Alexandra Exter. Maquettes de Théâtre

Алекса́ндра Алекса́ндровна Эксте́р (в девичестве Григоро́вич), (6 января 1882, Белосток - 17 марта 1949, Фонтене-о-Роз) - русско-французская художница-авангардистка (кубофутуризм , супрематизм), график, художница театра и кино, дизайнер. Представительница русского авангарда , одна из основоположниц стиля «ар-деко ».

Родилась в городе Белосток Гродненской губернии Российской империи в семье коллежского асессора Александра Аврамовича Григоровича.

Обучалась в Киеве в гимназии Св. Ольги, которую закончила 1899 году.

С 1901 по 1903 годы, а также, как вольнослушатель, с 1906 по 1908 годы занималась в Киевском художественном училище .

В 1903 году вышла замуж за двоюродного брата, адвоката Николая Евгеньевича Экстера.

В те же годы организовала в своем доме салон-мастерскую, ставший местом встреч представителей киевского авангардного искусства.

В 1907 году уехала в Париж, где стала заниматься в парижской академии Гранд-Шомьер и посещать класс портретиста Карло Дельваля. Во время этой поездки у неё сложились дружеские отношения с П. Пикассо и Г. Аполлинером.

С 1908 по 1914 годы жила в разных городах Российской империи (Москва, Киев, Одесса, Петербург), много путешествуя по Европе.

В 1908 году организовала в Киеве вместе с Д. Д. Бурлюком выставку «Звено».

В 1912 году в Италии познакомилась с художником-футуристом Арденго Соффичи, а через него - с ведущими авангардистами этой страны, принимала участие в их выставках.

Принимала участие в большинстве наиболее значительных выставок авангардного искусства в России (выставки Бубнового валета - февраль 1912 года, Союза молодежи, Трамвай В и др.), Франции (Салон Независимых - март 1912-го и др.), в Италии.

В 1913 году принимала участие в организации «Кольца» - художественной группы кубофутуристичиского направления. В 1914 году принимала участие в организации и в выставке «Кольца» в Киеве.

В 1915 году вступила в группу К. Малевича Супремус.

В 1915-1916 годах вместе с другими художниками-супрематистами Экстер работала с крестьянами в художественной артели села Вербовка (руководитель - её ученица Нина Генке) и села Скопцы (руководитель Наталья Давыдова).

В 1918-1921 годах - вместе с Вадимом Меллером работала с Брониславой Нижинской, сестрой В. Нижинского, в её балетной студии в Киеве.

В 1921 году принимала участие в концептуальной выставке конструктивистов «5х5=25».

В 1923 году вместе с В. И. Мухиной оформила павильон газеты «Известия» на первой Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке в Москве.

А. А. Экстер преподавала в Одесской детской художественной школе, затем в собственной студии в Киеве (1918). С 1921 по 1922 годы вела курс во ВХУТЕМАСе .

С 1924 года жила за границей. В 1925 году приняла участие в Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств в Париже.

Как художник театра и кино работала над спектаклями Московского камерного театра А. Я. Таирова («Фамира Кифаред» И. Ф. Анненского (1916), «Саломея» О. Уайльда (1917)), «Ромео и Джульетта» У. Шекспира (1921), фильмами («Аэлита» Я. А. Протазанова) и др.

В качестве дизайнера по костюмам сотрудничала с Московским ателье мод, работала над созданием парадной формы Красной Армии (1922-1923).

В 1924-1925 годах участвовала в оформлении Советского павильона на XIV Международной выставке в Венеции и подготовке экспозиции советского отдела Всемирной выставки современного индустриального и декоративного искусства («Арт Деко») в Париже.

В начале 1930-х годов Александра Экстер начала работать в направлении Les Livres Manuscrits - создание уникальных, выполненных от руки книг, каждая страница которых имеет авторский автограф. Эти книги Экстер делала, как правило, в одном, изредка - в трех-пяти экземплярах.

Персональные выставки Александры Экстер - Берлин (1927), Лондон (1928), Париж (1929), Нью-Йорк (1930), Прага (1937).

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

А. А. Экстер (девичья фамилия Григорович) родилась в Украине в Белостоке в чиновничьей семье 6 января 1882 года. В 1901 г. стала посещать занятия в Киевском художественном училище. В 1903 г. она вышла замуж за своего кузена, преуспевающего адвоката Н. Е. Экстера.

Мост (Севр)

Талантливая, красивая, всегда доброжелательная и приветливая, Александра привлекала к себе художников и людей искусства, её дом стал центром киевской художественной жизни.

Саломея

Материальное благополучие позволяло художнице часто бывать в Париже, откуда она привозила идеи и новейшие веяния в изобразительном искусстве: фовизм, экспрессионизм и кубизм.

Композиция

Киевские художники с подачи и благодаря Александре Экстер узнавали и впитывали то новое, что происходило в искусстве Европы в начале ХХ века.

Город ночью

Однако художница не следовала слепо западным влияниям. То, что она узнавала, она пропускала через себя, через призму своего таланта и воображения.

Морская маска

Кубизм с его логичными ясными формами оказался близок художнице, но она переработала его в нечто своё, создав свой, "экстеровский" вариант кубизма — кубофутуризм, который стал визитной карточкой её стиля и принёс ей известность.

Кафе

В 1907 г. Экстер уехала в Париж, где некоторое время училась в частной академии "Ла Гранд-Шомьер". В Париже она познакомилась с представителями современного французского искусства - поетом и идейным вдохновителем нового искусства Г. Аполлинером, Ж. Браком, П. Пикассо, М. Жакобом, с итальянскими футуристами.

Генуя

Брак супругов Экстер был счастливым, но недолгим: в 1908 году Н. Е. Экстер ушёл из жизни. После смерти мужа художница осталась без средств к существованию, без жилья и даже потеряла свои картины, которые ей не вернул свёкр. Выручала преподавательская деятельность и театральные заказы.

Танец семи вуалей. Эскиз костюма к трагедии О. Уайльда «Саломея». Для Московского Камерного театра

Она преподавала в Одесской детской художественной школе, а затем в собственной студии в Киеве.
В 1921- 22 гг. Экстер работала в московском Вхутемасе. В числе ее учеников были А. Г. Тышлер, И. И. Нивинский, И. М. Рабинович и др.

Эскиз костюма к постановке "Ромео и Джульетта"

Она была участницей почти всех авангардных выставок в России: Салон В. А. Издебского в Одессе (1909/10, 1911), "Венок-Стефанос" и "Треугольник" в Петербурге (1910), "№ 4" в Москве (1914).

Натюрморт
В 1910 г. вступила в объединение "Бубновый валет" и участвовала в его выставках; в 1913 г. стала членом "Союза молодежи".
В 1914 г. в Киеве организовала авангардную выставку "Кольцо".

Женский костюм

Ранние работы Экстер написаны в стиле импрессионизма, а позднее художница пришла к футуризму и кубизму. Часто она применяла технику коллажа.

Венеция

В 1915 г. Экстер примкнула в Москве к группе К. С. Малевича. В это же время она занялась прикладными искусствами, использовав кубистические формы для создания бытовых вещей.

Натюрморт

Самой яркой страницей творческой биографии художницы стала ее работа в Московском Камерном театре. Ей принадлежали росписи вестибюля театра и занавес, костюмы и декорации к драме "Фамира Кифаред" И. Ф. Анненского (1916), "Саломеи" О. Уайльда (1917), "Ромео и Джульетты" У. Шекспира (1921). Художница всецело отдавала себя этой работе.

Натюрморт (Ваза с вишнями)

В 1923 году она писала режиссеру А. Таирову: «Я перенесла макет сцены в спальню, чтобы думать о спектакле даже во сне...» После премьеры А.Эфрос писал: «Спектакль прошел бы и совсем бесследно, если бы… Внутренний облик театра к этой премьере принял необычный вид.

Натюрморт

Вестибюль, лестница, фойе, наконец, самый портал сцены были покрыты сплошной, цепкой, добротной кубофутуристической живописью…

Женский костюм

Сдвиги и разрывы росписей Экстер, сделанные с горячей, скажу — страстной убежденностью, охватывали нас своим пафосом сразу же у входа, вели наверх, проводили в фойе и замыкались в зрительном зале"…

Натюрморт с вазой и цветами

Яркое, эффектное оформление Экстер затмило и постановку, и игру актёров, в том числе примадонны Алисы Коонен, которая была женой Таирова. Она не простила художнице столь ошеломляющего успеха.

Мужской костюм

Таиров прекратил с Экстер всякое сотрудничество, что вызвало у художницы глубокую депрессию, так как она преклонялась перед ним и его творчеством. Эта личная драма явилась одной из причин, по которой художница решилась уехать жить за границу.

Женщина с птичками

В 1920-х гг. художница, как и многие деятели конструктивистского движения, обратилась к практической работе: принимала участие в оформлении I Всероссийской сельскохозяйственной выставки (1923), придумывала рисунки для тканей, сотрудничала с Московским ателье мод, где разрабатывала проекты женской одежды, участвовала в создании формы для Красной Армии.

Конструктивный натюрморт

По эскизам Экстер были выполнены причудливые костюмы для кинофильма "Аэлита" Я. А. Протазанова. Именно они определили весь стиль киноленты, ставшей классикой экрана.

Берег Сены

В 1924 г. художнице было поручено оформление советского павильона на XIV Международной выставке в Венеции, где демонстрировались и ее работы.

Женский костюм

После Венеции Экстер уехала в Париж для работы над экспозицией советского отдела Всемирной выставки декоративных искусств. Представленные на ней театральные работы получили золотую медаль.

Женский портрет

В Россию Экстер уже не вернулась, она осталась в Париже, а в 1929 г. поселилась в Фонтене-о-Роз. За границей Экстер занималась театральными и прикладными работами, создавала костюмы к балетным постановкам Б. Ф. Нижинской, Э. Крюгер и др.

Натюрморт

В 1925-30 гг. по приглашению Ф. Деже преподавала в Академии современного искусства в Париже, а также давала частные уроки.

Эскиз костюма для Московского театра

Ее работы демонстрировались на многочисленных выставках. До конца жизни её не покидает тоска по родной Украине.

Натюрморт с яйцами

Она вспоминает, как в 1919 году вместе с товарищами писала этюды на Трухановом острове рано утром, «когда светило в этот ранний час, искупавшись в Днепре, бодро, свежо идет вглубь всей Украины».

Женский костюм для испанского танца

Чиновники

(1882, Белосток Гродненской губ. - 1949, Фонтене-о-Роз, близ Парижа). Живописец, сценограф, художник прикладного искусства.

А.А. Экстер - один из крупных мастеров русского авангарда. Широкому зрителю известны прежде всего ее работы в области сценографии, однако художница оставила обширное наследие во многих сферах изобразительного искусства, в том числе живописи, и при этом сумела сохранить удивительную цельность своего творческого облика.

Галерея картин Экстер А.А.

В начале жизненного пути Александры Экстер, тогда еще Александры Григорович, ничто, казалось бы, не предвещало ее выдающегося творческого будущего. Она происходила из семьи чиновника, училась в киевской гимназии (1892 - 1899), в 1901 году поступила вольнослушателем в Киевское художественное училище, но в 1903-м оставила занятия, так как вышла замуж за своего кузена, адвоката Николая Экстера. Их дом стал местом встреч многих киевских художников и литераторов. Уже в 1906-м году Экстер ненадолго возобновила занятия в училище, а в 1907-м побывала в Париже и несколько месяцев занималась в академии Гранд Шомьер. Затем Экстер сняла мастерскую в Париже и часто приезжала туда работать на протяжении нескольких лет, с 1908-ого по 1914-ый. Свое знакомство с достижениями современного французского искусства художница начала традиционно для русских мастеров с импрессионизма («НАТЮРМОРТ С ВАЗОЙ И ЦВЕТАМИ», 1908, ГРМ; натюрморты 1909-1910; «ТРИ ЖЕНСКИЕ ФИГУРЫ», 1910- 1911, Музей украинского изобразительного искусства, Киев), затем увлеклась пуантилизмом и наследием Ван Гога.

Познакомившись в Париже с Г. Аполлинером, а через него с П. Пикассо, Ж. Браком и Ф. Леже, Александра Александровна обратилась к искусству кубизма. Однако ее никогда не привлекали темы разложения формы предмета на простейшие объемы. Художница увидела в кубизме прежде всего обобщенную гармонию.

В это же время Экстер обратилась к творческому наследию Н. Пуссена. Работы этого мастера она изучала в Лувре и была очарована ритмической уравновешенностью его композиций, в которых не было ни одной лишней детали. Именно Пуссен привел Экстер к кубизму. Свою работу в этом направлении она начала с мотивов, которые как будто бы изначально уже были предназначены для упрощения и обобщения («МОСТ. СЕВР», 1912, Музей украинского изобразительного искусства, Киев; «ГАВАНЬ», 1912; «БЕРЕГ СЕНЫ», 1914-1915, Ярославский художественный музей). Одновременно художница экспериментировала с цветом и движением в картине. Она создавала исполненные динамики пейзажи («ГОРОД НОЧЬЮ», 1913, ГРМ; «ФЛОРЕНЦИЯ», 1914, ГТГ), а также беспредметные композиции («ДИНАМИЧЕСКАЯ КОМПОЗИЦИЯ», 1916, частное собрание). В это время Экстер познакомилась с М.Ф. Ларионовым и Н.С. Гончаровой, участвовала в выставках «Бубнового валета», а также футуристических выставках «№ 4» и «Трамвай В». Это время было необыкновенно плодотворным для художницы. Она с одинаковым успехом работала в самых разнообразных художественных сферах. В 1910-е художница оформила футуристические сборники «Молоко кобылиц» и «Первый журнал русских футуристов» (1914). Тогда же она увлеклась декоративным искусством и делала рисунки платьев, платков, скатертей, подушек, ширм, абажуров, а в 1915 приняла активное участие в организации выставок современного декоративного искусства юга России и художественной индустрии. Живописные работы Экстер привлекли внимание режиссера Камерного театра А. Таирова. В се полотнах он увидел огромные потенциальные возможности для обновления искусства театра. Художница оформила спектакли «Фамира Кифаред» (1916) по пьесе И. Анненского, «Саломея» (1917). О. Уайльда и «Ромео Джульетта» (1921) У. Шекспира для Московского Камерного театра А. Таирова. Живописный опыт позволил ей совершенно по-новому подойти к оформлению сценической постановки. Художница видела спектакль как единый ансамбль действия и оформления. Действие оживляло цвет, который приносил на сцену актер в своем костюме. Костюмы и декорации Экстер конструировала по единому принципу сочетания различных объектов и поверхностей. Однако очень многие театральные замыслы художницы так и не получили воплощения. В период работы в театре Экстер обратилась к беспредметному искусству, в котором ее интересовала тема цветодинамики («БЕСПРЕДМЕТНАЯ КОМПОЗИЦИЯ», 1917-1918, ГРМ; «БЕСПРЕДМЕТНОЕ», 1917-1918; «ПОСТРОЕНИЕ ПЛОСКОСТЕЙ ПО ДВИЖЕНИЮ ЦВЕТА», 1918, музей В. Хика, Германия). С 1916 года художница работала над альбомом гуашей «Разрыв. Движение. Вес».

После революции 1917 года Экстер вернулась в Киев и включилась в процесс культурного строительства. Она стала членом Товарищества деятелей украинского пластического искусства, участвовала в подготовке Всеукраинского съезда деятелей искусств в 1918 году. Тогда же, в Одессе, от холеры умер ее муж. Однако утрата не сломила её. Вместе с начинающим художником И. Рабиновичем она открыла мастерскую декоративного искусства по исполнению оформительских и театральных работ, давала уроки живописи, рисунка, театрально-декоративного искусства. Это не была художественная студия в традиционном ее понимании. Молодые художники приходили в мастерскую Экстер и смотрели, как она работала, и работали вместе с ней. Среди ее учеников были такие художники, ставшие впоследствии выдающимися мастерами, как П.Ф. Челищев, Н.А. Шифрин, Л.Г. Тышлер. В 1919 художница вместе с учениками принимала участие в оформлении к революционным празднествам улиц Киева и Одессы. Экстер всегда обладала почти неженской самодисциплиной труда и работала даже под звуки выстрелов с улицы. В это время произошли изменения в личной жизни художницы. В 1920-м она вышла замуж за актера Г. Некрасова и переехала жить в Москву. Творческая деятельность Экстер была необычайно многогранной. Она работала во многих московских театрах: студии МХТа, Камерном, Театре комедии и драмы, выполнила эскизы костюмов для фильма Я. Протазанова «Аэлита» по повести А. Толстого. Экстер внесла свой немалый вклад в декоративное искусство России 1920-х. Она разрабатывала модели для промышленного производства тканей и одежды, сотрудничала с мастерской современного костюма и ателье мод «Москвошвея», участвовала в создании парадной формы Красной Армии. В это же время художница продолжала заниматься беспредметным искусством («ЦВЕТОВАЯ КОНСТРУКЦИЯ», 1921, Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева; «КОНСТРУКЦИЯ ПЛАНОВ. РИТМЫ ЦВЕТА», 1921, частное собрание; «КОНСТРУКТИВНЫЙ НАТЮРМОРТ». 1920 -1921, ГРМ) и вместе с A.M. Родченко, Л.С. Поповой и А.А. Весниным приняла участие в выставке «5x5=25». В 1924 году Экстер выехала в Италию для организации Советского павильона па XIV Международной выставке искусств в Венеции. На этой выставке экспонировались и ее работы. В том же году она поселилась в Париже. В эмиграции Экстер много занималась преподавательской работой. По приглашению Фернана Леже она вела в Академии современного искусства в Париже курсы сценографии, композиции в живописи, театрального искусства. Экстер оформляла спектакли, работала над созданием марионеток для театра и кинематографа. В 1930-е художница всецело обратилась к декоративному искусству. Умерла Александра Александровна Экстер в Фонтене-о-Роз под Парижем 17 марта 1949 года.


«Эскиз костюма».

1926 Гуашь. 32 х 20,5 Художественная библиотека, Берлин


«Натюрморт с вазой и цветами». 1908

Холст, масло. 80,5 х 65 Государственный Русский музей, Санкт-Петербург


«Танцующие на пляже». 1930-е


«Натюрморт (Ваза с вишнями)». 1914



«Мост (Севр)». 1912



«Натюрморт с пейзажем». 1930-е



«Город ночью». 1919

«Построение плоскостей по движению цвета». 1918



«Берега Сены». 1912



«Женский костюм». 1918


«Эскиз костюма вакханки»

Александра Экстер

Родилась 6 января 1882 года в городе Белосток Гродненской губернии. Общее образование Александра получила в киевской гимназии Святой Ольги. С 1901 года она начинает посещать лекции в Киевском художественном училище в качестве вольнослушательницы, а с 1906 года начинает обучаться там на постоянной основе. В 1903 году Александра, носившая к тому моменту фамилию Григорович, вышла замуж за Николая Экстера. Их семья постоянно принимает в своем доме литераторов и художников. Именно это и подтолкнуло Александру к возвращению в училище.

В 1907 году Экстер предпринимает поездку в Париж, где она занимается в академии «Ла Гранд-Шомьер». Заграничное путешествие оказало огромное влияние на становлении Александры как художницы. Здесь она познакомилась с М. Жакобом, П. Пикассо, Ж. Браком, Г. Аполлинером. Впоследствии Экстер будет часто работать именно в Париже в мастерской, которую она сняла там.

Влияние французского искусства выразилось в первую очередь в импрессионистских работах художницы: «Три женские фигуры», «Натюрморт с вазой и цветами». Позднее появляются картины в духе пуантилизма и манеры Ван Гога. Кубизм тоже привлекал Экстер, но от идеи разложения композиции на простейшие объемы она всегда отказывалась.

С 1908 по 1914 годы Экстер много путешествует, посещает Швейцарию, Италию. Она регулярно принимает участие в художественных выставках, вступает в объединения «Бубновый валет», «Союз молодежи». При этом работы художницы экспонируются и за границей. Влияние французской живописи особенно заметно на ранних картинах Экстер («Город ночью», «Античный пейзаж», «Натюрморт с яйцами»). Позднее Экстер много работает над беспредметными композициями, росписью абажуров, ширм, подушек, скатертей, платков, платьев. Художница оформляет театральные представления в Московском камерном театре («Ромео и Джульетта», «Саломея», «Фамира Кифаред»). К этой работе она подходила особенно творчески, стремясь к гармонии декораций на сцене и костюмов актеров.

Перед революцией Экстер активно занималась преподаванием. Она давала уроки в Одесской детской художественной школе, в своей студии в Киеве, а затем во Вхутемасе. Ее учениками были И.М. Рабинович, И.И. Нивинский, А.Г. Тышлер. После революции художница развила бурную общественную деятельность. Она разработала оформление костюмов к фильму «Аэлита» по одноименной повести. В 1924 году Экстер отправляется в Италию. На родину художница больше не вернется. В период эмиграции Экстер занималась преподаванием, оформлением спектаклей, декоративным искусством.

Живописец, график, художница театра и кино, дизайнер. Представитель русского и украинского авангарда. Основоположник стиля ар деко. В 1901 г. стала посещать занятия в Киевском художественном училище. В 1903 г., выйдя замуж за адвоката Н. Е. Экстера, устроила в своем доме салон-мастерскую, ставшую впоследствии центром киевского авангардного искусства. В 1907 г. Экстер уехала в Париж, где некоторое время училась в частной академии "Ла Гранд-Шомьер". В Париже она познакомилась с представителями современного французского искусства - Г. Аполлинером, Ж. Браком, П. Пикассо, М. Жакобом, с итальянскими футуристами. В 1908-14 гг. Экстер жила в Киеве, Москве, Петербурге, Париже, путешествовала по Италии и Швейцарии, осуществляя постоянные контакты между русскими и европейскими "левыми" художниками. Она была участницей почти всех авангардных выставок в России: Салон В. А. Издебского в Одессе (1909/10, 1911), "Венок-Стефанос" и "Треугольник" в Петербурге (1910), "№ 4" в Москве (1914). В 1910 г. вступила в объединение "Бубновый валет" и участвовала в его выставках; в 1913 г. стала членом "Союза молодежи". В 1914 г. в Киеве организовала авангардную выставку "Кольцо". Работы Экстер демонстрировались и за рубежом: в парижском Салоне Независимых и на Интернациональной свободной футуристической выставке(1914). В 1915 г. Экстер примкнула в Москве к группе К. С. Малевича. Самой яркой страницей творческой биографии художницы стала ее работа в Московском Камерном театре. Ей принадлежали росписи вестибюля театра и занавес, оформление драмы "Фамира Кифаред" И. Ф. Анненского (1916), "Саломеи" О. Уайльда (1917), "Ромео и Джульетты" У. Шекспира (1921). В послереволюционные годы Экстер занималась преподаванием: в 1918 г.- в Одесской детской художественной школе, а затем в собственной студии в Киеве. В 1921- 22 гг. она преподавала в московском Вхутемасе. В числе ее учеников были А. Г. Тышлер, И. И. Нивинский, И. М. Рабинович и др. В 1920-х гг. художница, как и многие деятели конструктивистского движения, обратилась к практической работе: принимала участие в оформлении I Всероссийской сельскохозяйственной выставки (1923). В 1924 г. художнице было поручено оформление советского павильона на XIV Международной выставке в Венеции, где демонстрировались и ее работы. После Венеции Экстер уехала в Париж для работы над экспозицией советского отдела Всемирной выставки декоративных искусств. Представленные на ней театральные работы получили золотую медаль. В Россию Экстер уже не вернулась, она осталась в Париже, а в 1929 г. поселилась в Фонтене-о-Роз. За границей Экстер занималась театральными и прикладными работами, создавала костюмы к балетным постановкам Б. Ф. Нижинской, Э. Крюгер и др. В 1925-30 гг. по приглашению Ф. Деже преподавала в Академии современного искусства в Париже, а также давала частные уроки. Ее работы демонстрировались на многочисленных выставках. В конце жизни художница увлеклась созданием рукописных книг.