Адмирал А.В. Колчак - неизвестные страницы биографии

Российская история знает много примеров беззаветного служения Отечеству. Доблесть и отвагу проявляли наши воины в боях на суше и в море. Сегодня вспоминаем 7 великих русских адмиралов.

Федор Апраксин

Граф Федор Матвеевич Апраксин был сподвижником Петра Великого, поэтому не удивительно, что будущий адмирал стоял у истоков зарождения русского флота. Он смог выдвинуться, как и два его брата – Петр и Андрей, благодаря замужеству сестры, которая стала второй женой царя Федора Алексеевича. Начинал службу, как и многие любимцы Петра, в Потешных полках. В 1692, будучи архангельским воеводой, построил корабль, который к величайшей радости государя стал торговым судном. Перед заграничным путешествием царя в 1697 году Апраксин руководил судостроением в Воронеже. Через три года сделался главой Адмиралтейского приказа и губернатором Азова. В 1708 году получил титул генерал-адмирала. Под командованием Апраксина русский флот принял участие в Северной войне и в походе на Персию. Впервые в истории русского флота в 1714 году им была одержана победа в морском сражении со шведами у мыса Гангут.

Александр Меншиков

Правая рука Петра Великого, Алексашка, успевал проявить страстные качества своей кипучей натуры на многих поприщах, в том числе и в морском деле. Почти все инструкции и директивы, которые государь направлял в войска, проходили через руки Александра Даниловича Меншикова. Нередко Петр подавал какую-либо мысль, а Меншиков находил для нее наилучшее воплощение. Он имел много чинов и регалий, в том числе в 1726 году он стал полным адмиралом. В день подписания Ништадтского мира, который завершил многолетнюю войну со шведами, Меншиков получил чин вице-адмирала. После этого он сосредоточился на вопросах внутреннего устройства российского флота, а с 1718 года отвечал за обустройство всех вооруженных сил России. Его правнук Александр Сергеевич Меншиков также был выдающимся адмиралом, командовавшим флотом в Крымской войне.

Фердинанд Врангель

Потомок балтийских немцев барон Врангель известен обывателю в первую очередь как ярый противник продажи Аляски Соединенным Штатам, что не удивительно – Врангель на протяжении 6 лет являлся правителем Русской Америки. За это время он лично исследовал территорию от Берингова пролива до Калифорнии и основал метеорологическую обсерваторию. Звание контр-адмирала было присвоено Врангелю в 1836 году. За свою жизнь адмирал совершил три кругосветных путешествия, возглавлял экспедицию по северо-восточному побережью Сибири и руководил кругосветным плаванием на «Кротком», активно сотрудничал с Академией наук в Петербурге и Русским географическим обществом.

Павел Нахимов

Знаменитый русский адмирал, пожалуй, смог впервые проявить свой талант во время Крымской войны, когда Черноморская эскадра под его командованием в штормовую погоду обнаружила и заблокировала главные силы турецкого флота в Синопе. В ходе этого сражение 1853 года турецкий флот был уничтожен за считанные часы. По мнению некоторых историков, это была «лебединая песня» парусного флота. За эту победу Нахимов был дарован Высочайшей грамотой Его Императорского Величества Николая со словами: «Истребление турецкой эскадры вы украсили летопись Русского флота новой победой». Нахимов также руководил обороной Севастополя с 1855 года. После затопления русского флота, он проявил стратегический подход к обороне города. Солдаты и матросы, защищавшие под его руководством южную часть Севастополя, называли адмирала «отцом-благодетелем».

Федор Ушаков

Адмирал Ушаков командовал Черноморским флотом, участвовал в русско-турецкой войне, в ходе которой внес огромный вклад в развитие тактического ведения войны парусным флотом. Первую награду получил в 1783 году за успешную победу над чумой, свирепствовавшей в Херсоне. Адмирал всегда старался подходить к войне как к творческому процессу. Так, например, он смело командовал перестроение флоту, который уже приблизился к противнику, тем самым не позволяя врагу занять наиболее выигрышные позиции. Его действия отличались необычайной смелостью и решительностью. Он смело выдвигал свой корабль на первые позиции, выбирая одно из опаснейших положений и тем самым показывая превосходный пример мужества своим командирам. Трезвая оценка обстановки, точный расчет с учетом всех факторов успеха и стремительная атака – вот что позволяло адмиралу выходить победителем во многих сражениях. Ушакова также по праву можно назвать основателем русской школы тактического боя в военно-морском искусстве. За ратные подвиги он был причислен Русской православной церковью к лику святых.

Владимир Шмидт

Кроме того, что адмирал Колчак был вождем Белого движения и Верховным правителем России, он был еще и выдающимся ученым-океанографом, одним из крупнейших полярных исследователей, участником трех полярных экспедиций, а также автором монографии «Какой нужен России флот». Адмирал разработал теоретические основы подготовки и проведения совместных армейских операций на суше и в море. В 1908 году он читал лекции в Морской академии. Участвовал в русско-японской войне, в том числе в самом продолжительном ее сражении – обороне Порт-Артура. В Первую мировую войну командовал дивизией миноносных кораблей Балтийского флота, а с 16-17-х годов – Черноморским флотом.

Российский политический деятель, вице-адмирал Российского Императорского флота (1916) и адмирал Сибирской Флотилии (1918). Полярный исследователь и учёный-океанограф, участник экспедиций 1900-1903 годов (награждён Императорским Русским географическим обществом Большой Константиновской медалью). Участник Русско-японской, Первой мировой и Гражданской войн. Вождь и руководитель Белого движения на Востоке России. Верховный Правитель России (1918-1920 гг.), был признан на этом посту руководством всех белых регионов, «де юре» - Королевством сербов, хорватов и словенцев, «де факто» - государствами Антанты.


Первым широко известным представителем рода Колчаков был крымскотатарский военачальник Илиас Колчак-паша, комендант крепости Хотин, взятый в плен фельдмаршалом Х. А. Минихом. После окончания войны Колчак-паша поселился в Польше, а в 1794 году его потомки переселились в Россию.

Александр Васильевич родился в семье представителя этого рода Василия Ивановича Колчака (1837-1913) - штабс-капитана морской артиллерии, впоследствии генерал-майора по Адмиралтейству. Свой первый офицерский чин В. И. Колчак выслужил тяжёлым ранением при обороне Севастополя во время Крымской войны 1853-1856 годов: он оказался одним из семерых выживших защитников Каменной башни на Малаховом Кургане, которых французы после штурма нашли среди трупов. После войны он закончил Горный институт в Петербурге и вплоть до отставки служил приёмщиком Морского министерства на Обуховском заводе, имея репутацию человека прямого и крайне щепетильного.

Сам Александр Васильевич родился 4 ноября 1874 в селе Александровское под Петербургом. Документ о рождении их сына-первенца свидетельствует:

«…в метрической 1874 года книге Троицкой церкви с.Александровского Санкт-Петербургского уезда под № 50 показано: Морской артиллерии у штабс-капитана Василия Иванова Колчак и законной жены его Ольги Ильиной, обоих православных и первобрачных, сын Александр родился 4 ноября, а крещен 15 декабря 1874 года. Воспреемниками его были: штабс-капитан морской Александр Иванов Колчак и вдова коллежского секретаря Дарья Филипповна Иванова»[источник не указан 35 дней].

Учёба

Начальное образование будущий адмирал получил дома, а затем обучался в 6-й Петербургской классической гимназии.

В 1894 г. Александр Васильевич Колчак закончил Морской кадетский корпус, а 6 августа 1894 года был назначен на крейсер 1-го ранга „Рюрик“ в качестве помощника вахтенного начальника и 15 ноября 1894 года был произведен в чин мичмана. На этом крейсере он отбыл на Дальний Восток. В конце 1896 года Колчак был назначен на крейсер 2-го ранга „Крейсер“ на должность вахтенного начальника. На этом корабле он на протяжении нескольких лет ходил в походы по Тихому океану, в 1899 году вернулся в Кронштадт. 6 декабря 1898 года он был произведен в лейтенанты. В походах Колчак не только выполнял свои служебные обязанности, но и активно занимался самообразованием. Также он увлёкся океанографией и гидрологией. В 1899 году он опубликовал статью «Наблюдения над поверхностными температурами и удельными весами морской воды, произведённые на крейсерах „Рюрик“ и „Крейсер“ с мая 1897 года по март 1898 года».

Экспедиция Толля

По прибытии в Кронштадт Колчак отправился к вице-адмиралу С. О. Макарову, готовившемуся к плаванью на ледоколе «Ермак» по Северному Ледовитому океану. Александр Васильевич обратился с просьбой принять его в состав экспедиции, однако получил отказ «по служебным обстоятельствам». После этого, некоторое время входя в личный состав судна «Князь Пожарский», Колчак в сентябре 1899 года перешёл на эскадренный броненосец «Петропавловск» и на нём отправился на Дальний Восток. Однако во время стоянки в греческом порту Пирей он получил приглашение из Академии наук от барона Э. В. Толля принять участие в упомянутой экспедиции. Из Греции через Одессу в январе 1900 года Колчак прибыл в Петербург. Начальник экспедиции предложил Александру Васильевичу руководить гидрологическими работами, а кроме того быть вторым магнитологом. Всю зиму и весну 1900 года Колчак готовился к экспедиции.

21 июля 1901 года экспедиция на шхуне «Заря» двинулась по Балтийскому, Северному и Норвежскому морям к берегам Таймырского полуострова, где предстояла первая зимовка. В октябре 1900 года Колчак участвовал в поездке Толля к фьорду Гафнера, а в апреле-мае 1901 года они вдвоем путешествовали по Таймыру. На протяжении всей экспедиции будущий адмирал вёл активную научную работу. В 1901 году Э. В. Толль увековечил имя А. В. Колчака, назвав его именем открытый экспедицией остров в Карском море и мыс. По итогам экспедиции в 1906 году был избран действительным членом Императорского Русского географического общества.

Весной 1902 года Толль принял решение направиться пешком к северу от Новосибирских островов вместе с магнитологом Ф. Г. Зебергом и двумя каюрами. Остальным же членам экспедиции из-за недостатка запаса продуктов предстояло пройти от острова Беннетта на юг, на материк, а в дальнейшем вернуться в Петербург. Колчак со своими спутниками вышли к устью Лены и через Якутск и Иркутск прибыли в столицу.

По прибытии в Санкт-Петербург Александр Васильевич доложил Академии о проделанной работе, а также сообщил о предприятии барона Толля, от которого ни к тому времени, ни позднее никаких вестей не поступило. В январе 1903 года было принято решение организовать экспедицию, целью которой являлось выяснение судьбы экспедиции Толля. Экспедиция проходила с 5 мая по 7 декабря 1903 года. В её составе было 17 человек на 12 нартах, запряжённых 160 собаками. Путь до острова Беннета занял три месяца, и был крайне тяжёлым. 4 августа 1903 года, достигнув острова Беннета, экспедиция обнаружила следы пребывания Толля и его спутников: были найдены документы экспедиции, коллекции, геодезические инструменты и дневник. Выяснилось, что Толль прибыл на остров летом 1902 г., и направился на юг, имея запас провизии лишь на 2-3 недели. Стало ясно, что экспедиция Толля погибла.

Супруга (Софья Фёдоровна Колчак)

Софья Фёдоровна Колчак (1876-1956) - жена Колчака Александра Васильевича. Софья Фёдоровна родилась в 1876 году в Каменец-Подольске Подольской губернии Российской империи (ныне Хмельницкой области Украины).

Родители Колчака

Отец - действительный тайный советник В.И.Колчак. Мать Ольга Ильинична Колчак, урождённая Каменская, была дочерью генерал-майора, директора Лесного института Ф. А. Каменского, сестрой скульптора Ф. Ф. Каменского. Среди дальних предков были барон Миних (брат фельдмаршала, елизаветинский вельможа) и генерал-аншеф М. В. Берг (разбивший Фридриха Великого в Семилетнюю войну).

Воспитание

Потомственная дворянка Подольской губернии, Софья Фёдоровна воспитывалась в Смольном институте и была очень образованной девушкой (знала семь языков, французский и немецкий знала в совершенстве). Была красивой, волевой и независимой по характеру.

Замужество

По договорённости с Александром Васильевичем Колчаком они должны были пожениться после его первой экспедиции. В честь Софьи (на тот момент невесты) был назван небольшой островок в архипелаге Литке и мыс на острове Беннета. Ожидание растянулось на несколько лет. Они обвенчались 5 марта 1904 года в Свято-Харлампиевском храме в Иркутске.

Дети

Софья Фёдоровна родила от Колчака троих детей:

первая девочка (ок. 1905 г.) не прожила и месяца;

дочь Маргарита (1912-1914) простудилась во время бегства от немцев из Либавы и скончалась.

Эмиграция

Во время Гражданской войны Софья Фёдоровна ждала мужа до последнего в Севастополе. В 1919 году ей удалось оттуда эмигрировать: британские союзники снабдили её деньгами и предоставили возможность выехать на корабле из Севастополя в Констанцу. Далее она перебралась в Бухарест, а затем уехала в Париж. Ростислава привезли туда же.

Несмотря на тяжелое материальное положение, Софья Фёдоровна сумела дать сыну неплохое образование. Ростислав Александрович Колчак закончил в Париже Высшую школу дипломатических и коммерческих наук, служил в алжирском банке. Женился на Екатерине Развозовой - дочери адмирала А. В. Развозова, убитого большевиками в Петрограде.

Софья Фёдоровна пережила немецкую оккупацию Парижа и плен сына - офицера французской армии.

Кончина

Софья Фёдоровна умерла в госпитале Люнжюмо в Италии в 1956 году. Похоронена на главном кладбище русского зарубежья - Сен-Женевьев де Буа.

Русско-японская война

В декабре 1903 года 29-летний лейтенант Колчак, измученный полярной экспедицией, отправился в обратный путь в Петербург, где собирался обвенчаться со своей невестой Софьей Омировой. Неподалеку от Иркутска его застало известие о начале Русско-японской войны. Он вызвал отца и невесту телеграммой в Сибирь и сразу после венчания отбыл в Порт-Артур.

Командующий Тихоокеанской эскадрой адмирал С. О. Макаров предложил ему служить на броненосце «Петропавловск», с января по апрель 1904 года являвшемся флагманом эскадры. Колчак отказался и попросил назначения на быстроходный крейсер «Аскольд», что вскоре спасло ему жизнь. Через несколько дней «Петропавловск» подорвался на мине и стремительно затонул, унеся на дно более 600 матросов и офицеров, в том числе самого Макарова и знаменитого художника-баталиста В. В. Верещагина. Вскоре после этого Колчак добился перевода на миноносец «Сердитый». Командовал эсминцем. К концу осады Порт-Артура ему пришлось командовать береговой артиллерийской батареей, так как тяжелейший ревматизм - следствие двух полярных экспедиций - заставил его покинуть боевой корабль. За этим последовало ранение, сдача Порт-Артура и японский плен, в котором Колчак провёл 4 месяца. По возвращении был награждён Георгиевским оружием - Золотой саблей с надписью «За храбрость».

Возрождение Русского флота

Освободившись из плена, Колчак получил чин капитана второго ранга. Главной задачей группы морских офицеров и адмиралов, в которую вошёл и Колчак, стала разработка планов дальнейшего развития российского военно-морского флота.

В 1906 году был создан Морской Генеральный штаб (в том числе и по инициативе Колчака), взявший на себя непосредственную боевую подготовку флота. Александр Васильевич был начальником его отдела, занимался разработками по реорганизации военно-морского флота, выступал в Государственной Думе в качестве эксперта по военно-морским вопросам. Затем была составлена судостроительная программа. Для получения дополнительных ассигнований офицеры и адмиралы активно лоббировали свою программу в Думе. Строительство новых судов продвигалось медленно - 6 (из 8) линкоров, около 10 крейсеров и несколько десятков эсминцев и подводных лодок вступили в строй только в 1915-1916 гг., в разгар Первой мировой войны, а некоторые из заложенных в то время кораблей достраивали уже в 1930-е годы.

Учитывая значительный численный перевес потенциального противника, Морской генштаб разработал новый план защиты Петербурга и Финского залива - при угрозе нападения все корабли Балтийского флота по условленному сигналу должны были выйти в море и выставить в устье Финского залива 8 линий минных заграждений, прикрывавшихся береговыми батареями.

Капитан Колчак принимал участие в проектировании специальных ледокольных судов «Таймыр» и «Вайгач», спущенных на воду 1909 г. Весной 1910 г. эти суда прибыли во Владивосток, затем отправились в картографическую экспедицию к Берингову проливу и мысу Дежнёва, вернувшись к осени обратно во Владивосток. Колчак в этой экспедиции командовал ледоколом «Вайгач». В 1908 году перешёл на работу в Морскую академию. В 1909 Колчак опубликовал своё наиболее крупное исследование - монографию, обобщавшую его гляциологические исследования в Арктике, - «Лёд Карского и Сибирского морей» (Записки Императорской академии наук. Сер. 8. Физ.-мат. отд-ние. СПб., 1909. Т.26, № 1.).

Участвовал в разработке проекта экспедиции с целью изучения Северного морского пути. В 1909-1910 гг. экспедиция, в составе которой Колчак командовал кораблём, совершила переход из Балтийского моря во Владивосток, а затем и плавание по направлению к мысу Дежнева.

С 1910 г. в Морском Генштабе занимался разработкой судостроительной программы России.

В 1912 Колчак переходит служить на Балтийский флот на должность флаг-капитана по оперативной части штаба командующего флотом. В декабре 1913 года был произведён в капитаны 1-го ранга.

Первая мировая война

Для защиты столицы от возможного нападения германского флота Минная дивизия по личному приказу адмирала Эссена в ночь на 18 июля 1914 выставила минные заграждения в водах Финского залива, не дожидаясь разрешения морского министра и Николая II.

Осенью 1914 г. при личном участии Колчака была разработана операция по минной блокаде немецких военно-морских баз. В 1914-1915 гг. эсминцы и крейсеры, в том числе и под командованием Колчака, выставили мины у Киля, Данцига (Гданьска), Пиллау (современный Балтийск), Виндавы и даже у острова Борнхольм. В результате на этих минных полях подорвалось 4 германских крейсера (2 из них затонули - «Фридрих Карл» и «Бремен» (по другим данным, потоплен ПЛ Е-9), 8 эсминцев и 11 транспортов.

При этом попытка перехвата немецкого конвоя, перевозившего руду из Швеции, в которой Колчак принимал непосредственное участие, закончилась неудачей.

Кроме успешной постановки мин, организовывал нападения на караваны германских торговых судов. С сентября 1915 года командовал минной дивизией, затем морскими силами в Рижском заливе.

В апреле 1916 года был произведён в контр-адмиралы.

В июле 1916 года приказом российского Императора Николая II Александр Васильевич был произведён в вице-адмиралы и назначен командующим Черноморским флотом.

После присяги временному правительству

После Февральской революции 1917 Колчак первым на Черноморском флоте присягнул на верность Временному правительству. Весной 1917 года Ставка начала подготовку десантной операции для захвата Константинополя, но из-за разложения армии и флота эту мысль пришлось оставить (во многом - в связи с активной большевистской агитацией). Удостоился благодарности от военного министра Гучкова за быстрые разумные свои действия, коими он способствовал сохранению порядка на Черноморском флоте.

Однако из-за пораженческой пропаганды и агитации, проникавших после Февраля 1917 г. в армию и флот под видом и прикрытием свободы слова, и армия, и флот стали двигаться к своему развалу. 25 апреля 1917 года Александр Васильевич выступил на собрании офицеров с докладом «Положение нашей вооружённой силы и взаимоотношения с союзниками». Кроме прочего Колчак отмечал: Мы стоим перед распадом и уничтожением нашей вооружённой силы, [ибо] старые формы дисциплины рухнули, а новые создать не удалось.

Колчак требовал прекратить доморощенные реформы, основанные на «самомнении невежества», и принять формы дисциплины и организации внутренней жизни, уже принятые у союзников. 29 апреля 1917 года с санкции Колчака из Севастополя выехала делегация в составе около 300 матросов и севастопольских рабочих с целью повлиять на Балтийский флот и армии фронта, «чтобы вели войну активно при полном напряжении сил».

В июне 1917 года Севастопольский совет постановил разоружить офицеров, заподозренных в контрреволюции, в том числе, отобрать и у Колчака его Георгиевское оружие - вручённую ему за Порт-Артур золотую саблю. Адмирал предпочёл выбросить клинок за борт со словами: «Газеты не хотят, чтобы у нас было оружие, так пусть идёт в море». В тот же день Александр Васильевич сдал дела контр-адмиралу В. К. Лукину. Через три недели водолазы подняли саблю со дна и вручили Колчаку, выгравировав на лезвии надпись: «Рыцарю чести адмиралу Колчаку от Союза офицеров армии и флота». В это время Колчак, наравне с Генерального штаба генералом от инфантерии Л. Г. Корниловым, рассматривался как потенциальный кандидат в военные диктаторы. Именно по этой причине в августе А. Ф. Керенский вызвал адмирала в Петроград, где принудил его подать в отставку, после чего он по приглашению командования американского флота направился в США для консультирования американских специалистов об опыте использования русскими моряками минного оружия на Балтийском и Чёрном морях в Первую мировую войну.

В Сан-Франциско Колчаку предложили остаться в США, обещав ему кафедру минного дела в лучшем военно-морском колледже и богатую жизнь в коттедже на берегу океана. Колчак ответил отказом и отправился назад в Россию.

Поражение и смерть

4 января 1920 в Нижнеудинске адмирал А. В. Колчак подписал свой последний Указ, в котором объявил о намерении передать полномочия «Верховной Всероссийской Власти» А. И. Деникину. Впредь до получения указаний от А. И. Деникина «вся полнота военной и гражданской власти на всей территории Российской Восточной Окраины» предоставлялась генерал-лейтенанту Г. М. Семёнову.

5 января 1920 в Иркутске произошёл переворот, город был захвачен эсеро-меньшевистским Политическим центром. 15 января А. В. Колчак, выехавший из Нижнеудинска в чехословацком эшелоне, в вагоне под флагами Великобритании, Франции, США, Японии и Чехословакии, прибыл к пригородам Иркутска. Чехословацкое командование по требованию эсеровского Политцентра, с санкции французского генерала Жанена, передало Колчака его представителям. 21 января Политцентр передал власть в Иркутске большевистскому ревкому. С 21 января по 6 февраля 1920 велись допросы Колчака Чрезвычайной следственной комиссией.

В ночь с 6 на 7 февраля 1920 адмирал А. В. Колчак и председатель Совета министров Российского правительства В. Н. Пепеляев были расстреляны на берегу реки Ушаковка, по постановлению Иркутского военно-революционного комитета. Постановление Иркутского военно-революционного комитета о расстреле Верховного Правителя адмирала Колчака и председателя Совета Министров Пепеляева было подписано Ширямовым, председателем комитета и его членами А. Своскаревым, М. Левенсоном и Отрадным.

По официальной версии, сделано это было из опасения, что прорывающиеся к Иркутску части генерала Каппеля имеют цель освободить Колчака. Согласно наиболее распространённой версии казнь произошла на берегу реки Ушаковки близ Знаменского женского монастыря. По легенде, сидя на льду в ожидании расстрела, адмирал пел романс «Гори, гори, моя звезда…». Есть версия, что Колчак сам командовал своим расстрелом. После расстрела тела убитых были сброшены в прорубь.

Могила Колчака

Недавно в Иркутской области были обнаружены неизвестные ранее документы, касающиеся расстрела и последующего захоронения адмирала Колчака. Документы с грифом «секретно» были найдены в ходе работы над спектаклем Иркутского городского театра «Звезда адмирала» по пьесе бывшего работника органов госбезопасности Сергея Остроумова. Согласно найденным документам, весной 1920 года неподалёку от станции Иннокентьевская (на берегу Ангары в 20 км ниже Иркутска) местные жители обнаружили труп в адмиральской форме, вынесенный течением на берег Ангары. Прибывшие представители следственных органов произвели дознание и идентифицировали тело расстрелянного адмирала Колчака. Впоследствии следователи и местные жители тайно похоронили адмирала по христианскому обычаю. Следователями была составлена карта, на которой могила Колчака была обозначена крестиком. В настоящее время все найденные документы находятся на экспертизе.

Исходя из данных документов, иркутским историком И. И. Козловым было установлено предполагаемое расположение могилы Колчака.

Ужасное состояние - приказывать, не располагая реальной силой обеспечить выполнение приказания, кроме собственного авторитета. (А. В. Колчак, 11 марта 1917)

Александр Васильевич Колчак родился 4 ноября 1874. В 1888-1894 учился в Морском кадетском корпусе, куда перевелся из 6-й Санкт-Петербургской классической гимназии. Был произведен в мичманы. Кроме военного дела, увлекался точными науками и заводским делом: слесарить выучился в мастерских Обуховского завода, штурманское дело осваивал в Кронштадтской морской обсерватории. Свой первый офицерский чин В. И. Колчак выслужил тяжёлым ранением при обороне Севастополя во время Крымской войны 1853-1856 годов: он оказался одним из семерых выживших защитников Каменной башни на Малаховом Кургане, которых французы после штурма нашли среди трупов. После войны он закончил Горный институт в Петербурге и вплоть до отставки служил приёмщиком Морского министерства на Обуховском заводе, имея репутацию человека прямого и крайне щепетильного.

В конце 1896 года Колчак был назначен на крейсер 2-го ранга «Крейсер» на должность вахтенного начальника. На этом корабле он на протяжении нескольких лет ходил в походы по Тихому океану, в 1899 году вернулся в Кронштадт. 6 декабря 1898 года он был произведен в лейтенанты. В походах Колчак не только выполнял свои служебные обязанности, но и активно занимался самообразованием. Также он увлёкся океанографией и гидрологией. В 1899 году он опубликовал статью «Наблюдения над поверхностными температурами и удельными весами морской воды, произведённые на крейсерах „Рюрик“ и „Крейсер“ с мая 1897 года по март 1898 года». 21 июля 1900 года А. В. Колчак отправился в экспедицию на шхуне «Заря» по Балтийскому, Северному и Норвежскому морям к берегам Таймырского полуострова, где первая зимовка. В октябре 1900 года Колчак участвовал в поездке Толля к фьорду Гафнера, а в апреле-мае 1901 года они вдвоем путешествовали по Таймыру. На протяжении всей экспедиции будущий адмирал вёл активную научную работу. В 1901 году Э. В. Толль увековечил имя А. В. Колчака, назвав его именем открытый экспедицией остров в Карском море и мыс. По итогам экспедиции в 1906 году был избран действительным членом Императорского Русского географического общества.


Шхуна “Заря”

Длительные полярные экспедиции сына, его научная и военная деятельность радовали стареющего генерала Василия Колчака. И вызывали тревогу: его единственному сыну без малого тридцать лет, а перспектива увидеть внуков, наследников знаменитого рода по мужской линии были весьма туманными. И тогда, получив от сына известие, что вскоре он читает доклад в Иркутском географическом обществе, генерал предпринимает решительные меры. К тому времени Александр Колчак уже несколько лет был обручен с потомственной подольской дворянкой Софьей Омировой .

Но, судя по всему, стать любящим мужем и отцом семейства не торопился. Длительные полярные экспедиции, в которых он добровольно принимал участие, следовали одна за другой. Софья ждала своего жениха четвертый год. И старый генерал решил: венчание должно состояться в Иркутске. Хроника дальнейших событий стремительна: 2 марта Александр читает блестящий доклад в Иркутском географическом обществе, а на следующий день встречает на Иркутском вокзале отца и невесту. Приготовления к свадьбе занимают двое суток. Пятого марта Софья Омирова и Александр Колчак женятся. Через три дня молодой муж покидает свою супругу и добровольно отправляется в действующую армию - защищать Порт-Артур. Началась русско-японская война. Начался долгий путь последнего, пожалуй, самого выдающегося представителя династии русских воинов Колчаков к ледяной проруби на Ангаре. И к большой русской славе.


Война с Японией стала первым боевым испытанием молодого лейтенанта. Его быстрый карьерный рост - от вахтенного начальника до командира миноносца и, позже, командира береговых орудий соответствовал объему сделанного в сложнейших условиях. Боевые рейды, минные заграждения подходов к Порт-Артуру, уничтожение одного из ведущих крейсеров противника "Такасаго" - Александр Колчак служил отечеству на совесть. Хотя вполне мог бы по состоянию здоровья уйти в отставку. За участие в русско-японской войне Александр Колчак был награжден двумя орденами и золотым георгиевским кортиком с надписью "За храбрость".

В 1912 Колчак назначается начальником Первого оперативного отдела Морского Генерального штаба, в его ведении - вся подготовка флота к ожидаемой войне. В этот период Колчак участвует в маневрах Балтфлота, становится специалистом в области боевых стрельб и в особенности минного дела: с весны 1912 он в Балтийском флоте - у Эссена, потом служил в Либаве, где была база Минной дивизии. В Либаве до начала войны оставалась и его семья: жена, сын, дочь. С декабря 1913-го Колчак - капитан 1-го ранга; после начала войны - флаг-капитан по оперативной части. Разработал первое боевое задание флоту - закрыть сильным минным полем вход в Финский залив (та самая минно-артиллерийская позиция Порккала-удд-остров Нарген, которую полностью с успехом, но не так быстро повторят моряки-краснофлотцы в 1941). Приняв во временное командование группу из четырех миноносцев, в конце февраля 1915 Колчак закрывает двумя сотнями мин Данцигскую бухту. Это была самая трудная операция - не только по военным обстоятельствам, но и по условиям плавания кораблей со слабым корпусом во льдах: тут вновь пригодился полярный опыт Колчака. В сентябре 1915 Колчак вступает в командование, сначала временное, Минной дивизией; одновременно в его подчинение переходят все морские силы в Рижском заливе. В ноябре 1915 Колчак получает высшую русскую военную награду - орден Святого Георгия IV степени. На Пасху 1916, в апреле, Александру Васильевичу Колчаку присваивают первый адмиральский чин. В апреле 1916 года был произведён в контр-адмиралы. В июле 1916 года приказом российского Императора Николая II Александр Васильевич был произведён в вице-адмиралы и назначен командующим Черноморским флотом.

После Февральской революции 1917 Севастопольский Совет отстраняет Колчака от командования, и адмирал возвращается в Петроград. После Февральской революции 1917 Колчак первым на Черноморском флоте присягнул на верность Временному правительству. Весной 1917 года Ставка начала подготовку десантной операции для захвата Константинополя, но из-за разложения армии и флота эту мысль пришлось оставить. Удостоился благодарности от военного министра Гучкова за быстрые разумные свои действия, коими он способствовал сохранению порядка на Черноморском флоте. Однако из-за пораженческой пропаганды и агитации, проникавших после Февраля 1917 г. в армию и флот под видом и прикрытием свободы слова, и армия, и флот стали двигаться к своему развалу. 25 апреля 1917 года Александр Васильевич выступил на собрании офицеров с докладом «Положение нашей вооружённой силы и взаимоотношения с союзниками». Кроме прочего Колчак отмечал: “Мы стоим перед распадом и уничтожением нашей вооружённой силы, [ибо] старые формы дисциплины рухнули, а новые создать не удалось.”

Колчак получает приглашение от американской миссии, официально обратившейся к Временному правительству с просьбой командировать адмирала Колчака в США для сообщения сведений по минному делу и борьбе с подводными лодками. 4 июля А.Ф. Керенский дал санкцию на осуществление миссии Колчака и в качестве военного советника он отбывает в Англию, а затем в - США.


Колчак возвращается в Россию, но октябрьский переворот задерживает его в Японии до сентября 1918. В ночь на 18 ноября в Омске произошел военный переворот, выдвинувший Колчака на вершину власти. Совет министров настоял на его провозглашении Верховным Правителем России, Верховным Главнокомандующим вооруженных сил и производстве полным адмиралом. В 1919 Колчак переносит Ставку из Омска в правительственный эшелон, - новой столицей назначается Иркутск. Адмирал останавливается в Нижнеудинске.


5 января 1920 он соглашается передать верховную власть генералу Деникину, а управление Восточной окраиной - Семенову, и переходит в чешский вагон, под покровительство союзников. 14 января совершается последнее предательство: в обмен на свободный проезд чехи выдают адмирала. 15 января 1920 в 9 часов 50 минут вечера по местному, иркутскому, времени Колчака арестовали. В одиннадцатом часу ночи под усиленным конвоем арестованных провели по торосистому льду Ангары, а дальше на автомобилях Колчака и его офицеров перевезли в Александровский централ. Иркутский ревком намеревался сделать открытый судебный процесс над бывшим Верховным правителем России и министрами его Российского правительства. С 22 января Чрезвычайная следственная комиссия начала допросы, продолжавшиеся до 6 февраля, когда остатки армии Колчака вплотную подошли к Иркутску. Ревком вынес постановление о расстреле Колчака без суда. 7 февраля 1920 в 4 часа утра Колчака вместе с премьером В.Н. Пепеляевым расстреляли на брегу реки Ушаковки и сбросилит в прорубь.

Последнее фото Адмирала


Памятник Колчаку. Иркутск

Суров. Надменен. Горделиво
Сверкая бронзою очей,
Колчак взирает молчаливо
На место гибели своей.

Герой отважный Порт-Артура,
Борец, географ, адмирал -
Взнесён безмолвною скульптурой
Он на гранитный пьедестал.

Без всякой оптики прекрасно
Он видит ныне всё окрест:
Река; откос, где место казни
Отметил деревянный крест.

Он жил. Был дерзким и свободным,
И даже на недолгий срок
Он стать единственным Верховным
Правителем России смог!

Расстрел опередил свободу,
И в красных звёздах бунтари
Нашли могилу патриоту
В студёных недрах Ангары.

В народе слух упорный бродит:
Он спасся. Он досель живой;
В тот самый храм молиться ходит,
Где под венцом стоял с женой…

Теперь над ним террор не властен.
Он возродиться в бронзе смог,
И попирает безучастно
Тяжёлый кованый сапог

Красногвардейца и матроса,
Что, диктатуры вновь взалкав,
Штыки скрестив немой угрозой,
Не в силах свергнуть Колчака

Недавно в Иркутской области были обнаружены неизвестные ранее документы, касающиеся расстрела и последующего захоронения адмирала Колчака. Документы с грифом «секретно» были найдены в ходе работы над спектаклем Иркутского городского театра «Звезда адмирала» по пьесе бывшего работника органов госбезопасности Сергея Остроумова. Согласно найденным документам, весной 1920 года неподалёку от станции Иннокентьевская (на берегу Ангары в 20 км ниже Иркутска) местные жители обнаружили труп в адмиральской форме, вынесенный течением на берег Ангары. Прибывшие представители следственных органов произвели дознание и идентифицировали тело расстрелянного адмирала Колчака. Впоследствии следователи и местные жители тайно похоронили адмирала по христианскому обычаю. Следователями была составлена карта, на которой могила Колчака была обозначена крестиком. В настоящее время все найденные документы находятся на экспертизе.


Одного приказания играть симфонии Бетховена иногда бывает недостаточно, чтобы их играли хорошо.

А. В. Колчак , февраль 1917

Павел Степанович Нахимов – один из величайших русских флотоводцев ХIХ века. Он провёл в военно-морском флоте почти сорок лет. В 1828 году он впервые проявил себя как храбрый командир. В годы Крымской войны Нахимов прославился как гениальный стратег. В конце войны, когда бойцы Черноморского флота обороняли Севастополь от англо-французских войск, знаменитый флотоводец погиб.

Ранние годы Нахимова

Павел Нахимов родился в семье небогатого помещика 23 июля (5 июня) 1802 года, в селе Городок (ныне деревня Хмелита в Смоленской области). У Павла было четверо братьев и три сестры. Все его братья также служили во флоте. В 1815 году юный Нахимов был зачислен в Морской кадетский корпус Петербурга. По прошествии трёх лет юноша впервые в жизни вышел в плавание.

Учебное («практическое») плавание на бриге «Феникс» проходило в акватории Балтийского моря и предусматривало заход в порты Швеции и Дании. Вместе с Нахимовым в «практическое плавание» на «Фениксе» ходил Владимир Даль, который поступил в кадетский корпус на год позже Нахимова.

Кругосветное путешествие

В 1818 году Нахимов окончил кадетский корпус. Выпускаясь, он получил чин мичмана и начал службу в Балтийском флоте. Через четыре года, в 1822 году он вышел в кругосветное путешествие в составе экипажа фрегата «Крейсер» под командованием адмирала Михаила Лазарева. «Крейсер» должен был достичь Русской Америки морским путём.

Для этого корабль прошёл по такому маршруту:

  • выйдя из Кронштадта, дошёл до Портсмута;
  • из Портсмута через Атлантический океан в Бразилию (порт Рио-де-Жанейро);
  • из Бразилии, обогнув Африку и Австралию, на остров Тасмания (порт Дервент);
  • с Тасмании на Таити;
  • с Таити в русскую колонию Новоархангельск (ныне Ситка, штат Аляска).

Проведя определённое время в Новоархангельске и Сан-Франциско, «Крейсер» обогнул тихоокеанское побережье Америки, зашёл в Рио-де-Жанейро и оттуда вернулся в Кронштадт в 1825 году.

Военная карьера

В 1827 году эскадра российского Балтийского флота, объединившись в английской и французской эскадрами, атаковали турецкую флотилию в Наваринской бухте (ныне город Пилос на юге Греции). Павел Нахимов был лейтенантом на флагманском линкоре «Азов», который уничтожил пять кораблей противника. За личное мужество он был удостоен повышения в звании. Через год капитан-лейтенант Нахимов стал командиром трофейного корвета «Наварин». На этом судне будущий адмирал участвовал в блокаде Дарданелл в 1826–28 гг.

В 1834 году Павел Степанович был переведён из Балтийского флота в Черноморский и принял командование линкором «Силистрия». Первые годы службы в Черноморском флоте пришлись на мирное время, но это не помешало его продвижению по карьерной лестнице. К 1853 году он был вице-адмиралом и командиром флотской дивизии.

Крымская война. Слава и гибель

В 1853 году началась новая война между Турцией и Россией, которая позднее получила название . Адмирал Нахимов прославился в самом начале конфликта: 18 (30) ноября 1853 года эскадра под его командованием уничтожила девять судов противника в бухте. Осенью 1854 года адмиралу Нахимову было поручено командовать обороной Севастополя. Именно он предложил затопить старые корабли в севастопольской бухте, чтобы лишить флот противника войти в город с моря.

Когда флот был уничтожен, Нахимов остался в Севастополе и командовал сухопутной обороной города. 28 июня (10 июля) 1855 года на Малаховом кургане адмирал получил тяжёлое ранение в голову. Через двое суток он скончался. Героя войны похоронили во Владимирском соборе Севастополя рядом с адмиралами и Истоминым, также погибшими при обороне Севастополя.

Выдающийся русский флотоводец, герой, исполнительный офицер и талантливый руководитель - всё это про Павла Степановича Нахимова. Он не раз показывал своё мужество и отвагу в военных сражениях, был чересчур бесстрашен, что его и погубило. Сыграл огромную роль в Севастопольской обороне 1854-1855 годов, разгромил турецкие корабли во время Адмирал П. С. Нахимов был глубоко уважаем и любим своими подчинёнными. Он остался навсегда в истории России. На сегодняшний день даже существует орден имени Нахимова.

Биография адмирала Нахимова

Родом Нахимов Павел Степанович был из небогатой семьи смоленских дворян. Его отец имел звание офицера и ушёл в отставку, будучи секунд-майором. В юности Павел Нахимов поступил в Морской кадетский корпус. Ещё во время учёбы его природный дар руководителя давал о себе знать: он был исполнительным до безукоризненности, проявлял предельную аккуратность, всегда был трудолюбив и делал все для достижения своих целей.

Он показывал отличные результаты в обучении и в 15 лет стал мичманом. В этом же возрасте получил назначение на бриг «Феникс», плавание которого должно было проходить в Балтийском море. В это время многие обращают внимание на 15-летнего гардемарина, который показывает всем, что морская служба - это дело всей его жизни. Любимыми местами в мире для него были военный корабль и порт. У него не было времени на устройство личной жизни, да он этого и не хотел. Павел Степанович никогда не влюблялся и не женился. Он всегда проявлял усердие и рвение в несении службы. Биография адмирала Нахимова свидетельствует о том, что морское ремесло было не просто его увлечением, он им жил и дышал. С радостью согласился на предложение Лазарева нести службу на фрегате «Крейсер». Этот флотоводец сыграл большую роль в жизни Нахимова: он брал с него пример и старался подражать ему. Лазарев стал для него «вторым отцом», учителем и другом. Нахимов видел и уважал в своём наставнике такие качества, как честность, бескорыстие, преданность морской службе.

Корабль «Азов»

Службе на «Крейсере» Нахимов посвятил три года, за это время он успел «вырасти» из мичмана в лейтенанта и стать любимым учеником Лазарева. Биография адмирала Нахимова говорит о том, что в 1826 году Павел Степанович переводится на «Азов» и снова служит под руководством того же командира. Этому кораблю суждено было принять участие в Наваринском морском бою. В 1827 году состоялось сражение против турецкого флота, где выступила объединённая российская, французская и английская эскадра. «Азов» отличился в этом сражении, подойдя к кораблям врага ближе всех и нанеся им большой урон. Итоги боя: Нахимов был ранен, множество убитых.

Командир Нахимов

В 29 лет Павел Нахимов стал командиром «Паллады». Этот фрегат ещё не знал плаваний и был только выстроен в 1832 году. Затем под его командование перешёл «Силистрия», который бороздил просторы Чёрного моря. Здесь Нахимов становится 9 лет под руководством Павла Степановича «Силистрия» выполняла труднейшие и довольно ответственные поручения.

Оборона Севастополя

В 1854-1855 годах Нахимов был переведён в Крым и вместе с Истоминым и Корниловым героически возглавлял Он руководил формированием морских батальонов, строительством батареи, подготовкой резервов. Он непрестанно следил за взаимодействием флота и армии, строительством укреплений, снабжением защитников Севастополя. История адмирала Нахимова говорит о том, что его зоркий глаз всегда видел, как более эффективно применять артиллерию и выполнять другие военные операции. Нередко Нахимов сам шёл на передовую и руководил боевыми действиями. Во время первой бомбардировки города в 1854 году он получил ранение в голову, а в следующем году - контузию. В 1855 году, 6 июня, когда производился штурм города, он стал во главе защиты Корабельной стороны. В пиковый момент Нахимов возглавил штыковую контратаку пехоты и моряков.

Гибель

28 июня 1855 года не должно было ничем отличаться от будней военной службы. Совершался заведённый по порядку объезд, проверялись севастопольские укрепления. В 5 часов вечера Нахимов подъехал к третьему бастиону. Осмотрев вражеские позиции, он направился в сторону Малахова кургана, чтобы произвести наблюдение за неприятелем. Матросы и окружение Нахимова очень чётко запомнили день его смерти. Биография адмирала Нахимова - свидетельство тому, что он был очень смел, до безрассудства. Когда французская пуля попала в него, прошив насквозь череп, он стоял и смотрел в Прямо на врага. Не прячась и не отходя в сторону несмотря на увещевания своих подчинённых, которые пытались его остановить и не подпустить к банкету. Он умер не сразу, хотя и без единого стона. У его постели собрались лучшие медики. Он несколько раз открывал глаза, но молчал. Адмирал Нахимов погиб на следующий день после тяжёлого ранения. Похороны состоялись в Севастопольском Владимирском соборе, здесь же покоятся останки его учителя Лазарева и ратных коллег - адмиралов Истомина и Корнилова.

Орден Нахимова

Позже был учрежден орден в честь адмирала Нахимова. Им награждают выдающихся офицеров за отличное проведение морских операций, смелые решения, хорошую организацию. Орден имеет несколько степеней.

У Павла Степановича не было таких качеств, за которые нельзя было бы наградить. Теперь этот орден как память об адмирале Нахимове, доблестном офицере и командире, вручается тем, кто проявляет наивысшее стремление в достижении успехов и отличных результатов, выполняя свой долг.