Анализ рассказа «Старый гений» (Н. Лесков)

На этом уроке мы узнаем больше о творчестве Н.С Лескова и познакомимся с некоторыми фактами его биографии. Проанализируем рассказ «Старый гений». Вновь столкнемся с использованием в литературе образа «маленького человека»

Родился Н. Лесков 16 февраля 1831 года в семье чиновника Уголовной палаты, выходца из духовного сословия. Детство писателя прошло в имении родственников Страховых, а также в городе Орле. В орловской глуши будущий писатель смог многое увидеть и узнать, что потом дало ему право сказать: «Я не изучал народ по разговорам с петербургскими извозчиками, а я вырос в народе, на гостомельском выгоне, с казанком в руке, я спал с ним на росистой траве ночного… Я с народом был свой человек, и у меня есть в нём много кумовьёв и приятелей…»

В 1841-1846 годах Лесков учился в Орловской гимназии, которую не удалось закончить. На шестнадцатом году жизни он потерял отца, а имущество семьи погибло в пожаре. Лесков поступил на службу в Орловскую уголовную палату суда, давшую ему хороший материал для будущих произведений.

В 1849 году Лесков при поддержке своего киевского дяди, профессора Алферьева, получает назначение в Киев чиновником Казенной палаты. В этот период Лесков много читает и увлекается старинной живописью и архитектурой. В будущем Лесков станет выдающимся знатоком древнерусского искусства.

В 1857 году Лесков подает в отставку и поступает на службу в частную торговую компанию, которая занималась расселением крестьян на новые земли. По делам службы Лесков объездил всю европейскую часть России. В литературу он вошел поздно, в 29 лет, однако с искренним сочувствием к народным проблемам. Все это нашло отражение в его произведениях. Сегодня мы прочитаем и проанализируем его рассказ «Старый гений».

В начале творческой деятельности Лесков писал под псевдонимом М. Стебницкий. Эта подпись впервые появилась 25 марта 1862 года под первой работой «Погасшее дело». Держалась она до 14 августа 1869 г. Временами проскальзывали подписи М.С., С., и наконец, в 1872 г., - Л.С., С. Лесков-Стебницкий, М.Лесков-Стебницкий. Среди других условных подписей и псевдонимов, использовавшихся Лесковым, известны:

  • Фрейшиц
  • В. Пересветов
  • Николай Понукалов
  • Николай Горохов
  • Кто-то
  • Член общества
  • Псаломщик

Впервые рассказ «Старый гений» был опубликован в журнале «Осколки» в 1841 году, сам журнал был юмористический, и это говорит о том, что же высмеивает или разоблачает Лесков в этом рассказе. В основу сюжета рассказа положена ситуация типичная не только для России XIX века, но, к сожалению, и для сегодняшней России. Богатый франт обманул бедную старушку-помещицу, он не возвращает долг, и у нее хотят отобрать дом. Она приезжает в Петербург на судебное разбирательство, однако власти не могут защитить ее, непреодолимое препятствие возникает в момент, когда должнику в руки нужно вручить судебное постановление.

Композиция рассказа построена таким образом, что о событиях мы узнаем от автора, которому старушка-помещица рассказывает о своих бедах. Весь рассказ разделен на главы. Озаглавим каждую из них, подобрав цитату из текста, и составим цитатный план произведения.

Рассказ «Старый гений», цитатный план:

  • Глава 1. «Вопиющее дело».
  • Глава 2. «Он барин хороший, но только дурной платить».
  • Глава 3. «В России невозможности нет».
  • Глава 4. «Решилась ему довериться».
  • Глава 5. «Помогли очень честно».

В таком маленьком рассказе деление на главы выглядит не совсем уместно, создается ощущение, что маленький рассказ хотят выдать за роман. То же происходит и с сюжетом, простую, на первый взгляд, ситуацию, легко решаемую в суде, воздвигают в ранг нерешаемой.

Парадокс заключается в том, что суд принимает решение в пользу старушки, однако возникает непреодолимое препятствие: никто не может вручить постановление ответчику. Почему же так происходит? Ответ на этот вопрос и составляет основную идею рассказа.

Помещица дала человеку в долг по нескольким причинам: во-первых, человек из приличной семьи, когда-то старушка знавала его мать, во-вторых, он богат, и старушка думала, что вскоре она получит деньги обратно. А сумма долга огромная, целых 15 тысяч рублей. Проходит время, а деньги никто не возвращает. Она едет в Петербург и здесь узнает о должнике много нового. Подберем цитаты, характеризующие должника.

«...должник принадлежал к одной из лучших фамилий, имел перед собою блестящую карьеру и получал хорошие доходы с имений и хорошее жалованье по службе».

«Было у него какое-то такое могущественное родство или свойство, что нельзя было его приструнить, как всякого иного грешника».

«он платить не привык, и если очень докучать станете - может вам неприятность сделать».

«...он барин хороший, но только дурной платить; а если кто этим занялся, тот и всё дурное сделает».

Таким образом, в рассказе поднимается тема «маленького» человека. Наивная и беззащитная старушка-помещица приехала в Петербург и начала войну с представителем высшего общества. Все вокруг сочувствуют старушке, однако все уверены, что она проиграет эту войну, слишком уж неравны силы.

«-Ах, сударыня, и охота же вам! Бросьте лучше! Нам очень вас жаль, да что делать, когда он никому не платит... Утешьтесь тем, что не вы первая, не вы и последняя».

Рассказ приобретает трагикомический оттенок, поскольку старушка-помещица никак не может понять и принять аксиому русской жизни: есть категория людей, которым закон не писан.

«-Ну, так тогда употребите меры.
- Да вот тут-то, - отвечают, - и точка с запятою: мы не можем против всех «употреблять меры». Зачем с такими знались.
- Какая же разница?
А вопрошаемые на неё только посмотрят да отвернутся или даже предложат идти высшим жаловаться».

Обращает на себя внимание тот факт, что окружающие обвиняют во всем старушку, ссылаясь на то, что она не тому человеку деньги занимала. Помещица даже обращается в высшие инстанции и пытается дать взятку в размере трех тысяч рублей, однако никто не хочет ей помочь. Таким образом, в рассказе осуждается бюрократическая система России XIX века. Несовершенство законодательных норм и исполнительной системы, бессильных перед имеющими власть людьми и равнодушными к проблемам «маленького» человека. Именно в этот трагический момент в рассказе появляется спаситель. Личность эта таинственная и узнаем мы о ней очень мало.

«- Спрашивала - кто он такой и какой на нём чин? "Это, говорит, в нашем обществе рассказывать совсем лишнее и не принято; называйте меня Иван Иваныч, а чин на мне из четырнадцати овчин, - какую захочу, ту вверх шерстью и выворочу.- Ну вот видите, - это, выходит, совсем какая-то тёмная личность.
- Да, тёмная... "Чин из четырнадцати овчин" - это я понимаю, так как я сама за чиновником была. Это значит, что он четырнадцатого класса. А насчет имени и рекомендаций прямо объявляет, что "насчет рекомендаций, говорит, я ими пренебрегаю, и у меня их нет, а я гениальные мысли в своем лбу имею и знаю достойных людей, которые всякий мой план готовы привести за триста рублей в исполнение"».

Сначала нам, как и автору, кажется, что перед нами очередной мошенник, который хочет воспользоваться доверчивостью старушки-помещицы, однако вскоре мы понимаем, что Иван Иванович руководствуется не желанием заработать денег, а желанием восстановить справедливость и наказать виновного.

«- Почему же, батюшка, непременно триста?

А так - уж это у нас такой прификс, с которого мы уступать не желаем и больше не берём.

Ничего, сударь, не понимаю.

Да и не надо. Нынешние ведь много тысяч берут, а мы сотни. Мне двести за мысль и за руководство да триста исполнительному герою, в соразмере, что он может за исполнение три месяца в тюрьме сидеть, и конец дело венчает. Кто хочет - пусть нам верит, потому что я всегда берусь за дела только за невозможные; а кто веры не имеет, с тем делать нечего».

И старушка-помещица доверилась Ивану Ивановичу, поскольку выхода у нее не было. Иван Иванович вместе со своим помощником провернул блестящую операцию, они спровоцировали скандал на вокзале, с которого франт собирался уехать за границу. Приехала полиция и должнику публично вручили судебное предписание. Франту ничего не оставалось делать, как выписать чек на всю одолженную сумму и вернуть 15 тысяч.

Таким образом, справедливость восторжествовала, но мы с вами понимаем, что это единичный случай, а сколько таких обманутых людей остается без защиты государства.

Парадокс - (от греч. paradoxos - странный ), афоризм, резко расходящийся с общепринятым здравым смыслом, часто имеющий остроумную форму. Назначение парадокса - заставить читателя или слушателя задуматься над, казалось бы, очевидными вещами. Парадокс часто используется в сатирической литературе, в ораторской прозе. На парадоксах основаны анекдоты, пародии.

Согласно Табели о рангах, введенной Петром Великим в 1772 году, чины в России делись на 14 классов; 14-й (коллежский регистратор) был низшим.

Герои произведений русской литературы, в которых поднимается тема «маленького человека», - чиновники четырнадцатого класса. В качестве примера можно вспомнить повесть Пушкина «Станционный смотритель». Посмотрим, как А.С. Пушкин пишет о чиновнике класса.

«Сущий мученик четырнадцатого класса, огражденный своим чином токмо от побоев, и то не всегда (ссылаюсь на совесть моих писателей)». (Рис. 2.)

Рис. 2. Иллюстрация к повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель» ()

В конце урока хотелось бы обратить ваше внимание на название рассказа. Лесков называет Ивана Ивановича старым гением. Чтобы понять смысл этого названия, давайте обратимся к толковому словарю и посмотрим, какие значения даются слову «гений».

  1. Высшая степень творческой одаренности, проявление такой одаренности.
  2. Выдающиеся способности, талант в определенной сфере деятельности.
  3. Тот, кто обладает высшей степенью творческой одаренности.
  4. (разг.) Тот, кто в совершенстве владеет чем-то.

Именно последнее значение можно отнести к нашему герою. Он смог то, что остальные, по тем или иным причинам, не смогли. Читая произведение, мы восхищаемся умом и талантом Иван Ивановича, он воплотил в себе лучшие черты русского национального характера: благородство, честность, стремление защитить окружающих, хитрость.

Именно благодаря таким людям, как Иван Иванович, мы с уверенностью можем процитировать Лескова: «В России невозможности нет».

Прификс (франц. prix fixe) - твердая цена.

Список литературы

  1. Коровина В.Я. и др. Литература. 8 класс. Учебник в 2 ч. - 2009.
  2. Азбукин В.Н. Жанр очерка в творчестве Н.С. Лескова / В.Н. Азбукин // Проблемы реализма в русской и зарубежной литературах: тез. докл. 2-й межвуз. конф. литературоведов. - Вологда, 1969. - С. 84-86.
  3. Алексеева Т.А. Поэтика повествования в рассказах Н.С. Лескова: авто-реф. дис. канд. филол. наук / Т.А. Алексеева. - М., 1996. - 15 с.
  1. Foxdesign.ru ().
  2. Ruskline.ru ().
  3. Sdamna5.ru ().

Домашнее задание

  • Напишите сочинение о том, кто виноват в страданиях старушки (по рассказу «Старый гений»).
  • Ответьте на вопросы:
  • 1. Понравился ли вам рассказ Н.С. Лескова «Старый гений»? Почему?
    2. Расскажите, кого называют в этом произведении «старым гением».
    3. Почему он берется «за дела только невозможные»? Что это за «дела»?
    4. Как вы поняли содержание рассказа? Почему старушка, мелкопоместная дворянка, заложила свой дом и дала в долг петербургскому повесе? Что ею двигало? На что она рассчитывала?
    5. Защищает ли закон бедную вдову? Каким образом?
    6. Почему же тогда никак не выполнялось судебное предписание? Кто должен был
    решать эту проблему? Почему же она казалась неразрешимой всем чиновникам, от
    мала до велика?
    7. Как писатель раскрывает трусливую и продажную сущность столичного
    чиновничества? Обоснуйте свой ответ.
  • Опишите героиню рассказа. Какие черты характера подчеркивает в ней автор? Уточните, каким вам представляется отношение автора к герою.

Интересно заметить, что Н. С. Лесков принадлежит к поколению писателей 60-90‑х гг. XIX в., горячо любивших Россию, ее талантливый народ и активно выступавших против угнетения свободы и подавления свободы личности. Им созданы очерки, романы, рассказы о судьбе простых людей, о самобытных исторических личностях, о злоупотреблениях властью, откровенном хищничестве. Иные его рассказы составили циклы. Таковы святочные рассказы, довольно редкий в русской литературе XIX в. жанр. Это «Христос в гостях у лучника», «Штопальщик», «Маленькая ошибка» и др. К ним относится и рассказ «Старый гений», написанный в 1884 г.
Итак, действие в нем происходит в пореформенной России, в Петербурге. Сюжет рассказа очень прост: обманутая нечестным великосветским франтом старушка‑помещица, давшая ему в долг денег и заложившая для этого дом, приезжает в столицу добиться на него управы. Да не тут‑то было. Не могли помочь ей власти, и бедной женщине пришлось воспользоваться услугами неизвестного отчаянного дельца, который оказался порядочным человеком, уладил это трудное дело. Его рассказчик называет «гением».
Интересен факт того, что эту историю предваряет эпиграф: «Гений лет не имеет - он преодолевает все, что останавливает обыкновенные умы». А в этом рассказе «гений» преодолел то, что не смогла сделать государственная власть. И ведь не о всесильной личности какой‑нибудь шла речь, просто о молодом ветреном человеке, принадлежавшем к одной из лучших фамилий, надоевшем властям своей непорядочностью. Но не смогли судебные органы даже бумагу ему для исполнения вручить.
Кстати, повествование об этом автор ведет в простой, как бы сказительной манере, не осуждая явно никого и не высмеивая. И «адвокат ей встретился участливый и милостивый, и в суде ей решение в начало спора благоприятное», и платы никто с нее не взял, то вдруг оказывается никак, «нельзя было приструнить» этого обманщика из‑за каких‑то «могущественных связей». Таким образом, Н. С. Лесков сосредоточивает читательское внимание на полном бесправии личности в России.
Но особенность писательского дарования Лескова состоит в том, что он видел и положительные начала русской жизни, изображал богатую одаренность русского человека, его глубину и цельность. В рассказе «Старый гений» этот свет добра несут сама героиня, «женщина прекрасной честности», «добрая старушка», и рассказчик, выручивший ее необходимыми деньгами, и самый главный «гений мысли» ─ Иван Иванович. Это загадочная личность, неизвестно почему взявшаяся помогать несчастной женщине и устроившая очень умную ситуацию, при которой должник просто вынужден был расплатиться.
На мой взгляд, благоприятный исход истории приходится на Рождество, и это не случайно, так как автор верит в духовное начало человека, в праведников русской жизни.

Справочный материал для школьника:

Лесков Николай Семенович - известный русский писатель.
Годы жизни: 1831-1895.
Наиболее известные труды и произведения:
Левша
Запечатленный ангел
Очарованный странник
Несмертельный Голован
Поповская чехарда и приходская прихоть
Старый гений

Краткое содержание рассказа «Старый гений»:

Гений лет не имеет — он преодолевает всё, что останавливает обыкновенные умы. (Ларошфуко)
Несколько лет назад в Петербург приехала маленькая старушка-помещица, у которой было, по её словам, "вопиющее дело". Дело это заключалось в том, что она по своей сердечной доброте и простоте, чисто из одного участия, выручила из беды одного великосветского франта, - заложив для него свой домик, составлявший всё достояние старушки и её недвижимой, увечной дочери да внучки»
Старушка приехала в Петербург так как великосветский франт отказывается возвращать ей деньги, а срок закладной истекает.
Старушка знавала когда-то мать этого господина и, во имя старой приязни, помогла ему; он благополучно уехал в Питер, а затем, разумеется, началась довольно обыкновенная в подобных случаях игра в кошку и мышку.
По приезду помещица обходит все места, в которых ей могли бы помочь. И вначале все было хорошо, все старушку поняли и обещались ей помочь, «но как дело дошло до исполнения - тут и пошла закорюка…». Дело в том что в.франт никогда не возвращает того, что берет взаймы, да и дома у него своего нет, живет он сейчас у своей жены. Старушка не знает, что делать, ей известно лишь то, что в.франту надо вручить некую расписку, а этого никто не может и не хочет делать. Старушка в отчаяние. Однажды она встречает одного мужчину по имени Иван Иваныч, который обещается ей помочь, если она заплатит ему пятьсот рублей. Помещица сначала не верит ему, но после она узнает что в.франт собирается с дамою своего сердца за границу «…где наверно пробудет год или два, а может быть, и совсем не вернется, «потому что она очень богатая».» Тогда старушка одалживает у рассказчика истории эти полтораста рублей и отдает их И. Иванычу. Тот убеждает своего знакомого (сербский сражатель) воплотить в жизнь его замысел, за это И. Иваныч платит ему триста рублей. Все проходит гладко и в.франт подписывает ту самую расписку.

## Роль композиции в рассказе Л. Н. Толстого «После бала» в раскрытии его идейно‑художественного содержания ##

Начнём с того, что в рассказе «После бала» Л. Н. Толстого, написанном в 90‑е гг. XIX в., изображаются 1840‑е гг. Писатель тем самым поставил творческую задачу восстановления прошлого, чтобы показать, что его ужасы живут и в настоящем, лишь слегка изменив свои формы. Не обходит вниманием автор и проблему моральной ответственности человека за все происходящее вокруг.
В раскрытии этого идейного замысла важную роль играет композиция рассказа, построенного на основе приема «рассказ в рассказе». Начинается произведение внезапно, с разговора о нравственных ценностях бытия: «что для личного совершенствования необходимо прежде изменить условия, среди которых живут люди», «что хорошо, что дурно» и так же завершается внезапно, без выводов. Вступление как бы настраивает читателя на восприятие последующих событий и знакомит с рассказчиком Иваном Васильевичем. Далее уже он рассказывает слушателям случай из своей жизни, произошедший давно, но отвечающий на вопросы современности.
Очевиден тот факт, что эта основная часть произведения состоит из двух картин: бала и сцены наказания, причем главной в раскрытии идейного замысла, судя по названию рассказа, является вторая часть.
Эпизод бала и события после бала изображены с помощью антитезы. Противопоставление этих двух картин выражено во многих деталях: красках, звуках, настроении героев. К примеру: «бал прекрасный» - «что неестественно», «музыканты знаменитые» - «неприятная, визгливая мелодия», «разрумянившееся с ямочками лицо» - «сморщенное от страдания лицо», «белое платье, в белых перчатках, в белых башмачках» - «что‑то большое, черное,… это черные люди», «солдаты в черных мундирах». Последнее противопоставление цветов черного и белого усилено еще и повтором этих слов.
На мой взгляд, контрастно и состояние главного героя в этих двух сценах, его можно выразить словами: «Я обнимал в то время весь мир своей любовью» - и после бала: «Мне было до такой степени стыдно… Вот‑вот меня вырвет всем тем ужасом, который вошел в меня от этого зрелища».
Важное место в противопоставленных картинах занимает изображение полковника. В высоком военном в шинели и фуражке, руководящим наказанием, Иван Васильевич не сразу узнает красивого, свежего, с блестящими глазами и радостной улыбкой отца любимой Вареньки, на которого он недавно на балу смотрел с восторженным изумлением. Но это был Петр Владиславович «с своим румяным лицом и белыми усами и бакенбардами», и той же «своей сильной рукой в замшевой перчатке» он бьет испуганного малорослого слабосильного солдата. Повтором этих деталей Л. Н. Толстой хочет показать искренность полковника в двух различных ситуациях. Нам было бы проще понять его, в случае если бы он где‑то притворялся, пытался скрыть свое истинное лицо. Но нет, он все тот же и в сцене экзекуции.
Интересно заметить, что эта искренность полковника, видимо, и привела в тупик Ивана Васильевича, не позволила разобраться до конца в противоречиях жизни, но свой жизненный путь под влиянием произошедшего он изменил. Поэтому и нет в заключение рассказа никаких выводов. Талант Л. Н. Толстого в том и состоит, что он заставляет читателя задуматься над поставленными вопросами всем ходом повествования, композицией произведения.

Справочный материал для школьника:

Толстой Лев Николаевич - один из наиболее уважаемых и заслуженных русских писателей во всём мире. Его произведения переведены множество иностранных языков. Л.Н. Толстой - автор признанного литературного шедевра «Война и мир».
Годы жизни: 1828 - 1910.
Наиболее известные произведения:
Война и мир
Воскресение
Анна Каренина
После бала.

Иван Васильевич — один из главных героев этого произведения. Это человек, который отрицает, что “для личного совершенствования необходимо прежде всего изменить условия, среди которых живут люди”. Он говорит: “Вот вы говорите, что человек не может сам по себе понять, что хорошо, что дурно, что дело все в среде, что среда заедает. А я думаю, что все дело в случае”. В доказательство своих слов он приводит случай из пройденного им жизненного пути, рассказывает об одном дне, который полностью перевернул его жизнь. События разворачиваются в 40-е годы XIX века.
“Всеми уважаемый” Иван Васильевич вспоминает давно происшедшее с ним, изменившее всю его дальнейшую жизнь. Он говорит, что вся его жизнь переменилась из-за одного утра. Иван Васильевич был страстно влюблен в Вареньку Б... Она и сейчас, в пятьдесят лет была красавица, а восемнадцатилетней девушкой была прелестна. Он был провинциальным студентом, политикой не занимался, любил балы и танцы. Жизнь была прекрасна. На балу они танцевали почти все танцы вместе. Один танец она танцевала с отцом. Отец Вареньки был очень красивый, статный, высокий п свежий старик. Лицо его было румяное с белыми усами под царя Николая I. Он был старый служака николаевской выправки. Отец и дочь танцевали замечательно, все любовались ими”. Иван Васильевич же умилялся. Особенно умиляли его сапоги, не модные, а старые, “очевидно построенные батальонным сапожником”. Чтобы вывозить и одевать любимую дочь, он не покупает модных сапог, а носит домодельные — думал юноша. Отец запыхался и подвел Вареньку к нему, чтобы они продолжали танец. Вскоре полковник уехал,но Варенька осталась на балу с матерью. Итн Васильевич был счастлив “и боялся только одного, чтобы что-нибуд! не испортило... счастья”. Вернувшись домой, он не мог усидеть на месте и вышел на улицу. Уже светалэ. Была самая масленичная погода, расстилался туман, насыщенный водой знег таял на дорогах, и со всех крыш капало. Недалеко от его дома было юле. Когда Иван Васильевич вышел туда, то увидел что-то большое черное и услыхал звуки барабана и флейты. Это была какая-то жесткая, неприятная музыка. Оь стал приглядываться к этому “черному и непонятному” и, пройдя шаговсто, увидел много людей. Он решил, что это учение. Солдаты стояли в две шеренги с ружьями у ноги и не двигались. “Что они делают?” — спросил И”ан Васильевич у проходившего мимо кузнеца. Тот ответил, что про-гоняюг сквозь строй солдата “за побег”. Приглядевшись, Иван Васильевич увидел оголенного по пояс солдата, привяанного к ружью, которого волокли два солдата. Рядом шел высокий военний, показавшийся Ивану Васильевичу знакомым. Под ударами спина наказываемого превратилась в сплошное кровавое месиво. Солдат дергался, приостанавливался, но его тащили вперед, все новые удары ложились на его спину А рядом шел отец Вареньки, такой же подтянутый и румяный, как на балу. Наказываемый стонал, просил “помилосердствовать”, но его все били к били. Вдруг полковник ударил по лицу малорослого солдата, который недостаточно сильно ударил наказываемого. Затем он приказал подать ювых шпицрутенов но, оглянувшись, увидел Ивана Васильевича, и сделал вед, что не узнал его. Вернувшись домой, Иван Васильевич все время представлял себе виденную страшную картину и не мог спать. Но он не осуждал полковника. Он думал, что, “очевидно, полковник что-то знай1 такое, чего я не знаю. Если бы я знал то, что он знает, я бы понимал и то, что я видел, и это не мучило бы меня”. Уснул он только к вечеру и только после того, как напился пьян. Изан Васильевич не судил полковника, он хотел и не мог понять “его правд/”. Он не поступил в военную службу, как хотел ранее. Вообще нигде не служил и оказался, по его словам, “никчемным человеком”. А любовь с этого дня пошла на убыль, так как замечал в улыбке Вареньки черты лица отца. Как только видел ее, сразу вспоминал ее отца на площади во время экзекуции. И любовь так и сошла на нет.


Лекция, реферат. Русская действительность в рассказе Н. С. Лескова «Старый гений» - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.

Оглавление книги открыть закрыть

Содержание
История в повести Н. М. Карамзина «Наталья, боярская дочь»
Образы животных в баснях И. А. Крылова
История государства Российского в баснях И. А. Крылова (тема Отечественной войны 1812 г.)
«История пугачевского бунта» и вымышленное повествование в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
Маша Миронова – воплощение русского национального характера
Маша Миронова в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
Емельян Пугачев ― исторический герой романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
Народное восстание в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
Три дня на воле (по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри)
Откуда бежит Мцыри и к чему он стремится?
Почему не удался побег Мцыри?
Картины природы в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» и их значение
Особенности композиции в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
Жизнь уездного городка в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
Образы чиновников в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
Хлестаков ― главный герой комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
Хлестаков и хлестаковщина в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
Анализ сцены вранья в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» (действие III, явление VI)
Анализ сцены дачи взятки в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» (действие IV, явления III―IV)
Смысл немой сцены в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
«Смех – благородное лицо» в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
Герой повести И. С. Тургенева «Ася». Как изменилось его отношение к жизни
«Русский человек на rendez vous» (Герой повести И. С. Тургенева «Ася» в оценке Н. Г. Чернышевского)
Ася – одна из тургеневских девушек (по повести И. С. Тургенева «Ася»)
Картины природы в повести И. С. Тургенева «Ася»
Кто виноват в страданиях героини? По рассказу Н. С. Лескова «Старый гений»
Русская действительность в рассказе Н. С. Лескова «Старый гений»
Нравственные категории в рассказе Л. Н. Толстого «После бала»
Почему Иван Васильевич нигде не служил? По рассказу Л. Н. Толстого «После бала»
Осень в лирике русских поэтов по стихотворениям М. Ю. Лермонтова «Осень» и Ф. И. Тютчева «Осенний вечер»
Весна в лирике русских поэтов по стихотворениям А. А. Фета «Первый ландыш» и А. Н. Майкова «Поле зыблется цветами»
Внутренний мир героя в рассказе А. П. Чехова «О любви»
Проблема положительного героя в рассказе М. Горького «Челкаш»
Пейзаж в рассказе М. Горького «Челкаш»
Челкаш и Гаврила по рассказу М. Горького «Челкаш»
«Прошлое страстно глядит в грядущее». Историческое прошлое России в цикле стихотворений «На поле Куликовском» А. А. Блока
Стихотворение А. А. Блока «Россия»
Пугачев – герой поэмы С. А. Есенина
Герой и восстание в оценке А. С. Пушкина и С. А. Есенина
Вещь в рассказе М. А. Осоргина «Пенсне»

С середины девятнадцатого века в России начинают творить люди, которые безумно любят свою родину, верят в народ, умный и талантливый, выступают за свободу во всех ее проявлениях, противостоят идее маленького человека.

Одним из классиков, которые затрагивают глубокие темы, становится Лесков.

"Старый гений", анализ которого раскрывает более глубокий смысл произведения, чем может показаться на первый взгляд, поражает читателя с разных сторон.

Вкратце об авторе

Произведение Лескова "Старый гений" относится к числу наиболее успешных творений писателя.

Николай Семенович Лесков - один из самых народных авторов России. Он создавал рассказы и романы о судьбах обычных людей. Невозможно найти в его творчестве ложь или лицемерие, ведь он писал о том, что ему было досконально известно. Интересно, что он также писал в жанре, который не особо характерен для русской литературы - святочные рассказы. Автор не верил в церковь, особенно после его сближения со Львом Николаевичем Толстым. Он высмеивал пороки священнослужителей, просто говоря правду. Прекрасно осознавая, что его произведения будут не поняты политиками и литераторами, продолжал писать. При этом сам говорил, что никому не покажет свою повесть "Полуночники", будет держать ее в запертом ящике стола, потому как, скорее всего, никто не поймет, что он хотел сказать.

Великие произведения

Однако во второй половине двадцатого века Николай Семенович вступает в ряды признанных авторов не только среди соотечественников, но и зарубежных ценителей. К числу его наиболее заслуженных творений относятся такие произведения, как "Некуда" (1864), "Обойденные" (1865), "Островитяне" (1866), "На ножах" (1870), "Соборяне" (1872), "Захудалый род" (1874) и "Чертовы куклы", опубликованные в 1890 году.

Старушка доверяла молодому франту из Петербурга, потому что была хорошо знакома с его матерью, приличной женщиной. Поэтому она дала ему в долг большую сумму денег. Для этого ей пришлось внести под залог свое имение. Она была уверена, что деньги ей вернут, но проходит несколько лет, а должник так и не объявляется. Старушке приходится отправиться на его поиски. Она приезжает в Петербург, где суд принимает решение, по которому должник обязан вернуть долг. Только для этого ему должны были вручить бумагу с распиской. Франт имел множество высоких и почитаемых покровителей, а потому никто не смел передать ему бумагу. Позже становится известно, что живет франт у своей любовницы, а прописан в доходном доме, и нет никакой возможности доставить документ по адресу. Старушка в отчаянии, ведь в доме живет не только она, но и ее больная дочь с внучкой. Люди понимают, что происходящее несправедливо, все очень жалеют старушку, только вот помочь никто не берется.

Однако находится человек, назвавший себя гением, который запрашивает за помощь 500 рублей. А франт со своей богатой дамой тем временем отправляется в путешествие. Гений в лице добровольца договаривается с сербским сражателем, должника останавливают в день отъезда, он обязан представиться, после чего ему сразу вручают бумагу. Вся суть заключается в том, что теперь он не может выехать за границу, если не заплатит долг, что ему и приходится сделать. Когда Лескова прочитано, становится понятно, что мастер слова сумел показать на примере одного лишь случая всю непрозрачность судебной системы, необязательного исполнения законов для высокопоставленных чиновников и людей, которые занимают видное место в обществе.

О появлении шедевра

Любовь к России вдохновляла автора узнавать все больше и больше нового о ней и отображать свои мысли на бумаге. Николай Семенович служил писцом в суде на протяжении нескольких лет. Он хорошо разбирался в бюрократической составляющей судебной системы, видел ее слабые и сильные стороны, невозможность простого человека без высокопоставленных покровителей отстоять правду перед современным законом. Писатель объяснил нам ситуацию, в которой может оказаться любой из нас. Мы можем осознать, насколько большим было неравенство граждан перед судом, а также узнать, что хотел донести до нас автор, всего лишь прочтя Лескова. Оно, как и полный вариант произведения, заставляет задуматься над насущными темами, а также переосмыслить некоторые вещи.

Важные детали

В рассказе автор описывает историю, с одной стороны, типичную, о неравенстве и бюрократии, с другой - интересную и продуманную, о героях с оригинальными чертами характера. Старушка, например, добра ко всем, она не хочет вреда даже человеку, который поступил с ней подло. Для нее не важны законы и чиновники, потому что она достаточно простодушна для того, чтобы не заморачиваться условностями. Перед "старым гением" стоит задача - поймать мошенника, и он, используя весь свой опыт, логику и хитрость, разрабатывает план. Образ должника улавливается из мелочей.

Это эгоистическая и самовлюбленная личность, иначе как мог он так поступать с людьми? Он неспособен зарабатывать честным трудом, хочет провести всю жизнь развлекаясь. Лесков (рассказ "Старый гений") показывает нам, как работает мозг бывшего чиновника, каковы некоторые люди из молодого поколения, которое не хочет ничего делать, а лишь получать готовое, абсолютно не напрягаясь.

Композиция рассказа

Идея - уязвимость маленького человека перед коррумпированными бюрократами. Автор рассуждает, что если государство не в состоянии защитить людей, обеспечить их права и выполнение законов, то люди должны делать все это сами. Сам сюжет построен на рассказах наблюдателя о том, что происходит. Присутствуют множественные художественные приемы, которые время от времени создают эффект трагикомедии. Интересной особенностью является то, что автор - действующее лицо произведения, о чем рассказывает Он испытывает сочувствие к старушке, хочет ей как-то помочь, но не верит, что ей удастся добиться правды, потому он просто дает ей немного денег. Интересно, что такой счастливый исход приходится как раз на праздник Рождества. Вряд ли это случайность, ведь автор действительно верит в духовное начало, заложенное в каждом человеке.

Неизведанный Лесков

"Старый гений" (отзывы критиков это подтверждают) отображал правдивую картину происходящего. В нем прослеживаются как положительные, так и негативные черты характера, свойственные русскому человеку. Автор показывал всю глубину таланта человека. С присущей ему иронией и остротой высказываний он описал класс чиновников, все их нежелание работать, приносить государству и народу хоть какую-то пользу.

Н. С. Лесков «Старый гений».

Работа с текстом.

- Когда происходит действие рассказа ? (во 2-й половине 19 в.)

Глава 1-я. - Итак, с какой целью приехала маленькая старушка в Петербург? (у неё было “вопиющее дело”).

- Как вы понимаете значение слова “вопиющее ”? вызывающий недоумение, негодование, ,

- В чём же заключалось это “вопиющее дело”? (по своей сердечной доброте и простоте выручила великосветского франта, заняв ему пятнадцать тысяч).

Почему старушка решила выручить из беды “одного великосветского франта”? («чисто из одного участия, выручила из беды», «во имя старой приязни» к его матери))

- Какие черты характера выделяет в ней автор? («добрая старушка»

Бедная старушка вместе со своей увечной дочерью и внучкой вызывает жалость у читателя. Только помочь ей не представляется возможным. Обидчик, великосветский франт, обманом занял у бедняги огромную сумму денег. В результате и она сама, и ее семья могут лишиться единственного своего богатства - домика, в котором проживают.

- Разделите тетрадь на две колонки. В первую колонку запишите черты характера, действия старушки, во вторую – франта.

- Что решила предпринять старушка, чтобы избежать беды?

Глава 2.

- Почему хлопоты старушки были безуспешны?

- Почему нельзя приструнить должника? (« Было у него какое-то могущественное родство или свойство, что нельзя было его приструнить, как всякого иного грешника »)

- О чём это говорит?

- Как думаете, случалось ли такое раньше? Какие слова свидетельствуют об этом факте? (“ не вы первая, не вы и последняя”).

- Как старушка относится к должнику, к людям вообще? (чтобы и мне и всем другим хорошо было).

- Как она отзывается о франте? (он замотался, но человек хороший).

Глава 3 - Как вы поняли выражение “ надо смазать ” - с. 19?

- Что вышло из затеи старушки “ смазать ”?

- Какой смысл вложен во фразу “ В России невозможности нет ” (19 стр.)? (Фраза наводит на мысль о своеобразии загадочной русской души. Действительно, в России есть место всему – злодейству – посредством которого будет обижен беззащитный и несчастный, и одновременно – благородному делу, которое исправит положение бедняги)

- Мы впервые встречаемся со словом “гениальный”, из чьих уст звучит это слово? (Ивана Иваныча, “тёмной личности” стр. 20).

- Что он называет гениальным? (мысли в своём лбу).

- Прокомментируйте слова Ивана Иваныча: “ Нынешние ведь много тысяч берут, а мы сотни”?

- Почему старушка поверила Ивану Иванычу? (предчувствие стр. 21).

Глава 4. - Верил ли рассказчик, что старушке удастся вернуть свои деньги? (сомневался)

- Почему он помог ей деньгами? (пожалел стр. 22).

- Что было необходимо сделать, чтобы вернуть деньги? (вручить “какую-то” бумажку, которая могла спасти её дело)

- Чего стал с любопытством дожидаться рассказчик? («На какое ещё штукарство изловчаются плутовать в Петербурге» - с. 22).

- Как понимаете слова “штукарство”, “плутовать”?

- Как стилистически окрашены эти слова?

- Что значит “пассажный”? “пассажный гений”? От какого слова образовано? Что означает “пассаж”? странный и неожиданный случай (устар.).

Глава 5.

- Кто такой “ Сербский сражатель ”? (исполнитель плана, участник войн Сербии и Турции).

- Как он выглядел? (весь оборванный, а в зубах пипочка из газетной бумаги 23 стр.).

- Как он добился вручения бумажки должнику?

- Считаете ли вы гением человека, “ уладившего столь трудное дело ”?

- Как вы думаете, почему он решил помочь старушке?

- Приводит ли Лесков какие-либо подробности из его жизни?

- Чего добивается Лесков, называя его Иваном Ивановичем? В повести “Старый гений” Лесков показывает, как изобретательность одного человека помогла бедной беззащитной старушке. И в этом произведении русский национальный характер показан во всей своей красе. Ведь герой-чиновник, который смог придумать по-настоящему гениальный план, - это типичный русский человек. В повести его имя кажется слишком уж обыкновенным - Иван Иванович, и это является еще одним доказательством

- Что же это за человек? (обыкновенный, просто хороший и порядочный человек, пожалевший несчастную старуху, восстанавливает справедливость и возвращает и утраченную, было, веру в обязательное торжество добра, и неотвратимость возмездия за зло).

- Действительно. Бедный чиновник, который решился помочь старушке, показан в произведении очень скупо. Лесков практически ничего о нём не говорит. Не приводит каких-либо подробностей из его жизни, но, тем не менее, образ кажется вполне узнаваемым.

Лескову не жаль для “пассажного гения” столь высокого определения, он не вкладывает в него никакой иронии. Гений покарал “злодейство”, и для автора важен не малый “масштаб” гениальности, а важна его высокая суть.

Человеческий талант, в чём бы он ни проявлялся, всегда вносит в жизнь светлое, жизнеутверждающее начало. Потому что связан, по Лескову, с духовной красотой и теплотой человеческого сердца.

- Почему “Старый гений”? Имеет ли значение возраст для гениев?

Он хорошо знал жизнь, инстинктивно понимал, что в скованном этикетом и чинопочитанием обществе подобные казусы неизбежны, и умел находить верные ходы для решения проблем

- Какие черты характера подчёркивает Лесков во Франте? Что он хотел этим сказать? (работа с таблицей).

- Как вы думаете, только ли со временем Лескова может быть связан случай, о котором рассказал читателям автор? И в наши дни можно часто видеть, как минимальное отступление от буквы закона лишает представителей власти права адекватно реагировать на те или иные преступления, а в суде могут оправдать заведомого преступника, если его адвокату удастся найти юридические уловки, согласно которым обвиняемый не может быть наказан, хотя в совершении им преступлений никто не сомневается.

Это противоречие хорошо видно на примере диалога из фильма «Место встречи изменить нельзя», где Жеглов, не имея фактических доказательств того, что Кирпич резал сумок в трамвае, подбрасывает ему кошелёк, а Шарапов, узнав об этом, сильно возмущается, призывая Жеглова действовать строго по закону. На что Жеглов, человек с раскованным мышлением, лаконично отвечает: « Вор должен сидеть в тюрьме

по своей сердечной доброте и простоте

Зверь травленый

Рассказ «Старый гений» был написан Лесковым в 1984 г., напечатан в журнале «Осколки» за 1884 г. (№ 4 и 5) и перепечатан в сборнике «Святочные рассказы». Неожиданно благополучный исход дела и непосрамлённая доброта героини делают рассказ типичным рождественским.

Литературное направление и жанр

Лесков – писатель реалистического направления. Рассказ написан по канонам этого жанра. Автор выражает своё отношение к героям и событиям, происходящим в краткий период времени. В рассказе важна психология героев и социальные причины их поступков.

При этом рассказ динамичен, что свойственно новелле, состоит из 5 крошечных глав, хотя сам занимает 8 страниц. Концовка рассказа оптимистична, совершенно неожиданна и невероятна, что тоже сближает его с новеллой.

Тема и проблематика

Тема рассказа – как честный человек всё-таки может добиться справедливости в несправедливом государстве.

В рассказе поднимается проблема несовершенства российских законов и судебной системы, проблема лицемерия и изворотливости аристократов и чиновников, проблема «маленького человека».

Сюжет и композиция

Название рассказа иронично и многозначно. Эпиграф французского мыслителя-моралиста Ларошфуко настраивает читателя на рассказ о пожилом человеке, решившем какую-то проблему благодаря своей гениальности. Гений действительно пожилой, но не возраст его имеет значение. Эпитет «старый» употребляется скорее в значении «старый как мир», а слово «гений» также применимо к оборотистому господину, никогда не возвращающему долгов. Он – тот мудрец, на которого «довольно простоты». Но о заложенном в название смысле читатель узнаёт уже в конце рассказа.

Рассказ делится на 5 частей. В первой обманутая великосветским франтом старушка едет требовать у него долг в Петербург. Вторая раскрывает суть судебной системы России, её законов. Несмотря на скорое и благоприятное решение суда, никто «не смел» взыскать с должника, имеющего сильных покровителей. В третьей части старушка находит человека, утверждающего, что в «России невозможности нет» и берущегося за 500 рублей (деньги немалые, ведь весь долг составлял 15 тысяч) решить её проблему.

Четвёртая часть описывает колебания старушки, узнавшей, что её должник надолго уезжает за границу, и боящейся отдать 500 рублей неизвестному гению. Пятая часть – развязка, рассказ о хитроумном плане гения, позволившем заставить должника немедленно выписать чек. Образ сербского сражателя (то есть участника войны Сербии с Турцией) – символ той прямоты и простоты, которая побеждает лукавство и изворотливость.

Последний абзац рассказа разъясняет, что же автор вкладывал в понятие «старого гения».

Герои и образы

Главная героиня – старушка-помещица, качества которой – сердечная доброта и простота – стали причиной, по которой её обманул великосветский франт.

Старушка доверчива, судит о франте по тому, что он принадлежит к одной из лучших фамилий. Его ждёт блестящая карьера, у него большие доходы и хорошее жалование. Старушка поступает великодушно, заложив дом и отдав 15 тысяч для помощи петербургскому господину во имя старой приязни с её матерью.

Старушка – вдова чиновника 14 ранга (самого низкого в России). Она владела маленьким домом и у неё на руках были увечная дочь и внучка. Старушка решительна и настойчива, добивается благополучного решения суда и продолжает хлопоты.

Старушка ни секунды не сомневается в победе добра и справедливости и не удовлетворяется утешениями о том, что другим обманутым тоже не видать своих денег. Она простодушна в библейском смысле, желает, чтобы и ей, и всем другим хорошо было. Старушка долго не верит, что должник её, чьё состояние позволяет легко вернуть долг, просто не хочет платить, ведь «он замотался, но человек хороший».

Старушка по природе своей не склонна к авантюрам, но невольно оказывается втянутой в нехорошую историю, так что её даже привлекают к ответственности за нарушение порядка в общественном месте. И всё же героиня не так проста, как кажется. Она подкупает слуг в доме обидчика и знает обо всех его планах. Именно благодаря этому стало возможным происшествие на вокзале.

Героиня приступает к решительным действиям и доверяется гению только после того, как ситуация становится безнадёжной: дом старушки поступает в продажу, а должник с богатой дамой уезжает за границу, возможно, навсегда. Она доверяется гению и своей интуиции, не умея объяснить рассказчику, почему.

Возможно, старушка верит и франту, и гению потому, что саму её рассказчик характеризует как «женщину прекрасной честности» .

Великосветский франт – типичный представитель петербургской аристократии. Проиграть деньги и занять, не собираясь их отдавать – обычное дело для такого человека. Он недоступен для закона, потому что никто не решится взять у него расписку о вручении бумаги. Всему причиной родство или свойство этого господина.

Господин не отдаёт долг просто потому, что платить не привык. Так Лесков объясняет природу богатства российской аристократии. Но господин ещё и опасен для собственного благодетеля, потому что может сделать неприятность тому, кто будет ему очень докучать.

Господин ненавидим и властями, и заимодавцами, и собственной женой. Он живёт в страхе перед заимодавцами, «постоянно осматривается на всех». Он вынужден отдать долг старушке, «чтобы освободить себя от обязательств о невыезде» .

Старый гений – «старинный чиновник» , «отчаянный дока» , имеющий «чин из 14 овчин» , взявшийся за 500 рублей вручить бумагу должнику.

У него нет никаких рекомендаций, которыми он пренебрегает. Старушка обращается к его помощи от отчаяния. Тем не менее, гений знает себе цену, просит за «гениальные мысли в своём лбу» в 200 рублей, а 300 сулит «исполнительному герою» , который может за исполнение 3 месяца в тюрьме сидеть.

Старый гений берётся за дела только невозможные, его плата скромная (в сравнении с 3 тысячами, которые сулила старушка другим). Он любит своё дело и сам пристаёт к старушке.

В образе рассказчика отражается отношение автора к происходящим событиям. Рассказчик пытается быть объективным, повествуя об истории старушки. Он подвергает сомнению невозможность справедливого наказания для должника, что отражается в словах: «О силе и значении этих связей достоверно не знаю», «не умею тоже вам рассказать в точности» .

Рассказчик – человек мягкий и непрактичный. Сам он вести дел не умеет, поэтому и старушке дать совет не может, а только сочувствует. Он даёт ей недостающие полтораста рублей, даже не надеясь получить их обратно, думая только о помощи ближнему.

В рассказе не указывается, к каким властям обращалась старушка. Автор называет чиновников «вопрошаемые» . Они обвиняют саму же старушку: «Зачем с такими знались», «зачем вы ему деньги давали» . Российский закон оказывается на стороне пронырливого господина. Дом не его, а жены, Которая тоже жаловалась на него в суд. Власти в один голос утверждают, что не защищают его, что им его не жалко и они мечтают наказать хитреца.

Художественное своеобразие

Язык рассказа лаконичен и точен, даже тропы – не средство украшения речи, а средство точного выражения мысли. Например, старушка, получив от рассказчика 150 рублей, «поплыла к своему отчаянному дельцу». Рассказчик точно описывает движения решившейся женщины.

Речь героев и рассказчика изобилует пословицами и афоризмами: «Какая бабушка ему ни ворожила и всё на милость преложила»; «У кого много, тем никогда много не бывает, а всегда недостаточно»; «Он барин хороший, но только дурной платить»; «В России невозможности нет»; «Кто веры не имеет, с тем делать нечего»; «Сейчас 500 рублей на стол, а завтра же ваша душа на простор» .