Аленушкины сказки.Игра-путешествие по сказкам Д.Мамина – Сибиряка. Тема: Д

Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк

Родился в семье заводского священника. Получил домашнее образование, затем учился в Висимской школе для детей рабочих, позднее в Екатеринбургском духовном училище (1866-1868) и в Пермской духовной семинарии (до 1872). В 1872 поступил в Петербургскую медико-хирургическую академию на ветеринарное отделение. В 1876, не окончив академии, перешёл на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Проучившись год, вынужден оставить университет из-за материальных трудностей и резкого ухудшения здоровья (начался туберкулёз).
Летом 1877 вернулся на Урал к родителям. В следующем году умер отец; вся тяжесть забот о семье легла на Мамина-Сибиряка. Чтобы дать образование братьям и сестре и суметь заработать, решено было переехать в крупный культурный центр Екатеринбург. В Екатеринбурге женился на Марии Алексеевой, которая стала не только женой-другом, но и прекрасным советчиком по литературным вопросам. В эти годы совершил много поездок по Уралу, изучал литературу по истории, экономике, этнографии Урала, знакомился с народной жизнью.
С начала 1880-х занимался литературным трудом, неоднократно выезжал в Санкт-Петербург.
В 1890 развёлся с первой женой и женился на артистке Екатеринбургского драматического театра М. Абрамовой и переехал в Санкт-Петербург.
Мамин-Сибиряк с 1892 года, после горькой утраты любимой жены, скончавшейся при рождении их дочери Аленушки, выдвигается еще как прекрасный писатель о детях и для детей. Его сборники "Детские тени", "Аленушкины сказки" (1894-1896) имели очень большой успех и вошли в русскую детскую классику. Произведения Мамина-Сибиряка для детей "Зимовье на Студеной" (1892), "Серая шейка" (1893), "Зарницы" (1897), "По Уралу" (1899) и другие приобрели широкую известность. Они открывают высокую простоту, благородную естественность чувств и любовь к жизни их автора, одухотворяющего поэтическим мастерством домашних животных, птиц, цветов, насекомых. Некоторые критики сравнивают сказки Мамина с андерсеновскими.
Умер 15 ноября 1912 года в Санкт-Петербурге.

«Аленушкины сказки» (1894-1897) занимают особое место в творчестве Мамина-Сибиряка. Они были сначала рассказаны писателем дочери во время ее болезни, а потом подготовлены для издания. Посвящение сказок маленькой Аленушке определило лиризм, задушевность и колыбельную интонацию: «Баю-баю-баю… один глазок у Аленушки спит, другой – смотрит; одно ушко у Аленушки спит, а другое – слушает. Спи, Аленушка, спи, красавица, а папа будет рассказывать сказки». Стиль этой присказки Мамина-Сибиряка близок к народным.

Сказки представляют собой произведения подлинной детской литературы. Это гуманистическая книга, в которой ограничено, сочетаются нравственные и общественные идеи.

Аллегория сказок связана с перенесением социальных явлений в мир птиц, зверей, рыб. Сказки поучительны, мораль их умная, она воплощена в системе художественных образов, простых и доступных детям.

«Сказка про храброго Зайца» - длинные уши, косые глаза, короткий хвост» начинается как будто традиционно, с хвастовства Зайца: «Никого я не боюсь! – крикнул он на весь лес. – Вот не боюсь нисколько, и все тут!» Но трусом оказался не столько хвастунишка, сколько сам страшный Волк. «Когда Заяц упал на него, ему показалось, что кто-то в него выстрелил. И Волк убежал. Мало ли в лесу других зайцев можно найти, а этот был какой-то бешеный…»

С начала и до конца сказку пронизывает один мотив – «надоело бояться», «надоело прятаться». Условный мир зайцев и волков иносказательно отражает взаимоотношение слабых и сильных в мире и уязвимость тех, кто держит слабых в страхе.

Главное – поверить в себя: «С этого дня храбрый Заяц начал сам верить, что он действительно никого не боится». Эта мысль четко воплощена в конфликте и в системе художественных образов персонажей сказки.

В «Аленушкиных сказках» образы, композиция, стиль, язык тесно связаны с целями воспитания разума ребенка, с задачами пробуждения общественного сознания («Умнее всех»; «Сказочка про Воронушку–черную головушку и желтую птичку канарейку»; «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и веселого трубочиста Яшу» ). Сказки Мамина-Сибиряка по-настоящему детские, и их цели и задачи осуществляются с учетом особенностей восприятия дошкольников.

В сказке «Умнее всех» высмеиваются спеть, тупость, зазнайство. Индюк, который считал себя аристократом среди обитателей птичьего двора, требует всеобщего признания, что он – самая умная птица:

« - Ведь я умнее всех? Да?

Индюшка спросонья долго кашляла и потом уже ответила: Ах, какой умный… Кхе-кхе! Кто же этого не знает?

Нет, ты говори прямо: умнее всех? Просто умных птиц достаточно, а умнее всех – одна, это я.

Умнее всех ответила индюшка. Кхе-кхе».

Уже это начало настораживает ребенка. А когда с таким же вопросом Индюк обращается ко всем птицам, живущим во дворе, он получает в ответ: «Кто же не знает, что ты самая умная птица! Так и говорят: «Умен, как индюк». Тут даже самый маленький читатель непременно поймет суть дела и невольно улыбнется над чванливым существом. Но автор не ограничивается только намеком на глупость своего героя. С юмором изображает он позорный крах хвастуна, когда на птичьем дворе появился невиданный зверь, похожий и на яйцо, и на репейную шишку. Это существо – Еж, серячок-мужичок, окончательно разоблачает хвастуна.

Но сказка на этом не кончается. «Порядочное и благовоспитанное» птичье общество не могло помириться с тем, что какой-то пришелец, мужичок-серячок, критикует одного из самых знатных членов этого общества. Петух и другие птицы готовы наброситься на Ежа. В конце концов, все переходят на сторону Индюка. В такой концовке заложен большой социальный смысл.

В сказке «Умнее всех» чванливому птичьему «порядочному» и «благовоспитанному» обществу противопоставляется серячок-мужичок Еж, который и оказывается умнее всех.

В сказке «Ванькины именины» изоблачаются стяжательство, самохвальство, драчливость, любовь к сплетням. Все это автор рисует так, что мораль оказывается близкой и понятной маленьким детям. В сказке действуют куклы, игрушки, домашние вещи. Они разговаривают, веселятся, пируют, ссорятся, дерутся, мирятся.

В сказке скромнее всех ведут себя дырявый Аленушкин Башмачок и игрушечный Зайчик. Но их-то и обвиняют драчливые игрушки в развязывании ссоры. Читатель-ребенок, несомненно, будет на стороне несправедливо обиженных Зайчика и Башмачка; он многое поймет и во взаимоотношениях людей, задумается и о несправедливости по отношению к Башмачку и Зайчику, которые от расправы едва успели выскочить в окно.

«Сказка про Воробья Воронбеича, Ерша Ершовича и веселого трубочиста Яшу» рассказывает о том, как трудно приходится в борьбе с всесильными врагами двум приятелям, Воробью Воробеичу и Ершу Ершовичу. Они часто говорили о своих схожих невзгодах. У них и враги были «одинаковые». Воробей Воробеич даже считал, что «ястреб когда-нибудь был щукой, а щука была ястребом».

В борьбе за жизнь гибнет неприспособленная, неопытная Канарейка и стойко выдерживает все испытания разбойница Ворона («Сказочка про Воронушку – черную головушку и желтую птичку Канарейку»).

Сказки Мамина-Сибиряка проникнуты идеей гуманности и пробуждают сочувствие к слабым, угнетенным.

Аллегория и антропоморфизм сказок Мамина-Сибиряка сродни народным детским сказкам. Заяц трусоват, Кот плутует, Воробей озорничает. В то же время животные разговаривают, действуют подобно людям; с ними происходят необычайные, удивительные события.

Писатель тщательно работал над сказками, используя богатство русской народной речи, отшлифовывал в них свой стиль, который современники метко назвали «Маминслог». Язык детских произведений Мамина-Сибиряка свеж и колоритен, полон пословицами и поговорками, остроумными и меткими присловьями.

«Аленушкины сказки» - превосходный образец творчества для маленьких, они прочно вошли в чтение уже не одного поколения детей.

К.Д.Ушинский. Рассказы о детях и о природе в творчестве писателя: «Дети в роще», «Четыре желания», «Чужое яичко», «Утренние лучи» и др. Познавательная направленность рассказов.

Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870) родился в городе Туле. Детство он провел на Украине, в маленьком городе Новгород-Северске и учился в тамошней гимназии. В 16 лет поступил на юридический факультет Московского университета. Уже в студенческие годы его интересы не ограничивались рамками будущей профессии: увлекался русской и зарубежной литературой, писал стихи, серьезно изучал историю и географию. Но больше всего привлекала его педагогическая деятельность. Это и привело его в Ярославский Демидовский юридический лицей, где более двух лет он исполнял обязанности профессора.

Однако Ушинскому недолго пришлось работать в должности профессора. Человек независимого характера, он не заботился о карьере, не считался с мнением начальников. С 1852 года начинается его сотрудничество в популярных журналах «Современник», «Библиотека для чтения», «Журнал для воспитания».

В 1854 году как талантливого литератора-педагога его приглашают преподавателем в Гатчинский, а затем в Смольный институт, где он становится инспектором и проводит ряд реформ с целью дать воспитанницам широкое образование. Но эти реформы вызвали недовольство начальства. И Ушинский был вынужден оставить работу и уехать за границу. Там продолжает писать для детей.

Константин Дмитриевич Ушинский является основоположником русской педагогики, в частности дошкольной педагогики. В основу своей педагогической системы он положил идею народности воспитания, считая, что дети с самого раннего возраста должны усваивать элементы народной культуры, овладевать родным языком, знакомиться с произведениями устного народного творчества.

Ушинский считал, что начинать обучение следует с рассказов о временах года, человеке, домашних и диких животных, птицах, растениях, деревьях, минералах, воздухе, воде.

Основные труды великого педагога и талантливого писателя: «Человек как предмет воспитания» (в 2-х томах, 1868-1869), учебные книги «Детский мир и хрестоматия» (первое издание – 1861), «Родное слово» (первое издание – 1864), а также методические пособия для учителей.

Книги «Детского мира» знакомят маленького читателя с природой, людьми разных народов и профессий, народным творчеством. Основное место в Детском мире» занимают небольшие статьи научного характера. В них наиболее ярко проявился талант Ушинского – популяризатора научных знаний. Его статьи отличаются доступностью и увлекательностью.

Приемы изложения в статьях самые разнообразные. Статьи о природе, о растительном и животном мире соответствуют уровню науки того времени. Животные и птицы показаны в их естественной среде, даны с описанием их повадок, изображены в тесной связи с деятельностью человека.

В разных частях книги то и дело упоминается бог, якобы придавший всей природе целесообразный характер и управляющий миром. Таковы статьи «О человеке», «Чудный домик». Премудростью бога объясняются и способы распространения семян у растений (статья «Размножение растений»).

В «Детском мире» ярко проявился талант Ушинского как автора художественных произведений для детей.

Животные в рассказах К.Д.Ушинского представлены с характерными повадками и в той жизненной «роли», которая неотделима от их природы. В рассказе «Бишка» говорится: «А ну-ка, Бишка, прочти, что в книжке написано!» Понюхала собачка книжку, да и прочь пошла. «Не мое, - говорит, - дело книги читать. Я дом стерегу, по ночам не сплю, лаю, воров да волков пугаю, на охоту хожу, зайку слежу, уточек ищу, поноски тащу – будет с меня и этого». Собака умна, но не настолько, чтобы ей книги читать. Каждому дано от природы свое.

В рассказе «Васька» в столь же простой форме поведано о том, что делает в доме кот.

В рассказе«Лиса Патрикеевна» объем преподносимых ребенку реальных сведений о зверях еще больше. Он узнает не только о том, что у лисы «зубушки остры», «рыльце тоненькое», «ушки на макушке», «хвостик на отлете», а шубка теплая, но и то, что лисонька красива – «кума принаряжена: шерсть пушистая, золотистая; на груди жилет, а на шее белый галстучек»…

Тематика маленьких рассказов Ушинского разнообразна: жизнь детей, семейный быт, природа. В них высмеивается лень, зазнайство, прославляются трудолюбие, взаимопомощь. Несмотря на краткость в них всегда скрыт глубокий смысл, и тем самым они дают обильную пищу для бесед, развития мысли и речи детей.

В рассказе «Гадюка» Ушинский подробно говорит о том, чем отличается ядовитая змея от простого ужа. Упоминает о разных случаях, когда гадюка кусала животных и детей. Ненавязчиво проступает смысл рассказа – ребенок сам может сделать соответствующие выводы.

В рассказе «Дети в роще» рассказывается, как шли брат с сестрой в школу, захотелось им поиграть в тенистой, прохладной роще. Увидели они жука: «Поиграй-ка с нами!» Жук ответил, что ему недосуг: «Я должен добыть обед». С той же просьбой дети обратились к пчелке – отказалась и пчелка: «Мне нужно собирать мед». Нашлось дело и у муравья, и у белки, и у голубя, даже у ручья и веселой малиновки, которая не просто распевала песню,

а баюкала своих птенцов. Малиновка дала ребятам совет поспешить в школу: «Идите-ка лучше, куда вас послали, и помните, что только тому приятно отдохнуть и поиграть, кто

поработал и сделал все, что обязан сделать». В этой морали Ушинский с его убеждением, что ребенок должен знать свои обязанности.

В рассказе «Утренние лучи» писатель не прибегает к скучной назидательности. Он говорит о радости утреннего пробуждения – встало солнце, пробудился жаворонок и запел: «Ах, как хорошо в свежем утреннем воздухе! Как хорошо! Как привольно!» Проснулся заяц – побежал есть траву; пробудился петух, куры слетели с насеста; полетела пчела за медом. И только «маленький лентяй», хотя солнечные лучи били ему в глаза, не проснулся, лишь повернулся на другой бок. Мораль прямо не сформирована, но ясна.

В своих рассказах Ушинский предостерегает ребят и против несбыточных, неразумных желаний. Таков рассказ «Четыре желания»: мальчик так радовался зиме, весне, лету, и осени, что всякий раз хотел, чтобы время года не кончалось. Желания несбыточны тем, что исключали друг друга.

Книги К.Д.Ушинского являются не только энциклопедиями знаний, но и энциклопедиями жанров детской литературы. Деловые научно-популярные и яркие научно-художественные статьи, очерки, сказки, рассказы, стихи – в них можно найти почти все малые жанры детской литературы. Они создают богатую, пеструю, но единую по замыслу картину

Мамин-Сибиряк Дмитрий Наркисович

Алёнушкины сказки

Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк

Алёнушкины сказки

А.Чернышёв. "Алёнушкины сказки" Д.Н.Мамина-Сибиряка

АЛЁНУШКИНЫ СКАЗКИ

Присказка

Сказка про храброго Зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост

Сказочка про Козявочку

Сказка про Комара Комаровича - длинный нос и

про мохнатого Мишу - короткий хвост

Ванькины именины

Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу

Сказка о том, как жила-была последняя Муха

Сказочка про Воронушку - чёрную головушку и жёлтую птичку Канарейку

Умнее всех. Сказка

Притча о Молочке, овсяной Кашке и сером котишке Мурке

Пора спать

"Алёнушкины сказки"

Д.Н.Мамина-Сибиряка

На улице темно. Идёт снег. Он запушил стёкла окна. Алёнушка, свернувшись клубочком, лежит в постели. Она ни за что не хочет уснуть, пока папа не расскажет сказку.

Отец Алёнушки, Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк, - писатель. Он сидит за столом, наклонившись над рукописью своей будущей книги. Вот он встаёт, подходит поближе к Алёнушкиной кровати, садится в мягкое кресло, начинает рассказывать... Внимательно слушает девочка про глупого индюка, который вообразил, будто он умнее всех, про то, как игрушки на именины собрались и что из этого вышло. Сказки замечательные, одна интереснее другой. Но один глазок у Алёнушки уже спит... Спи, Алёнушка, спи, красавица.

Алёнушка засыпает, положив ладонь под голову. А за окном всё идёт снег...

Так проводили они вдвоём долгие зимние вечера - отец и дочка. Алёнушка росла без матери, её мать давно умерла. Отец любил девочку всем сердцем и делал всё, чтобы ей хорошо жилось.

Он смотрел на спящую дочку, и ему вспоминались его собственные детские годы. Они прошли в маленьком заводском посёлке на Урале. На заводе работали тогда ещё крепостные рабочие. Они трудились с раннего утра до позднего вечера, но прозябали в нищете. Зато их господа и хозяева жили в роскоши. Ранним утром, когда рабочие шли на завод, мимо них пролетали тройки. Это после бала, длившегося всю ночь, разъезжались по домам богачи.

Дмитрий Наркисович рос в бедной семье. В доме на счету была каждая копейка. Но его родители были добрыми, отзывчивыми, и люди тянулись к ним. Мальчик любил, когда в гости приходили фабричные мастеровые. Они знали столько сказок и увлекательных историй! Особенно запомнилось Мамину-Сибиряку предание об удалом разбойнике Марзаке, который в давние годы скрывался в уральском лесу. Марзак нападал на богатых, отнимал у них имущество и раздавал его беднякам. И никогда царской полиции не удавалось его изловить. Мальчик вслушивался в каждое слово, ему хотелось стать таким же смелым и справедливым, каким был Марзак.

Густой лес, где, по преданию, когда-то скрывался Марзак, начинался в нескольких минутах ходьбы от дома. В ветвях деревьев прыгали белки, на опушке сидел заяц, а в чаще можно было повстречать и самого медведя. Будущий писатель изучил все тропинки. Он бродил по берегам реки Чусовой, любовался цепью гор, покрытых еловым и берёзовым лесом. Горам этим не было ни конца ни края, потому и с природой у него навсегда связалось "представление воли, дикого простора".

Родители научили мальчика любить книгу. Он зачитывался Пушкиным и Гоголем, Тургеневым и Некрасовым. В нём рано зародилась страсть к литературе. В шестнадцать лет он уже вёл дневник.

Прошли годы. Мамин-Сибиряк стал первым писателем, который нарисовал картины жизни Урала. Он создал десятки романов и повестей, сотни рассказов. С любовью изображал в них простой народ, его борьбу с несправедливостью и гнётом.

У Дмитрия Наркисовича много рассказов и для детей. Ему хотелось научить ребят видеть и понимать красоту природы, богатства земли, любить и уважать трудового человека. "Это счастье писать для детей", - говорил он.

Записал Мамин-Сибиряк и те сказки, которые когда-то рассказывал дочке. Он издал их отдельной книгой и назвал её "Алёнушкины сказки".

В этих сказках яркие краски солнечного дня, красота щедрой русской природы. Вместе с Алёнушкой вы увидите леса, горы, моря, пустыни.

Герои Мамина-Сибиряка те же, что и герои многих народных сказок: мохнатый неповоротливый медведь, голодный волк, трусливый заяц, хитрый воробей. Они и думают и разговаривают между собой, как люди. Но в то же время это настоящие животные. Медведь изображён неуклюжим и бестолковым, волк злым, воробей озорным, проворным забиякой.

Лучше представить их помогают имена и прозвища.

Вот Комарище - длинный носище - это большой, старый комар, а вот Комаришко - длинный носишко - это маленький, ещё неопытный комарик.

Оживают в его сказках и предметы. Игрушки празднуют праздник и даже затевают драку. Разговаривают растения. В сказке "Пора спать" избалованные садовые цветы гордятся своей красотой. Они похожи на богачей в дорогих платьях. Но скромные полевые цветы писателю милее.

Одним своим героям Мамин-Сибиряк сочувствует, над другими подсмеивается. Он с уважением пишет о трудящемся человеке, осуждает бездельника и лентяя.

Не терпел писатель и тех, кто зазнаётся, кто думает, что всё создано только для них. В сказке "О том, как жила-была последняя Муха" рассказывается об одной глупой мухе, которая убеждена, что окна в домах сделаны для того, чтобы она могла влетать в комнаты и вылетать оттуда, что накрывают на стол и достают из шкафа варенье только для того, чтобы её угостить, что солнышко светит для неё одной. Ну конечно, так может думать только глупая, смешная муха!

Что общего в жизни рыбы и птицы? И писатель отвечает на этот вопрос сказкой "Про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу". Хотя и живёт Ерш в воде, а Воробей летает по воздуху, но и рыба и птица одинаково нуждаются в пище, гоняются за лакомым куском, страдают зимой от холода, да и летом у них множество неприятностей...

Великая сила действовать всем вместе, сообща. Уж как могуч медведь, но и комары, если они объединятся, могут победить медведя ("Сказка про Комара Комаровича - длинный нос и про мохнатого Мишу - короткий хвост").

Из всех своих книг Мамин-Сибиряк особенно дорожил "Алёнушкиными сказками". Он говорил: "Это моя любимая книжка - её писала сама любовь, и поэтому она переживёт всё остальное".

Андрей Чернышёв

АЛЁНУШКИНЫ СКАЗКИ

Присказка

Баю-баю-баю...

Один глазок у Алёнушки спит, другой - смотрит; одно ушко у Алёнушки спит, другое - слушает.

Спи, Алёнушка, спи, красавица, а папа будет рассказывать сказки. Кажется, все тут: и сибирский кот Васька, и лохматый деревенский пёс Постойко, и серая Мышка-норушка, и Сверчок за печкой, и пёстрый Скворец в клетке, и забияка Петух.

1-й вед.: Ребята,сейчас мы познакомим вас с писателем Дмитрием Наркисовичем Маминым – Сибиряком. Он написал замечательные сказки и рассказы для детей. А какие сказки Мамина –Сибиряка вы знаете? (Дети отвечают. Ведущие дополняют и совместно с детьми вспоминают сюжет сказки «Серая шейка».) 2-й вед.: родился в 1852 году в далеком Зауралье. Он учился в духовных учебных заведениях, но стать священником не захотел. Поступил на ветеринарное отделение Медико-хирургической академии, затем ушел из академии и стал учиться в университете на юриста. Но закончить образование не сумел: не было денег. А писательский талант был – и под псевдонимом Д.Сибиряк в журналах стали появляться первые произведения Дмитрия Наркисовича – и для детей, и для взрослых. 1-й вед.: Он был счастлив, когда писал для детей, но это счастье было омрачено личным горем писателя: его жена умерла во время родов. Крошечной девочке Алёнушке суждено было стать «отецкой дочерью» – так ее называл сам Мамин – Сибиряк. Жил писатель с дочкой в Царском Селе, под Петербургом. Девочка часто и тяжело болела, порой не могла заснуть – и отец придумывал ей удивительные сказки про храброго Зайца, мохнатого Мишу, Воронушку – черную головушку, хитрого Кота. В сказках игрушки становились живыми, а цветы умели разговаривать. 2-й вед.:Четыре года было девочке, когда была опубликована книга «Аленушкины сказки»,в ней были напечатаны и те сказки, что рассказывал своей дочери автор. Дмитрий Наркисович писал матери: «Это моя любимая книжка – ее писала сама любовь, и поэтому она переживет все остальное». (Ведущий демонстрирует книгу, вспоминает с ребятами сюжеты сказок из нее.)1-й вед.: Вещи, животные, птицы, насекомые предстают в сказках Мамина – Сибиряка как интересные личности с ярко выраженными характерами.Мухи, например, полагают, что варенье вариться специально для них. Для них же настежь открываются окошки, чтобы они могли позавтракать крошками, сахаром, молоком.2-й вед.: Дмитрий Наркисович Мамин – Сибиряк умер в 1912 году. Но писателя помнят, читают его книги, и не только «Аленушкины сказки».А теперь, ребята, давайте проведем викторину по сказкам Мамина – Сибиряка .
За каждый правильный ответ участник получает жетон.

Викторина.
1. Почему Мамин – Сибиряк назвал книжку сказок «Аленушкины сказки»? (Потому что туда вошли сказки, которые он рассказывал своей больной дочери Аленушке.)
2. Почему зайчик перестал бояться? (Потому что ему надоело бояться.)
3. Каких зверей больше не боялся зайчик? (Всех, волка, лису, медведя.)
4. Как напугал заяц волка? (Он с перепугу прыгнул волку на лоб и спину, тот испугался и убежал.)
5. Как сумел Комар Комарович победить мохнатого Мишу – короткий хвост? (Укусил его в нос и глаз, потом с помощью остальных комаров вцепился в медвежий хвост, а медведь не мог причинить комарам никакого вреда, устал и ушел с болота.)
6. Кто является главной героиней сказки «Серая шейка»? (Уточка)
7. Почему Серая шейка не улетела осенью на юг? (Потому что лиса сломала ей крыло.)
8. Кто стал другом Серой шейки? (Заяц)
9. Почему лиса не смогла съесть Серую шейку сразу же, как только началась зима и речка стала замерзать? (Потому что в реке была полынья, которая долго не замерзала, а лиса не могла войти в воду.)
10. Кто спас Серую шейку? (Дедушка Акинтич)

Подсчитываются количество жетонов, те участник, у которых жетонов оказывается больше, получают призы.

1-й вед.: А сейчас, ребята, я прочитаю вам рассказ Мамина – Сибиряка «Приемыш».
Ведущие читают рассказ и проводят его обсуждение.

Чтение и обсуждение рассказа «Приемыш».
Примерные вопросы для обсуждения:
1. Какой характер у старика?
2. Как старик относиться к природе, к животным?
3. Почему старик отпустил лебедя

2-й вед: Вот мы и познакомились с жизнью и творчеством замечательного и до сих пор любимого детьми писателя Дмитрия Мамина-Сибиряка . А сейчас, ребята, я предлагаю вам посмотреть и, при желании, взять для прочтения книги Мамина-Сибиряка .

Мамин-Сибиряк Дмитрий Наркисович

Алёнушкины сказки

Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк

Алёнушкины сказки

А.Чернышёв. "Алёнушкины сказки" Д.Н.Мамина-Сибиряка

АЛЁНУШКИНЫ СКАЗКИ

Присказка

Сказка про храброго Зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост

Сказочка про Козявочку

Сказка про Комара Комаровича - длинный нос и

про мохнатого Мишу - короткий хвост

Ванькины именины

Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу

Сказка о том, как жила-была последняя Муха

Сказочка про Воронушку - чёрную головушку и жёлтую птичку Канарейку

Умнее всех. Сказка

Притча о Молочке, овсяной Кашке и сером котишке Мурке

Пора спать

"Алёнушкины сказки"

Д.Н.Мамина-Сибиряка

На улице темно. Идёт снег. Он запушил стёкла окна. Алёнушка, свернувшись клубочком, лежит в постели. Она ни за что не хочет уснуть, пока папа не расскажет сказку.

Отец Алёнушки, Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк, - писатель. Он сидит за столом, наклонившись над рукописью своей будущей книги. Вот он встаёт, подходит поближе к Алёнушкиной кровати, садится в мягкое кресло, начинает рассказывать... Внимательно слушает девочка про глупого индюка, который вообразил, будто он умнее всех, про то, как игрушки на именины собрались и что из этого вышло. Сказки замечательные, одна интереснее другой. Но один глазок у Алёнушки уже спит... Спи, Алёнушка, спи, красавица.

Алёнушка засыпает, положив ладонь под голову. А за окном всё идёт снег...

Так проводили они вдвоём долгие зимние вечера - отец и дочка. Алёнушка росла без матери, её мать давно умерла. Отец любил девочку всем сердцем и делал всё, чтобы ей хорошо жилось.

Он смотрел на спящую дочку, и ему вспоминались его собственные детские годы. Они прошли в маленьком заводском посёлке на Урале. На заводе работали тогда ещё крепостные рабочие. Они трудились с раннего утра до позднего вечера, но прозябали в нищете. Зато их господа и хозяева жили в роскоши. Ранним утром, когда рабочие шли на завод, мимо них пролетали тройки. Это после бала, длившегося всю ночь, разъезжались по домам богачи.

Дмитрий Наркисович рос в бедной семье. В доме на счету была каждая копейка. Но его родители были добрыми, отзывчивыми, и люди тянулись к ним. Мальчик любил, когда в гости приходили фабричные мастеровые. Они знали столько сказок и увлекательных историй! Особенно запомнилось Мамину-Сибиряку предание об удалом разбойнике Марзаке, который в давние годы скрывался в уральском лесу. Марзак нападал на богатых, отнимал у них имущество и раздавал его беднякам. И никогда царской полиции не удавалось его изловить. Мальчик вслушивался в каждое слово, ему хотелось стать таким же смелым и справедливым, каким был Марзак.

Густой лес, где, по преданию, когда-то скрывался Марзак, начинался в нескольких минутах ходьбы от дома. В ветвях деревьев прыгали белки, на опушке сидел заяц, а в чаще можно было повстречать и самого медведя. Будущий писатель изучил все тропинки. Он бродил по берегам реки Чусовой, любовался цепью гор, покрытых еловым и берёзовым лесом. Горам этим не было ни конца ни края, потому и с природой у него навсегда связалось "представление воли, дикого простора".

Родители научили мальчика любить книгу. Он зачитывался Пушкиным и Гоголем, Тургеневым и Некрасовым. В нём рано зародилась страсть к литературе. В шестнадцать лет он уже вёл дневник.

Прошли годы. Мамин-Сибиряк стал первым писателем, который нарисовал картины жизни Урала. Он создал десятки романов и повестей, сотни рассказов. С любовью изображал в них простой народ, его борьбу с несправедливостью и гнётом.

У Дмитрия Наркисовича много рассказов и для детей. Ему хотелось научить ребят видеть и понимать красоту природы, богатства земли, любить и уважать трудового человека. "Это счастье писать для детей", - говорил он.

Записал Мамин-Сибиряк и те сказки, которые когда-то рассказывал дочке. Он издал их отдельной книгой и назвал её "Алёнушкины сказки".

В этих сказках яркие краски солнечного дня, красота щедрой русской природы. Вместе с Алёнушкой вы увидите леса, горы, моря, пустыни.

Герои Мамина-Сибиряка те же, что и герои многих народных сказок: мохнатый неповоротливый медведь, голодный волк, трусливый заяц, хитрый воробей. Они и думают и разговаривают между собой, как люди. Но в то же время это настоящие животные. Медведь изображён неуклюжим и бестолковым, волк злым, воробей озорным, проворным забиякой.

Лучше представить их помогают имена и прозвища.

Вот Комарище - длинный носище - это большой, старый комар, а вот Комаришко - длинный носишко - это маленький, ещё неопытный комарик.

Оживают в его сказках и предметы. Игрушки празднуют праздник и даже затевают драку. Разговаривают растения. В сказке "Пора спать" избалованные садовые цветы гордятся своей красотой. Они похожи на богачей в дорогих платьях. Но скромные полевые цветы писателю милее.

Одним своим героям Мамин-Сибиряк сочувствует, над другими подсмеивается. Он с уважением пишет о трудящемся человеке, осуждает бездельника и лентяя.

Не терпел писатель и тех, кто зазнаётся, кто думает, что всё создано только для них. В сказке "О том, как жила-была последняя Муха" рассказывается об одной глупой мухе, которая убеждена, что окна в домах сделаны для того, чтобы она могла влетать в комнаты и вылетать оттуда, что накрывают на стол и достают из шкафа варенье только для того, чтобы её угостить, что солнышко светит для неё одной. Ну конечно, так может думать только глупая, смешная муха!

Что общего в жизни рыбы и птицы? И писатель отвечает на этот вопрос сказкой "Про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу". Хотя и живёт Ерш в воде, а Воробей летает по воздуху, но и рыба и птица одинаково нуждаются в пище, гоняются за лакомым куском, страдают зимой от холода, да и летом у них множество неприятностей...

Великая сила действовать всем вместе, сообща. Уж как могуч медведь, но и комары, если они объединятся, могут победить медведя ("Сказка про Комара Комаровича - длинный нос и про мохнатого Мишу - короткий хвост").

Из всех своих книг Мамин-Сибиряк особенно дорожил "Алёнушкиными сказками". Он говорил: "Это моя любимая книжка - её писала сама любовь, и поэтому она переживёт всё остальное".

Андрей Чернышёв

АЛЁНУШКИНЫ СКАЗКИ

Присказка

Баю-баю-баю...

Спи, Алёнушка, спи, красавица, а папа будет рассказывать сказки. Кажется, все тут: и сибирский кот Васька, и лохматый деревенский пёс Постойко, и серая Мышка-норушка, и Сверчок за печкой, и пёстрый Скворец в клетке, и забияка Петух.

Спи, Алёнушка, сейчас сказка начинается. Вон уже в окно смотрит высокий месяц; вон косой заяц проковылял на своих валенках; волчьи глаза засветились жёлтыми огоньками; медведь Мишка сосёт свою лапу. Подлетел к самому окну старый Воробей, стучит носом о стекло и спрашивает: скоро ли? Все тут, все в сборе, и все ждут Алёнушкиной сказки.

Один глазок у Алёнушки спит, другой - смотрит; одно ушко у Алёнушки спит, другое - слушает.

Баю-баю-баю...

СКАЗКА ПРО ХРАБРОГО ЗАЙЦА

ДЛИННЫЕ УШИ, КОСЫЕ ГЛАЗА,

КОРОТКИЙ ХВОСТ

Родился зайчик в лесу и всё боялся. Треснет где-нибудь сучок, вспорхнёт птица, упадёт с дерева ком снега, - у зайчика душа в пятки.

Боялся зайчик день, боялся два, боялся неделю, боялся год; а потом вырос он большой, и вдруг надоело ему бояться.

Никого я не боюсь! - крикнул он на весь лес. - Вот не боюсь нисколько, и всё тут!

Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи - все слушают, как хвастается Заяц - длинные уши, косые глаза, короткий хвост, - слушают и своим собственным ушам не верят. Не было ещё, чтобы заяц не боялся никого.

Эй ты, косой глаз, ты и волка не боишься?

И волка не боюсь, и лисицы, и медведя - никого не боюсь!

Это уж выходило совсем забавно. Хихикнули молодые зайчата, прикрыв мордочки передними лапками, засмеялись добрые старушки зайчихи, улыбнулись даже старые зайцы, побывавшие в лапах у лисы и отведавшие волчьих зубов. Очень уж смешной заяц!.. Ах, какой смешной! И всем вдруг сделалось весело. Начали кувыркаться, прыгать, скакать, перегонять друг друга, точно все с ума сошли.

Да что тут долго говорить! - кричал расхрабрившийся окончательно Заяц. - Ежели мне попадётся волк, так я его сам съем...

Ах, какой смешной Заяц! Ах, какой он глупый!..

Все видят, что и смешной и глупый, и все смеются.

Кричат зайцы про волка, а волк - тут как тут.

Ходил он, ходил в лесу по своим волчьим делам, проголодался и только подумал: "Вот бы хорошо зайчиком закусить!" - как слышит, что где-то совсем близко зайцы кричат и его, серого Волка, поминают.

Сейчас он остановился, понюхал воздух и начал подкрадываться.

Ирина Косякова
Литературная викторина по творчеству Д. Н. Мамина-Сибиряка «Алёнушкины сказки»

ЛИТЕРАТУРНАЯ ВИКТОРИНА

«АЛЕНУШКИНЫ СКАЗКИ »

ПО ТВОРЧЕСТВУ Д . Н. МАМИНА – СИБИРЯКА

(для детей старшего дошкольного возраста) .

Дети входят в музыкальный зал под музыку.

Ведущий :

«…Эти маленькие безделки доставят мне больше популярности,

Чем все написанное ранее для большой публики».

Д. Н. М – Сибиряк.

Именно такие слова говорил Дмитрий Наркисович про «Алёнушкины сказки » .

«Аленушкины сказки » Д. Н. М – Сибиряк посвятил своей дочери. В детстве Аленушка часто болела, и отец, сидя у ее кровати, рассказывал сказки . Сегодня мы снова будем вспоминать эти сказки , ведь вы их уже прочитали. Вспомним героев, названия сказок . А кто правильно ответит на вопросы, будет отмечен призом.

Итак, начинаем викторину .

1. С каких слов начинается «Присказка » этих сказок ?

(«Баю-баю-баю… Один глазок у Аленушки спит, другой смотрит, одно ушко у Алёнушки спит , другое слушает»).

2. Продолжи название сказки «Сказка про храброго зайца - …»

(длинные уши, косые глаза, короткий хвост)

3. Следующую сказку открываем и читаем :

«- Как хорошо! Какое солнышко теплое, какое небо синее, какая травка зеленая, - хорошо, хорошо. И все мое.» Кто так говорил? Кто оказался таким жадным? (козявочка)

4. Как называется сказка , главной героиней которой является козявочка? («Сказка про козявочку » )

5. Кто кого хотел слопать в «Сказке про Комара Комаровича - длинный нос и мохнатого Мишу - короткий хвост?

(комар медведя)

Разные герои сказок Мамина – Сибиряка разговаривают человеческим голосом – это жучки, цветочки, травка, птицы и животные.

6. Вот герои другой сказки Мамина – Сибиряка , между которыми идет такой разговор :

«- Милая, идите ко мне… Какая красивая у меня паутинка!

Покорно благодарна… Вот еще нашелся приятель! Знаю я, что такое твоя красивая паутинка. Наверно, ты когда- нибудь был человеком, а теперь притворяешься… »

Назовите, между кем и кем идет разговор? (мухой и пауком)

7. Вспомните, как называется сказка , главной героиней которой является муха? («Сказка о том , как жила-была последняя муха» )

Музыкальная пауза. Танец «Уральский хоровод»

8. А вот этот сказочный герой говорит про себя :

«Я самая умная птица!»

Кто это среди всех птиц оказался умнее? (индюк) .

Другие птицы – соседи не согласны были с этим утверждением. Но вот однажды, вдруг этому поверили, когда на птичьем дворе что-то произошло.

9. Какое событие произошло на птичьем дворе, которое подтвердило слова индюка о том, что он «самая умная птица» . (Разговор индюка с ежом)

10. Вспомните название данной сказки ? («Умнее всех» )

Скажите, дорогие ребята, какие птицы живут в нашем городке?

(Воробьи, сороки, вороны)

Одна из таких ворон жила в сказке Мамина – Сибиряка .

11. Назовите сказку , в которой главной героиней является ворона?

Сказочка про воронушку - черную головушку и желтую птичку канарейку»)

12. Что за неведомая птица поселилась на жительство в гнезде вороны, которую та считала не птицей?

(желтая канарейка)

Прежде, чем мы откроем следующую сказку , давайте же вспомним, какие варятся каши?

(гречневая, пшеничная, рисовая, манная и т. д.)

13. Вспомните, в какой сказке Мамина – Сибиряка варилась каша?

(«Притча о молочке, овсяной кашке и сером котишке Мурке» )

14. Уточните, какая каша варилась в сказке Мамина -Сибиряка ? (овсяная)

Викторина наша подошла к концу, потому что Аленушка заснула.

15. И у меня последний вопрос : вспомните, когда Алёнушка засыпала , кем она хотела быть? (царицей)

А вот я, хочу пожелать, чтобы вы были умными и прочитали все книжки Мамина - Сибиряка .

Давайте подведем итоги нашей викторины и узнаем , кто же стал победителем.