Аккомпанемент бывает. Значение слова аккомпанемент в словаре музыкальных терминов

Слово аккомпанемент знакомо не только музыкантам, но и большинству людей далеких от музыки, ведь фраза аккомпанировать пению, аккомпанемент на гитаре и прочие являются достаточно популярными и встречаются как в обычной речи, так и, например, в художественной литературе.

Понятие аккомпанемента очень многогранно.

В музыкальной школе есть предмет аккомпанемент.

Любой гитарист научившийся играть 2-3 аккорда, также создает простейший аккомпанемент.

Группа для вокалиста это аккомпанемент и даже целый оркестр может аккомпанировать солисту.

Так что же такое аккомпанемент, и чем он отличается от мелодии или других элементов музыкального языка?

С французского языка слово аккомпанемент переводиться как сопровождать.

Так как в современной музыке наиболее популярен гомофонный склад, то можно сказать, что все, что мы слышим это либо мелодия, либо аккомпанемент.

То есть, по сути любая музыкальная ткань может быть названа аккомпанементом, если она не одноголосна и если она сопровождает мелодию. И даже простое щелканье пальцами или притоптывание ногой по полу может рассматриваться, как вариант аккомпанемента!

Однако столько широкое определение аккомпанемента используется редко.

Чаще всего под аккомпанементом подразумевают вариант сопровождения мелодии или голоса одним инструментом, который при этом выполняет, как гармонические (аккорды + бас), так и ритмические (грув) функции.

Естественно, что для аккомпанемента можно использовать только многоголосные инструменты, такие как фортепиано, гитара или баян, так как создание гармонического сопровождения на одноголосном инструменте невозможно.

В тоже время нужно отметить, что изначально возникновение аккомпанемента связано с простым дублирование в октаву или квинту основной мелодии. Такой вид сопровождения встречался в полифонической музыке XV-XVI веков и может быть назван «дедушкой» современного аккомпанемента.

Гораздо позже сформировал принцип аккомпанемента типа генерал бас, который был основан на том, что исполнителю давали не ноты, а выписанный басовый голос, который служил своеобразным путеводителем и отправной точкой для создания аккомпанемента по желанию музыканта.

Согласитесь это очень напоминает игру современного гитариста или пианиста, которым чаще всего достаточно обозначений аккорда, а то и просто ступеней лада для создания сопровождения.

Это и можно назвать полноценным искусством аккомпанемента.

Несмотря на то, что принципы игры на всех инструментах разные принципы и приемы аккомпанемента, что на гитаре, что на фортепиано очень похожи.

Как правило, в партии аккомпанемента присутствует басовый голос, гармония в виде аккордов или арпеджио + различные дополнительные элементы.

По сути, аккомпанемент — это определенный тип музыкальной фактуры, который должен быть ритмичным, гармоничным и не мешающим основному голосу.

Как образуется аккомпанемент и какие принципы лежат в его основе?

Выше мы уже сказали, что для аккомпанемента характерна ритмичность.

Поэтому простейшая игра аккордов четвертями уже является аккомпанементом:

такую партию можно исполнить на любом инструменте.

Для придания характера или стилистики аккомпанементу используются акценты и синкопы. Например, известная фигура 332:

В данном случае мы работает только с ритмом. Конечно звуковой состав аккорда может быть любым, это не влияет на звучание ритма.

Такой вид аккомпанемента называется Simple Block и является первой ступенью в освоении искусства аккомпанемента.

Несмотря на то, что многие фигуры аккомпанемента звучат сложно, на деле они представляют собой комбинации простых элементов, таких как:

  1. Ритмические фигуры (синкопы, устойчивые паттерны)
  2. Фактурный контраст (например, бас + аккорд)
  3. Фигурации (гармонические и мелодические)
  4. Педали (выдержанные звуки)
  5. Прочие приему (конрапункты, опевания, задержания и т.д.)

Нужно понимать, что чаще всего аккомпанемент не содержит каких либо ярких элементов, а состоит из базы и является паттерном, который можно легко изменять под любую гармонию. Это соответствует основной задаче аккомпанемента — не мешать солисту и дополнять, раскрывать его партию.

Особо следует упомянуть о стилистическом аккомпанементе.

Многие стили музыки основаны на использовании устойчивых ритмических фигур. Например, танго, рубма, самба, рок-н-ролл и т.д.

Чаще всего в аккомпанементе имитируется звучание ритм-секции характерной для какого-либо стиля.

Например, известный бэк-бит грув в переложении на фортепиано может звучать так:

Поэтому музыканту, который решил освоить аккомпанемент важно изучать не только приемы его создания, но и наиболее популярные грувы бас-гитары и ударных и пробовать имитировать их звучание на гитаре или фортепиано.

Этот вопросы, которые касаются техническо-музыкальных тонкостей создания аккомпанемента.

Но кроме создания аккомпанемента важно также учитывать психологический аспект данной деятельности.

Аккомпаниатор — это не всегда музыкант понимающий структуру или приемы аккомпанемента. Но обязательно умеющий чувствовать солиста, подстраиваться под него, умеющий играть удобно и максимально эффективно.

Любой певец знает, как хорошо петь под гибкий и умелый аккомпанемент и какого это потеряться среди композиции, только потому, что аккомпаниатор играет сам по себе.

В задачи данной статьи не входит рассмотрение вопроса взаимодействия солиста и аккомпаниатора, поэтому я упомянул об этом только для уточнения.

Посмотрите видеопримеры создания партии аккомпанемента:

  • АККОМПАНЕМЕНТ в Большом энциклопедическом словаре:
    (франц. accompagnement от accompagner - сопровождать), 1) гармоническое и ритмическое сопровождение основного мелодического голоса. 2) Сопровождение одним или несколькими инструментами, …
  • АККОМПАНЕМЕНТ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (франц. accot-pagnement, от accompagner - сопровождать), музыкальное сопровождение. Существуют 2 вида А.: сопровождение солисту (певцу, инструменталисту) или группе исполнителей (ансамблю, …
  • АККОМПАНЕМЕНТ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (accompagnamento, accompagnement) — музыкальный термин, обозначающий сопровождение мелодий, имеющее целью преимущественно ее гармоническое украшение, а также поддержку вокальных партий инструментами.Аккомпанемент …
  • АККОМПАНЕМЕНТ в Современном энциклопедическом словаре:
    (французское accompagnement, от accompagner - сопровождать), музыкальное сопровождение (инструментальное или вокальное) сольной партии или партий (например, фортепьянная партия в …
  • АККОМПАНЕМЕНТ
    [от французского accompagnement] музыка, сопровождающа и гармонически дополнюща главный голос; музыка, сопровождающа певца (соло), солирующий инструмент или хор (например, парти …
  • АККОМПАНЕМЕНТ в Энциклопедическом словарике:
    а, мн. нет, м. Музыкальное сопровождение. Петь под а. гитары. Под а. канонады, перестрелки (перен.: под звуки канонады, …
  • АККОМПАНЕМЕНТ в Энциклопедическом словаре:
    , -а, м. Музыкальное сопровождение. Петь под а. рояля. Под а. дождя (перен.: при звуках дождя). II прил. аккомпанементный, -ая, …
  • АККОМПАНЕМЕНТ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АККОМПАНЕМ́ЕНТ (франц. accompagnement, от accompagner - сопровождать), гармонич. и ритмич. сопровождение осн. мелодич. голоса. Сопровождение одним или неск. инстр-тами, а …
  • АККОМПАНЕМЕНТ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (accompagnamento, accompagnement) ? музыкальный термин, обозначающий сопровождение мелодий, имеющее целью преимущественно ее гармоническое украшение, а также поддержку вокальных партий инструментами. …
  • АККОМПАНЕМЕНТ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    аккомпанеме"нт, аккомпанеме"нты, аккомпанеме"нта, аккомпанеме"нтов, аккомпанеме"нту, аккомпанеме"нтам, аккомпанеме"нт, аккомпанеме"нты, аккомпанеме"нтом, аккомпанеме"нтами, аккомпанеме"нте, …
  • АККОМПАНЕМЕНТ в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
    -а, только ед. , м. 1) Музыкальное сопровождение пения, декламации или музыкального инструмента. Петь под аккомпанемент гитары. Синонимы: под"ыгрывание (…
  • АККОМПАНЕМЕНТ в Новом словаре иностранных слов:
    (фр. accompagnement) в муз. произведении - гармоническое сопровождение, дополняющее главный (мелодический) голос; музыка, сопровождающая певца (соло), солирующий муз. инструмент …
  • АККОМПАНЕМЕНТ в Словаре иностранных выражений:
    [фр. accompagnement] в муз. произведении - гармоническое сопровождение, дополняющее главный (мелодический) голос; музыка, сопровождающая певца (соло), солирующий муз. инструмент или …
  • АККОМПАНЕМЕНТ в Словаре синонимов Абрамова:
    см. …
  • АККОМПАНЕМЕНТ в словаре Синонимов русского языка:
    автоаккомпанемент, …
  • АККОМПАНЕМЕНТ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    м. 1) Музыкальное сопровождение сольной вокальной или инструментальной партии, основной темы или мелодии музыкального произведения. 2) перен. Действие, явление, сопровождающее …
  • АККОМПАНЕМЕНТ в Словаре русского языка Лопатина:
    аккомпанем`ент, …
  • АККОМПАНЕМЕНТ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    аккомпанемент, …
  • АККОМПАНЕМЕНТ в Орфографическом словаре:
    аккомпанем`ент, …
  • АККОМПАНЕМЕНТ в Словаре русского языка Ожегова:
    музыкальное сопровождение Петь под а. рояля. Под а. дождя (перен. : при звуках …
  • АККОМПАНЕМЕНТ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (франц. accompagnement, от accompagner - сопровождать), 1) гармоническое и ритмическое сопровождение основного мелодического голоса. 2) Сопровождение одним или несколькими инструментами, …
  • АККОМПАНЕМЕНТ в Толковом словаре Ефремовой:
    аккомпанемент м. 1) Музыкальное сопровождение сольной вокальной или инструментальной партии, основной темы или мелодии музыкального произведения. 2) перен. Действие, явление, …
  • АККОМПАНЕМЕНТ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
  • АККОМПАНЕМЕНТ в Большом современном толковом словаре русского языка:
    м. 1. Музыкальное сопровождение сольной вокальной или инструментальной партии, основной темы или мелодии музыкального произведения. 2. перен. Действие, явление, сопровождающее …

Слушая музыку различных жанров, стилей и эпох, можно заметить, что основную музыкальную тему (мелодию) зачастую сопровождают и украшают подголоски, имеющие второстепенную значимость. Именно это дополнение и своеобразное подзвучивание мелодии называется аккомпанементом.

Музыкальное сопровождение

В переводе с французского аккомпанемент означает сопровождение. То есть аккомпанирование в музыке - это сопровождение солирующей партии несколькими другими. Оно может варьироваться и меняться, в то время как мелодическая линия должна оставаться неизменной.

Интересным является то, что аккомпанемент - это не всегда музыкальные партии. Он может выражаться и в ритмичных хлопках, имитации звуков природы и т. д.

Что такое аккомпанемент? В своем классическом проявлении возможен только в гомофонно-гармоническом музыкальном изложении, когда мелодию, исполняемую солистом-вокалистом или инструменталистом, необходимо подзвучить при помощи одного или нескольких инструментов, например, фортепиано, гитарой, баяном, аккордеоном, инструментальным или вокальным ансамблем, хором, оркестром.

Гомофония - один из типов полифонии, где партии разделяются на главную и второстепенные.

В зависимости от временной эпохи и страны, аккомпанемент в разные времена имел разную форму. Например, в странах Африки с незапамятных времен и до сегодняшнего дня мелодия сопровождается ритмами этнических барабанов.

В Средневековье основная партия усиливалась с помощью вокального или инструментального октавного удвоения.

В период Классицизма в Западной Европе вокалистам, скрипачам, гобоистам и прочим инструменталистам аккомпанировал клавесин.

В России эту функцию взяли на себя такие инструменты, как баян, балалайка и гусли.

На Украине это кобза, бандура, цимбалы, домра и т. д.

Начиная с эпохи Романтизма и по сей день чаще всего можно услышать сольные партии в сопровождении фортепиано или гитары. Самыми же роскошными аккомпаниаторами являются вокальные и инструментальные ансамбли, оркестры и хоры.

Роль аккомпанемента

В словаре В. Даля также находится ответ на вопрос "Что такое аккомпанемент?". Здесь его характеризуют как музыкальное подыгрывание, подголосок для основной партии/мелодии. Он обогащает художественное восприятие произведения в целом.

Начиная с XVI столетия с развитием основ гармонии музыкальное сопровождение приобретает характер слаженной гармонической опоры и окантовки мелодии.

В вышеуказанный период аккомпаниаторам выписывалась только басовая партия с обозначением аккордов при помощи цифровок (генерал-бас).

Начиная с композиторов эпохи Классицизма Гайдна, Моцарта и Бетховена в аккомпанементе начали полностью выписывать все голоса и ритмические рисунки, что делает возможным неизменное воспроизведение музыки разными исполнителями.

Самые распространенные виды аккомпанемента:

  • Аккордовый аккомпанемент. Часто встречается в драматической, камерной, симфонической и оперной музыке. С помощью такого сопровождения ярко подчеркиваются ладовые и тональные тяготения, что выражает эмоциональное настроение музыки.
  • Аккомпанемент пульсирующих аккордов. Возможен в произведениях различного характера и содержания. Пульсация может быть как насыщенной и быстрой, так и мягкой, спокойной. При таком изложении часто используют арпеджированные обороты, соединяющиеся в аккорды.
  • Чередование басовой партии со средними голосами. Предполагает как бы шаговое движение баса и аккорда.
  • Также часто применяют аккомпанемент, в котором дублируется мелодическая партия.

Сегодня все дети, обучающиеся музыке, с ранних лет знают, что такое аккомпанемент. Вокалисты, струнники, духовики и народники с первых классов учатся играть под фортепианное сопровождение, а пианисты и гитаристы обучаются искусству аккомпаниаторов, что в значительной мере развивает чувство ансамбля и гармонический слух.

Электронные программы аккомпанемента

На сегодняшний день существует много программ автоматического электронного аккомпанемента, например, Bestfree, ChordPulse, Soundsmith, Band-in-box и др.

Исполнение аккомпаниатора и солиста должно быть одинаковым в динамическом, метрическом, темповом и эмоциональном планах. Только в таком случае произведение будет звучать органично, слажено и красиво.

Орф. аккомпанемент, -а Орфографический словарь Лопатина

  • аккомпанемент - АККОМПАНЕМЕНТ, а, м. Музыкальное сопровождение. Петь под а. рояля. Под а. дождя (перен.: при звуках дождя). | прил. аккомпанементный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова
  • аккомпанемент - АККОМПАНЕМЕНТ -а; м. [итал. accompagnamento]. 1. Музыкальное сопровождение к сольной партии голоса или инструмента, а также к основной теме, мелодии музыкального произведения. Написать а. Петь под а. гитары. Выступать без аккомпанемента. Толковый словарь Кузнецова
  • аккомпанемент - Аккомпанемент, аккомпанементы, аккомпанемента, аккомпанементов, аккомпанементу, аккомпанементам, аккомпанемент, аккомпанементы, аккомпанементом, аккомпанементами, аккомпанементе, аккомпанементах Грамматический словарь Зализняка
  • Аккомпанемент - (франц. accompagnement, от accompagner - сопровождать; итал. accompagnamento; англ. accompaniment; нем. Begleitung). 1) Партия инструмента (напр., фп., гитары и т.д.) или партии ансамбля инструментов (певч. Музыкальная энциклопедия
  • Аккомпанемент - (accompagnamento, accompagnement) - музыкальный термин, обозначающий сопровождение мелодий, имеющее целью преимущественно ее гармоническое украшение, а также поддержку вокальных партий инструментами. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  • аккомпанемент - -а, м. Музыкальное сопровождение к сольной партии голоса или инструмента, а также к основной теме, мелодии музыкального произведения. Написать аккомпанемент. Малый академический словарь
  • аккомпанемент - АККОМПАНЕМ’ЕНТ, см. акомпанемент. Толковый словарь Ушакова
  • аккомпанемент - сущ., кол-во синонимов: 4 автоаккомпанемент 1 аккомпанирование 5 музыкальное сопровождение 3 сопровождение 23 Словарь синонимов русского языка
  • аккомпанемент - См. аккомпанировать Толковый словарь Даля
  • Аккомпанемент - (франц. accot-pagnement, от accompagner - сопровождать) музыкальное сопровождение. Существуют 2 вида А.: сопровождение солисту (певцу, инструменталисту) или группе исполнителей (ансамблю, хору) на каком-либо инструменте (на рояле, баяне, гитаре и др. Большая советская энциклопедия
  • аккомпанемент - Аккомпанемента, мн. нет, м. [фр. accompagnement]. 1. Музыкальное сопровождение к сольной партии голоса или инструмента, а также к основной теме, мелодии музыкального произведения (муз.). Петь под аккомпанемент гитары. Большой словарь иностранных слов
  • АККОМПАНЕМЕНТ - АККОМПАНЕМЕНТ (франц. accompagnement, от accompagner - сопровождать) - 1) гармоническое и ритмическое сопровождение основного мелодического голоса. 2) Сопровождение одним или несколькими инструментами, а также оркестром сольной партии (певца, инструменталиста, хора и др.). Большой энциклопедический словарь
  • Любую песню будет петь, если исполнителю предложить поддержку в виде аккомпанирующего инструментального сопровождения. Что называется аккомпанементом? Аккомпанемент – это гармоническое сопровождение песни или инструментальной мелодии. В статье мы поговорим о том, как подобрать аккомпанемент к песне .

    Для того чтобы подобрать аккомпанемент, необходимо руководствоваться двумя основными правилами-принципами, которые используются при написании музыки. Первое: абсолютно любое произведение подчиняется определённым музыкальным закономерностям. И второе: эти закономерности с лёгкостью могут быть нарушены.

    Необходимые основы для подбора аккомпанемента

    Что нам понадобится, если мы решили подобрать аккомпанемент к песне? Во-первых, сама вокальная мелодия песни – она должна быть записана нотами, или, по крайней мере, нужно научиться хорошо её проигрывать на инструменте. Эту самую мелодию придётся проанализировать и в первую очередь разобраться, в какой тональности она написана. , как правило, точнее всего определяется по последнему аккорду или ноте, заключающей песню, также почти всегда тональность песни можно установить уже по самым первым звукам её мелодии.

    Как подобрать аккомпанемент к песне?

    Непосредственно, перед тем как подобрать аккомпанемент к песне, необходимо несколько раз прослушать её полностью и разбить на части, то есть, например, на куплет, припев и, может быть, проигрыш. Эти части хорошо отделяются друг от друга, потому как образуют некие гармонические циклы.

    Гармоническая основа современных песен в большинстве случаев однотипна и проста. В основе её структуры обычно лежит цепочка повторяющихся отрезков, называемых «квадратами» (то есть ряды повторяющихся аккордов).

    Следующий шаг подбора заключается в том, чтобы выявить эти самые повторяющиеся цепочки аккордов сначала в куплете, затем в припеве. Определить тональность песни, опираясь на основной тон, то есть ноту, от которой строится аккорд. Затем следует найти её на инструменте в низких звуках (басах), чтобы сливалась с аккордом в подбираемой песне. От найденной ноты следует строить всё созвучие. Данный этап не должен вызвать трудностей, так, например, основным тоном была определена нота «До», то аккорд будет либо минорным, либо мажорным.

    Итак, с тональностью всё решено, теперь пригодятся знания об этих самых тональностях. Следует выписать все её ноты, и, опираясь на них построить аккорды. Прослушивая песню далее, определяем момент смены первого созвучия и, меняя поочерёдно нашей тональности, подбираем подходящий. Следуя данной тактике, подбираем дальше. В какой-то момент можно заметить, что аккорды начинают повторяться, так что подбор пойдет гораздо быстрее.

    В некоторых случаях авторы музыки меняют тональность в одном из куплетов, не стоит пугаться, в основном это понижение на тон или полтона. Так что следует также определить басовую ноту и от неё построить созвучие. А последующие аккорды следует транспонировать в нужную тональность. Дойдя до припева, руководствуясь той же самой схемой подбора , решаем поставленную задачу. Второй и последующие куплеты, скорее всего, будут исполняться теми же аккордами, что и первый.

    Как проверить подобранный аккомпанемент?

    По окончании подбора аккордов, следует проиграть произведение от начала до конца одновременно с записью. Если где то слышится ошибочный аккорд, отметить место, не останавливая игру, и вернуться к этому месту после завершения произведения. Подобрав нужное созвучие, вновь проиграть произведение, пока игра не будет звучать идентично оригиналу.

    Вопрос, как подобрать аккомпанемент к песне, не будет вызывать осложнения, если время от времени повышать свою музыкальную грамотность: научиться, не только читать ноты, но и разобраться с тем, какие бывают аккорды, тональности и т.д. Постоянно нужно стараться тренировать слуховую память, посредством игры известных произведений и подбора новых, начиная от простых и заканчивая подбором сложных композиций. Все это в определённый момент позволит достичь серьёзных результатов.