Анализ 6 главы. Сад Плюшкина: анализ шестой главы в произведении Н.В


Обиженный Ленский на следующий день после праздника послал Онегину вызов на дуэль. С этого и начинается глава 6 поэмы Евгений Онегин. Главный герой не хотел, чтобы его приняли за труса, поэтому он принял вызов. Перед дуэлью Онегин все время думал о том, что лучше бы примириться, но так этого и не сделал.

Встреча бывших друзей произошла возле мельницы. Они смотрели друг на друга, как на соперников.

Первый выстрел – и Ленский упал бездыханно. Онегин в ужасе тряс тело друга. Он пытался дозваться до него, лелеял надежду, что он очнется. Но рана была смертельной.

В тихом уголке возле сосен Ленского похоронили. Его смерть в поэме символична. Ведь этот персонаж передавал особенные черты юности. И как наша молодость быстро проходит и не оставляет следов, так и смерть Ленского была быстрой.

Поединок был законным, но все же Онегин понимал, что сам убил своего друга. Он не мог больше спокойно находиться среди знакомых, которые любили и уважали Ленского. Шестая глава стала для читателя через чур резкой и болезненной.

Обновлено: 2017-08-03

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Николай Васильевич Гоголь - самый загадочный и таинственный классик русской литературы. Его произведения наполнены мистикой и тайнами. Знакомясь с творчеством этого величайшего писателя, читатели, каждый по-своему, понимают глубочайший смысл, заложенный в его произведениях.

В данной работе мы попытаемся определить роль сада в шестой главе поэмы «Мёртвые души» Н.В.Гоголя, а также выяснить смысл и функцию каждого элемента.

Плюшкин - чистилище

Всё путешествие предпринимателя Чичикова- это путешествие по аду, чистилищу и раю. Ад- Манилов, Коробочка, Ноздрёв и Собакевич; чистилище- это Плюшкин. Не случайно описание его поместья находится посередине, в шестой главе.

Гоголь представлял своё творение в одном ряду с «Божественной комедией» Данте, которая состоит из трёх частей: «Ад», «Чистилище», «Рай». По аналогии с данным произведением автор решил провести Чичикова: первый том - ад, второй том - чистилище, третий том - рай . Это мнение заслуженного учителя России, доктора педагогических наук Натальи Беляевой. Мы, анализируя главу, будем придерживаться этой точки зрения и отнесем Плюшкина к чистилищу.

Усадьба - это господский дом на селе, со всеми ухожами, садом, огородом и пр., поэтому, ставя своей целью определить смысл и функцию сада в шестой главе, мы затронем по мере надобности и те усадьбы, которые упомянуты рядом с ним (дом).

В Плюшкине осталось что-то человеческое, у него есть душа. Это подтверждается, в частности, описанием преображения лица Плюшкина, когда речь зашла о его товарище. Важной отличительной чертой является и то, что у Плюшкина живые глаза: «Маленькие глазки еще не потухнули и бегали из-под высоко выросших бровей, как мыши... » . В его селе есть две церкви (присутствие Бога).

Дом

В рассматриваемой нами главе упомянуты дом и сад. Дом даже дважды: при въезде в усадьбу и при выезде из неё. Дом видится Чичикову, когда он подъезжает к усадьбе.

Обратим внимание на окна, обозначающие «лицо» дома: фасад - от face - лицо, а окно- от «око »- глаз. Автор пишет: «Из окон только два были открыты, прочие были заставлены ставнями или даже забиты досками. Эти два окна, с своей стороны, были тоже подслеповаты; на одном из них темнел наклеенный треугольник из синей сахарной бумаги» . Треугольник на одном из окон отсылает к «божественной символике». Треугольник- символ Святой троицы , а синий - цвет неба. Дом символизирует нисхождение во тьму перед возрождением , то есть чтобы попасть в рай (в данном случае сад), нужно пройти через тьму. Сад находится позади дома и, таким образом, произрастает свободно, выходя за село и пропадая в поле.

Сад

Сад - один из излюбленных образов художественной литературы. Садовый пейзаж характерен для русской традиции, особенно поэтической. Так, упоминает сад А.С.Пушкин в «Евгении Онегине»; «Запустение» Е.А.Баратынского; «Сад глухой и одичалый» у А.Н. Толстого. Гоголь, создавая пейзаж сада Плюшкина, входил в эту традицию.

Сад, как образ рая, является обиталищем души. И если исходить из того, что Плюшкин, как было сказано выше, обнаруживает признаки души, то сад в шестой главе поэмы «Мёртвые души»- это метафора души нашего героя: «Старый, обширный, тянувшийся позади дома сад, выходивший за село и потом пропадавший в поле, заросший и заглохлый… ». У сада Плюшкина нет ограждений, он выходит за село и пропадает в поле. За ним нет догляда, он предоставлен самому себе. Он как будто безграничен. Как душа.

Сад - царство растений, поэтому всегда важно, что растёт в нём и как. В саду Плюшкина Гоголь упоминает берёзу, хмель, бузину, рябину, лесной орешник, чапыжник, клён, осину. Остановимся на первом упомянутом в саду Плюшкина дереве - берёзе. Берёза играет роль Космического дерева , соединяющего земной и духовный уровни мироздания. Корни дерева символизируют ад, ствол - земную жизнь, крона- рай. Берёза была лишена верхушки, но не всей кроны. Можно разглядеть параллель с образом Плюшкина, у которого всё-таки осталась душа в отличие от Манилова, Коробочки, Ноздрёва и Собакевича.

Автор сравнивает берёзу с колонной. Колонна символизирует мировую ось, удерживающую Небо и связывающую его с Землёй ; также символизирует Древо Жизни. Из этого следует, что душа Плюшкина тянется к Небу, к раю.

Излом, которым оканчивался ствол березы, представлен в виде птицы. Птица - символ освобожденной от плоти человеческой души . Но птица чёрная. Черный – символ ночи, смерти, раскаяния, греха, тишины и пустоты. Поскольку черный поглощает все другие цвета, он так же выражает отрицание и отчаяние, является противостоянием белому и обозначает негативное начало. В христианской традиции чёрный символизирует горе, оплакивание и скорбь. Белый - божественный цвет. Символ света, чистоты и истины .

Остановимся на некоторых других растениях, связь которых с Плюшкиным и нашим его пониманием удалось установить. Это: хмель, ива, чапыжник. «…Дуплистый дряхлый ствол ивы, седой чапыжник, густой щетиною вытыкавший из-за ивы иссохшие от страшной глушины, перепутавшиеся и скрестившиеся листья и сучья… », - данный фрагмент напоминает описание внешности Плюшкина: «Но тут увидел он, что это был скорее ключник, чем ключница: ключница по крайней мере не бреет бороды, а этот, напротив того, брил, и, казалось, довольно редко, потому что весь подбородок с нижней частью щеки походил у него на скребницу из железной проволоки, какою чистят на конюшне лошадей» . Растительность на лице Плюшкина, как седой, жёсткий чапыжник. Однако скребница из проволоки уже утрачивает связь с садом: это не живая плоть, а металл.

По всему саду произрастал хмель. Он рос понизу, обвивал до середины березу и оттуда свешивался вниз, цеплялся за вершины других деревьев, висел в воздухе. Хмель считается растением, соединяющим человека с духовным миром. Таким образом, в саду Плюшкина есть не только горизонтальная бесконечность, но и вертикаль, соединяющая землю с небом. Сломанная в берёзе, она восстанавливается хмелем.

Далее упоминается клён. Клён - символ молодости, юности красоты, любви, свежей силы, жизни . К этим значениям присоединяется и значения огня. Огонь - символизирует солнце и солнечный свет, энергию, плодородие, божественный дар, очищение. Кроме того, огонь – это медиатор, связывающий небо и землю . Разумеется, нельзя думать о возможном преобразовании Плюшкина, но на духовное преображение человека Гоголь, судя по всему, надеется.

Затем следует описание осины. Осина представляет символ плача и стыда . Ворона- символ одиночества. Жизнь Плюшкина даёт основание для того и другого.

Таким образом, всё, что было или может быть в человеке лучшего, живого, уходит в сад. Мир человеческий тускл и мёртв, а сад буйно живёт и сияет. Сад, как место пребывания души, позволяет вспомнить, что в Гоголевском мире мёртвых есть проблеск жизни.

Урок в 9 класс . Анализ главы 6. Дуэль.

Цели:

1) продолжение работы над романом, анализ 6 главы;

2) расширение общекультурного кругозора, совершенствование навыков самостоятельной работы с информацией, развитие монологической речи; 3) воспитание любви к классической литературе, интереса к проектной деятельности, формирование нравственных основ личности старшеклассника.

Проблемный вопрос: «Онегин - хладнокровный убийца Ленского или жертва обстоятельств?»

Ход урока.

  1. Проверочная работа(7 минут)
  2. Беседа по 5 главе.

Каково календарное время романа? Найдите в начале пятой главы указание на точные даты. С какой целью это делает автор, как вы думаете?

Какие новые стороны характера Татьяны открываются нам в пятой главе? Что роднит её с крепостными? Как Пушкин обосновывает эпитет «русская душою»?

Для чего, по-вашему, Пушкин передаёт так подробно сновидение Твтьяны?(5 глава центральная, переломная, в сне предсказание трагической судьбы героев)

Как рисует Пушкин состояние Татьяны на празднике? Какие образы, сюжеты сна сбудутся на именинах Татьяны?

Как мог чувствовать себя Онегин, попав на этот «пир огромный»? Чем вызвано его раздражение и недовольство? На кого обращается его гнев? Что он сделал?

Что испытывал Ленский, видя игру Онегина с Ольгой? Почему Ольга так себя ведёт? Чьи переживания волнуют автора и почему?

III.Слово учителя.

Эпиграф шестой главы подготавливает смерть Ленского. Эпиграф-эпитафия, открывающий шестую главу романа – «Там, где дни облачны и кратки, родится племя, которому умирать не больно»,

В русской классической литературе дуэль часто становится средством характеристики героя. Вспомним повести «Выстрел» и «Капитанская дочка». Это не случайно. Дуэль была весьма характерным явлением в жизни русского дворянства.

В 1837 году на Черной речке прозвучал выстрел. На дуэли от пули Дантеса погиб А.С.Пушкин. Горячим откликом на эту трагедию стало стихотворение М.Ю. Лермонтова «Смерть поэта». Обличая убийц поэта, Лермонтов вспоминает о гибели пушкинского героя - Владимира Ленского, сраженного, как и Пушкин, «безжалостной рукой»:

И он убит - и взят могилой,

Как тот певец, неведомый, но милый,

Добыча ревности глухой,

Воспетый им с такою дивной силой,

Сраженный, как и он, безжалостной рукой.

Мы видим, что даже современники Пушкина не были единодушны в оценке главного героя романа - Евгения Онегина.

Был ли в действительности герой безжалостным, эгоистичным, хладнокровным убийцей «неведомого, но милого певца»? На этот вопрос мы ответим сегодня на уроке, тема которого - «Онегин - хладнокровный убийца Ленского или жертва обстоятельств?»

Дуэль - поединок, парный бой, происходящий по определенным правилам. Цель дуэли - восстановление чести, снятие с обиженного человека позорного пятна, нанесенного оскорблением. Само слово дуэль переводится с латинского как война.

Идеалом российского дворянства 18 - нач. 19 вв. было полное изгнание страха и установление чести как основы поведения дворянина. Конечно, храбрость можно было проявить и на войне, но война была не каждый день, и в повседневности храбрость проявляли на дуэли. Опасность столкновения лицом к лицу со смертью снимала с обиженного оскорбление.

Дуэль проходила по определенным правилам, расскажите о них.

Правила были неписаные, т.к. по закону дуэль была запрещена. Их хранили живые носители традиций, знатоки дуэли.

«Ход дуэли»:

1.Столкновение.

2.Обсуждение предстоящей дуэли с секундантом.

3.Вызов (картель).

4.Переговоры секундантов.

Какова же была роль секундантов?

Секунданты должны были приложить максимальные усилия к примирению противников.

Что оскорбленный обычно обсуждал со своим секундантом?

Насколько значительное оскорбление было нанесено. При незначительном оскорблении нужно было продемонстрировать бесстрашие, готовность к бою. Более серьезное оскорбление должно быть смыто кровью, дуэль заканчивалась после первого ранения, чьего, не имело значения. Наконец оскорбленный мог оценить обиду как смертельную, в этом случае дуэль могла закончиться лишь смертью одного из ее участников.

Каким образом определялась степень оскорбления?

Все определяли неписаные законы и общественное мнение. Человек, легко идущий на примирение, мог прослыть трусом, слишком кровожадный - бретером.

Дуэль - поединок, способ защиты личной чести - вооруженная борьба двух противников по вызову одного из них, в присутствии секундантов.

Картель - письмо с вызовом на дуэль.

Секундант - посредник, сопровождающий каждого из участников дуэли, ее свидетель.

Барьер - минимальное расстояние между противниками, к которому они сходятся.

- Каковы причины дуэли Ленского и Онегина?(5 глава)

На именинах Татьяны Онегин, увидев ее смятение, только озлобился: ведь слезы влюбленной девушки могли нарушить его спокойствие! Герой озабочен только своими чувствами. Перед нами холодный, эгоистичный человек.

Он ищет виновного:

Надулся он и, негодуя,

поклялся Ленского взбесить

И уж порядком отомстить.

Ведь именно Ленский пригласил его к Лариным. Взбесить Ленского особого труда не составило. Ольга кокетка, ветреный ребенок, охотно принимает знаки внимания.

Обиженный Ленский покидает дом Лариных, теперь только дуэль:

Пистолетов пара,

две пули - больше ничего –

вдруг разрешат судьбу его.

Кстати, современники Пушкина считали, что оснований для вызова у

Ленского не было.

Утром, увидев Ольгу, Владимир понял, что все еще любим! «Он счастлив, он почти здоров.»

Ольга не почувствовала душевного состояния своего возлюбленного, не увидела тоски и беспокойства в его глазах. Вот если бы о предстоящей дуэли узнала Татьяна...

Юноша понимает, что погорячился, но назад пути нет. Поэт-романтик старается убедить себя в том, что должен защитить Ольгу от коварного искусителя - Онегина.

Выразительное чтение XVII (гл.6)

Заметив, что Владимир скрылся, Евгений вполне доволен мщением своим и вновь скучает. Наутро Зарецкий с запиской от поэта. Это был вызов, картель. Ответ Онегина лаконичен: «Всегда готов!»

Но что происходит в душе героя! В душе Онегина смятение. Может быть, впервые в жизни он задумывается об ответственности за свои поступки, о чувствах окружающих.

Выразительное чтение X (гл.6)

Мог ли Онегин сделать шаг к примирению или отказаться от дуэли?

Нет, теперь уж поздно! Время улетело. Употребление глаголов совершенного вида подчеркивает, что события приобрели фатальный характер. Механизм был запущен. Дуэль, как мы уже слышали, представляла целостное театральное действие и разыгрывалась по определенному сценарию. Как всякий жесткий ритуал, она лишала участников индивидуальной воли.

Какова роль Зарецкого в романе? Выразительное чтение XI (гл.6)

Не последнюю роль в дуэли сыграл Зарецкий, «в дуэлях классик и педант». Он вел дело с большими упущениями.

НЕ предпринял попытки к примирению при передаче картеля.

НЕ встретился со вторым секундантом накануне поединка.

НЕ объявил Онегина неявившимся, хотя тот опоздал на 2 часа.

НЕ отреагировал на то, что второй секундант - слуга Онегина.

НЕ предпринял попытки к примирению противников перед началом дуэли.

Таким образом, мы видим, что Зарецкий заинтересован в максимально скандальном исходе дуэли.

Нет, для Зарецкого дуэль - это возможность развеять скуку, оказаться в центре сплетен и пересудов.

Итак, Зарецкий 32 шага отмерил с точностью отменной. Мы видим, что противники внешне хладнокровны (этого требовал ритуал). Каждый делает четыре, а потом пять шагов. Таким образом, расстояние между ними примерно четырнадцать шагов. Онегин на ходу, не дойдя до барьера, поднимает пистолет. То же делает и Ленский. Именно в этот момент Онегин выстрелил. Причем Пушкин не употребляет слово «целиться».

IV. Версия первая: Онегин - хладнокровный убийца, эгоист, жаждущий смерти Ленского.

Вчерашние приятели избегают смотреть в глаза друг другу. Глаза бы выдали их собственные чувства. Ведь совсем недавно «меж ними все рождало споры и к размышлениям вело».

Выразительное чтение XXVIII (гл.6)

Версия вторая: гибель Ленского - трагическая случайность. Аргумент первый - опоздание. Онегин «постель покинул, когда солнце катилось высоко», и прибыл к месту дуэли с опозданием на два часа. Что это? Небрежность денди? Нет, скорее он не придавал дуэли серьезного значения и совершенно был лишен кровожадных намерений.

Евгений напрасно ожидал примирительных шагов со стороны Зарецкого. Показательно, что со словами: «Что ж начинать?» он обращается, вопреки всем правилам, прямо к Ленскому, демонстративно игнорируя опытного дуэлиста. Автор показывает, как Онегин, не уважая Зарецкого, в противоречии с самим собой действует по навязанному ему Зарецким сценарию.

Поведение Онегина определялось колебаниями между естественными человеческими чувствами к Ленскому и боязнью показаться смешным или трусливым, нарушив нормы поведения у барьера.

Выразительное чтение XXX, XXXI (гл.6)

А я думаю, что Онегин мог выстрелить от волнения и случайно нажать на спусковой крючок. Такие случаи тоже были. Ведь под дулом пистолета противника, пред лицом смерти поведение человека становится непредсказуемым.

- С помощью каких средств художественной выразительности и с какими чувствами Пушкин пишет о смерти Ленского?

Пушкин с нескрываемым сожалением пишет о гибели Ленского. Для поэта - гуманиста нет ничего более страшного - погиб человек.

Выразительное чтение XXXIII (гл.6)

Реакция Онегина на смерть Ленского также очень показательна. Видя поверженного приятеля, герой не владеет собой. Его невозмутимость и хладнокровие оборачиваются смертельным холодом ужаса перед происшедшим, перед собой.

V.Какая же из двух версий кажется вам наиболее вероятной?

VI. Д\З: 7 глава.

Татьяна в доме Онегина. Что дает для раскрытия образов Онегина и Татьяны этот эпизод (ХY-ХХY)?

Глава №7.

  1. Как передаёт Пушкин в строфах I-ХIII 7-ой главы грустно- задумчивое настроение, чем оно вызвано?
  2. Перечитайте строфы ХY-ХХY (Татьяна в доме Онегина. Что дает для раскрытия образов Онегина и Татьяны этот эпизод? Какое впечатление произвело на неё чтение книг?
  3. Воспроизведите, используя текст 7-ой главы, прощание Татьяны с деревней? Почему Пушкин задерживает наше внимание на этом эпизоде?
  4. Найдите в 7-ой главе строки, рисующие Въезд Лариных в Москву. Какое настроение охватывает поэта при воспоминании о картинах Москвы? Почему так неожиданно резко звучат слова в элегическом описании?
  5. Какими предстают перед нами московские дворяне в изображении А.С.Пушкина? Сравните их с грибоедовскими персонажами.(строфы XLV- LV)
  6. Как передаёт Пушкин в 7-ой главе суетливый и стремительный темп жизни Москвы? Что же находит Татьяна в этом городе? Как она себя здесь чувствует? (Анализ строф XLVII- LIV.)

Глава №8.

  1. Проанализировать лирические отступления в начале 8-ой главы. О каких фактах биографии автора рассказано в начале восьмой главы? Какой предстаёт Муза поэта перед нами?
  2. Как показывает Пушкин отношение высшего света к вернувшемуся из путешествия Онегину? Почему свет настороженно его принимает? Какой совет дают представители света Онегину? Почему поэт берёт его под защиту?
  3. Откуда приехал Онегин и что с ним произошло за время отсутствия? Что он видел в путешествии?
  4. Перечитайте новую встречу героев (Строфа ХIY- ХХYIII) Какое впечатление произвела на Онегина Татьяна? Как подготавливает Пушкин это впечатление? Чем она выделяется из светского общества?
  5. Что чувствует Онегин, увидев Татьяну?

Как передаёт Пушкин волнение Онегина при первой встрече, наедине с Татьяной, при ожидании нового свидания, после приглашения на вечер?

  1. Что изменилось в Татьяне? Сохранились ли в ней прежние черты? Докажите текстом 8-ой главы.
  2. Сопоставьте, как рисует Пушкин чувства Татьяны, влюблённой в Онегина, и переживания Онегина, сейчас любящего Татьяну (главы 3 и 8). Можно ли сравнить эти чувства по глубине и искренности. Почему Онегин, не полюбивший Татьяну в деревне, теперь охвачен такой всепоглощающей страстью?
  3. Перечитайте письмо Онегина. Каким предстаёт перед нами герой в этом послании?
  4. Перечитайте сцену объяснения Татьяны с Онегиным (8-ая глава). Какие чувства владеют героями? Возможно ли, было счастливое воссоединение Онегина и Татьяны?
  5. Как вы понимаете строфы ХLYIII-LI (прощание автора с героем и романом)?

Роль эпиграфа к пятой главе объясняется Ю. М. Лотманом в плане задания параллелизма образов Светланы Жуковского и Татьяны с целью выявления отличий их трактовки: «одного, ориентированного на романтическую фантастику, игру, другого – на бытовую и психологическую реальность». В поэтической структуре «Евгения Онегина» сон Татьяны задает особый метафорический смысл для оценки внутреннего мира героини и самого повествования. Автор раздвигает пространство рассказа до мифопоэтической аллегории. Цитирование Жуковского в начале пятой главы – «О, не знай сих страшных снов ты, моя Светлана!» – отчетливо вскрывает ассоциацию с творчеством предшественника, подготавливает драматическую фабулу. Поэтическая трактовка «чудного сна» – символический пейзаж, фольклорные эмблемы, открытая сентиментальность – предваряет трагическую неизбежность разрушения привычного для героини мира. Эпиграф-предостережение, осуществляя символическое иносказание, рисует и богатое духовное содержание образа. В композиции романа, основанной на приемах контраста и параллелизма с зеркальными проекциями (письмо Татьяны – письмо Онегина; объяснение Татьяны – объяснение Онегина и т. д.), отсутствует противопоставление сну героини. «Бодрствующий» Онегин задан в плоскости реального социального существования, его натура освобождена от ассоциативно-поэтического контекста. И напротив, природа души Татьяны бесконечно многообразна и поэтична.

Эпиграф шестой главы подготавливает смерть Ленского. Эпиграф-эпитафия, открывающий шестую главу романа – «Там, где дни облачны и кратки, родится племя, которому умирать не больно», – привносит пафос «На жизнь мадонны Лауры» Петрарки в сюжет романтика Владимира Ленского, чуждого российской жизни, создавшего иной мир в душе, отличие которого от окружающих и подготавливает трагедию персонажа. Мотивы поэзии Петрарки необходимы автору, чтобы приобщить персонаж к разработанной западной культурой философской традиции приятия смерти, прерывающей краткосрочность жизненной миссии «певца любви». Но Ю. М. Лотман показал и еще один смысл этого эпиграфа. Пушкин не полностью взял цитату у Петрарки, а выпустил стих, говорящий, что причина отсутствия страха смерти – во врожденной воинственности племени. При таком пропуске эпиграф применим и к Онегину, равно рисковавшему на дуэли. Опустошенному Онегину, может быть, тоже «не больно умирать».


Анализ 6 главы романа Пушкина «Евгений Онегин» требует более глубокого осмысления событий, описанных в ней, потому что эта глава по праву считается кульминацией романа. В этой главе острее и глубже, чем в других главах проявляются характеры главных героев.

Добился своего: взбешен, и он уехал. Заметив отсутствие Владимира, Онегин потерял интерес к , а вскоре и вовсе отправился домой. Ларины, тем временем разместили гостей, и дом уснул. Не спала только одна , предчувствия беды тревожили ее.

В этой главе читатель знакомится с новым героем романа. Это известный дуэлянт хороший знакомый Ленского – . Пушкин изображает яркий образ этого героя, известного в юности шалопая, а теперь

помещик мирный
И даже честный человек.

Онегин тоже его знал, общался с ним, и не удивился его появлению в своем селе. Евгений даже побаивался злого языка известного трактирного трибуна. Владимир пригласил Зарецкого быть своим секундантом. Прочитав записку Ленского, Онегин ответил, не задумываясь: я готов.

Для Ленского, судя по всему, это была первая в его жизни дуэль. Сначала он переживает, что более опытный Евгений откажется от дуэли под благовидным предлогом. Решив не ездить к Лариным, он все-таки поехал туда. На крыльце его встретила Ольга все такая же живая и непосредственная. В ее глазах Владимир видел прежние любовь и привязанность. Первый же вопрос Оленьки его смутил. Евгений понял, что в своей ревности был бесконечно глуп. Он был готов раскаяться, но тут же нашел самооправдание: стреляюсь с другом, чтобы защитить невинную деву от развратителя.

Ночью Ленский не спит. Пробовал читать Шиллера, но мысли были далеки от книги. Написал глупое, по мнению Пушкина, романтическое стихотворение «Куда, куда вы удалились». В отличие от писем и песни девушек Пушкин не стал отделять это «романтическое» произведение юного поэта, написав его в том же «онегинском» стиле, продолжив начатую строфу из 14 строк и написав его все тем же четырехстопным ямбом, и с тем же расположением рифмы.

Ленский только задремал под утро, но его разбудил Зарецкий.

Онегин, напротив, угрызениями совести мучился недолго, безмятежно проспал всю ночь, взял с собой своего слугу француза в качестве секунданта, и приехал к месту дуэли с опозданием. Наверное, сам Евгений относился к дуэли несерьезно, как к некоему фарсу. Может быть, он ожидал, что Зарецкий попытается примирить дуэлянтов, как этого требовали правила дуэли. Он Онегин был готов признать свою неправоту. Ленский после встречи с Ольгой тоже понял, что погорячился, и тоже был готов к примирению. Но Зарецкий не предложил дуэлянтам мира. Не попытался Зарецкий остановить дуэль и по той причине, что Онегин приехал на дуэль со своим слугой, что считалось неуважением к самому акту дуэли и противоположной стороне. В дуэли, в качестве секундантов могли участвовать лишь равные по сословию лица. И можно предположить, что Онегин привел своего француза лишь с той целью, чтобы противоположная сторона сама отказалась от дуэли. Но этого не произошло. Противники сошлись, подняли пистолеты, прозвучал выстрел. Поэт погиб.

В этой главе до глубины души поражает пророчество. Пушкин в ней предсказал свою гибель. Правда, обстоятельства гибели Пушкина были иными, и в отличие от Ленского, Пушкин прожил два дня. Но причиной гибели великого русского поэта тоже стала дуэль, организованная самим Пушкиным с целью защитить честь жены.

Ленского похоронили за селом под двумя соснами. И поставили простой памятник. И тут у читателя, знакомого с христианскими традициями обязательно возникнет вопрос: почему не на кладбище, не в родовом склепе, а у дороги, как самоубийцу? Церковь не запрещала хоронить дуэлянтов на освященной земле. Почему же к Ленскому высказано такое неуважение?

Зарецкий бережно кладет
На сани труп оледенелый;

Характеристика трупа молодого поэта тоже обращает на себя внимание. Почему обледенелый? Сколько же прошло времени после выстрела, если труп успел окоченеть?

В то время, когда происходила эта дуэль, они были запрещены в России. Поэтому дуэлянты никому не говорили о запланированном поединке. А гибель Ленского была выдана за самоубийство. Выполняя глубокий анализ шестой главы, можно предположить, что Ленский и Онегин предварительно позаботились о предсмертных записках, чтобы оградить оставшихся в живых участников дуэли от уголовного преследования.

Дело обставили так, что Зарецкий, якобы, нашел за мельницей уже обледенелый, окоченевший труп молодого поэта.

После строк

Его уж нет. Младой певец
Нашел безвременный конец!
Дохнула буря, цвет прекрасный
Увял на утренней заре,
Потух огонь на алтаре!

следует 6 строф лирического отступления, в котором Пушкин описывает погибшего Ленского, рассуждает о том, какие чувства должен испытывать человек, убивший на дуэли своего друга. Подобные отступления Пушкин делает, когда ему нужно продлить время между действиями.

После выстрела, когда Онегин подошел к трупу Ленского, и моментом, когда труп погрузили, прошло определенное время, в течение которого труп успел заледенеть. На зимнем морозе для этого достаточно 2-3 часа. Что делали остальные дуэлянты на протяжении этих часов, остается только предполагать. Завершается глава , где говорит о себе. Он обещает читателю продолжить свое повествование, но не теперь. В данный момент его больше волнует проза.

Муниципальное образовательное учреждение

«Общеобразовательное учреждение лицей №2

г.Красноярска»

Конспект урока по литературе
в 9 классе

« Дуэль. Трагическая гибель Ленского».

Подготовила

Владышевская Илона Кенсариновна

Красноярск 2010

Урок литературы в 9 классе

Владышевская Илона Кенсариновна,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

МОУ «Общеобразовательное учреждение
лицей №2 города Красноярска»


Дуэль. Трагическая гибель Ленского.

(Анализ 6 главы романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»)

Цель урока : дать понятие «дуэльный кодекс» и выявить повод и истинную причину состоявшейся дуэли между Онегиным и Ленским; охарактеризовать чувства главного героя после свершившейся трагедии и увидеть черты эволюции характера Евгения Онегина.

Пистолетов пара,

Две пули – больше ничего -

Вдруг разрешат судьбу его.

А.С.Пушкин

Тема сегодняшнего урока – «Дуэль. Трагическая гибель Ленского». 29 января 1837 года не стало гения, «солнца русской поэзии», А.С.Пушкина, умершего вследствие раны, полученной им на дуэли. Буквально на следующий день сердца передовых людей 19-го столетия обожгли строки М.Ю.Лермонтова:

И он убит - и взят могилой,

Как тот певец, неведомый, но милый,

Добыча ревности глухой,

Воспетый им с такою чудной силой,

Сраженный, как и он, безжалостной рукой.

Владимир Ленский – герой романа А.С.Пушкина, погибший на дуэли от руки Онегина; Александр Сергеевич Пушкин - поэт, получивший смертельное ранение, нанесенное ему Дантесом также на дуэли; Лермонтов – «певец одиночества», погибший во время дуэли с Мартыновым… Как тесно литература переплетается с жизнью: не поймешь, где заканчивается художественный вымысел и начинается реальность. Но вот проблема: это не наша реальность. «Я вызываю вас на дуэль» - фраза, которая сегодня воспринимается как шутка.

Анализируя 6 главу романа, которая повествует о дуэли Евгения Онегина и Владимира Ленского, давайте попытаемся взглянуть на события главы глазами человека первой четверти 19 века, в противном случае мы рискуем дать неправильную оценку поступкам героев.

Итак, что значила дуэль для дворянина в 19 веке? Можно ли было ее избежать? Как оценить поступок Онегина? Пожалуй, именно эти вопросы и будут для нас ключевыми.

1. БЕСЕДА ПО ВОПРОСАМ.

Эпиграф к главе взят из книги Петрарки «На жизнь мадонны Лауры»: «Там, где дни облачны и кратки, родится племя, которому не больно умирать». Цитируя, Пушкин выпустил средний стих, отчего полностью изменился смысл. У Петрарки: «Там, где дни туманны и кратки – прирожденный враг мира – родится народ, которому не больно умирать». Здесь причина отсутствия страха смерти – во врожденной свирепости племени. С пропуском среднего стиха появилась другая причина небоязни смерти – следствие разочарованности и «преждевременной старости души»

- Как вы думаете, о каком герое здесь идет речь? (Об Онегине. Но Онегин был типичным представителм своего времени.)

- Какая причина заставила Ленского вызвать Онегина на дуэль? (художественный пересказ эпизода). Цель Онегина – позлить Ленского и только.

- Думал ли Онегин о возможной дуэли, когда сознательно злил Ленского? (Увлеченный идеей так называемого мщения, он об этом и не думает. Умный, красноречивый, научившийся сдерживать охладительное слово в общении с Ленским, он, вероятно, был уверен, что после объяснится со своим приятелем. Но этого, к сожалению, не произошло).

В строфе 4 появляется новое лицо – некий Зарецкий. И ему посвящено целых 5 строф. Много для второстепенного персонажа. Но это не случайно. Ему суждено сыграть одну из главных ролей в трагедии, которая скоро развернется. Пожалуй, более беспощадной характеристики, чем характеристика Зарецкого, у Пушкина нет.

- Расскажите, пожалуйста, об этом герое с использованием цитат.

- Какую роль сыграл Зарецкий в поединке Онегина с Ленским? (Секундант). К этому персонажу мы еще вернемся.

Мог ли Онегин что-то исправить? На этот вопрос мы не сможем верно ответить, если не поймем, чем была дуэль для современников Пушкина. И к сегодняшнему уроку группа историков-исследователей подготовила сообщение-презентацию «Дуэль и дуэльный кодекс в России 19 века». Предоставим им слово. (Прошу вашего особого внимания!)

Представление презентации (см.приложение к уроку).

2. АНАЛИТИЧЕСКАЯ РАБОТА В ПАРАХ

Итак, вам был представлен общепринятый дуэльный кодекс. Ваша задача обратиться к тексту главы и выяснить, был ли нарушен этот кодекс? Были ли объективные причины считать дуэль несостоявшейся? Ответы подтверждайте цитатами.

Нарушения дуэльного кодекса:

1) Зарецкий был единственным распорядителем дуэли и сознательно игнорировал все, что могло устранить кровавый исход.

При передаче картели (вызова) он должен был обсудить возможности примирения, но не сделал этого ни в доме Онегина, ни в начале поединка.

9 строфа : Зарецкий встал без объяснений, остаться доле не хотел, имея дома много дел.

2) Нарушается и право о социальном равенстве: секундант - свободно нанятый лакей, Гильо.

27 строфа: Хоть человек он неизвестный, но уж конечно малый честный. (Такая мотивировка должна была обидеть Зарецкого).

3) Онегин вступает в разговор с Ленским, чего делать не положено. «Что ж, начинать?» - спрашивает он. И это единственная слабая попытка предотвратить возможную гибель: если бы Ленский отказался, Онегина не обвинили в трусости, уклонении от поединка.

4) Онегин опоздал более чем на час, и Зарецкий имел все основания не допустить кровавого исхода, объявив его неявившимся. Но не сделалэтого.

- Почему Зарецкий так себя ведет? (Зарецкий вел себя не только не как сторонник строгих правил искусства дуэли, а как заинтересованное в максимально скандальном и шумном – что применительно к дуэли означало кровавом – исходе).

Онегин тоже нарушает правила дуэли, чтобы показать свое презрение к истории, в серьезность которой все еще не верит.

3. БЕСЕДА ПО ВОПРОСАМ.

А теперь перенесемся во времени назад и посмотрим на наших главных героев перед дуэлью. Действительно ли Ленский был решительно настроен на поединок? (Строфа 15 -23)

Уже нет. Он не видит в Ольге перемен и чувствует, что он любим. Но, будучи романтиком, он практически убеждает себя с присущим романтизму пафосом, что Онегин – злой развратитель, искушающий молодое сердце. «Он мыслит: буду ей спаситель… Все это значило, друзья: с приятелем стреляюсь я». Дорога ему сейчас собственная жизнь? Сейчас, когда он вновь почувствовал счастье? Безусловно.

Какие же мысли занимают ум и сердце Онегина перед поединком? Желает ли он поединка с другом? (Найти ответ в 10 строфе)

Он обвинял себя во многом:

Во-первых, он уж был неправ,

Что над любовью робкой, нежной,

Так подшутил вечор небрежно.

А во-вторых: пускай поэт

Дурачится: в осьмнадцать лет

Оно простительно. Евгений,

Всем сердцем юношу любя,

Был должен оказать себя не мячиком предрассуждений…

Он мог бы чувства обнаружить, а не щетиниться, как зверь.

- Оба наших героя терзаются сомнениями. Что же для Онегина становится причиной участия в дуэли? (Мнение света)

- Какой комментарий этой ситуации дает Пушкин? « Но дико светская вражда боится ложного стыда».

Действительно, ложного стыда. Во всей этой истории читателя не покидает ощущение какого-то абсурда происходящего, чего-то неправильного. Я предлагаю вашему вниманию фрагмент экранизации романа «Евгений Онегин» английским режиссером Мартой Файнс.

Интересна история создания фильма. Английский актер Рэйф Файнс, прочитав в 1998 г. роман Пушкина, был так потрясен историей любви Татьяны и Евгения, что решил непременно снять фильм. И благополучно сделал это благодаря своей сестре-режиссеру, а сам снялся в главной роли. Очень радует, что произведения А.С.Пушкина тревожат сердца людей не только нашей страны.

Удалось ли актерам передать то состояние, которое испытывали Онегин и Ленский? И еще подумайте, пожалуйста, если бы вы были консультантами съемочной группы, высказали бы какие-то пожелания, касающиеся соответствия событий фильма тексту романа?

Просмотр фрагмента фильма «Онегин».

4. ОБСУЖДЕНИЕ ПРОСМОТРА.

Учащиеся высказывают свое мнение.

Мне кажется, очень удачно передано смятение Ленского, его неуверенность в словах обвинения, обращенных к Онегину, боязнь трагического исхода. Онегин тоже находится в двойственном состоянии: идет на поединок, но очень неохотно. А особенно выразительно и ярко показано потрясение героя, вызванное осознанием содеянного:

Онегин к юноше спешит,

Глядит, зовет его…напрасно.

В тоске сердечных угрызений…глядит на Ленского…

Убит! Сим страшным восклицаньем

Сражен, Онегин с содроганьем отходит.

- Какие несовпадения отметили бы консультанты? Проверим внимательность.

Неточности:

    время года (по роману – зима, в фильме – осень);

    появилась как свидетель Татьяна,

    Онегин очень настоятельно просит Ленского одуматься,

    Ленский был убит пулей навылет в грудь, а не в висок.

Вернемся к теме нашего урока. На мой взгляд, эпизод фильма наглядно продемонстрировал нам ужасный лик совершенно нелепой, бесцельной смерти 18-летнего(!) юноши.

5. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

- Только ли по вине Онегина и Зарецкого все-таки погибает Ленский? Виновато общественное мнение, навязывавшее людям диктат норм поведения. Основной механизм, при помощи которого общество, презираемое Онегиным, тем не менее властно управляет его поступками, - боязнь быть смешным или сделаться объектом сплетен.

Четко следовать дуэльному кодексу, который установлен кем-то негласно, или поступить так, как подсказывают сердце и душа? К сожалению, на чаше весов более весомым оказалось мнение света, а не естественные человеческие чувства, которые Онегин испытывал к Ленскому.

- В случае, если бы Ленский не погиб, какой жизненный путь был бы ему уготовлен? (Строфа 36 и далее) Какой из предсказанных вариантов судьбы Ленского вам кажется более верным? Почему?

Эти размышления и станут вашим домашним заданием.

6. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Сочинение-рассуждение (не менее 150 слов): «Какой из вариантов судьбы Ленского мне кажется более верным и почему?»

Список использованной литературы

    Мещеряков В.П. «Дела давно минувших дней…»: Историко-бытовой комментарий к произведениям русской классики XVIII -XIX веков/ В.П.Мещеряков, М.Н.Сербул. – М.: Дрофа, 2003.

  1. Пушкин в школе. Пособие для учителей, студентов, учащихся старших классов. Сост. В.Я.Коровина. – М.: РОСТ, Скрин, 1998.