Александр Серебренников. Как хахаль Глацких и кошелек «Едра» наживается на продаже лекарств? Ничто за последнее время так не вредило путину, как "дело серебренникова"

Кирилл Серебренников известен как бизнесмен от театра и человек, близкий к Владиславу Суркову, превративший субсидии на культуру в источник быстрого и легкого обогащения с небольшим богемным налетом. Как ранее сообщало ИА "Руспрес", он является учредителем культурного фонда "Территория" совместно с Евгением Мироновым, Романом Должанским и Андреем Ураевым. В свою очередь, бывший постановщик трюков Андрей Ураев - старый деловой партнер Наталии Дубовицкой по крахмальному бизнесу и тоже старый знакомый Владислава Суркова. Через этих людей на протяжении нескольких лет осуществляется непрозрачное распределение государственных средств и спонсорской помощи российским театрам окончательный размер которых до конца даже не установлен. О том же, что получается в итоге дерибанной цепочки мы можем судить, например, по жуткой пародии на "Кавказскую пленницу" , созданной за государственные деньги. Сколько нашим героем потрачено на постановку у Табакова китча под названием "Околоноля" по одноименному сурковскому произведению , тоже установить не представляется возможным. Иногда, правда, случается и так, что покровители попадают в опалу, и тогда вопрос о расходовании средств на культуру стает в полный рост. Так, когда позиции "крышевавшего" Суркова ослабли, Кирилу Серебренникову приходится платить по наделанным им долгам, а также реализовывать проекты, средства на которые разворовали в "жирные" годы.

Финансовые проблемы у «Гоголь-центра» возникли из-за конфликта между художественным руководителем Кириллом Серебренниковым и экс-директором Алексеем Малобродским. Источники, близкие к руководству театра, рассказали «Известиям », что худрук требовал от директора безоговорочно выполнять дорогостоящий постановочный план при недостатке финансирования. Театр выпускал до 12 премьер в год, что превышало госзадание в три раза, а деньги на создание внеплановых спектаклей не были компенсированы.

Экс-директор театра Алексей Малобродский подтвердил эту информацию и сказал, что в последний раз, когда он сказал Кириллу Серебренникову об отсутствии денег, то был уволен.

У нас существовала порочная практика двуначалия - худрук отвечает за творчество, а директор - за финансы. Мы понимаем, что в театре главенствует художник, а остальные должны помогать ему реализовывать творческую программу. Я чувствовал себя ответственным за театр Кирилла и старался найти средства для создания новых постановок. Иногда это было безуспешно, - рассказал Алексей Малобродский.

По словам нового главы департамента культуры Москвы Александра Кибовского, задолженность «Гоголь-центра » перед различными организациями составляет около 80 млн рублей.

В первый год существования «Гоголь-центр» финансировался на уровне крупнейших театров Москвы. Сразу после открытия ему была выделена субсидия в размере 228 млн рублей, а около 40 млн в этот год театр заработал на продаже билетов. За первые 9 месяцев 2014 года субсидия составила 89 млн рублей.

Для сравнения, годовой бюджет Театра имени Вахтангова составляет 270 млн рублей, включая президентский грант, театра «Современник» - около 250 млн, Театра сатиры и Театра Моссовета - около 160 млн рублей.

Так щедро, как «Гоголь-центр», не финансировался ни один московский театр. Многим коллективам и не снились такие средства, какие были в распоряжении театра Кирилла Серебренникова, - говорит директор Театра имени Вахтангова Кирилл Крок. - Обычно бывает наоборот - сначала появляются хорошие спектакли, а потом - деньги. Потому что для появления шедевра не нужно выделять миллион долларов.

По мнению Кирилла Крока, команде «Гоголь-центра» был выдан «полный карт-бланш».

Во время перезапуска Театра имени Гоголя под новым брендом «Гоголь-центр» в феврале 2013 года с репертуара были сняты все спектакли. Кирилл Серебренников поставил перед подчиненными задачу создать новый репертуар, и за 2 года его театр выпустил 25 спектаклей.

Экс-худрук Театра имени Гоголя Сергей Яшин, которого уволили, чтобы назначить Кирилла Серебренникова, назвал создание «Гоголь-центра» бандитизмом.

Можно поставить не 25, а 100 спектаклей - и тут же отрапортовать в департамент культуры. Почему никто не смотрит на качество? - интересуется Сергей Яшин. - Я считаю, что это был рейдерский захват с пустыми обещаниями о том, что «деньги дадут». Сегодняшние финансовые трудности театра - закономерный итог.

По словам Сергея Яшина, при его руководстве Театр имени Гоголя выпускал до пять премьер в год.

Театровед и театральный менеджер Павел Руднев считает, что в каждом театре у худрука и директора должны быть равноправные полномочия.

Это система сдерживающих противовесов. Талантливые люди искусства представляют себя всесильными и начинают подавлять окружающих, в то время как директора руководствуются коммерческой точкой зрения. Абсолютно неправильно, когда полноправным начальником в театре является один человек, - говорит Павел Руднев.

Дополнительные финансовые трудности возникли у театра вскоре после попытки Кирилла Серебренникова показать фильм про Pussy Riot в декабре 2013 года. Тогда руководитель департамента культуры Сергей Капков официально запретил режиссеру устраивать показ документальной ленты «Показательный процесс: История Pussy Riot » Максима Поздоровкина и Майка Лернера. Из-за возникшего скандала почти все спонсоры отказались от дальнейшего сотрудничества с театром, вследствие чего в 2014 году театр потерял около 70 млн рублей.

Бюджет на 2014 год верстался с расчетом на спонсорскую помощь, однако в 2014 году она практически полностью закончилась, - говорит Алексей Малобродский. - Когда мы сочиняли концепцию «Гоголь-центра» вместе с Кириллом Серебренниковым с благословения Сергея Капкова, она подразумевала создание некоей принципиально новой институции с большим финансированием. Однако будучи одобренной, она никогда не была и не могла быть реализованной, так как решение всех вопросов лежало за пределами компетенций департамента культуры.

По словам директора, первоначальная концепция «Гоголь-центра» требовала постановления на уровне правительства Москвы о создании экспериментальной площадки и крупных бюджетных субсидий. Однако, по мнению Алексея Малобродского, «это оказалось слишком хлопотно и не под силу Сергею Капкову ».

Еще одна причина нынешнего кризиса, по словам экс-директора театра, в том, что департамент культуры Москвы не компенсировал театру затраты на аренду залов во время ремонта здания , который проходит с сентября 2014 года по сей день.

Учредитель без мотивировки отказал нам в компенсации выпадающих доходов, хотя тот же театр «Современник» во время ремонта арендует Дворец на Яузе за счет бюджетных средств. Мы сами заплатили нужную сумму, но не получили этих денег обратно и не имели возможности ничего заработать. Вообще легенда о том, что «Гоголь-центр» существовал на особых условиях - это миф, - заключил Малобродский.

Ремонтные работы стоимостью 136 млн рублей должны закончиться в мае. В здании произведена замена всех инженерных сетей, в том числе систем вентиляции, противопожарной безопасности, канализации и водоснабжения. Также была произведена модернизация аппаратных и гримерных комнат, установка лифта, построен технологический переход между швейным и костюмерным цехами.

Председатель Независимого профсоюза актеров театра и кино Денис Кирис напомнил о еще одном финансовом нарушении «Гоголь-центра».

По моей информации, театр не делал отчисления в Пенсионный фонд и Фонд социального страхования. Это серьезный проступок, и мне непонятно, как можно было 2 года существовать с таким руководством. На мой взгляд, это нонсенс, - говорит Денис Кирис.

Недавно назначенный директор « рассказала, что театр направил в департамент культуры Москвы антикризисный план и теперь ожидает ответа. Решение о поддержке ближайшей крупной премьеры театра - спектакля Кирилла Серебренникова «Кому на Руси жить хорошо» по поэме Николая Некрасова - будет приниматься отдельно. От комментариев о задолженности театра Анастасия Голуб отказалась. Кирилл Серебренников был недоступен для комментария.

Кирилла Серебренникова худруком Московского драматического театра имени Гоголя в августе 2012 года назначил глава департамента культуры Сергей Капков. Это решение вызвало протест со стороны труппы театра, сравнившей назначение нового худрука с рейдерским захватом. Обновленный театр, переименованный в «Гоголь-центр», торжественно открылся в феврале 2013 года.

Режиссер Кирилл Серебренников – человек, который доказал российской театральной общественности состоятельность так называемой «новой драмы» на сцене, по сути один из создателей едва ли не самого яркого феномена в постсоветском театре. Уже в институте стал заниматься театром в любительской студии «69», а потом отправился учиться к одному из наиболее передовых и признанных российских режиссеров Анатолию Васильеву. Серебренников умеет нестандартно подойти к классическим пьесам и активно работает с новой драматургией – в частности, именно он помог состояться братьям Пресняковым.

Кирилл Серебренников появился на свет 7 сентября 1969 года в Ростове-на-Дону. Мама - учительница русского языка и литературы, папа - врач-хирург. В 1992 году Кирилл Серебренников с красным дипломом закончил факультет физики Ростовского Государственного Университета. Еще будучи студентом занялся режиссурой: сначала в любительской студии "69", с 1990 года - на профессиональной сцене. За семь лет поставил десять спектаклей во всех, кроме кукольного, местных театрах: частного театра "Ангажемент", Академического театра драмы имени Максима Горького, Академического театра юного зрителя.
Постановки неоднократно признавались лучшими спектаклями сезонов и получали призы на всероссийских фестивалях. С 1991 года начинает работать на телевидении - сначала в телекомпании "Южный регион", потом в государственной Дон-ТР. За семь лет снял около 100 рекламных роликов, 11 видеоклипов, 2 документальных фильма, 4 телеспектакля, 1 видеоартовскую картину, 1 музыкальный телефильм, 3 многосерийных проекта: два о музыке, третий о кино.
В 1998 году Кирилл Серебренников увлекся кинематографом: снял телесериал, документальный фильм и кинокартину. Первая постановка в Москве - спектакль "Пластилин" по пьесе В. Сигарева в Центре драматургии и режиссуры п/р А. Казанцева и М. Рощина.
Кирилл Серебренников живет и работает преимущественно в Москве.

ТЕАТРАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
* "Странные фантазии некой мисс Летиции Дуффе", 1992, театр "Ангажемент"
* "Федра", 1993, театр "Ангажемент"
* "Любоффь!",1994, театр "Ангажемент"
* "Сад Себастьяна",1995, ТЮЗ)
* "Тарарабумбия",(1995, театр "Ангажемент"
* "Маленькие трагедии", 1995, АТД им. Горького
* "Городок в табакерке", 1995, ТЮЗ
* "Демон", 1996, ТЮЗ
* "Я стою у ресторана", 1996, ТЮЗ
* "Женитьба", 1997, ТЮЗ
* "Пластилин", 2002, В. Сигарев, ЦДР
* Казанцева и Рощина «Откровенные полароидные снимки», 2002, М. Равенхилл, театр имени А. С. Пушкина
* «Сладкоголосая птица юности», 2002, Т. Уильямс, театр "Современник"
* «Демон», 2003, М. Лермонтов, «Театральное Товарищество 814» «И. о.», С. Ларссон, 2003,Центр драматургии и режиссуры п/р А. Казанцева и М. Рощина
* «Терроризм», 2003, братья Пресняковы, МХТ им. Чехова
* «Изображая жертву», 2004, братья Пресняковы, МХТ им. Чехова
* «Мещане», 2004, М. Горький, МХТ им. Чехова
* «Лес», 2004, А. Островский, МХТ им. Чехова
* «Господа Головлевы», 2005, М. Салтыков-Щедрин, МХТ им. А. П. Чехова
* «Голая пионерка», 2005, М. Кононов, театр "Современник"
* «Антоний & Клеопатра. Версия», 2006, театр «Современник»
* «Жанна д’Арк на костре», А. Онеггер, Московский международный дом музыки, в рамках фестиваля «Владимир Спиваков приглашает…»
* «Фальстаф», 2006, Дж. Верди, Государственный академический Мариинский театр
* "Фигаро", 2006, Бомарше, "Театральная компания Евгения Миронова"
* "Человек-подушка", 2007, М. Макдонах, МХТ им. Чехова
ПРИЗЫ И НАГРАДЫ
*В 1999 году удостоен Национальной премии в области телевидения в номинации «режиссура» - «ТЭФИ».
*Лауреат молодежной премии «Триумф» (2001).
*Удостоен театральных премий «Чайка», «Хрустальная Турандот".
*В 2005 году стал лауреатом премии Станиславского и был награжден призом международного фестиваля в Карловых Варах.
*В 2006 году фильм «Изображая жертву» получил Главный приз Открытого российского кинофестиваля «Кинотавр 2006», Главный приз первого Римского международного кинофестиваля.
* Лауреат премии Благотворительного фонда Олега Табакова вместе с другими создателями спектакля "Человек-подушка"(МХТ им. А. П. Чехова, режиссер Кирилл Серебренников, художник Николай Симонов, актерский ансамбль: Анатолий Белый, Алексей Кравченко, Сергей Сосновский, Юрий Чурсин)

В последние годы ставит в основном в МХТ и «Современнике». Кроме того, с недавнего времени активно занимается кинематографом – его фильм «Изображая жертву» получил главные призы на «Кинотавре» и Римском кинофестивале; в прошлом году Серебренников снял «Юрьев день». Считает, что люди искусства должны вести диалог с властью, и является одним из устроителей фестиваля актуального искусства «Территория», организованного на государственные деньги. Участник проекта «Сноб» с декабря 2008 года.
город, в котором я живу
Ростов-на-Дону
«В южном городе возможно все. Даже убийство из-за любви. Ростов - как Вавилон, собрал в себя людей со всего мира, говорящих на всевозможных языках».
Москва
«Для меня этот город даже слишком комфортен. У этого города очень много уровней, ликов и сторон. И чтобы их все исследовать, требуются годы и годы, это город непростой. Но он мне дружественен, он мне интересен. Я его принял со всеми его хорошими и плохими сторонами».
день рождения
7 сентября
где родился
Ростов-на-Дону
у кого родился
Отец – врач-хирург, мать – учительница русского языка и литературы.
Дед закончил ВГИК.
«Я потомственный кинематографист, мой дедушка был простым украинским пастухом. Он закончил выпуск ВГИКа у Довженко и Эйзенштейна, потому что Советская власть отправила его в режиссеры. Эйзенштейна дед ненавидел, называл его "контрой", а Довженко любил за "народность"».
где и чему учился
Школа №5 Ростова-на-Дону (физико-математическая).
«Наш класс состоял из одних отличников. И все старались получить золотую медаль. Но нас сразу же предупредили, что на всех медалей не хватит и кому-то достанется серебро. И вот вся моя школьная жизнь была посвящена добыванию золота. Еще я был комсомольским лидером, тем самым активистом, который во время приема в комсомол каверзно спрашивает: "А когда был утвержден устав? " или просит назвать дату первого съезда».
«В почтенном десятом классе я написал пьесу про Энгельса и поставил ее в школе. Главным действующим лицом там была девушка без рук, лионская ткачиха, прекрасная, как античная статуя».
Физический факультет Ростовского государственного университета.
«Никакое актерское или режиссерское ПТУ не может научить человека заниматься искусством. Я бакалавр физики. Физфак РГУ, как и пятую математическую школу, закончил с отличием, но, когда вижу эти формулы, мне кажется, что я не мог этого написать».
«После школы я пошел к папе Полины, Анатолию Васильеву, становиться режиссером. Он спросил: "Что ты поставил в школе? с- «Лионскую ткачиху», спектакль про Энгельса". Потом мы еще поговорили, и он посоветовал: "Ты во все эти художественные ПТУ вроде ГИТИСа не ходи. Ты лучше получи нормальное образование"».
«Я был комсоргом в школе. А на физфаке, где я учился как раз во время перестройки, я комсомол распустил. За это меня не выпускали из страны, у меня были проблемы с серьезными господами в штатском».
где и как работал
Сначала занимался театральной режиссурой в Ростове и Москве, а в 1998-м дебютировал в кино.
Телеведущий каналов ТВ-3, СТС.
«Я рассказываю зрителям про хорошее кино. Тут ко мне подошла школьная учительница и сказала, что после того, как ее ученики посмотрят передачу «Другое кино», которую я веду на ТВ-3, ей многие вещи не надо им объяснять - они сами все понимают. Очень приятно было».
В 2008-м начал вести курс в Школе-студии МХАТ.
Стал одним из инициаторов (совместно с Евгением Мироновым, Чулпан Хаматовой, Теодором Курентзисом и Романом Должанским) проведения фестиваля современного искусства «Территория».
что такого сделал
Снял фильмы: «Тайны грозы», «Ласточка», «Раздетые», «Ростов-папа» (телесериал), «Дневник убийцы» (телесериал), «Рагин», «Изображая жертву», «Юрьев день».
общественное признание
За режиссерские работы в кино и на телевидении получил премии Станиславского и «ТЭФИ».
«...еду в такси, у меня жуткая депрессия. У дороги стоят две женщины, голосуют. У них много вещей. Таксист спрашивает, можно ли их посадить. Я соглашаюсь. И вот наконец они выходят. Одна оборачивается ко мне: «Слушай, парень, а я вижу: ты стоишь на сцене, и тебе хлопают много людей. Это будет очень скоро...» Через полгода я получил "ТЭФИ" и, стоя на сцене во время вручения, вспомнил этот эпизод...»
Призами российских и международных фестивалей отмечены фильмы «Рагин», «Изображая жертву» и «Юрьев день».
«Я очень не люблю ездить на фестивали. Хотя все должно быть ровно наоборот - фуршеты, контакты, связи. А я там себя чувствую всегда очень неуютно и потому лечу только на один день, когда будет показ фильма».
важные события жизни
«Я сел в самолет и из Франции, из Ниццы, перелетел в Улан-Батор, а дальше нас с другом выкинули в пустыню Гоби, и мы неделю кочевали, в юртах жили. И более счастливым я никогда не был. Я понял, что такое пустота, что такое 16 уровней пустоты и что такое вообще вечность. И какие это счастливые люди, которые там живут. Как это здорово и красиво. Какое это счастье - путешествовать по миру. Как он замечательно устроен».
люблю
пошутить, путешествовать, японские духи
ну, не люблю
лифты
мечта
Снять фильм по «Зойкиной квартире» Булгакова.
и вообще…
«Самое страшное - это если у тебя получится плохой фильм или спектакль, похожий на хороший. Страшно даже не то, что ты этого не поймешь, страшно, что другим этого не видно».
Лия Ахеджакова, актриса: «Чем мне нравится Кирилл Серебренников: он не бросит недоделанное, ищет выходы, решения. Это человек, с которым мне легко. Он серьезно занят актерами и тем, чтобы мы "жили" правильно. Почему-то перед ним не стыдно, когда что-то не можешь выполнить. И над спектаклем "Фигаро" шла та же кропотливая, скрупулезная работа. Тяжелая, но приятная, потому что была замечательная атмосфера. Кирилл окружает себя не просто актерами, а друзьями, с кем говорит на одном языке».
Михаил Козаков, актер и режиссер: «У Кирилла Серебренникова бывают прекрасные, но случаются и ужасные спектакли. Например, "Человек-подушка" по пьесе Мартина Макдонаха - замечательно! Фильм Серебренникова "Изображая жертву", на мой взгляд, много хуже, чем его же спектакль. Последний более условный, и это сильнее действует».

Режиссер Кирилл Серебренников задержан по подозрению в хищении «не менее 68 млн руб.», выделенных в 2011–2014 гг. на реализацию проекта «Платформа». Со времени ареста Всеволода Мейерхольда в 1939 г. в России не задерживали столь известных режиссеров.

Как и в случае арестов Владимира Евтушенкова, Дмитрия Каменщика и Алексея Улюкаева, задержание Серебренникова показывает, что система произвола силовиков, выстроенная для укрепления президентской власти, работает ровно в обратном направлении.

Напомним, как развивались события.

23 мая в квартире и театре Кирилла Серебренникова были проведены обыски . Проводились они чрезвычайно грубо: с ОМОНом и насилием.

Зачем-то согнали репетирующих артистов, отобрали мобильники: артисты, что ли, деньги крали? Это выглядело как акция устрашения.

Тогда же в СМИ были слиты объяснения, по какому поводу обыски. Сначала нам сообщили, что украдено 35 млн долл. Потом - что 200 млн руб. Потом заявили ту сумму, которую озвучивает СК сейчас, т.е. 68 млн руб. Потом сумма похищенного снизилась до 1 млн 200 тыс. руб.

Иначе говоря, все походило на то, что заказчик обысков близко не знает, что украдено, но уверен, что, поскольку вся Россия живет на обналичке, то что-нибудь да найдется. Серебренникова, видимо, хотели арестовать уже тогда, но у него нашлись сильные заступники : добежали до Путина, Путин сказал: «Дураки».

«Дураков» это, однако, не остановило. Сразу после заявления президента министр культуры Владимир Мединский вместо того, чтобы при окрике президента взять под козырек, дал большое интервью на тему Серебренникова, в котором назвал его «неоднозначным творцом», который всегда вызывал у Мединского «недоумение».

Владимир Мединский даже заявил, что «соответствующие службы министерства» были в курсе расследования, что вообще вызывает вопросы: ведь, судя по разнобою в сливах, расследование и само не совсем было в курсе, что именно оно расследует.

После этого начались утечки. Некий адвокат Теплухин, назначенный несчастной бухгалтерше Серебренникова, Нине Масляевой, заявил публично, что Масляева «сотрудничает со следствием» и «готова пойти на сделку со следствием и признать вину», ибо она была лишь «рабочей лошадкой и не главным человеком в организации».

После этого с главбухом Масляевой поступили с особой, принятой уже мерзостью. Как можно понять, больной женщине - с сердцем, с диабетом, с детьми - обещали, что если она даст показания, то выйдет на свободу, после чего, конечно, ее оставили под стражей. Логика тут проста: если человек поддается, то его надо добить. Контрлогика тут тоже проста. Если вас берут в заложники и обещают выпустить в обмен на показания, не верьте.

После этого, верно, добежали к президенту, рассказали в ярких красках про высказывания Серебренникова…

И на пресс-конференции в середине июня Путин, отвечая на вопрос о Серебренникове, заявил, что государственные деньги «должны тратиться по закону, а есть опасения, что таковой нарушался».

Это было воспринято как публичный сигнал, и меньше чем через неделю следствие арестовало бывшего директора «Гоголь-центра» Алексея Малобродского. Формулировка ареста была совсем уже фантастическая. Малобродского обвинили в том, что он ни больше ни меньше украл деньги, выделенные государством на спектакль «Сон в летнюю ночь», - а спектакля–то и не было.

Тут уж публика взвыла. В суд принесли афиши спектакля, рецензии в СМИ, свидетельства зрителей: спектакль даже на конкурс был выставлен! Но следователь отверг все эти доказательства с потрясающей формулировкой: «В статьях можно написать все что угодно!»

И его обвиняют в том, что он похитил, цитирую: «Не менее 68 млн руб»., то есть все деньги, которые были выделены «Седьмой студии» в 2011-2014 гг.

А как же десятки спектаклей, поставленных на эти деньги? Выставки, проекты, конкурсы?

Чем можно объяснить, что следствие в таком публичном деле упорно выдвигает безумные обвинения, не сообразные со здравым смыслом, вместо того, чтобы предъявить простую обналичку? И почему мы должны за следствие рационализировать эти обвинения?

Второе. Реальным способом легитимизации любой власти является мнение элиты. Чтобы понять, что это так, достаточно взглянуть на Дональда Трампа, который является де-факто нелегитимным президентом США потому, что он выбран вопреки мнению элиты.

У Путина с элитой раньше было хорошо. Существовал огромный слой культурной элиты, которые как-то кормились из бюджета. Им не препятствовали показывать режиму фигу в кармане и даже давали на это бюджетные деньги. Отвечал за это «совращение малолетних» Владислав Сурков.

Теперь на эти деньги есть новые претенденты.

Министр культуры Мединский после многочисленных скандалов с его диссертацией, похоже, нуждается в поддержке, которую ему может обеспечить только самая одиозная и мракобесная часть президентского окружения.

Проблема в том, что все те, кого поддерживает эта мракобесная часть и кого режим хотел бы видеть в выразителях общественного мнения, не являются элитой. Они являются клоунами.

Попытки создать культурную элиту из хирургов, милоновых, поклонских и мединских не увенчались и не могут увенчаться успехом.

Россия все-таки не сектор Газа. Абрамовичу и Костину, ждущим спектакля «Нуреев», трудно внушить, что теперь вместо «Нуреева» должен быть мироточащий бюст Николая II.

В итоге получается, что никакая другая история за последние несколько месяцев так не повредила Путину в долгосрочной перспективе, как дело Кирилла Серебренникова.

Мосгорсуд сегодня отклонил жалобы фигурантов дела «Седьмой студии» и их защиты на продление обвиняемым сроков домашнего ареста. Кирилл Серебренников, Юрий Итин и Софья Апфельбаум пытались убедить суд, что оснований для их дальнейшего содержания под домашним арестом после завершения следственных действий не осталось, однако своего не добились. При этом режиссеру Кириллу Серебренникову суд отказал и в возможности ходить на работу или пользоваться для общения с коллегами интернетом. Адвокат Алексея Малобродского продолжала настаивать на незаконности решения Басманного суда, но меру пресечения с примененной следствием подписки о невыезде менять не просила.


Прокуратура и представитель следствия настаивали на отклонении жалоб. В частности, представитель надзорного ведомства отметил, что на свидетелей по делу нельзя оказать давление только после того, как те дадут показания в суде во время рассмотрения дела по существу. Кроме того, правоохранители не исключали возможности того, что, оказавшись на свободе, кто-то из фигурантов может скрыться.

В итоге Мосгорсуд жалобы отклонил, оставив при этом условия содержания фигурантов под домашним арестом без изменений. «Постановление Басманного суда Москвы о продлении в отношении Серебренникова меры пресечения в виде домашнего ареста с сохранением всех установленных ранее ограничений»,- сказала судья.

Под домашним арестом находится и сотрудничающая со следствием бывшая главбух «Седьмой студии» Нина Масляева, чьи показания легли в основу обвинения. А бывший генеральный продюсер студии Алексей Малобродский, на протяжении всего следствия находившийся в СИЗО, недавно после сердечного приступа был отпущен под подписку о невыезде.

Напомним, по версии следствия, в 2011 году режиссер Кирилл Серебренников разработал проект «Платформа» по развитию и популяризации современного искусства, на финансирование которого в 2011–2014 годах Минкульт РФ выделил более 214 млн руб. Для реализации проекта была создана АНО «Седьмая студия», в которой работали Алексей Малобродский, Юрий Итин, Нина Масляева и продюсер Екатерина Воронова (числится в розыске).

Как считает Следственный комитет России, путем завышения расценок на работы и реквизит, а также предоставления в Минкульт фиктивных финансовых отчетов, которые утверждала работавшая в ведомстве Софья Апфельбаум, фигурантами было похищено около 130 млн руб. Кроме Нины Масляевой, никто из них вину не признает.

Владислав Трифонов

Почему к худруку "Гоголь-центра" пришли с обысками

Утром 23 мая сотрудники Главного следственного управления Следственного комитета России по Москве пришли с обысками в квартиру худрука «Гоголь-центра» Кирилла Серебренникова, а также в сам театр и центр современного искусства «Винзавод». По версии следствия, в 2014 году Серебренников принимал участие в хищении денег Минкультуры, выделенных на проведение фестиваля современного искусства «Платформа». Но это не единственный эпизод.

Как отмечает следствие, 1 февраля 2014 года директор Департамента поддержки профессионального искусства и народного творчества Минкультуры Софья Апфельбаум (сейчас - директор РАМТ) заключила соглашение с АНО «Седьмая студия», совладельцем и худруком которой является Кирилл Серебренников. Компания обязывалась провести проект «Платформа» на территории «Винзавода» в рамках популяризации современного искусства. Для этого Минкультуры выделило 66,5 млн рублей.

В свою очередь, «Седьмая студия» 10 февраля подписала два договора возмездного оказания услуг с ООО «Инфостиль» на общую сумму 1,28 млн рублей. Фирма должна была шить костюмы и заниматься техническим обеспечением мероприятий, а также подготовить отчёт об использовании госсубсидии при их проведении.

Как удалось установить следствию, на самом деле мероприятия, указанные в договоре, не проводились, хотя деньги были переведены на счета «Инфостиля». Через несколько месяцев, в октябре 2014 года, компания прекратила существование. В октябре же свой пост внезапно покинула Софья Апфельбаум, проработавшая в Минкультуры восемь лет.

Обыски в рамках возбуждённого уголовного дела только начинаются - всего в списке значится 17 адресов, в том числе адрес экс-главы департамента Минкультуры Софьи Апфельбаум, нынешнего директора Российского театра драмы имени Волкова (город Ярославль) Юрия Итина, ранее являвшегося директором «Седьмой студии», а также возглавляющей компанию сейчас Анны Шалашовой и других.

Ни Серебренников, ни Апфельбаум не отвечали на звонки. В Департаменте культуры Москвы Лайфу заявили, что не готовы комментировать обыски в подведомственном им «Гоголь-центре». В Театре имени Волкова заявили, что в данный момент обыски у них не проводятся.

«Мученик» платит дважды

АНО «Седьмая студия» могла заинтересовать следователей и по другой причине. Совладельцем компании, согласно базе данных «Картотека», является Кирилл Серебренников, а директором - Анна Шалашова, которая работает в «Гоголь-центре» в должности помощника худрука, то есть Серебренникова.

Как показывает СПАРК, с 2013 года «Гоголь-центр» регулярно заключал мелкие госконтракты с «Седьмой студией». При этом в 2014–2016 годах госконтракты эта компания получала только от театра.

По мнению председателя Национального антикоррупционного комитета Кирилла Кабанова, в данном случае можно говорить как минимум о конфликте интересов, ведь по факту получается, что Серебренников отдавал деньги государственного театра своей компании.

Без разницы, худрук или любое руководящее лицо это делает. Это учреждение культуры, а не частная лавочка, которая может закупать у кого угодно. Зачастую конфликт интересов является признаком не просто правонарушений, а злоупотреблений при использовании бюджетных средств. А тут могут быть уже уголовные последствия, - отметил эксперт.

В 2015 году «Гоголь-центр» провёл аукцион в форме закупки у единственного поставщика, в результате чего контракт на совместную постановку спектакля «Мученик» стоимостью 3,1 млн рублей получила «Седьмая студия».

При этом ранее театр (также в форме закупки у единственного поставщика) заключил контракт на постановку лично с Кириллом Серебренниковым.

После проведения обысков Следственный комитет РФ сообщил о возбуждении уголовного дела по факту хищения 200 миллионов рублей, выделенных из бюджета на развитие искусства.

По версии следствия, пока неустановленными лицами из числа руководства автономной некоммерческой организации «Седьмая студия» с 2011 по 2014 год были похищены бюджетные средства в размере около 200 миллионов рублей, выделенные государством на развитие и популяризацию искусства, - говорится в сообщении на сайте СКР.

Долговая порука

Проблемы преследуют «Гоголь-центр» уже несколько лет. В апреле 2015 года глава Депкульта Москвы Александр Кибовский заявил, что «Гоголь-центр» погряз в долгах. Задолженность театра перед различными организациями на тот момент составляла около 80 миллионов рублей, и от ликвидации его спасал только статус учреждения культуры Москвы.

Незадолго до этого новым директором театра была назначена Анастасия Голуб, которая в течение пяти месяцев проводила антикризисную кампанию. По словам Серебренникова, к августу 2015 года была погашена кредиторская задолженность, были сокращены расходы театра и увеличены продажи билетов. Но театр по-прежнему являлся убыточным.

В октябре 2015 года, после ухода Голуб, Серебренников стал не только худруком, но и директором «Гоголь-центра». После этого глава департамента культуры Александр Кибовский заявил, что ответственность за все решения, связанные с финансами, лежит именно на Кирилле Серебренникове. При этом сам худрук театра заявил, что Департамент культуры Москвы утвердил его первым заместителем Алексея Кабешева, который и будет отвечать за экономическое положение театра.

В марте 2016 года Серебренников рассказал, что часть долговых денег театру возместил департамент культуры в виде субсидии. О какой именно сумме шла речь, он не уточнил.

Светлана Боброва