А.Н. Толстой: интересные факты

"Гиперболоид инженера Гарина" Алексея Константиновича Толстого - яркий пример предсказания писателем появления новых, пусть даже фантастических изобретений. Точно так же, как Жюль Верн предсказал полёты на Луну, а Рэй Брэдбери - на Марс, Алексей Толстой предвосхитил создание гиперболоидов, а точнее, параболоидов, и лазерного луча. Но этот роман интересен не столько с технической, сколько с моральной и нравственной точки зрения. Мне бы очень хотелось разобрать основных персонажей "Гиперболоида" буквально по косточкам.

Начну с инженера Петра Гарина - ведь его имя вынесено писателем в название книги. По-моему, Гарин - самый противоречивый герой романа. Сначала он предстаёт перед читателем благородным изобретателем-одиночкой. Он ни с кем не связан, действует храбро и решительно, но цель Петра Петровича ещё не слишком ясна. Гарин поражает своим хладнокровием и расчётливостью, с которыми он проводит несколько смелых афер. Неслучайно Алексей Толстой назвал первую треть романа "авантюрной". Но потом я начала находить в Гарине массу неприятных недостатков. Сам писатель замечает, что его главный герой - "ужасный эгоист, какого свет не видал ". Выясняется, что инженер сконструировал гениальную машину лишь для сугубо собственной выгоды: Гарин мечтает подчинить себе весь мир (в отзыве о "Человеке-невидимке" я уже упоминала, что это обычное, на мой взгляд, желание для недалёких, злобных или сумасшедших персонажей). Так что этим "невинным" желанием инженер много потерял в моих глазах. Вдобавок оказалось, что саму идею гиперболоида и бурения с его помощью Оливинового пояса Гарин "украл" у своего бывшего товарища Манцева. Тут я сразу "зачислила" Петра Петровича в "отрицательные". И, по-моему, Гарин заслужил ту участь, на которую обрёк его автор.

Другим интересным персонажем является подруга Гарина - Зоя Монроз, или мадам Ламоль. Это очень своеобразная женщина, и моё отношение к ней также менялось по ходу произведения. В начале романа она показана спокойной, благоразумной компаньонкой, чуть ли не женой миллиардера Роллинга. Однако после встречи с Гариным Зоя, ослеплённая развёрнутыми перед ней перспективами, преображается: становится более требовательной, высокомерной, может даже капризной. Такая мадам Ламоль готова на что угодно ради своего блистательного будущего, хоть на убийство и низкий грабёж. Показав свою истинную сущность, она уже не вызывает ни приязни, ни жалости. Жалок в "Гиперболоиде" совсем другой персонаж - "покоритель Европы" химический король Роллинг. Пока он был уверен в своих силах, а самоуверенности ему не занимать, он напролом движется к своей цели - подчинению себе всей химической промышленности Земли. Но, попав в зависимость и даже плен Гарина, Роллинг обнажает своё настоящее лицо - трусливое лицо буржуя (другого слова не нахожу).

Единственный главный герой, не разочаровавший меня - это Василий Витальевич Шельга, сотрудник Ленинградского уголовного розыска. Только он не потерял голову, поближе познакомившись с Гариным. Шельга оставался верен своему долгу, своей стране, своей идее социализма. И в конце концов победил. Может быть, если бы Пётр Петрович по характеру был схож с Шельгой, никаких его великих удач и крахов не было бы, просто Советский Союз получил бы отличное орудие, пригодное как для войны, так и для производства. Но Гарин не Шельга, и в этом вся прелесть их конфликта.

В целом, роман "Гиперболоид инженера Гарина" - очень мудрое, хотя и не лишённое ненужных подробностей произведение. Оно дало мне понять, что научная фантастика - это не только описание невероятных изобретений, но и прекрасный пробный камень для разных человеческих характеров.

Алексей Толстой родился 10 января 1883 года в Николаевске (ныне Пугачевск) Саратовской губернии — русский писатель; чрезвычайно разносторонний и плодовитый литератор, писавший во всех родах и жанрах (два сборника стихов, более сорока пьес, сценарии, обработка сказок, публицистические и иные статьи), прежде всего прозаик, мастер увлекательного повествования.

Вырос на хуторе Сосновка под Самарой, в имении своего отчима, земского служащего А. А. Бострома (мать писателя, будучи беременной, ушла от своего мужа, графа Н. А. Толстого, к любимому человеку). Счастливое деревенское детство определило жизнелюбие Толстого, всегда остававшееся единственной незыблемой основой его мировоззрения. Учился в Петербургском технологическом институте, окончил его без защиты диплома (1907). Пробовал заниматься живописью. Печатал стихи с 1905 и прозу с 1908. Получил известность как автор рассказов и повестей «заволжского» цикла (1909-1911) и примыкающих к нему небольших романов «Чудаки» (первоначально «Две жизни», 1911), «Хромой барин» (1912) — преимущественно о помещиках своей родной Самарской губернии, склонных к разным чудачествам, о всевозможных неординарных, иногда анекдотических происшествиях. Многие персонажи изображаются юмористически, с легкой насмешкой. Вполне сатирически (но без сарказма) обрисован только нувориш Растегин с его претензиями на «стильную жизнь» («За стилем», 1913, впоследствии переименовано в «Приключения Растегина»). Привыкшая к серьезной проблематике критика постоянно одобряла талант Толстого, порицая его «легкомыслие».

Во время Первой мировой войны писатель был военным корреспондентом. Впечатления от увиденного настроили его против декадентства, смолоду затронувшего его своим влиянием, что отразилось в неоконченном автобиографическом романе «Егор Абозов» (1915). Писатель с энтузиазмом встретил Февральскую революцию. Проживавший тогда в Москве «гражданин граф А. Н. Толстой» от лица Временного правительства был назначен «комиссаром по регистрации печати». Дневник, публицистика и рассказы конца 1917-1918 отражают беспокойство и подавленность аполитичного писателя событиями, последовавшими за Октябрем. В июле 1918 он с семьей выехал в литературное турне на Украину, а в апреле 1919 эвакуировался из Одессы в Стамбул.

Два эмигрантских года прошли в Париже. В 1921 Толстой переехал в Берлин, где были налажены более интенсивные связи с писателями, оставшимися на родине. Но писатель не смог прижиться за границей и сойтись с эмигрантами. В период нэпа он вернулся в Россию (1923). Однако годы жизни за рубежом оказались весьма плодотворными. Тогда появились, среди других произведений, такие замечательные, как автобиографическая повесть «Детство Никиты» (1920-1922) и первая редакция романа «Хождение по мукам» (1921). Роман, охватывая время с предвоенных месяцев 1914 по ноябрь 1917, включал события двух революций, но был посвящен судьбам отдельных — хороших, хотя ничем не выдающихся — людей в катастрофическую эпоху; главные героини, сестры Катя и Даша, были обрисованы с редкой у авторов-мужчин убедительностью, так что данное в советских изданиях романа заглавие «Сестры» соответствует тексту. В отдельном берлинском издании «Хождения по мукам» (1922) писатель объявил, что это будет трилогия. По сути, антибольшевистское содержание романа было «исправлено» благодаря сокращению текста. Толстой всегда был склонен переделывать, иногда многократно, свои произведения, меняя названия, имена героев, добавляя или убирая целые сюжетные линии, колеблясь в авторских оценках подчас между полюсами. Но в СССР это его свойство слишком часто стало определяться политической конъюнктурой. Писатель всегда помнил о «грехе» своего графско-помещичьего происхождения и «ошибках» эмиграции, оправдание себе искал в том, что он стал популярен у самого широкого читателя, подобного которому до революции не было.



В 1922-1923 в Москве был опубликован первый советский научно-фантастический роман — «Аэлита», в котором красноармеец Гусев устраивает на Марсе революцию, правда, неудачную. Во втором фантастическом романе Толстого «Гиперболоид инженера Гарина» (1925-1926, позже не раз переделывался) и рассказе «Союз пяти» (1925) маниакальные властолюбцы пытаются с помощью небывалых технических средств покорить весь мир и истребить большинство людей, но тоже неудачно. Социальный аспект везде упрощен и огрублен по-советски, но Толстой предсказал космические полеты, улавливание голосов из космоса, «парашютный тормоз», лазер, деление атомного ядра.

«Похождения Невзорова, или Ибикус» (1924-1925) — настоящий плутовской роман 20 века с массой невероятных приключений авантюриста в тех местах, где побывал сам Толстой перед эмиграцией и в ее начале (в Стамбуле). Очевидно влияние «Ибикуса» на Ильфа , Петрова и Булгакова (хотя последний и презирал Толстого). Ряд произведений Толстого имеет антиэмигрантскую направленность.

В повестях «Гадюка» (1925) и «Голубые города» (1928), воспринятых читателями как «антинэповские», зафиксирован процесс омещанивания советского общества, губительный для бывших и нынешних энтузиастов Гражданской войны и социалистического строительства.

Пьесами «Заговор императрицы» и «Азеф» (1925, 1926, совместно с историком Щеголевым) он «узаконил» неприкрыто тенденциозную, окарикатуренную обрисовку последних предреволюционных лет и семьи Николая II. Роман «Восемнадцатый год» (1927-1928), вторую книгу «Хождения по мукам», Толстой перенасытил тенденциозно отобранными и интерпретированными историческими материалами, свел вымышленные персонажи с реально существовавшими лицами).



В 1930 по прямому заказу властей написал первое произведение о Сталине — повесть «Хлеб (Оборона Царицына, 1937 )», целиком подчиненную сталинским мифам о Гражданской войне. Это было как бы «добавление» к «Восемнадцатому году», так как Толстой «просмотрел» выдающуюся роль Сталина и Ворошилова в тогдашних событиях. Некоторые персонажи повести перекочевали в «Хмурое утро» (закончено в 1941), последнюю книгу трилогии, произведение все-таки более живое, чем «Хлеб», но в авантюрности соперничающее со второй книгой, а конъюнктурностью далеко ее превосходящее. Патетическими речами Рощина в неудачном, как обычно у Толстого, сказочно счастливом финале он косвенно, но определенно оправдывал репрессии 1937. Однако яркие характеры, увлекательный сюжет, мастерский язык Толстого надолго сделали трилогию одним из самых популярных произведений.

К числу лучших в мировой литературе повестей для детей принадлежит «Золотой ключик, или Приключения Буратино» (1935), весьма основательная и удачная переделка сказки итальянского писателя 19 века Коллоди «Пиноккио».

После Октябрьской революции Толстой заинтересовался исторической тематикой. На материале 17-18 веков написаны рассказы и повести «Наваждение» (1918), «День Петра» (1918), «Граф Калиостро» (1921), «Повесть смутного времени» (1922) и др. Кроме рассказа о Петре Первом, который строит Петербург, проявляя чудовищную жестокость к людям и оставаясь в трагическом одиночестве, все эти произведения насыщены приключениями, хотя в изображении смуты начала 17 века чувствуется взгляд человека, повидавшего смуту 20 века. После пьесы «На дыбе», написанной в 1928 в основном по мотивам «Дня Петра» и под влиянием концепции Мережковского, в «Антихристе (Петр и Алексей)» Толстой меняет взгляд на царя-реформатора. Он почувствовал, что , возможно, в следующем десятилетии критерий «классовости» будет вытеснен «народностью» и исторической прогрессивностью, и фигура такого государственного деятеля будет вызывать положительные ассоциации.

В 1930 и 1934 выходят две книги большого повествования о Петре Первом и его эпохе. В угоду противопоставления старого и нового миров Толстой преувеличил отсталость, бедность и бескультурье допетровской Руси, отдал дань вульгарно-социологической концепции петровских реформ как «буржуазных» (отсюда преувеличение роли торговых людей, предпринимателей), не вполне пропорционально представил разные социальные круги (например, деятелям церкви почти не уделено внимания), но объективно-историческую необходимость тогдашних преобразований, как бы являющихся прецедентом для преобразований социалистических, и средства их осуществления показал в общем верно. Россия в изображении писателя меняется, вместе с ней «растут» герои романа, прежде всего сам Петр. Первая глава перенасыщена событиями, она охватывает события с 1682 по 1698 годы, которые часто даются в самом кратком изложении. Вторая книга заканчивается начальным периодом строительства Петербурга, основанного в 1703: идут серьезные преобразования, которые требуют более пристального внимания. Действие неоконченной третьей книги измеряется месяцами. Внимание писателя переключается на людей, преобладают сцены с обстоятельными разговорами.



Роман без интриги, без связного вымышленного сюжета, без авантюрности, вместе с тем чрезвычайно увлекателен и красочен. Описания быта и нравов, поведения самых разных персонажей (их очень много, но они не теряются в толпе, которая тоже не раз изображается), тонко стилизованный разговорный язык составляют весьма сильные стороны романа, лучшего в советской исторической прозе.

Третью книгу «Петра Первого» смертельно больной Толстой писал в 1943-1944. Она обрывается на эпизоде взятия Нарвы, под которой войска Петра потерпели первое тяжелое поражение в начале Северной войны. Это производит впечатление законченности незаконченного романа. Петр уже явно идеализирован, даже заступается за простой народ; на всей тональности книги сказались национально-патриотические настроения времен Великой Отечественной войны. Но основные образы романа не потускнели, интерес событий не пропал, хотя в целом третья книга слабее двух первых.

Во время войны Толстой написал также много публицистических статей, ряд рассказов на актуальные темы, в том числе «Русский характер» (прототипом героя которого на самом деле был кавказец) и драматическую дилогию (малосценичную и обозначенную как повесть) «Иван Грозный» со сталинской концепцией изображенного времени и героя. Художественно совершенных моментов в «повести» гораздо меньше, чем безнадежно испорченных конъюнктурной позицией автора, во многом прямо ему продиктованной. Многострадального прогрессивного царя в борьбе с боярами — ретроградами, изменниками и отравителями, которых, естественно, надо казнить, — поддерживает народ в лице Василия Буслаева, которого былины поселяют в гораздо более ранние времена, лермонтовского купца Калашникова (Толстой вернул ему отрубленную голову), Василия Блаженного, который собирает по денежке средства для великих начинаний царя, а потом своим телом закрывает его от стрелы средневекового террориста, и др. Опричники (Малюта Скуратов, Василий Грязной и др.) — воплощенное благородство. Хилые иноземцы в латах — ничто перед русскими богатырями, польский пан падает в обморок, когда Малюта грозит ему пальцем. Вместе с тем дилогию отличают яркие характеры, выразительная разговорная речь, передающая исторический колорит. Например, влюбленному в Анну Вяземскую неузнанному Ивану после его слов «мамка» Анны говорит: «Бесстыжий ты человек, а еще одет чисто…». Есть в «повести» и следы далеко не простых раздумий автора, особенно в сцене прощания Андрея Курбского с женой Авдотьей: «Сыновей береги больше своей души… Заставят их отречься от меня, проклясть отца, — пусть проклянут. Этот грех им простится, лишь бы живы были…». Свою вторую Сталинскую премию, полученную за «Хождение по мукам», Толстой отдал на танк с именем «Грозный», который, правда, сгорел. Третьей Сталинской премии писатель был удостоен посмертно за драматическую дилогию в 1946.

Личность Алексея Толстого, как и его творчество, чрезвычайно противоречива. В СССР он воспринимался как «писатель номер два» (после Горького) и был символом «перековки» барина, графа в советского гражданина, его произведения считались безупречными и художественно, и идеологически. При этом был неутомимым тружеником: на переполненном пароходе, увозившем его в эмиграцию, не переставал работать на пишущей машинке. Писал непременно каждый день. Не раз хлопотал за опальных и даже арестованных знакомых, но мог и уклониться от оказания помощи.

Любящий семьянин, он четырежды был женат; одна из его жен, Н. В. Крандиевская, и ее сестра отчасти послужили прототипами героинь «Хождения по мукам». Вторую Сталинскую премию, полученную за «Хождение по мукам», Толстой отдал на танк с именем «Грозный», который, правда, сгорел.

Толстой — очень национальный, русский писатель (патриот-государственник), но больше многих писал на зарубежном материале, практически не зная и не желая знать иностранных языков во имя лучшего ощущения родного языка. Он считал необходимым откликаться на вопросы настоящего времени, но стяжал славу классика художественно-исторической литературы. Работал с подлинными фактами, признавал только реалистическую манеру, но был выдумщиком-фантастом (охотно обрабатывал народные сказки), а его «реализм» оказывался столь эластичным, что доходил до грубо тенденциозной нормативности.

Душа любого общества, он вызывал презрительное отношение таких людей, как Ахматова или Булгаков. В 1932 поэт Осип Мандельштам прилюдно дал пощечину Алексею Толстому. Через некоторое время после этого Мандельштам был арестован и сослан. Вопрос о наличии причинно-следственной связи между этими двумя событиями до сих пор остается предметом дискуссий. Еще в середине 1920-х Святополк-Мирский дал ему оригинальную характеристику: «Самая выдающаяся черта личности А. Н. Толстого — удивительное сочетание огромных дарований с полным отсутствием мозгов». Действительно, Толстой принимал участие во многих неприглядных официальных кампаниях властей (в 1944 активно участвовал в работе специальной комиссии под руководством академика Бурденко, которая пришла к заключению. что польские офицеры в Катыни были расстреляны немцами).

— Наследие Алексея Толстого огромно («Полное собрание сочинений» на самом деле охватывает небольшую часть им написанного) и крайне неравноценно. Он внес очень значительный вклад в несколько жанров и тематических пластов литературы, у него есть шедевры (в той или иной области) и произведения, которые ниже всякой критики. Сильные и слабые стороны часто переплетаются в пределах одного произведения.

Экранизации произведений

Список книг

НАУЧНАЯ ФАНТАСТИКА
1. Аэлита (с иллюстрациями)
2. Аэлита
3. Гиперболоид инженера Гарина
4. Гиперболоид инженера Гарина (с иллюстрациями)
5. Семь дней, в которые был ограблен мир

ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРОЗА
1. Граф Калиостро
2. День Петра
3. Петр Первый
4. Повесть смутного времени

ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Лисичка-сестричка и волк
2. Мальчик с пальчик
3. Морозко
4. По щучьему велению
5. Сказки
6. Царевна лягушка

СКАЗКА
1. Золотой ключик
2. Золотой ключик, или приключения Буратино
3. Иван да Марья
4. Иван-царевич и Алая-Алица
5. Прожорливый башмак
6. Русалочьи сказки

КЛАССИЧЕСКАЯ ПРОЗА
1. Бывалый человек
2. В Париже
3. В снегах
4. Волчий приемыш
5. Встреча
6. Гадюка
7. Гобелен Марии-Антуанетты
8. Голубые города
9. Детство Никиты
10. Древний путь
11. Дым
12. Завещание Афанасия Ивановича
13. Как ни в чем не бывало
14. Кикимора
15. Милосердия!
16. Мираж
17. Миссис Бризли
18. Морозная ночь
19. На острове Халки
20. На рыбной ловле
21. Наваждение
22. Необыкновенное приключение Никиты Рощина
23. Необычайные приключения на волжском пароходе
24. Под водой
25. Подкидные дураки
26. Похождения Невзорова, или Ибикус
27. Простая душа
28. Рассказ проезжего человека
29. Рассказы Ивана Сударева
30. Родина
31. Рукопись, найденная под кроватью
32. Случай на Бассейной улице
33. Собрание сочинений (Том 1, 2)
34. Сожитель
35. Туманный день
36. Убийство Антуана Риво
37. Человек в пенсне
38. Черная пятница
39. Эмигранты

ХОЖДЕНИЕ ПО МУКАМ:
1. Сестры
2. Восемнадцатый год
3. Хмурое утро

ДЕТСКАЯ ПРОЗА
1. Рассказ о капитане Гаттерасе, о Мите Стрельникове, о хулигане Ваське Табуреткине и злом коте Хаме

ПОЭЗИЯ
1. Стихотворения

ПУБЛИЦИСТИКА
1. Публицистика
2. Я призываю к ненависти (статьи)

Нострадамус (настоящее имя Мишель де Нотрсдам) — французский астролог, врач и алхимик, родившийся в 1503 году. Современным людям известен тем, что время от времени после какого-то значимого события или происшествия находятся люди, утверждающие, что это событие предсказал Нострадамус.

Что предсказал Нострадамус?

Многие события, описанные Нострадамусом, действительно произошли в указанном им году

Во-первых, если предсказать общими словами, дескать в каком-то году в этой стране случится большое несчастье, то, скорее всего так и будет — мало ли за год в каждой стране случается неприятных событий, любое из которых можно подогнать под предсказание. Во-вторых — до текущего времени нет достоверно зафиксированного случая, когда так называемое предсказание правильно поняли до того, как событие наступило. Обычно только после какого-то нашумевшего происшествия начинают появляться люди, подгоняющие уже известную информацию под довольно нечетко описанное предсказание и вопят «вот, это предсказал еще Нострадамус».

Возьмем для примера одно из предсказаний:

На 45 градусе загорится небо,

Пламя достигает великого нового города. Немедленно поднимается огромное пламя,

Когда они хотят иметь подтверждения от нормандцев.

Давайте попробуем прикинуть события, которые подходят под это описание. Оказывается, подогнать можно великое множество — война, вулкан, комета, падение астероида, терракт, большой пожар (все это можно охарактеризовать словами «большое пламя»).

Великий новый город — берите любой, недавно построенный или в названии которого имеется слово «новый». Вас не устраивает — берите любой город, построенный после смерти Нострадамуса — относительно него все эти города новые.

45 градус — либо это широта, либо долгота, либо направление от родного города Нострадамуса, либо какая-то точка на небосклоне. При желании под «45 градус» можно подогнать любую нужную нам точку или местность.

Кто хочет и какое подтверждение получить от нормандцев — неизвестно. Кого конкретно в современном мире называть нормандцами — непонятно, поэтому опять таки, можем подогнать любую страну, группу или организацию.

Сможем ли мы, проведя эти нехитрые операции, взять любое громкое происшествие и объявить, что его прогнозировал Нострадамус? Несомненно. Можем ли мы предвидеть с большой вероятностью на основании текстов Нострадамуса что-то в будущем? Нет.

Зачем тогда в таком случае Нострадамус писал эти свои предсказания?

Потому что мог. Многие люди как до него, так и после, занимались попытками предсказать будущее, и некоторые даже угадывали. Кроме того, не надо забывать, что Нострадамус был астрологом, а значит, можно предположить, что сочинение предсказаний и гороскопов приносило ему определенную прибыль. Это подтвержадется тем, что Нострадамус обращался к королю Герцогу II, предлагая раскрыть историю человечества на столетия вперед.

Поскольку Нострадамус был астрологом, то не выдумывал свои предсказания, а просчитывал события, опираясь на математику и астрологию.

Беда только в том, что астрология является не наукой, а как раз попыткой подогнать некие события под расположение звезд, планет, галактик в момент происшествия. Космос предоставляет астрологам немало чисел, с которыми можно поупражняться при помощи математики, но полезного выхлопа от занятий астрологии нет ни для кого, кроме астрологов (обычно их услуги платные).

Были ли в истории люди, удачно предсказывавшие будущее?

Да, и немало. Обычно это люди науки, которые способны, опираясь на анализ прошлого и текущего состояния науки, техники и общества делать определенные выводы и прогнозы. И безо всякой магии.

Например, писатель Жюль Верн в своих художественных книгах описал подводную лодку задолго до ее создания в описанном виде — большая автономность, выдерживание больших давлений, электродвигатели и прочее («20 000 лье под водой»), вертолет («Робур-завоеватель»), полет на Луну («Из пушки на Луну»). Конечно, для современного человека описанные им технологии выглядят немного наивно, но сам факт, что применяемые технологии описаны намного раньше их реального применения, должен радовать любителей предсказаний.

Писатель Алексей Толстой в своей книге «гиперболоид инженера Гарина» предсказал появление лазера, который появился примерно через 30 лет после написания книги.

И еще множество писателей, ученых, инженеров делали верные предположения касательно будущего, не пытаясь завоевать славу предсказателей. Потому что можно прогнозировать развитие, обладая определенной информацией и опытом. Можно фантазировать о полетах к другим галактикам, написать об этом книгу и прославиться через сотни лет, как предсказатель. Можно попытаться описать космический корабль будущего или города на Венере, и угадать. Но нельзя предсказать наступление определенного события в определенное время. Поэтому Нострадамуса стоит воспринимать как фантаста своего времени. Довольно успешного, раз труды его до сих пор не забыты.

27.10.2017

Помните, как мы читали в детстве «Гиперболоид инженера Гарина», умоляя маму подождать еще немного и не выключать свет - так не хотелось отрываться от захватывающего фантастического мира, описанного Алексеем Николаевичем Толстым? Творчество писателя не ограничивалось одной фантастикой, о чем мы узнавали, подрастая, - есть в копилке его романов и рассказов остросоциальные произведения, исторические, есть психологические драмы. Богатый жизненный опыт (если судить по интересным фактам из биографии Алексея Толстого) позволял писателю обращаться к самым разным темам.

  1. Дата рождения будущего писателя - 29 декабря 1882 года. Жизнь его началась необычно. Мать, происходившая из рода Тургеневых, обладавшая заметным литературным даром дама, отличалась, видимо, своеволием и сильным характером. Будучи беременной сыном Алексеем, ушла от мужа и стала жить с А.А. Бостромом. Этот человек стал воспитателем Алексея, заменил ему отца.
  2. Сначала Алексей обучался в реальном училище. Впоследствии он утверждал, что жизнь в обедневшем семействе была не из легких, случались периоды нужды. Все же училище мальчик закончил, а затем поступил в Санкт-Петербургский Политехнический институт.
  3. В бытность свою студентом Алексей Николаевич начал активно писать. После практики на Урале, когда увидела свет сочиненная им повесть о старинной башне, юноша прекратил «грызть гранит науки». Он почувствовал, что его истинное призвание - литература.
  4. Первую мировую войну молодой Толстой прошел военным корреспондентом. Затем были поездки по Европе - во Францию, в Англию. Грянула революция. Алексей Толстой отнесся с энтузиазмом к происходящему, но затем призадумался. Его решением стала эмиграция.
  5. Период с 1918 по 1923 годы писатель проводит за границей. Возможно, именно тогда он понимает: здесь, на чужой земле, ему никогда не стать своим, здесь никогда не будут его понимать, как на родине. И он возвращается в Россию.
  6. Толстой быстро взошел на советский литературный Олимп. Он стал считаться (после Максима Горького) писателем № 2 в СССР. Неплохо складывались отношения со Сталиным - дважды Толстой становился лауреатом Сталинской премии, а третий раз - посмертно. А вот в стане писателей существовало 2 лагеря: один выступал за него, второй - против, обвиняя Алексея Николаевича в лести и заискивании перед властями. Анна Ахматова прямо выказывала свое презрение. Осип Мандельштам однажды устроил с Толстым крупную ссору, ударив его по щеке.
  7. Повесть «Хлеб» Толстого действительно носит явно «просталинский» характер, прославляя вождя. Между тем Алесей Николаевич вовсе не был одним из подобострастных подданных, толпящихся у трона: он нередко заступался за гонимых и опальных, причем порой успешно. Сталин никогда не давал Толстому забыть о его происхождении, насмешливо называл его «графом», намекая на то, что положение самого Толстого довольно шатко.
  8. Толстой предсказал в своих произведениях изобретение лазера, деление атомного ядра.
  9. Писатель был ярым филателистом. Любопытно, что однажды вышла марка с его портретом.
  10. Толстой был женат 4 раза. Все 4 брака заключались по любви. Вторая супруга сменила ради него вероисповедание.
  11. Во время Великой Отечественной войны Толстой продолжал работать над своими произведениями, в последний период войны стал членом комиссии по расследованию преступлений фашистов. Но в этой области ему не довелось долго трудиться: смерть настигла его всего за пару месяцев до великой Победы, в феврале 1945.
  12. Оппоненты Алексея Толстого полушутливо-полупрезрительно поддразнивали его «графом», «барином». Между тем он самозабвенно работал всю жизнь, ежедневно проводя часы за пишущей машинкой.

Вот такую непростую, полную событий жизнь прожил Алексей Толстой. Да, он был обласкан «власть предержащими», но ведь порой балансировал на кончике ножа…

Писатель Алексей Толстой в своей пророческой фантастике "Гиперболоид инженера Гарина" предсказал лазерное оружие. Когда придумали лазеры, уже тогда заявили, что мол предсказание писателе сбылось. Но по настоящему можно утверждать что сбылось только сейчас, когда лазер сможет быть действительно оружием. Так как видел и описал писатель-провидец.

ВМС США в этом году планируют испытать беспрецедентно мощное лазерное оружие , которое, будучи установлено на американские корабли, сможет уничтожать не только вражеские дроны, но и крылатые ракеты, самолеты и даже судна . Об этом сообщает Газета.Ру со ссылкой на издание Warrior.

Мощность лазера составит 150 киловатт, что станет настоящийм прорывом по сравнению с предыдущим боевым лазером мощностью всего 30 кВт AN/SEQ-3 (XN-1), который был установлен в 2014 году на десантном транспорте-доке ВМС США Ponce и успешно поражал беспилотники.

Над созданием нового оружия работают ведущие оборонные предприятия США — BAE Systems, Northrop Grumman Cоrporation и Raytheon. Его особенность — это сочетание высокой точности, эффективности и невероятной дешевизны отдельного выстрела, стоимость которого оценивается в размере менее доллара, в то время как цена традиционного перехватчика составляет несколько сотен тысяч долларов.



Единственная проблема лазерного оружия мощностью 150 кВт — это потребность в источнике питания, мощность которого

Должна составить минимум 450 кВт. На данный момент единственным кораблем США, на котором можно было бы полноценно использовать данный тип оружия, является новейший суперэсминец Zumwalt, интегрированная система электропитания которого может вырабатывать до 78 мВт электроэнергии, что позволяет применить на нем перспективные лазерные и электромагнитные боевые системы, в том числе рельсовую пушку. На других же платформах может потребоваться специальный накопитель — своего рода огромная батарея, которая будет регулярно перезаряжаться.

Согласно требованиям ВМС, накопленной энергии должно хватать для устойчивого использования в бою против роя целей в течение двадцати минут, а в идеале лазеру потребуется накопитель, способный заряжаться так же быстро, как его будет расходовать лазерная установка. Это позволит использовать лазер в бою непрерывно, пока не закончится топливо корабля.

На данный момент компании DRS Power and Control Technologies удалось разработать накопитель энергии, достаточной для более чем 100 выстрелов без перезарядки. Сейчас DRS использует подсистему из литий-ионных аккумуляторов, которая позволит новому лазеру работать на полной мощности в течение примерно трех минут — при том, что чаще всего необходимые для поражения цели лазерные импульсы значительно короче по продолжительности.

Демонстрация 150-киловаттной лазерной системы с новым накопителем в море намечена уже на 2018 год.

ВМС США в перспективе намереваются оснастить боевыми лазерами эсминцы, крейсеры и, возможно, авианосцы или суда типа LCS. В компании Northrop Grumman, которая разрабатывает сам боевой лазер, говорят, что все будет зависеть от впечатления, которое опытный образец боевого лазера произведет на высшее руководство.

Предыдущая экспериментальная боевая лазерная система, испытанная в Персидском заливе в 2014 году, успешно справлялась с уничтожением беспилотников. Новое оружие будет обладать переменными эффектами: от ослепления до полного физического разрушения летательного аппарата или боевого корабля.