).  Алеко - характеристика героя (персонажа) (Цыганы Пушкин А.С.) История жизни алеко из поэмы цыганы

Нередко писатели черпают вдохновение из действительности и обстоятельств, в которых пребывают. Пушкин в 1824 году пребывал в ссылке в городе Кишинев и там сумел пробыть более двух недель в цыганском таборе. Этот опыт позволил ему создать поэму Цыганы , которая описывает существование цыганского табора.

По сути, эта поэма предлагает читателям рассмотреть проблематику двух разных миров. С одной стороны мы видим мир цивилизации и культуры, выходцем из которой является Алеко. С другой стороны перед нами цыганский табор – фактически дикое существование.

Мир цивилизации существует по законам и правилам, от которых, по сути, и ежит Алеко. Ведь принятые правила вырождаются в низость и грязь под воздействием человеческой природы (имеется в виду, конечно, отрицательная сторона этой природы).

Формально Алеко убегает от закона, от людского закона. Однако, вероятно, в этом Пушкин также имеет в виду не только преследование законом как таковым, но и бегство от человеческого закона подлости. Главный герой поэмы сетует на низость устоев и скованность людей, которые как бы сами себя держат в загоне фальши.

Бежит главный герой в цыганский табор, который существует как бы вне закона. Там действует традиция и ритуал. Некая подлинная человечность, которая регулирует повседневность свободных людей.

Представительницей цыганского табора в поэме по большей части являются цыганка Земфира, которая становится возлюбленной Алеко и рождает ему сына и мудрый отец Алеко, который наставляет героя касательно цыганских порядков. Сначала главный герой принимает новый мир, он становится его частью, обосновывается, получает семью и источник заработка.

Тем не менее, в действительности этот герой не меняется полностью и в завершение поэмы мы понимаем – он убегал не только от человеческого общества, но и от самого себя. Он остается один, и даже цыгане уходят этого ревнивца, который уничтожает свою супругу и ее любовника. Алеко не может примириться и с новым миром и его порядками, которых как бы и не существует.

Мудрый цыган рассказывает герою о любви цыганок и просит не сетовать на временность этого феномена. Цыганки могут полюбить другого и не стоит ждать чего-то другого.

Традиция цыган заключается в свободе, в том числе и в том, чтобы предоставить свободу другому. Они предоставляют Алеко сделать собственный выбор, но не хотят больше иметь с ним ничего общего. Алеко в свою очередь не понимает этого неписанного закона свободы и не может предоставить свободы другим, хотя и хочет свободы для себя.

Поэма завершается сценой его одиночества. Он как бы оказывается между двумя мирами в полной пустоте, в которой ему предстоит понять себя.

По структуре поэма близка к романтизму, хотя Пушкин и вносит некоторое новаторство для своего времени. Из основных образов, которые использует автор, следует отметить образ Луны, который также представляет собой душу главного героя.

Вариант 2

Данная поэма Александра Сергеевича Пушкина была написана очень давно, более двухсот лет назад. Сюжет достаточно интересный. В поэме Пушкина «Цыгыны» показана жизнь свободных цыган и жизнь города с его законами и и жителями. Но здесь идёт не только описание жизни и обычаев табора, но и выделена романтическая история Алеко и Земфиры. Он свободолюбивый молодой человек, который не может мириться с жизнью которая у него есть. Алеко романтик и хочет жить в свободном и идеальном мире, поэтому он оказывается у цыган. Старик – цыган даёт ему возможность остаться, и предлагает делить пищу и кров.

Земфира же, как раз олицетворяет собой свободу и независимость, она красивая черноокая цыганка. Алеко остаётся с ними, но он грустит и тоскует, и не понимает причину этого.

Но проходит время, и парня уже невозможно отличить от других живущих в таборе, он стал как все цыгане. Алеко понимает, что и в таборе нет той полной свободы, о которой он так мечтал. Здесь тоже все живут по правилам, и все повторяется изо дня в день. Но есть и те кто смирился со своей жизнью здесь и не требует большего, например, Старик просто сидит и греется на солнышке. Кажется что каждый из них на своём вместе.

Но однажды цыганка Земфира заводит песню, в которой намекает что любит другого. Она говорит что эту песню ей пела мама и дразнит этой песней Алеко. В итоге Алеко убивает Земфиру. И тут проявляются все его негативные черты, которых мы не видели вначале поэмы. Им овладевает гнев на Земфиру и все заканчивается трагично.

Смысл поэмы заключён в том, что каждый ищет свое предназначение и «лучшую долю», но не все счастливы обретая то, что казалось нужным. Один только Старик смирился со своей долей и счастлив от нового прожитого дня. Каждый человек думает, что лучше в другом месте или у других, но ведь от судьбы не уйдёшь. И яркий пример этого - Алеко и цыганка Земфира.

Проблемы затронутые в произведении Пушкина актуальны и по сей день, ведь люди продолжают искать место, где по их мнению лучше, но чаще всего проблема заключается в самом человеке и его мироощущении.

Анализ произведения Цыганы

Часто авторы берут свое вдохновение из той среды, в которой обитают. Такой легендарный автор, как Пушкин, точно также вдохновился на написание поэмы «Цыганы». В 1824 году автор был в городе Кишинёве и там пробыл две неделе в цыганском таборе. Благодаря этому опыту он и создал поэму, которую знаю все.

Этот рассказ помогает читателю рассмотреть поближе проблему двух миров. Один мир – это цивилизация, культура и законы. Другой мир – дикость цыганского табора.

Вся цивилизация держится только на писаных законах и различных правилах. Именно от этого всего и хотел убежать главный герой произведения – Алеко. Он хотел окунуться в мир дикости и свободы и попал в цыганский табор.

Можно сказать, что Алеко хочет убежать от законов. Ему все это дико, он хочется скрыться от всех.

Сбежал Алеко к цыганам, которые, по его мнению, не подчиняются законам. Ведь там нет закона, там есть традиции.

Представительницей данного табора в поэме Пушкина является Земфира, в которую влюбляется Алеко. Женщина родила ему сына. Изначально главный герой поэмы принял этот новый пир, он хочет стать частью всего этого. Он создал семью и нашел работу, чтобы обеспечивать жену и ребенка.

Однако, читатель понимает, что герой не изменился в полной степени. В конце произведения становиться ясно, что герой убегал не от людей, а от самого себя. Алеко никак не может смириться с новыми миром, со всеми порядками и неписаными законами. Он не готов к такой жизни.

Один мудрый цыган разъяснил главному герою то, что цыганки очень любвеобильные. Сначала они любят одного, затем другого. Не стоит это принимать близко к сердцу.

Цыгане ценят свободу и ставят ее на первое место. Они за права выбора во всем, даже в отношениях. Алеко должен сделать выбор, ведь с ним больше не хотят иметь дело. Даже не хотят его больше видеть. Герой не понимает, почему так. Он не понимает этих законов и не хочет дарить кому-то свободу, хоть и сам в поисках этой свободы для самого себя.

Поэма Пушкина оканчивается тем, что главный герой остается в одиночестве. Он оказался между двумя мирами, в какой-то пустоте. Ему еще предстоит понять самого себя и это будет непросто.

По своей структуре данная поэма очень близка к романтике. Пушкин экспериментировал и вносил множество коррективов, чтобы произведение получилось удачно. Все образы подобраны довольно точно и удачно. Каждый герой несет в себе некую историю, которую хочется узнавать. Так же, произведение очень поучительное и интересное.

Одним из персонажей произведения Гоголя Ночь перед рождеством, является Осип Никифорович, сельский священнослужитель. Автором описывается внешность Осипа Никифоровича, как довольно неказистая и особо ничем не выдающаяся

  • Характеристика и образ Профессора Преображенского в повести Булгакова Собачье сердце сочинение

    Филипп Филиппович Преображенский – один из главных героев повести М. А. Булгакова «Собачье сердце». Это шестидесятилетний учёный, выдающийся хирург с мировым именем, умный, интеллигентный, спокойный

  • Сочинение Евгений Онегин мой любимый герой (Пушкин А. С.)

    Девятнадцатый век, это век возрождения великих поэтов. Одним из таких является Пушкин Александр Сергеевич. Его многочисленные работы, актуальны и в настоящее время. Благодаря им, вырастало поколение 19 и 20 века.

  • Истории любви и свободы – вечная и бездонная тема для многих романов и стихов. Кто не любил или не страдал, кто не искал сладкого плена или свободы от общественных оков? Из поэмы, которую написал Пушкин, «Цыганы» можно будет узнать все об этих бурных чувствах и эмоциях.

    Вконтакте

    История создания

    История создания поэмы «Цыганы» Пушкина начинается со ссылки под Кишинев, где он впервые так близко узнал быт цыган, и отразил его в своих стихах. Его удивила свобода в отношениях между мужчинами и женщинами и философское понятие цыган о свободе , ведь цивилизованный человек вкладывает в понятие любви столько ограничений и требований. У поэмы «Цыганы» Пушкина год написания совпадает с временем ссылки – 1823 – 1824 годы.

    Для того времени сюжет «Цыганы» Пушкина не совсем традиционен. Сначала все обычно – в кочующий стан цыган приходит молодой человек, он напоминает Печорина или , пресыщенный светом и его уловками, ищущий свободы и отдыха, чистой любви и настоящих людей.

    Земфира, дочь старого цыгана, влюбляется в Алеко и становится его женой. Отец не мешает влюбленным, не учит и не запрещает.

    Несколько счастливых лет проходят в любви, путешествии, заботе о хлебе. Но именно в этот момент меняется привычная линия романтических поэм.

    В поэзию кочевой жизни врывается реальная жизнь и проверяет героя на прочность. Гениальность Пушкина в том, что его герои Алеко и Земфира не остались картонными образами романтиков, а превратились в живых и трагических персонажей.

    После того, как юная жена признается сначала в песне, а потом открыто, что полюбила другого, герой из Манфреда превращается в Отелло при цыганке Земфире. Он забывает, что сам провозглашал свободу и честность, не слышит грустной истории любви отца жены о том, как он остался с брошенной ветреной матерью маленькой дочкой, но сохранил любовь в своем сердце.

    В финале Алеко подстерегает любовников и убивает сначала мужчину, затем неверную жену. Цыгане в лице отца Земфиры обвиняют его в гордости и эгоизме, а также желании воли только для себя. Они бросают его с телегой и уходят по своему пути. Но и Алеко исчезает.

    Краткая и емкая характеристика Алеко

    Пушкину захотелось поселить ставшего уже популярным, благодаря Байрону и прочим романтикам, героя, уставшего от и его ограничений в чистую среду. Алеко, будущий муж Земфиры, попав к детям степей провозглашает, что связи с прошлым и миром городов порваны. Он не хочет врать себе и другим, ищет простоты чувств и свободы от суеты наук и толпы. Цыгане привлекают его именно внутренней свободой и детской искренностью. Герой хочет любить открыто и жить без условностей.

    Внимание! Но как только мечты сталкиваются с реальными проявлениями этой нравственной свободы и призывами к чувственным порывам, герой вспоминает все надоевшие ему идеал

    Земфира

    Юная красавица Земфира – настоящее дитя любви и природы. Она непосредственна в своих привязанностях. Едва увидев Алеко, цыганка приводит его в семью и в свой дом, а потом вообще отдает ему сердце.

    Если иногда ее тревожит страх, что возлюбленный покинет ее ради прошлой жизни, и она тут же делится своими переживаниями. Гневные проповеди Алеко о низости и грязи городов успокаивают ее.

    И едва девушка почувствовала в сердце другую любовь, то и об этом не смогла молчать — сначала поет о своих новых чувствах, потом признается в желании уйти к другому, и отправляется, не таясь на свидание. От непонимания того, как может быть иначе, девушка ведет себя, как мать , бросившая ее ради новой любви. Земфира видит, что отец признал право любимой уйти, если все прошло, и сама уходит так же легко.

    Анализ произведения

    Итак, ревнивец из поэмы «Цыганы», губящий сразу две молодые жизни поступает так только из-за чувства оскорбленной гордости, ведь его посмели бросить. Он написан словно в пику всем романтическим героям, и в частности Байрону. Эти персонажи горели от ненависти и презрения к обществу и его обманчивым идеалам. Они убегали в горы и поля, слали небесам проклятия с призывами излить свою ярость на эти прибежища порока.

    Герои-романтики искали у природы истины и естественности, она примиряла их с миром, давала идеал. Алеко также скучает и тоскует от того, что все познал и перечувствовал. Он много страдал и теперь хочет покоя. Но когда мужчина попадает в тот мир, который считал идеальным, открывается его истинное лицо .

    Гений автора выше романтических условностей, однобоких характеристик и обманов. Он рисует ситуацию, показывающую, что человек не умеющий построить отношения в своем круге, не нашедший друзей и любовь в своем мире, не способен делать это в новом.

    Все то демоническое, косное и низменное, в котором Алеко обвиняет окружающее общество, находится в нем самом и проявляется при первых трудностях . Как только любимая хочет уйти он сразу же вспоминает о праве собственности мужчины на отдавшуюся ему женщину, о гордости мужской, поруганной .

    Внимание! Именно гордость, а не несчастная любовь и приводит к трагедии, и цыгане, сохранившие детские черты характера видят истинную причину и не смиряются с ней.

    Особенности цыганской души

    Вообще у Пушкина цыганы главные герои сильны, свободны, щедры и доверчивы, как дети. И вместе с тем, люди до краев наполнены мудростью, собирая ее по крупинкам ото всех, с кем встречаются на своем пути, и перерабатывая под свои идеалы.

    Показательна история старика об Овидии, который в этих краях, обласканный любовью и заботой, горько страдал в тоске по . Мудрый цыган видит Алеко насквозь и говорит о том, что от себя сбежать невозможно – человек везде приносит свой внутренний мир с его кошмарами и проблемами.

    В противовес Алеко, Земфира и ее отец не видят зла в других и не бегут от мира. Они живо реагируют на людей, радостно ищут встречи и доверчиво слушают чужие истории . Законы общества, частной собственности, брака не интересуют их и им не понятны. Цыгане принимают пришлого человека, как родного и равного, его метания не затрагивают героев. Удивлена и очарована только Земфира, но и она скоро разлюбила и променяла Алеко на своего.

    Трагические персонажи по Пушкину

    Страшный поступок, когда любящий человек хочет лишь мести любимому, а не счастья, пусть и далеко от него. Эти эмоции приписываются Пушкиным большинству, так называемых трагических персонажей, ставшим популярным в годы всеобщего сплина и тоски, покорившим высший свет.

    Эти молодые люди носили трагические маски, томно вздыхали и ругали современное им общество с его не правильными и низкими устоями и правилами . Они стремились вернуться в «золотой век» где жилось смело и дерзко, чувства были настоящими, а люди искренними. Пушкин на примере своего героя показывает, что могут они принести в этот золотой мир – горе и смерть.

    Поэма «Цыганы», краткий анализ

    Пушкин, поэма «Цыганы», краткое содержание

    Вывод

    Все эти мотивы и настроения позволяют сказать,что Цыганы — жанр романтическим поэм , ведь в ней есть все необходимое. Трагические и яркие герои, несчастная история любви, смерть, конфликт общества и героя, любви и неверности, душевные метания и эмоциональный финал.

    Алеко прежде всего обобщенный образ молодого, европейски образованного поколения XIX века, к которому Пушкин причислял и себя самого. Это герой байронического типа, наделенный столь острым чувством достоинства, что все законы цивилизованного мира воспринимает как насилие над человеком. Конфликт с обществом, с которым Алеко связан рождением и воспитанием,- такова исходная точка биографии героя. Однако прошлое Алеко в повести не раскрыто. Герой характеризуется в самом общем смысле как “беглец”, насильственно изгнанный или добровольно

    Покинувший привычную среду. Превыше всего он ценит свободу и надеется обрести ее в естественной вольной жизни цыганского табора.
    Повесть “Цыганы” строится на характерном для романтизма противопоставлении двух со циальных укладов: цивилизации и дикой воли. Критика противоречий цивилизации занимает в произведении важное место. А. обличает “неволю душных городов”, в которых люди “торгуют волею своей”, “главы пред идолами клонят и просят денег да цепей”. Образ “цепей” традиционно использовался романтиками для характеристики феодального деспотизма и политической реакции. В “Цыганах” он отнесен к современности. Разрыв А. с цивилизацией выходит за пределы узколичных проблем и получает глубокое идеологическое обоснование. Таким образом, мотив изгнания в судьбе героя изначально воспринимается как знак его высоких возможностей, его нравственных преимуществ перед ущербной цивилизацией.
    В дальнейшем изгнанник Алеко появляется среди первобытного народа, жизнь которого Пушкин характеризует метафорами “воля”, “нега”, “лень”, “тишина”. Это своеобразный рай, куда еще не проникло зло и где, кажется, А. может отдохнуть душой, найти свое счастье. Но именно такая среда, принципиально чуждая активности, по контрасту выявляет странности личности и характера А. Жизненная практика романтического героя традиционно осуществляется в страстях.
    Такой герой проявляет себя в бурных переживаниях, в исключительности желаний и поступков, особенно в сфере любовных отношений. В прежнем мире жизнь А. не удалась; оказавшись в цыганском таборе, он связывает надежду на другую, новую, жизнь с Земфирой. Она для него “дороже мира”. Пока Земфира любит его, жизнь для А. полна гармонии. Но с изменой Земфиры рушится обретенное равновесие. Самолюбие А. оскорблено, его сердце терзают ревность, потребность мести. Ослепленный взрывом неукротимых желаний, в стремлении восстановить попранную, как ему кажется, справедливость Алеко неотвратимо идет к преступлению – убийству Земфиры.
    В любви Алеко проявляются собственнические, эгоистические инстинкты, т. е. те нравственные качества, которые характеризуют его как носителя духа презираемой им цивилизации. Парадокс судьбы А. в том, что именно он, поборник свободы и справедливости, приносит в невинную простую жизнь цыган кровь, насилие – то есть нравственно развращает ее. В таком повороте сюжета обнаруживается несостоятельность героя. Выясняется, что “сын цивилизации” (так назвал А. Белинский) несовместим с общинной цыганской жизнью, как несовместим он и с миром просвещения. Вторичное изгнание – на сей раз из цыганского табора – и наказание одиночеством завершают сюжетную линию героя.
    Жизненное кредо Алеко проясняет в повести старый отец Земфиры. Если А. защищает права отдельного лица, то старик цыган, покорно принимающий естественный порядок бытия, выступает от имени родовой жизни. В непредсказуемом поведении женщины-цыганки, в стихийности ее любви он видит только выплеск природных сил, не подлежащих человеческому суду. Старик, когда-то в молодости тоже испытавший муки любви, теперь хочет предостеречь А., передать ему свой опыт. Но “злой и сильный” А. не слышит старика, не принимает его советов. “Нет, я, не споря, От прав моих не откажусь, Или хоть мщеньем наслажусь”,- заявляет он.
    Сталкивая две жизненные философии, Пушкин не отдает предпочтение той или другой. Важнейший в романтическом мышлении прием контраста необходим для особо яркого освещения рассматриваемого конфликта. В сущности А. символизирует в этом конфликте крайности развития современного индивидуалистического общества, непомерно разросшийся принцип личности.
    Этим, возможно, объясняется максимальная обобщенность характеристики героя, который лишен реальной биографии и национальной принадлежности, выключен из конкретной историко-бытовой среды. В литературной критике сложилась давняя традиция обвинений А. в несостоятельности (Белинский видел в нем эгоиста, Достоевский – вечного изгоя). Но позиция Пушкина гораздо сложнее, чем разоблачение героя. Хотя в “Цыганах” герой объективирован, но присутствие в нем автобиографических черт (А.- цыганская форма имени Александр) указывает на лирическую трактовку не только некоторых воззрений героя (критики современности, например), но и на общую тональность авторского сострадания к его судьбе. А. трагичен. В выразительном портрете героя времени, обреченного идти путями зла и оплачивающего жизнью свои заблуждения, Пушкин показал несовершенство самой природы человека, объективный трагизм путей развития человеческой культуры.
    Образ пушкинского Алеко был воплощен в одноименной опере С. В. Рахманинова на либретто Вл. И. Немировича-Данченко (1892). Название оперы свидетельствует о переносе конфликта в интимное пространство лирико-психологической “маленькой трагедии”. Человек всесокрушающих страстей, А. с первой ноты мрачен, терзаем ревнивыми подозрениями. Композитор с сочувствием раскрывает трагедию одиночества отвергнутого героя. Музыка “от первого лица” рассказывает о всеоправдывающем чувстве любви, которое возвышает А. над возлюбленной и соперником.

    (Пока оценок нет)



    Другие сочинения:

    1. Цыганский табор кочует по степям Бессарабии. У костра цыганская семья готовит ужин, невдалеке пасутся кони, а за шатром лежит ручной медведь. Постепенно все умолкает и погружается в сон. Лишь в одном шатре не спит старик, ждущий свою дочь Земфиру, ушедшую Read More ......
    2. В 1824 году во время кишиневской ссылки была написана поэма Пушкина “Цыганы”. По свидетельству современников, молодой поэт провел несколько дней в цыганском таборе, где повстречался с Земфирой. Поэма вышла отдельным изданием, без имени автора, с пометкой на титульном листе: “Писано Read More ......
    3. План I. Идеалы романтизма. II. Противопоставление двух миров в поэме А. С. Пушкина “Цыганы”. 1. Основной конфликт произведения. 2. Жизнь цыган – воплощение идеалов свободы. 3. Стремление Алеко к свободе. 4. Эгоизм героя как главное препятствие на пути к свободе. Read More ......
    4. Александр Сергеевич Пушкин – гениальный поэт, создавший ряд замечательных стихотворных произведений. В юности поэт отдал дань романтизму. Благодаря этому мы можем теперь наслаждаться его романтической лирикой и поэмами: “Кавказский пленник”, “Братья разбойники”, “Бахчисарайский фонтан” и “Цыганы”. Яркие, необузданные, порой жестокие Read More ......
    5. Поэму “Цыгане” (1824) Пушкин начал на юге, но закончил уже в Михайловском. Подобно другим поэмам здесь также сильно выражено авторское начало. В Алеко есть много от Пушкина, начиная с имени (Алеко – Александр) и заканчивая мыслями героя о неволе душных Read More ......
    6. Руссо Прославлял золотой век человеческой Истории. Его романтический герой, уходя от Культурной жизни, от “неоли душных Городов”, стремился вернуться к природе, Сблизиться с ней, ибо, по мнению Руссо, Человек мог обрести счастье и покой только Живя свободной, простой, близкой к Read More ......
    7. Земфира Характеристика литературного героя Земфира – молодая придунайская цыганка, полюбившая русского полудобровольного изгнанника Алеко и приведшая его в табор. 3емфира принципиально отличается от всех остальных героинь “байронических” поэм Пушкина. В результате встречи с чужим культурно-историческим опытом она не меняется сама Read More ......
    8. Осуществление этого основного композиционного принципа Пушкина мы находим в первом же большом завершенном творении Пушкина поры его начавшейся полной творческой зрелости, последнем произведении романтического цикла, уже стоящем на грани между романтизмом и реализмом, – поэме “Цыганы”. “Цыганы”, эта своеобразно драматизированная Read More ......
    Герой поэмы А. С. Пушкина “Цыганы”

    Летом 1821 года во время кишиневской ссылки Пушкин несколько недель странствовал с табором цыган. Под впечатлением от тех дней он начал писать поэму «Цыганы» , которую завершил в конце 1824 года в Михайловском. Впервые отрывки из поэмы были опубликованы в альманахе «Полярная звезда», затем в «Северных цветах». Ознакомиться с полным текстом «Цыган» читатели смогли только в 1827 году, когда произведение вышло отдельным изданием.

    «Цыганы» завершают цикл «южных» поэм Пушкина. Это практически последнее произведение поэта, написанное в романтическом стиле. В нем отразился творческий кризис автора, глубинные изменения его мировоззрения. Основная тема поэмы – развенчание романтического героя. Но поэт не нашел, чем можно заменить привычные идеалы, потому так мрачен финал произведения.

    Мотив бегства от цивилизации к свободным дикарям был в то время довольно популярен. В «Цыганах» Пушкин показал, насколько подобная идея фальшива и утопична. Герой поэмы Алеко – изгнанник, преследуемый законом. Но юноша не только хочет избежать ответственности за совершенное преступление. Алеко разочаровался в цивилизации, возненавидел городскую жизнь. Среди цыган он ищет свободу и искренность чувств.

    Такая завязка сюжета типична для романтического произведения. Автор ничего не сообщает о прошлом Алеко, о преступлении, которое он совершил. Читатель может лишь догадываться об этом по отдельным моментам. Ясно, что Алеко – человек образованный, поскольку осведомлен о судьбе Овидия. Наверняка он хорошо знает городскую жизнь, о которой отзывается следующим образом: «Толпы безумное гоненье или блистательный позор» .

    Алеко легко принимает примитивный быт цыган, быстро вписывается в их кочевую жизнь. «Изодранные шатры» , «убогий ужин» , лохмотья одежд и необходимость ходить по селам с ручным медведем, чтобы заработать на хлеб, его не пугают. Любовь прекрасной Земфиры и желанная свобода должны сделать Алеко полностью счастливым. Но этого не произошло.

    Героем владеет «тайная грусть» , причину которой даже сам Алеко не понимает. Это тоска по привычной жизни, комфорту, общению с образованными людьми. На самом деле Алеко так и не стал частью цыганской вольницы, потому что не понял и не принял суть этой воли – свободу чувств и поступков.

    Героини поэмы Земфира и Мариула не имеют никаких нравственных обязательств перед мужчинами и детьми. Они слепо следуют своим желаниям, повинуются страстям. Пушкин намеренно создал образ матери Земфиры, которая оставила дочь ради новой любви. В цивилизованном обществе этот поступок вызвал бы всеобщее порицание, но Земфира не осуждает мать. Она поступает так же.

    Цыгане не считают измену грехом, потому что никто не в силах удержать любовь. Для старика поступок дочери обычен. Но для Алеко – это покушение на его права, которое не может остаться безнаказанным. Убийство Земфиры и ее возлюбленного ясно показывает, что в душе герой поэмы так и не стал цыганом. «Я не таков» , – признает Алеко.

    Старик называет юношу гордым человеком, злым и смелым в противовес мирным и «робким душою» соплеменникам. Он ясно определяет причину поступка Алеко – эгоизм. «Ты для себя лишь хочешь воли» , – обвиняет убийцу отец Земфиры. Считая себя свободным, Алеко не желает видеть свободными других.

    Впервые Пушкин изобразил изгнание романтического героя не только из цивилизованного общества, но также из мира свободы. Алеко совершает преступление не против предрассудков и традиций, а против общечеловеческих ценностей. Его ревность и жестокость не вызывают сочувствия читателей. Герой оказывается эгоистом и убийцей.

    Одновременно поэт разрушает романтический ореол цыганской воли. Красочно описанные подробности быта показывают нищету и невежество дикого народа, а свобода любви и действий не приносит им счастья. Такой поворот сюжета и оценка поступков героев позволили критикам назвать поэму «нетипичной».

    Композиционно произведение построено вокруг цыганской песни Земфиры, которая не случайно занимает центральное место, так как является кульминацией конфликта. Поэма состоит из одиннадцати частей. Девять из них написаны четырехстопным ямбом, а песнь Земфиры – двустопным анапестом. Еще одна песня «Птичка божия не знает…» написана четырехстопным хореем.

    Кроме двух песен, в поэме есть еще два рассказа старого цыгана: о сосланном поэте и о неверной жене Мариуле. Они служат развитию сюжета и хорошо раскрывают характеры героев. Части произведения имеют совершенно разную форму. Здесь есть повествование от лица автора, описания природы и быта цыган, диалоги. Все части мастерски соединены в одно целое и последовательно реализуют замысел поэта.

    «Цыганы» не имели большого успеха в России, хотя некоторые фразы поэмы стали крылатыми. Произведение было восторженно принято европейской публикой. Именно «Цыганы» вдохновили Мериме написать «Кармен» , а Рахманинова – свою первую оперу «Алеко». Песню «Птичка божия не знает…» переложили на музыку 32 композитора. Она вошла во многие детские книги и хрестоматии.

    • «Цыганы», краткое содержание по главам поэмы Пушкина

    Сочинение

    Алеко прежде всего обобщенный образ молодого, европейски образованного поколения XIX века, к которому Пушкин причислял и себя самого. Это герой байронического типа, наделенный столь острым чувством достоинства, что все законы цивилизованного мира воспринимает как насилие над человеком. Конфликт с обществом, с которым Алеко связан рождением и воспитанием,- такова исходная точка биографии героя. Однако прошлое Алеко в повести не раскрыто. Герой характеризуется в самом общем смысле как «беглец», насильственно изгнанный или добровольно покинувший привычную среду. Превыше всего он ценит свободу и надеется обрести ее в естественной вольной жизни цыганского табора.

    Повесть «Цыганы» строится на характерном для романтизма противопоставлении двух со циальных укладов: цивилизации и дикой воли. Критика противоречий цивилизации занимает в произведении важное место. А. обличает «неволю душных городов», в которых люди «торгуют волею своей», «главы пред идолами клонят и просят денег да цепей». Образ «цепей» традиционно использовался романтиками для характеристики феодального деспотизма и политической реакции. В «Цыганах» он отнесен к современности. Разрыв А. с цивилизацией выходит за пределы узколичных проблем и получает глубокое идеологическое обоснование. Таким образом, мотив изгнания в судьбе героя изначально воспринимается как знак его высоких возможностей, его нравственных преимуществ перед ущербной цивилизацией.

    В дальнейшем изгнанник Алеко появляется среди первобытного народа, жизнь которого Пушкин характеризует метафорами «воля», «нега», «лень», «тишина». Это своеобразный рай, куда еще не проникло зло и где, кажется, А. может отдохнуть душой, найти свое счастье. Но именно такая среда, принципиально чуждая активности, по контрасту выявляет странности личности и характера А. Жизненная практика романтического героя традиционно осуществляется в страстях.

    Такой герой проявляет себя в бурных переживаниях, в исключительности желаний и поступков, особенно в сфере любовных отношений. В прежнем мире жизнь А. не удалась; оказавшись в цыганском таборе, он связывает надежду на другую, новую, жизнь с Земфирой. Она для него «дороже мира». Пока Земфира любит его, жизнь для А. полна гармонии. Но с изменой Земфиры рушится обретенное равновесие. Самолюбие А. оскорблено, его сердце терзают ревность, потребность мести. Ослепленный взрывом неукротимых желаний, в стремлении восстановить попранную, как ему кажется, справедливость Алеко неотвратимо идет к преступлению - убийству Земфиры.

    В любви Алеко проявляются собственнические, эгоистические инстинкты, т. е. те нравственные качества, которые характеризуют его как носителя духа презираемой им цивилизации. Парадокс судьбы А. в том, что именно он, поборник свободы и справедливости, приносит в невинную простую жизнь цыган кровь, насилие - то есть нравственно развращает ее. В таком повороте сюжета обнаруживается несостоятельность героя. Выясняется, что «сын цивилизации» (так назвал А. Белинский) несовместим с общинной цыганской жизнью, как несовместим он и с миром просвещения. Вторичное изгнание - на сей раз из цыганского табора - и наказание одиночеством завершают сюжетную линию героя.

    Жизненное кредо Алеко проясняет в повести старый отец Земфиры. Если А. защищает права отдельного лица, то старик цыган, покорно принимающий естественный порядок бытия, выступает от имени родовой жизни. В непредсказуемом поведении женщины-цыганки, в стихийности ее любви он видит только выплеск природных сил, не подлежащих человеческому суду. Старик, когда-то в молодости тоже испытавший муки любви, теперь хочет предостеречь А., передать ему свой опыт. Но «злой и сильный» А. не слышит старика, не принимает его советов. «Нет, я, не споря, // От прав моих не откажусь, // Или хоть мщеньем наслажусь»,- заявляет он.

    Сталкивая две жизненные философии, Пушкин не отдает предпочтение той или другой. Важнейший в романтическом мышлении прием контраста необходим для особо яркого освещения рассматриваемого конфликта. В сущности А. символизирует в этом конфликте крайности развития современного индивидуалистического общества, непомерно разросшийся принцип личности.

    Этим, возможно, объясняется максимальная обобщенность характеристики героя, который лишен реальной биографии и национальной принадлежности, выключен из конкретной историко-бытовой среды. В литературной критике сложилась давняя традиция обвинений А. в несостоятельности (Белинский видел в нем эгоиста, Достоевский - вечного изгоя). Но позиция Пушкина гораздо сложнее, чем разоблачение героя. Хотя в «Цыганах» герой объективирован, но присутствие в нем автобиографических черт (А.- цыганская форма имени Александр) указывает на лирическую трактовку не только некоторых воззрений героя (критики современности, например), но и на общую тональность авторского сострадания к его судьбе. А. трагичен. В выразительном портрете героя времени, обреченного идти путями зла и оплачивающего жизнью свои заблуждения, Пушкин показал несовершенство самой природы человека, объективный трагизм путей развития человеческой культуры.

    Образ пушкинского Алеко был воплощен в одноименной опере С. В.Рахманинова на либретто Вл. И. Немировича-Данченко (1892). Название оперы свидетельствует о переносе конфликта в интимное пространство лирико-психологической «маленькой трагедии». Человек всесокрушающих страстей, А. с первой ноты мрачен, терзаем ревнивыми подозрениями. Композитор с сочувствием раскрывает трагедию одиночества отвергнутого героя. Музыка «от первого лица» рассказывает о всеоправдывающем чувстве любви, которое возвышает А. над возлюбленной и соперником.