Александр Бурдонский: «Мне не дают забыть, что я внук Сталина. Бурдонский: Сталин умер одиноким и с голым задом От чего умер александр бурдонский

23 мая скончался внук Сталина, режиссер Александр Бурдонский. 45 лет он проработал в Театре Российской Армии. В память о народном артисте России «Известия» публикуют интервью, которое он дал на вечере памяти маршала Жукова. За режиссуру мероприятия отвечал другой постановщик, но проигнорировать премьеру родного театра Бурдонский не смог.

- Почему спектакль к юбилею маршала поставили не вы? Ведь вам эта тема очень близка.

Мне предложили, но я отказался.

- Почему?

Да зачем о нем говорить. О его роли полководца и военной личности всё сказано. А о нем как личности я прочел очень много материала и слишком хорошо знаю какие-то вещи, о которых никогда бы не стал говорить. Режиссер Андрей Бадулин сделал симпатичную, очень тактичную постановку, обойдя многие углы. Он собрал воспоминания, какие-то документы, этого оказалось достаточно для памятного спектакля. Если бы я взял всё в свои руки, то сделал бы всё гораздо жестче. Но зачем это нужно...

Скорее неточный. Например, там есть байка о том, что Сталин предложил Жукову принимать парад. Мол, Иосиф Виссарионович сел на белого коня и тот его скинул. Поэтому Жуков принимал Парад Победы. Это, конечно, чепуха. Ничего подобного не было. Все эти истории - липа, липа, липа. После двух инсультов с рукой, которая не двигалась, Сталин физически не мог сесть на коня. Отца, Василия Сталина, нет в живых, некому опровергнуть слухи, поэтому придумывают всё что угодно.

- Вы считаете, это плохо, что к юбилею предпочитают вспоминать только о хорошем?

Увы, почему-то это правило касается не всех. По крайней мере, о Сталине я читаю негатив в каждой газете, каждый день.

- Молодежи трудно разобраться, что из этого правда, а что - нет...

Молодежи это не нужно, мне кажется. У Сталина свои счеты со временем. Должно пройти время, чтобы страсти улеглись и появились другие оценки. Всё неоднозначно и очень сложно. У Сталина с Жуковым были непростые отношения. Но это был первый маршал, достойный своего главнокомандующего. Они образовали тандем. Сталин как-никак доверил взятие Берлина Жукову. Не Коневу и не Рокоссовскому. Думаю, Сталин симпатизировал Жукову.

- Понятно, что ваша родословная вас не отпускает. Вы рано узнали, кем был ваш дед?

О том, чей я внук, я знал с раннего детства. Мне и до сих пор не дают забыть об этом. С младенчества вбивалось в голову, что я должен быть отличником в школе, вести себя примерно. Я ничего не мог себе позволить. Потом говорили, что я должен быть воином. Поэтому меня и в Суворовское училище отправили. Отец настоял, чтобы я пошел по военной стезе. Я этому сопротивлялся. Долгое время я не мог, образно говоря, ни рукой, ни ногой двинуть по своему желанию, потому что я внук самого Сталина. Это сковывало.

- Вы видели деда?

Пару раз на парадах. А в доме - нет, никогда. Да и мой отец со своей сестрой тоже не могли просто так зайти к отцу. Надо было брать разрешение у охраны даже для звонка Сталину.

- Каким отец остался в памяти?

Он был человеком одаренным, но ведь и над ним довлело имя Сталина. Из-за этого у отца был внутренний разлад. Он был несколько авторитарным, при разводе не отдал нас с сестрой маме. И мы жили с ним. Мне было четыре с половиной года, а Наде три с половиной. Сестра очень любила отца. А я долгое время обижался на него за то, что он так поступил с мамой. Ведь мы росли с мачехами. Отец несколько раз был женат.

- Он умер молодым...

Да, отец выпивал, и это было постоянным поводом для сплетен и разговоров. Мать не могла справиться с его пристрастием. Однажды, стоя у окна, он сказал: «Галка, разве ты не понимаешь, что я жив, пока жив отец». Сталина похоронили 9 марта, а за отцом пришли 29-го. Он провел в заключении девять лет. И вскоре после освобождения умер.

- Вы до сих пор обижены на него?

Сейчас я старше его. Он умер в 41 год, а мне уже 75. Я долго размышлял над нашей жизнью, над какими-то его поступками и понял, что я отношусь к нему как к сыну. Поэтому порой оправдываю. Отец ведь был вспыльчивым человеком. Устраивал с мамой какие-то разборки. Она много горя хлебнула в этом браке. А когда его посадили, он постоянно писал маме. Уже после его смерти я спрашивал маму, как она к нему относилась. Из ее слов я понял, что она его очень любила, даже несмотря на то, что отобрал у нее детей, сломал ей жизнь. Но вернуться к нему не смогла.

От редакции: прощание с Александром Васильевичем Бурдонским состоится 26 мая в 11 часов утра в Центральном академическом театре Российской Армии.

Скончался еще один потомок Иосифа Сталина - его внук Александр Бурдонский , режиссер Театра Российской армии, Народный артист России.

Бурдонскому было 75 лет. Информацию о его смерти Федеральному агентству новостей подтвердили в пресс-службе Центрального академического театра Российской армии.

Из неофициальных источников было известно, что Бурдонский страдал от заболевания сердца, однако в околотеатральной среде корреспонденту ФАН рассказали, что режиссер буквально за несколько месяцев «сгорел» от онкологического заболевания.

Сын Василия Сталина

Александр Бурдонский - старший сын младшего сына Иосифа Сталина - Василия Сталина от его первого брака с Галиной Бурдонской - дочери инженера кремлевского гаража (по другим данным - чекиста), праправнучки пленного наполеоновского офицера.

Александр Бурдонский родился 14 октября 1941 года в Куйбышеве, о трагической судьбе своего отца Василия Сталина и о своем детстве рассказывал страшные вещи и в интервью, и в книге «Вокруг Сталина». Впрочем, по словам Бурдонского, самого Сталина он видел только издалека - на трибуне, и один раз воочию - на похоронах в марте 1953 года.

В одном из интервью Бурдонский рассказывал, что Сталин на свадьбу Василия с Бурдонской не пришел и вообще выбор сына не одобрил. У Галины, женщины прямой и умеющей наживать врагов, сразу не сложились отношения с очень близким Василию Сталину человеком - начальником охраны Николаем Власиком . По версии Александра Бурдонского, именно Власик «развел» его родителей. По другой версии Галина ушла сама, не выдержав пьянок, загулов и измен мужа. Детей ей не отдали.

Дальше Александр Бурдонский и его сестра оказались во власти мачехи, Екатерины Тимошенко , дочери маршала Семена Тимошенко . Мачеха, по словам Бурдонского, жестоко издевалась над ним и сестрой, морила голодом, запирала в темной комнате, избивала.

Второй мачехой детей Бурдонской стала чемпионка СССР по плаванию Капитолина Васильева . С ней дети, наконец, вздохнули спокойно, а вскоре им разрешили жить вместе с матерью.

Фамилию матери Александр Бурдонский взял сознательно, многие ее родственники сгинули в ГУЛАГе. А вот как в 2007 году Бурдонский отзывался об Иосифе Сталине в интервью изданию «Бульвар Гордона»: «Дед был тираном. Пусть кому-то очень хочется приделать ему ангельские крылья - они на нем не удержатся. Что хорошего я мог к нему питать? За что благодарить? За искалеченное детство? Никому не пожелаю такого.... Быть внуком Сталина - тяжкий крест». Бурдонский, кстати, категорически отказывался играть Сталина в кино, несмотря на нередкие приглашения.

Человек театра

После суворовского училища Бурдонскому удалось «увильнуть» от военной карьеры - он окончил режиссерский факультет ГИТИСа и стал настоящим «человеком театра», посвятив этому призванию всю жизнь.

После актерского курса студии Олега Ефремова при театре «Современник» Бурдонский сыграл шекспировского Ромео в театре на Малой Бронной у Анатолия Эфроса , а затем по приглашению Марии Кнебель пришел в качестве режиссера-постановщика в Центральный театр Советской Армии, да так там и остался на всю жизнь.

Как рассказывал Бурдонский в интервью, его театральную тему определила трагическая судьба матери - он в основном ставил спектакли о нелегкой женской доле.

Потомки Сталина

У Иосифа Сталина было довольно много потомков. По линии Василия Сталина и его первой жены живы племянница Александра Бурдонского Анастасия Сталина (род. в 1974 г.) и ее дочь Галина Фадеева (род. в 1992 г.).

Последний из потомков Сталина, о ком много говорили, - Евгений Джугашвили (по его версии, он потомок старшего сына Сталина - Якова Джугашвили , впрочем, многие считали его самозванцем) умер в прошлом году. Евгений Джугашвили написал книгу «Мой дед Сталин. Он - святой!» и пытался судиться с теми, кто утверждал обратное.

От этой линии, по данным из открытых источников, живы:

Джугашвили Виссарион Евгеньевич (род. 1965) - правнук Сталина, строитель, живет в США;
Джугашвили Иосиф Виссарионович (род. 1995) - праправнук Сталина, музыкант;
Джугашвили Яков Евгеньевич (род. 1972) - правнук Сталина.
Селим - правнук Сталина; художник, живет в Рязани;
Джугашвили Василий Виссарионович - праправнук Сталина.

По линии дочери Сталина - Светланы Аллилуевой - живы:

Аллилуев Илья Иосифович (род. 1965) - правнук Сталина;
Жданова, Екатерина Юрьевна (род. 1950) - внучка Сталина, живет в России;
Крис Эванс (род. 1973) - внучка Сталина, дочь Светланы Аллилуевой.
Козева Анна Всеволодовна (род. 1982) - правнучка Сталина.

Театральный режиссер.

Заслуженный деятель искусств РСФСР (29.07.1985).
Народный артист России (21.02.1996).

Прямой внук И. В. Сталина, старший сын Василия Иосифовича Сталина (1921-1962) от первой жены Галины Бурдонской (1921-1990).
Он вспоминал: «Совместная жизнь у родителей не сложилась. Мне было четыре года, когда мама от отца ушла. Детей ей взять с собой не позволили. Нас разлучили на восемь лет».
В 1951-1953 годах учился в Калининском суворовском училище.
Позже поступил на актерский курс студии при театре "Современник" к Олегу Николаевичу Ефремову. В 1966 году поступил в ГИТИС (ныне РАТИ) на режиссерское отделение курса Марии Осиповны Кнебель, одновременно экстерном окончив школу и получив аттестат зрелости.
По окончании ГИТИСа в 1971 году его приглашает играть шекспировского Ромео Анатолий Эфрос в театр на Малой Бронной. Спустя три месяца Мария Кнебель зовет с собой своего ученика в Театр Армии ставить спектакль "Тот, кто получает пощечины" Леонида Андреева, в котором сыграли Андрей Попов и Владимир Зельдин. После осуществления этой постановки, в 1972 году главный режиссер ЦТСА Андрей Алексеевич Попов предложил А.В. Бурдонскому остаться в Театре Армии.

Режиссер Центрального академического театра Советской (Российской) Армии.
Поставил два спектакля в Малом театре и в Японии. Страна восходящего солнца увидела "Чайку" А. Чехова, "Вассу Железнову" М. Горького и "Орфей спускается в ад" Т. Уильямса.

Преподавал в ГИТИСе (РАТИ).

Был женат на своей однокурснице Дале Тамулявичюте (1940-2006), режиссере Государственного молодежного театра Литвы.

театральные работы

Спектакли, поставленные в ЦАТРА:
«Тот, кто получает пощечины» Л. Андреева
«Дама с камелиями» А. Дюма-сына
«Снеги пали» Р. Феденева
«Сад» В. Арро
«Орфей спускается в ад» Т. Уильямса
«Васса Железнову» М. Горького
«Ваша сестра и пленница» Л. Разумовской
«Мандат» Н. Эрдмана
«Условия диктует леди» Э. Элиса и Р. Риза
«Последний пылко влюбленный» Н. Саймона
«Британник» Ж. Расина
«Деревья умирают стоя» А. Касоны
«Дуэт для солистки» Т. Кемпински
«Шарады Бродвея» М. Орра и Р. Дэнем
«Арфа приветствия» М. Богомольного
«Приглашение в замок» Ж. Ануя
«Дуэль королевы со смертью» по пьесе «Смех лангусты» Д. Маррелла
«Та, которую не ждут…» по пьесе «Утренняя фея» А. Касоны
«Чайка» А.П. Чехова
«Элинор и её мужчины» Дж. Голдмена

Накануне вечером ушел из жизни известный режиссер Александр Бурдонский

Накануне поздно вечером в одной из московских клиник не стало Александра Васильевича Бурдонского, режиссера Театра Российской армии, сына Василия Сталина, внука «отца народов». Вся его жизнь была преодолением обстоятельств его родства. Подробнее в материале «Реального времени».

Черный цыпленок на эскалаторе

Мы познакомились с Александром Васильевичем в октябре 1989 года, в одну из первых бесед он рассказал о документальном фильме, который когда-то видел на Московском кинофестивале. Это был фильм венгерских кинематографистов, рассказывающий о птицефабрике. Там по длинной ленте бежали желтые цыплята, и когда они добегали до автомата, он сбрасывал их в корзину.

Но вот на ленту попадал черный цыпленок, от также добегал до нужного места, и фотоэлемент не срабатывал: цыпленок был другого цвета. Трудно быть черным цыпленком, не таким, как все. Александр Васильевич изначально, по факту рождения, был «не такой, как все». Неслучайно, когда он окончил режиссерский факультет ГИТИСа, Юрий Завадский приглашал его в театр им. Моссовета на роль Гамлета, «черного принца». После долгих раздумий Бурдонский отказался.

В честь Суворова

Он родился 14 октября 1941 года в Самаре, тогда Куйбышеве, куда в эвакуацию был отправлен клан Аллилуевых-Сталиных. Его родители познакомились незадолго до войны, Василий Иосифович буквально увел у своего друга-хоккеиста его невесту - очаровательную блондинку Галину Бурдонскую. Ухаживал он красиво, например, мог подлететь к ее двору на небольшом самолете и сбросить букет цветов.

Отец вместе с другом-летчиком Степаном Микояном прилетели в Самару через пару дней - Василию Иосифовичу хотелось похвастаться сыном. Он назвал его Александром в честь Суворова и планировал для него карьеру военного.

Галина Бурдонская и Василий Сталин с маленьким Сашей. Фото bulvar.com.ua

Родители развелись практически сразу же после окончания войны, и Василий Иосифович в отместку бывшей жене не отдал ей детей и запретил даже видеться с ними. Однажды Александр Васильевич нарушил запрет и увиделся с матерью. Когда отец узнал об этом, последовало наказание: он «сослал» сына в Суворовское училище в Тверь.

Бурдонский никогда не видел деда, Сталин не интересовался внуками. Дед для него был символической фигурой на мавзолее, которую можно было видеть на демонстрациях. Не видела тестя никогда в жизни и Галина Бурдонская, хотя известно, что она даже после развода не попала под молот репрессий благодаря защите Сталина. Однажды он вызвал Берию и сказал ему: «Светлану и Галину не смей трогать!»

Когда Сталин умер, внука привезли на похороны деда, и он сидел возле гроба, глядя на длинную процессию идущих людей. Никаких эмоций кончина Сталина у него не вызвала. Вскоре был арестован отец, и Александра Васильевича вместе с сестрой Надеждой вернули матери.

Последние годы Василий Иосифович, фигура неоднозначная, трагическая, провел в ссылке в Казани. Здесь же он скончался при загадочных обстоятельствах. Бурдонский с сестрой приезжали в Казань на его похороны. Александр Васильевич потом вспоминал, что официально о смерти Василия Сталина не сообщалась, но весть об этом разнеслась по Казани, и проститься с ним пришло много народа. В его квартиру на Гагарина шли и шли люди, шли молча. Подходили мужчины в гражданской одежде, распахивали полы пальто, и под ними были видны ордена. Так фронтовики прощались с боевым генералом - смелым летчиком. Василий Сталин действительно был асом и на войне не прятался.

«Он же внук Сталина»

Бурдонский никогда не помышлял о карьере военного, с раннего детства он думал только о театре. Два его детских потрясения - это Галина Уланова, виденная в Большом театре, и Владимир Зельдин в спектакле «Учитель танцев».

Василий Сталин на церемонии прощания с отцом. Москва, Колонный зал Дома союзов, 6 марта 1953 года. Фото jenskiymir.com

Он решил поступить в ГИТИС, на режиссерский факультет. Курс набирала легендарная ученица Станиславского Мария Кнебель, чья семья пострадала от репрессий. Она потом рассказывала Александру Васильевичу: «Передо мной стоял внук Сталина, и я понимала, что сейчас могу решить его судьбу. Это длилось доли секунды, и я сказала себе: «Боже, о чем я думаю!.. Он же ни в чем не виноват». Бурдонский позже стал ее любимым учеником.

Он окончил ГИТИС, где учился в одно время и приятельствовал с будущим главным режиссером Камаловского театра Марселем Салимжановым, но не мог найти работу в Москве. Никто не хотел брать в штат внука Сталина. Помогла Мария Кнебель, она взяла его ассистентом на свою постановку «Тот, кто получает пощечины» в Центральный театр Советской армии. И после удачной премьеры Александра Васильевича взяли на работу в этот театр, которому он не изменил до конца жизни.

Помог «Взгляд»

Бурдонский никогда не афишировал своего родства со Сталиным. Его взгляд на деда всегда был взвешенным и объективным. Он принципиально никогда не ставил спектакли об Иосифе Виссарионовиче, хотя такие предложения были. И никогда не занимался политикой.

В годы перестройки он репетировал спектакль по комедии Эрдмана «Мандат», и спектакль, смелый по тем временам, пытались закрыть. Помог Александр Любимов, пригласивший режиссера в суперпопулярную тогда программу «Взгляд», тогда многие и узнали, что Александр Бурдонский - родной старший внук Иосифа Сталина.

Александр Васильевич был одним из ярких представителей романтизма в русском театре. Театр был самой большой любовью в его жизни. Он работал в русле русского психологического театра, не изменив ему ни разу. А на это сейчас уже нужна большая смелость. Его «Шарады Бродвея» или «Приглашение в замок» были безукоризненно стильными. «Дама с камелиями» - ностальгически-прекрасной. Постановки пьес Чехова подобны нежным ноктюрнам.

Театр был самой большой любовью в его жизни. Он работал в русле русского психологического театра, не изменив ему ни разу. Фото molnet.ru

Несколько лет назад Александр Бурдонский приезжал с гастролями в Казань, на его спектакли были аншлаги. Посетить могилу отца он уже не мог - непонятные «родственники» к этому времени уже перезахоронили прах генерала Василия Сталина в Москве.

Трудно быть «черным цыпленком». Трудно не впасть в искушение, почувствовав свою «особенность» в силу звездного родства, как и нелегко было выдержать годы ниспровержения Сталина и той нелюбви, что неумными людьми проецировалась на его родственников. Он выдержал все испытания достойно.

Татьяна Мамаева

МОСКВА, 24 мая — РИА Новости. Театральный режиссер, народный артист России и внук Иосифа Сталина Александр Бурдонский умер в Москве. Ему было 75 лет.

Как рассказали РИА Новости в Центральном академическом театре Российской армии, где Бурдонский отработал несколько десятилетий, режиссер скончался после тяжелой болезни.

В театре уточнили, что гражданская панихида и прощание с Бурдонским начнется в 11:00 в пятницу, 26 мая.

"Все будет происходить в его родном театре, где он работал с 1972 года. Затем состоится отпевание и кремация на Николо-Архангельском кладбище", — сообщил представитель Центрального академического театра Российской армии.

"Настоящий трудоголик"

Актриса Людмила Чурсина назвала смерть Бурдонского огромной потерей для театра.

"Ушел человек, который знал о театре все. Александр Васильевич был настоящим трудоголиком. Его репетиции были не просто профессиональными занятиями, а и жизненными размышлениями. Он много воспитал молодых актеров, которые его обожали", — заявила Чурсина РИА Новости.

"Для меня это личное горе. Когда умирают родители, наступает сиротство, а у меня с уходом Александра Васильевича наступило сиротство актерское", — добавила актриса.

Чурсина много работала с Бурдонским. В частности, она играла в спектаклях "Дуэт для солистки", "Элинор и ее мужчины" и "Игра на клавишах души", которые ставил режиссер.

"У нас было шесть совместных спектаклей, и начали уже работать над седьмым. Но случилась болезнь, и он сгорел за четыре-пять месяцев", — рассказала актриса.

Народная артистка СССР Элина Быстрицкая назвала Бурдонского человеком уникального таланта и железной воли.

"Это замечательный педагог, с которым мне случилось вместе преподавать десять лет в ГИТИСе, и очень талантливый режиссер. Его уход — большая потеря для театра", — заявила она.

"Рыцарь театра"

Актриса театра и кино Анастасия Бусыгина назвала Александра Бурдонского "настоящим рыцарем театра".

"С ним у нас была настоящая театральная жизнь в лучших ее проявлениях", — цитирует слова Бусыгиной телеканал "360" .

По ее словам, Бурдонский был не только великолепным человеком, но и "истинным служителем театра".

Бусыгина впервые столкнулась с Бурдонским при постановке чеховской "Чайки". Она отметила, что в работе режиссер порой был деспотичен, однако его "любовь сплачивала актеров в одну команду".

Как внук Сталина стал режиссером

Александр Бурдонский родился 14 октября 1941 года в Куйбышеве. Его отцом был Василий Сталин, а матерью — Галина Бурдонская.

Семья сына вождя распалась в 1944 году, однако развод родители Бурдонского так и не оформили. Кроме будущего режиссера, у них была общая дочь — Надежда Сталина.

С рождения Бурдонский носил фамилию Сталин, однако в 1954 году — уже после смерти деда — взял материнскую, которую сохранил до конца жизни.

В одном из интервью он признался, что видел Иосифа Сталина только издалека — на трибуне и лишь один раз воочию — на похоронах в марте 1953-го.

Александр Бурдонский окончил Калининское суворовское училище, после чего поступил на режиссерский факультет ГИТИСа. Кроме того, он учился на актерском курсе студии при театре "Современник" у Олега Ефремова.

В 1971 году режиссера пригласили в Центральный театр Советской армии, где он занимался постановкой спектакля "Тот, кто получает пощечину". После успеха ему предложили остаться в театре.

За время работы Александр Бурдонский поставил на сцене Театра Российской армии спектакли "Дама с камелиями" Александра Дюма-сына, "Снеги пали" Родиона Феденева, "Сад" Владимира Арро, "Орфей спускается в ад" Теннесси Уильямса, "Васса Железнова" Максима Горького, "Ваша сестра и пленница" Людмилы Разумовской, "Мандат" Николая Эрдмана, "Последний пылко влюбленный" Нила Саймона, "Британик" Жана Расина, "Деревья умирают стоя" и "Та, которую не ждут…" Алехандро Касоны, "Арфа приветствия" Михаил Богомольного, "Приглашение в замок" Жана Ануйя, "Дуэль королевы" Джона Маррелла, "Серебряные колокольчики" Генрика Ибсена и многие другие.

Кроме того, режиссер поставил несколько спектаклей в Японии. Жители Страны восходящего солнца смогли увидеть "Чайку" Антона Чехова, "Вассу Железнову" Максима Горького и "Орфей спускается в ад" Теннесси Уильямса.

В 1985 году Бурдонский получил звание заслуженного деятеля искусств РСФСР, а в 1996-м — народного артиста России.

Режиссер также активно участвовал в театральной жизни страны. В 2012 году он принял участие в митинге против закрытия Московского драматического театра имени Гоголя, который был переформатирован в "Гоголь-центр".