де Велде с другими архитекторами того времени, можно сказать, что его подход к декорации был функциональным. Он считал, что есть «опасность в поисках красоты ради самой красоты». Декоративные элементы, кроме орнаментальных решёток обрамления входа, отсутствуют. Но всё приведено к соответствию с общим сценарием: для полноты единства ван де Велде не только разработал эскизы одежды - для жены и для себя, - но и занимался цветовой композицией сервируемых блюд.

Являясь сторонником идей Морриса, ван де Велде считал, что искусство должно активно преобразовывать жизнь семьи, а через неё и общества в целом. Но эстетизм ван де Велде слишком пронизан декадентством конца века, чтобы внушать доверие как руководящее начало преобразования жизни. Характерна ироничная реакция такого острого наблюдателя, как художник А.де Тулуз-Лотрек, на посещение Блуменверфа: «... общее впечатление от дома восхитительно; ничто не оставлено на волю случая: белая детская радостна, наряды хозяйки и хозяина педантично подобраны к столовой с её цветными стеклами... Но по существу, удачны только ванная, детская и клозет. Когда смотришь на остальное, испытываешь потрясение, как от шатра Менелика из львиных шкур, полного страусовых перьев, обнажённых женщин, красного и золотого, жирафов и слонов !».

После успеха на выставках в Германии ван де Велде получил несколько заказов в Берлине и в 1899 году перенёс туда мастерскую из Брюсселя. В 1902 году саксонский герцог пригласил его в Веймар, где ван де Велде построил здание школы прикладного искусства (1908) и остался ею руководить. Введённые им методы обучения стали после 1919 г. одной из основ созданного Вальтером Гропиусом Баухауза, в состав которого вошла школа.

Манера ван де Велде в германский период развивалась от декоративной экстравагантности к поиску равновесия дионисийского и аполлонического. Он стремился преодолеть капризную декоративность Сецессиона, не переходя к канонизированной упорядоченности классицизма. Сдержанностью отмечены интерьеры Фолькванг-музея в Хагене (1900-1902) с их равновесием нейтральных экспозиционных зон и пластических акцентов. Скупой декор должен был символизировать работу упруго напряжённой конструкции. Но если в оформлении интерьеров музея, так же как в ранних проектах мебели (с 1894) и постройках раннего периода (дом Блуменверф в Брюсселе, 1895) ван де Велде выступал как инициатор стиля «модерн», используя криволинейные формы и декор, то в более поздний период как архитектор и теоретик он стал одним из основоположников и лидеров рационализма, о чём свидетельствуют здания Художественной школы в Веймаре (1904) и театр Веркбунда в Кельне (1914).

С 1926 Ван де Велде руководил Национальной высшей школой декоративных искусств в Брюсселе. В поздних работах (библиотека в Генте, 1935-40; Музей Крёллер-Мюллер в Оттерло, Нидерланды, 1938-54) использовал принципы функционализма.

Адриан ван де Вельде (Adriaen van de Velde) (1636 г., Амстердам — январь 1672 г., там же) — нидерландский художник и гравёр, принадлежит к известной нидерландской семье художников ван де Вельде, сын Виллема ван де Вельде Старшего и брат Виллема ван де Вельде Младшего и Эсайаса ван де Велде.

В историю искусства Адриан ван де Велде вошел как яркий представитель голландской живописи XVII в. Творчество художника отличал универсализм. Он работал как офортист, писал пейзажи, портреты, картины на мифологические и религиозные темы, нередко писал фигуры в композициях других голландских мастеров. Однако известность Адриан ван де Велде приобрел прежде всего как пейзажист.

Adr. van den Velde. Illustration from Part 3 of Arnold Houbraken"s Schouburg (1721)

Точная дата его рождения неизвестна, но сохранилась дата его крещения в церкви Оуде Керк — 30 ноября 1636 г. Адриан учился живописи у своего отца. Он обнаружил способности к рисованию и живописи в годы первой молодости и на четырнадцатом году уже гравировал. Если эти первые его гравюры несовершенны, то впоследствии он выполнял их очень хорошо. По протекции отца Адриан переехал в Харлем и учился у Яна Вийнантса и . Помимо них на становление художника оказал влияние Филипс Воуверман , но в его произведениях больше естественности и простоты, свободного демократизма образов.

Вернувшись в родной город, Адриан работал некоторое время в мастерской Карела Дюжардена , а потом стал свободным художником. В 21 год он женился на Марии Аудекерк.

В пейзажах Велде главную роль играют дали, почва, облака — во всем воздушная перспектива; но он не изображал леса по преимуществу. Фигуры его картин поставлены или приведены в движение всегда правильно, написаны чрезвычайно колоритно и составили ему такую известность между его современниками, что почти все тогдашние пейзажисты принуждены были обращаться к нему за помощью в этом отношении. Фигурки кисти Адриана ван де Велде встречаются в пейзажах его учителя Яна Вийнантса , у Яна Хаккерта , Яна ван дер Хейдена , Якоба Рёйсдала и Мейндерта Хоббемы ; эти фигурки обыкновенно были подчинены главному настроению пейзажа, чего нельзя сказать про многих других художников (напр. Берхема) того времени, писавших фигуры для пейзажистов. По значению фигур некоторые картины Адриана ван де Велде могут быть отнесены к разряду бытовых.

Для его живописи также характерны свежесть и яркость цветовых решений. При этом пейзажи художника отличают изысканная нарядность, приукрашенность (облагороженность) изображаемого, придающие им своеобразную идилличность. Таковы его картины "Ферма", "Коровы на пастбище" (Картинная галерея, Дрезден), "Пейзаж со стадом коров" (1671. Эрмитаж, Санкт-Петербург).

Романтичностью наполнены морские пейзажи А. ван де Велде. Среди них одно из самых известных произведений художника - "Берег моря в Схевенингене" (1658. Картинная галерея, Кассель). Другие известные произведения: "Аллегория". 1663. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва; "Охота". ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.

Адриан ван де Велде писал иногда картины религиозного содержания, напр. "Снятие со креста" (Амстердам), которые показывают, что его талант имел бы возможность развиться и в этом отношении, если бы его не остановила преждевременная смерть

Адриан ван де Вельде умер в возрасте 35 лет в 1672 г. Его погребение состоялось 21 января на кладбище церкви Неуве-Керк в Амстердаме. Несмотря на короткий творческий путь Адриану удалось создать собственный неповторимый стиль. Сохранилось около 400 картин художника.



Hilly landscape with high road (Rijksmuseum , Amsterdam)



Winter scene with a group of golfers on a frozen river (1654-1672, Manchester City Art Gallery)


Коза и козленок. (1655-72, National Gallery , London)


A Farm with a Dead Tree (1658, National Gallery , London)


Школа верховой езды (ок.1658, North Carolina Museum of Art , Raleigh)


Cattle and Goats in a Meadow (1658, Частная коллекция)


Опушка леса (1658, National Gallery , London)

Коровы на пастбище (1658, Berlin - Gemäldegalerie)


Песчаное побережье в Схевенинге. (1658, Картинная галерея. Кассель)


Дюны в Схевенингене (ок.1659, Indianapolis Museum of Art , Indiana)


Carriage on the Beach at Scheveningen (1660, Лувр , Париж)


Остановка в пути (1660, Эрмитаж , С.-Петербург)


A Landscape with a Farm by a Stream (1661, National Gallery , London)


Landscape in summer (ок.1661, Museum Bredius , Netherlands)


Peasants with Cattle fording a Stream (ок.1662, National Gallery , London)


Горный пейзаж с крупным рогатым скотом (1663, Rijksmuseum , Amsterdam)


Animals near a Building (1663, National Gallery , London)


Спящие пастухи Sleeping Shepherds (1663, Cleveland Museum of Art , Ohio)


Arcadian landscape with resting herdsmen and cattle (1664, Rijksmuseum , Amsterdam)


Pastoral Landscape with Ruins, (1664, Art Institute of Chicago)


Landschaft mit Herde und Hirten (1664, Kunsthistorisches Museum Wien, Gemäldegalerie)


Landscape with cattle and figures (1664, Fitzwilliam Museum at the University of Cambridge)


Animals by the River (1664, Лувр, Париж)


Strandgezicht (1665, Mauritshuis Royal Picture Gallery , The Hague)


Моление о чаше (1665, Частная коллекция)


Milking a Cow (1666, Частная коллекция)


Cattle in a field, a village beyond a wood (Norwich Museums , England)


Haymakers Resting in a Field


The Farm (1666, Staatliche Museen, Berlin)


Паром (1666, Rijksmuseum , Amsterdam)


Семейный портрет в пейзаже. (1667, Rijksmuseum Amsterdam)

Благовещение (1667, Rijksmuseum Amsterdam)


Св. Иероним (Pommersfelden, Schloss Weißenstein)


Frozen Canal with Skaters and Hockey Players (1668, Лувр, Париж)


Golfers on the Ice near Haarlem (1668, National Gallery , London)


Развлечения на льду (1669,Gemldegalerie,Dresden, Germany)


The hunting party (1669,

Анри Клеманс Ван де Вельде (Хенри Клеманс Ван де Вельде), один из основоположников бельгийской ветви "стиля модерн" - "Ар нуво", стоит в ряду крупнейших архитекторов-новаторов рубежа XIX-XX веков. Его творчество, отражая всю сложность этого переходного периода, полно противоречий. Богато одаренный - музыкант, художник, архитектор и литератор, - он соединил в себе талант теоретика, практика и педагога.

Анри Ван де Вельде родился в Антверпене 3 апреля 1863 года. Окончил Антверпенскую Академию художеств (1881-83). Занятие живописью продолжил у К. Дюрана в Париже (1884-85). Увлекался музыкой и литературой. Подружился с кружком импрессионистов и символистов. Особенно привлекал его пуантилизм Сера, который, по мнению Велде, открывал новые перспективы для архитектурного творчества. В 1886 вернулся в Антверпен, где стал основателем культурного кружка - "Кружка независимых" (1887) в содружестве с неоимпрессионистами. В 1889 примкнул к известному авангардистскому кружку "ХХ", в котором начал интересоваться синтетическим искусством и живописью Гогена, а также английским объединением "Искусства и ремесла" и работами У. Морриса. Под влиянием творчества Макинтоша и Морриса обратился к проектированию мебели, ювелирных украшений, стекла. В проектах мебели (с 1894), постройках, оформлении интерьеров инициировал стиль модерн, используя криволинейные формы и декор. Выступал со своей философией линии, приравнивая линию к художественной силе, "действующей подобно всем стихийным силам".

Архитектурой занялся в возрасте 31 года, когда им был изложен взгляд на архитектуру в эссе "Очищение архитектуры" (1894), написанном под влиянием группы "XX". Первая архитектурная работа относится к 1895, когда Ван де Вельде построил собственный дом в Эккле близ Брюсселя, в котором спроектировал все, включая убранство и одежду. Этот дом был ярким примером синтеза всех искусств.

После 1900 работал главным образом как архитектор. К этому периоду относится его участие в нескольких конкурсах: магазин ремесел Гогенцоллерна (1899), магазин Хаби (1901).

Зимой 1900-01 предпринял лекционное турне по Германии, занимаясь популяризацией своих принципов, которые он сформулировал в изданной в 1902 в Лейпциге работе: "Kunstgewerbliche Laienpredigten".

Создал и руководил Саксонской художественно-промышленной школой искусств и ремесел в Веймаре (1902-14).

В 1903 он побывал в Греции. Несмотря на то впечатление, которое произвели на архитектора мегалитические сооружения, его последующие работы сохраняют печать классицизма.

Первый этап архитектурного творчества Ван де Вельде заканчивается в 1906 проектированием помещений Дрезденской выставки прикладного искусства.

Второй этап его творчества пришелся на 1906-14. Это период строительства здания Веймарской школы прикладного искусства, созданной герцогом Саксонским. При дворе последнего Вельде состоял консультантом.

Наиболее известной постройкой Ван де Вельде военного периода был театр, спроектированный для Кельнской выставки Веркбунда (1914, не сохранился). Один из основателей немецкого Веркбунда (1907). В 1915 Вельде как иностранный подданный вынужден был уйти в отставку с поста директора Школы, предложив В. Гропиуса в качестве своего возможного приемника. На третьем этапе (1917-30) Анри Ван де Вельде стал одним из лидеров функционализма.

В 1917 архитектор переехал в Швейцарию, а в 1921 в Голландию. В Бельгию вернулся в 1925. Преподавал в Национальной высшей школе декоративного искусства в Брюсселе с 1926 до 1935.

С 1947 года Ван де Вельде поселился в Швейцарии, в коммуне Оберегери, где, спустя 10 лет, и скончался в возрасте 94 лет. Последним трудом Ван де Вельде являются его мемуары, в которых он подробно описывает свою творческую жизнь и раскрывает свою теоретическую концепцию.

Анри Клеманс Ван де Вельде (Henry van de Velde, 1863—1957) — бельгийский архитектор и художник, один из основателей бельгийской ветви стиля модерн. Явился выдающимся пропагандистом Арт нуво как в своих проектах, отличающихся напряженной энергичностью дизайна, так и в общественной деятельности лектора, теоретика и писателя. Один из основателей Немецкого Веркбунда.

Биография

Анри Ван де Вельде родился в Антверпене 3 апреля 1863 года. Учился живописи с 1880 по 1882 год в Академии художеств. В 1884—1885 годах он продолжил учёбу в Париже у Карлоса Дюрана. Участвовал в организации художественных групп «Альз ин Кан» и «Независимого искусства». В 1888 году был принят в авангардистское общество «Ле Вингт», где познакомился с Гогеном и Моррисом.

Моррис оказал большое влияние на Ван де Вельде. Однако в круг источников, формировавших его взгляды, входили произведения философов и литераторов, непосредственно связанных с эстетикой символизма. Среди них называют Ницше, Липпса, Вундта, Ригля, Воррингера, Уайльда, Метерлинка, д’Аннунцио.

Творчество

Первый период творческой жизни Ван де Вельде — до 1900 года — период творческого самоопределения. Он начал с занятий живописью, отдав дань увлечения импрессионизму и пуантилизму. Войдя в 1889 году в бельгийскую художественную группировку «Группа двадцати», он активно участвовал в её выставках, где экспонировались крупнейшие живописцы того времени — Моне, Писсарро, Гоген, Ван Гог, Сера, Тулуз-Лотрек.


Анри Ван де Вельде, Villaesche, Германия, фото

С начала 1890-х годов он выступал и в печати как художественный обозреватель. С 1893 года Ван де Вельде оставил живопись, увлекся книжной графикой, а затем и прикладным искусством, проектированием мебели. Ван де Вельде создал украшения и мебель для редакций журналов «Новое искусство» Бинга и «Современный дом» Мейера Грефе. На Дрезденской художественной выставке 1897 года он представил ткани, обои, мебель.


Анри Ван де Вельде, School of Arts and Crafts, фото

В 1894 году Ван де Вельде выполнил первый архитектурный заказ — дом Сете в Дивеге. В 1895—1896 годах он построил собственный особняк «Блуменверф» в Уккеле близ Брюсселя, где все детали тщательно прорисованы в «стиле модерн», одним из создателей которого он был. Вилла привлекла всеобщее внимание. Планы и фасад здания прорисованы мастером в соответствии с функциональным назначением, но, вопреки своему же протесту против подражания «стилям прежних эпох», Ван де Вельде много заимствовал от свободной планировки английского коттеджа. Уже в этом здании заметно тяготение Ван де Вельде к рационализму, не получившее, однако, последовательного выражения. Его образ мыслей был связан с немецким романтизмом, он был слишком зависим в своем творчестве от литературы и живописи.


Анри Ван де Вельде, особняк Bloemenwerf, фото

Ван де Вельде спроектировал все составляющие своего дома «Блуменверф». Интуитивно он пришел к методу проектирования, ставшему общим принципом для архитектуры авангарда начала ХХ века: “изнутри - наружу”, наметив прежде всего связи между площадями определенного назначения и наиболее удобное расположение окон и дверей. Интерьер дома организован вокруг двусветного холла. Если сравнивать ван де Велде с другими архитекторами того времени, можно сказать, что его подход к декорации был функциональным. Он считал, что, есть “опасность в поисках красоты ради самой красоты”. Декоративные элементы, кроме орнаментальных решеток обрамления входа, отсутствуют. Но все приведено к соответствию с общим сценарием: для полноты единства ван де Велде не только разработал эскизы одежды - для жены и для себя, но и занимался цветовой композицией сервируемых блюд.


Анри Ван де Вельде, фото

Зрелым мастером Ван де Вельде переехал в 1900 году в Германию. Он совершал длительные лекционные поездки по стране, пропагандируя свои художественные принципы. В 1900—1902 годах он выполнил внутреннюю планировку и отделку интерьеров Фолькванг-музеума в Хагене, создав одно из типичнейших произведений «стиля модерн».


Анри Ван де Вельде, фото

В 1902 году Ван де Вельде переехал в Веймар в качестве советника по делам искусств Великого герцога. Он стал одним из организаторов Веркбунда и прославился как педагог, основав Высшее техническое училище прикладных искусств. В 1906 году Ван де Вельде построил новое здание школы, свидетельствующее о развитии рационалистической тенденции в его творчестве. Тогда же он построил и собственный дом в Веймаре.


Анри Ван де Вельде, Hоtel Otlet, фото

Покинув Германию в 1917 году, Ван де Вельде недолго работал в Швейцарии и Голландии, а затем вернулся на родину, где продолжал практическую деятельность. Он организовал и с 1926 по 1935 год возглавлял Высший институт декоративного искусства в Брюсселе, развивая идеи, заложенные им в Веймаре.


Анри Ван де Вельде, фото

Высоко ценя в искусстве современность, Ван де Вельде интуитивно, как тонкий художник, чувствовал веяние времени. Это помогло ему создать свое последнее сооружение, временное здание Музея Кроллер-Мюллер в Оттерло в Голландии (1937—1954). Простота сооружения функциональна: буквально ничего нет лишнего. Специальные устройства обеспечивают равномерность верхнего света в экспозиционных залах. Четкий график осмотра завершается у сплошь остекленного торца здания, образующего органичный переход к окружающему парку с озером, где продолжается экспозиция скульптур. Это делает Музей Кроллер-Мюллер образцом современного музейного здания. Противоречивость творчества Ван де Вельде отражает проект постоянного здания музея — монументальный, архаичный, в духе национально-романтического стиля, который, к счастью, не осуществился.


Анри Ван де Вельде, Villa Quisisana Chemnitz, фото

Творчество Ван де Вельде в основных произведениях демонстративно антитрадиционно и подчеркнуто космополично, что сразу отличает наследие мастера от неоромантического направления модерна. «Моя цель выше простых поисков нового; речь идет об основаниях, на которых мы строим свою работу и хотим утвердить новый стиль», — писал Ван де Вельде.


Анри Ван де Вельде, фото

То, что он соединял проблему стиля с проблемой синтеза искусств, было характерно для эстетики модерна в целом. Особенность позиции Ван де Вельде заключалась в отказе от антииндустриализма неоромантического толка.


Анри Ван де Вельде, Шкаф, фото

Ван де Вельде считал, что промышленность способна привести искусство к синтезу: «Если промышленности снова удастся сплавить стремящиеся разойтись искусства, то мы будем радоваться и благодарить ее за это. Обусловленные ею преобразования — не что иное, как естественное развитие материалов и средств выразительности различных областей искусства и приспособление к требованиям современности».


Анри Ван де Вельде, фото

Современность требовала, по его мнению, создания нового стиля — нового символистического языка художественных форм. «Я стараюсь изгнать из декоративного искусства все, что его унижает, делает бессмысленным; и вместо старой символики, утратившей всякую эффективность, я хочу утвердить новую и столь же непреходящую красоту», — писал Ван де Вельде.

С 1947 года Ван де Вельде поселился в Швейцарии, в коммуне Оберегери, где, спустя 10 лет, и скончался в возрасте 94 лет. Последним трудом Ван де Вельде являются его мемуары, в которых он подробно описывает свою творческую жизнь и раскрывает свою теоретическую концепцию.