9 глава сон обломова описание. «Все мы родом из детства» (Анализ главы «Сон Обломова» по роману И.А

Разделы: Литература

План урока

Иван Александрович Гончаров
(1812 – 1891)

История души человеческой, хотя бы
самой мелкой души, едва ли не любопытнее
и не полезнее истории целого народа… М.Ю. Лермонтов

Если каждый человек на куске земли своей
сделал бы всё, что он может,
как прекрасна была бы наша земля. А.П. Чехов

1. Просмотр фрагментов из к/ф “Несколько дней из жизни Обломова”

Мы с вами посмотрели два небольших фрагмента из фильма Н. Михалкова “Несколько дней из жизни Обломова”.

ВОПРОС: На какие мысли наводит этот фильм?

(Ребенок резвый, шумный, почемучка и зрелый человек – халат, диван, тапочки)

Впервые в русской литературе И.А. Гончаров рассказал историю целой человеческой жизни – от колыбели до могилы. События в романе охватывают восемь лет, а вместе с экспозицией и эпилогом – 37 лет. Это целая человеческая жизнь.

ВОПРОС: Почему так затронуло сердце Обломова слово “Другой”?

Давайте еще раз перечитаем еще раз диалог Ильи Ильича и Захара

Диалог: Обломов и Захар (работа с текстом, конец 8 главы)

– Я думал, что другие, мол, не хуже нас, да переезжают, так и нам можно... – сказал Захар

Что? Что? – вдруг с изумлением спросил Илья Ильич, приподнимаясь с кресел. – Что ты сказал?

– Другой – кого ты разумеешь – есть голь окаянная, грубый, необразованный человек, живет грязно, бедно, на чердаке; он и выспится себе на войлоке где-нибудь на дворе. Что этакому сделается? Он, пожалуй, и переедет на новую квартиру.

– Что такое другой ? – продолжал Обломов. – Другой, который сам себе сапоги чистит, одевается сам … и не знает, что такое прислуга; сам сбегает, сам в печке дрова помешает, сам пыль оботрет...
"Другой" работает без устали, бегает, суетится, не поработает, так и не поест. "Другой" кланяется, "другой" просит, унижается...

Я "другой"! Да разве я мечусь, разве работаю? Мало ем, что ли? Я ни разу не натянул себе чулок на ноги… Ты все это знаешь, видел, что я воспитан нежно, что я ни холода, ни голода никогда не терпел, нужды не знал, хлеба себе не зарабатывал и вообще черным делом не занимался. Так как же это у тебя достало духу равнять меня с другими?

Он углубился в сравнение себя с "другим".

"Другой" и халата никогда не надевает, – прибавилось еще к характеристике другого; – "другой"... – тут он зевнул... – почти не спит... "другой" тешится жизнью, везде бывает, все видит, до всего ему дело... А я! я... не "другой"!" – уже с грустью сказал он и впал в глубокую думу. Он даже высвободил голову из-под одеяла.

Ему грустно и больно стало за свою неразвитость, остановку в росте нравственных сил, за тяжесть, мешающую всему; и зависть грызла его, что другие так полно и широко живут, а у него как будто тяжелый камень брошен на узкой и жалкой тропе его существования…

В робкой душе его вырабатывалось мучительное сознание, что многие стороны его натуры не пробуждались совсем, другие были чуть-чуть тронуты, и ни одна не разработана до конца.

А между тем он болезненно чувствовал, что в нем зарыто, как в могиле, какое-то хорошее, светлое начало, может быть теперь уже умершее, или лежит оно, как золото в недрах горы, и давно бы пора этому золоту быть ходячей монетой.

Горько становилось ему от этой тайной исповеди перед самим собою. Бесплодные сожаления о минувшем, жгучие упреки совести язвили его, как иглы, и он всеми силами старался свергнуть с себя бремя этих упреков, найти виноватого вне себя и на него обратить жало их. Но на кого?

– Однако... любопытно бы знать... отчего я... такой?.. – сказал он опять шепотом. Веки у него закрылись совсем. – Да, отчего?.. Должно быть... это... оттого... – силился выговорить он и не выговорил.

Так он и не додумался до причины; язык и губы мгновенно замерли на полуслове и остались, как были, полуоткрыты. Вместо слова послышался еще вздох, и вслед за тем начало раздаваться ровное храпенье безмятежно спящего человека.

Тема урока: “Отчего я такой?..”
(Анализ эпизода. “Сон Обломова”).
И.А. Гончаров “Обломов”.

Цель урока: помочь учащимся осмыслить образ главного героя с точки зрения социальной и нравственной и попытаться найти ответ на поставленный вопрос.

Форма проведения:

урок-презентация 9 главы, проходящий в форме обсуждения; тестирование с использованием ИКТ.

Оборудование: Портрет И.А. Гончарова, фрагмент видеофильма “Несколько дней из жизни Обломова”

Все ищут отдыха и покоя…
И.Обломов. И.А.Гончаров “Обломов”

Нет, это не жизнь! Это не жизнь!
Это … обломовщина! А.Штольц. И.А. Гончаров “Обломов”

О чем говорят эпиграфы?

– Они противопоставляются.

– Обломов и Штольц – герои-антиподы.

– Обломов и Штольц – главная антитеза в романе.

“Сон Обломова”

1. Почему автор обращается к такому приему? (сон-подсознание, сон-мечта)
2. Где, в каких произведениях мы встречаемся с таким приемом? Сон Татьяны (вещий сон, Сны Веры Павловны, Раскольникова)
3. Что видит во сне Обломов, куда мы попадаем? Хорошо ли знаем текст?
4. Игра “Знаешь ли ты Обломовку?”

Словарная работа. Благословенный (благое + слово) – счастливый; уголок, островок (уменьшительно-ласкательный суффикс) – маленький, как тихая гавань, но ограниченный

1 часть сна

.

День Илюши Обломова. Ему 7 лет.

(Коротко пересказываем, комментируем)

– Время суток: утро, полдень, вечер. Не менялся порядок.

– Окружение. Кто воспитывает.

Няня ждет его пробуждения. Она начинает натягивать ему чулочки; он не дается, шалит, болтает ногами; няня ловит его, и оба они хохочут.

Наконец удалось ей поднять его на ноги; она умывает его, причесывает головку и ведет к матери.

Мать осыпала его страстными поцелуями , потом осмотрела его жадными, заботливыми глазами, не мутны ли глазки, спросила, не болит ли что-нибудь, расспросила няньку, покойно ли он спал, не просыпался ли ночью, не метался ли во сне, не было ли у него жару? Потом взяла его за руку и подвела его к образу.

Там, став на колени и обняв его одной рукой, подсказывала она ему слова молитвы.

Мальчик рассеянно повторял их, глядя в окно, откуда лилась в комнату прохлада и запах сирени. (Запах сирени – образ-символ – весна, пробуждение). Сирени отошли (разрыв с Ольгой, жирком оброс…)

Потом шли к отцу, потом к чаю.

Около чайного стола Обломов увидал живущую у них престарелую тетку, восьмидесяти лет, беспрерывно ворчавшую на свою девчонку, которая, тряся от старости головой, прислуживала ей, стоя за ее стулом. Там и три пожилые девушки, дальние родственницы отца его, и немного помешанный деверь его матери, и помещик семи душ, Чекменев, гостивший у них, и еще какие-то старушки и старички. 1

Весь этот штат и свита домаОбломовых подхватили Илью Ильича и начали осыпать его ласками и похвалами; он едва успевал утирать следы непрошеных поцелуев.

После того начиналось кормление его булочками, сухариками, сливочками .

Потом мать, приласкав его еще, отпускала гулять в сад, по двору, на луг, с строгим подтверждением няньке не оставлять ребенка одного, не допускать к лошадям, к собакам, к козлу, не уходить далеко от дома, а главное, не пускать его в овраг. (Овраг – образ-символ – страх)

Он с радостным изумлением, как будто в первый раз, осмотрел и обежал кругом родительский дом, с покривившимися набок воротами, с севшей на середине деревянной кровлей, на которой рос нежный зеленый мох, с шатающимся крыльцом, разными пристройками и надстройками и с запущенным садом.

Ему страсть хочется взбежать на огибавшую весь дом висячую галерею, чтоб посмотреть оттуда на речку: но галерея ветха, чуть-чуть держится, и по ней дозволяется ходить только "людям", а господа не ходят.

Он не внимал запрещениям матери и уже направился было к соблазнительным ступеням, но на крыльце показалась няня и кое-как поймала его. Он бросился от нее к сеновалу, с намерением взобраться туда по крутой лестнице, и едва она поспевала дойти до сеновала, как уж надо было спешить разрушать его замыслы влезть на голубятню, проникнуть на скотный двор и, чего боже сохрани! – в овраг.

– Ах ты, господи, что за ребенок, за юла за такая! Да посидишь ли ты смирно, сударь? Стыдно! – говорила нянька.

И целый день и все дни и ночи няни наполнены были суматохой, беготней: то пыткой, то живой радостью за ребенка, то страхом, что он упадет и расшибет нос, то умилением от его непритворной детской ласки или смутной тоской за отдаленную его будущность: этим только и билось сердце ее, этими волнениями подогревалась кровь старухи, и поддерживалась кое-как ими сонная жизнь ее, которая без того, может быть, угасла бы давным-давно.

Не все резв, однако ж, ребенок: он иногда вдруг присмиреет, сидя подле няни, и смотрит на все так пристально. Детский ум его наблюдает все совершающиеся перед ним явления; они западают глубоко в душу его, потом растут и зреют вместе с ним.

Обед и сон рождали неутолимую жажду. Жажда палит горло; выпивается чашек по двенадцати чаю.

Мать возьмет голову Илюши, положит к себе на колени и медленно расчесывает ему волосы.

Но вот начинает смеркаться. На кухне опять трещит огонь, опять раздается дробный стук ножей: готовится ужин. (Стук ножей – образ символ – сытость,Чехов “Ионыч”)

Смотрит ребенок и наблюдает острым и переимчивым взглядом, как и что делают взрослые , чему посвящают они утро. Ни одна мелочь, ни одна черта не ускользает от пытливого внимания ребенка; неизгладимо врезывается в душу картина домашнего быта; напитывается мягкий ум живыми примерами и бессознательно чертит программу своей жизни по жизни, его окружающей.

Сам Обломов – старик тоже не без занятий. Он целое утро сидит у окна и неукоснительно наблюдает за всем, что делается на дворе.
И жена его сильно занята: она часа три толкует с Аверкой, портным, как из мужниной фуфайки перешить Илюше курточку, сама рисует мелом и наблюдает, чтоб Аверка не украл сукна; потом перейдет в девичью, задаст каждой девке, сколько сплести в день кружев; потом позовет с собой Настасью Ивановну, или Степаниду Агаповну, или другую из своей свиты погулять по саду с практической целью: посмотреть, как наливается яблоко, не упало ли вчерашнее, которое уж созрело; там привить, там подрезать и т.п.
Но главною заботою была кухня и обед. Об обеде совещались целым домом; и престарелая тетка приглашалась к совету. Забота о пище была первая и главная жизненная забота в Обломовке.

А ребенок все смотрел и все наблюдал своим детским, ничего не пропускающим умом. Он видел, как после полезно и хлопотливо проведенного утра наставал полдень и обед…

И в доме воцарилась мертвая тишина. Наступил час всеобщего послеобеденного сна.

Гончаров любит обломовцев и слегка подшучивает над ними. Обломовцы – добродушные и естественные люди. Жизнь их подчиняется природным законам и по-своему гармонична. Но обломовцы не знают труда: еда и сон возведены ими в культ.

Обломов – плоть от плоти Обломовки: незлобив, несуетлив, но абсолютно и принципиально бездеятелен. Сама мысль о труде оскорбительна для Обломова. Обломов гордится тем, что он барин, обеспечен наследственным имением.

2 часть сна.

– Какой рисуется жизнь? (как сказка, земной рай) Докажите.

– Что роднит маленького Илюши с персонажами сказок?

(ожидание чуда).

Потом Обломову приснилась другая пора: он в бесконечный зимний вечер робко жмется к няне, а она нашептывает ему о какой-то неведомой стороне, где нет ни ночей, ни холода, где все совершаются чудеса, где текут реки меду и молока, где никто ничего круглый год не делает, а день-деньской только и знают, что гуляют все добрые молодцы, такие, как Илья Ильич, да красавицы, что ни в сказке сказать, ни пером описать.

Там есть и добрая волшебница , являющаяся у нас иногда в виде щуки, которая изберет себе какого-нибудь любимца, тихого, безобидного – другими словами, какого-нибудь лентяя, которого все обижают, – да и осыпает его ни с того ни с сего разным добром, а он знай кушает себе да наряжается в готовое платье, а потом женится на какой-нибудь неслыханной красавице, Милитрисе Кирбитьевне.

Ребенок, навострив уши и глаза, страстно впивался в рассказ.

Нянька или предание так искусно избегали в рассказе всего, что существует на самом деле, что воображение и ум, проникшись вымыслом, оставались уже у него в рабстве до старости. Нянька с добродушием повествовала сказку о Емеле-дурачке, эту злую и коварную сатиру на наших прадедов, а может быть, еще и на нас самих.

Взрослый Илья Ильич хотя после и узнает, что нет медовых и молочных рек, нет добрых волшебниц, хотя и шутит он с улыбкой над сказаниями няни, но улыбка эта не искренняя, она сопровождается

тайным вздохом:сказка у него смешалась с жизнью, и он бессознательно грустит подчас, зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка.

И поныне русский человек среди окружающей его строгой, лишенной вымысла действительности любит верить соблазнительным сказаниям старины, и долго, может быть, еще не отрешиться ему от этой веры.

Слушая от няни сказки о нашем золотом руне – Жар-птице, о преградах и тайниках волшебного замка, мальчик то бодрился, воображая себя героем подвига, – и мурашки бегали у него по спине, то страдал за неудачи храбреца. Рассказ лился за рассказом. Няня повествовала с пылом, живописно, с увлечением, местами вдохновенно.

В Обломовке верили всему: и оборотням и мертвецам. Расскажут ли им, что копна сена разгуливала по полю, – они не задумаются и поверят; пропустит ли кто-нибудь слух, что вот это не баран, а что-то другое, или что такая-то Марфа или Степанида – ведьма, они будут бояться и барана и Марфы: им и в голову не придет спросить, отчего баран стал не бараном, а Марфа сделалась ведьмой, да еще накинутся и на того, кто бы вздумал усомниться в этом, – так сильна вера в чудесное в Обломовке! (Вспомните калиновцев из “Грозы”)

ВОПРОС: Что роднит маленького Илюши с персонажами сказок? (ожидание чуда)

3 часть сна

.

Он уж учился в селе Верхлеве, верстах в пяти от Обломовки, у тамошнего управляющего, немца Штольца, который завел небольшой пансион для детей окрестных дворян.

У него был свой сын, Андрей, почти одних лет с Обломовым, да еще отдали ему одного мальчика, который почти никогда не учился, а больше страдал золотухой, все детство проходил постоянно с завязанными глазами или ушами да плакал все втихомолку о том, что живет не у бабушки, а в чужом доме, среди злодеев, что вот его и приласкать-то некому и никто любимого пирожка не испечет ему.

Кроме этих детей, других еще в пансионе пока не было.

Нечего делать, отец и мать посадили баловника Илюшу за книгу. Это стоило слез, воплей, капризов. Наконец отвезли.

Ум и сердце ребенка исполнились всех картин, сцен и нравов этого быта прежде, нежели он увидел первую книгу. А кто знает, как рано начинается развитие умственного зерна в детском мозгу? Как уследить за рождением в младенческой душе первых понятий и впечатлений?

Может быть, когда дитя еще едва выговаривало слова, а может быть, еще вовсе не выговаривало, даже не ходило, а только смотрело на все тем пристальным немым детским взглядом, который взрослые называют тупым, оно уж видело и угадывало значение и связь явлений окружающей его сферы, да только не признавалось в этом ни себе, ни другим.

Может быть, Илюша уж давно замечает и понимает, что говорят и делают при нем: как батюшка его, в плисовых панталонах, в коричневой суконной ваточной куртке, день-деньской только и знает, что ходит из угла в угол, заложив руки назад, нюхает табак и сморкается, а матушка переходит от кофе к чаю, от чая к обеду; что родитель и не вздумает никогда поверить, сколько копен скошено или сжато, и взыскать за упущение, а подай-ка ему не скоро носовой платок, он накричит о беспорядках и поставит вверх дном весь дом.

Может быть, детский ум его давно решил, что так, а не иначе следует жить…

Вывод: Обломов в детстве впитавший сказочное восприятие окружающего мира, в зрелом возрасте пытается создать в своем окружении особый мир. Его представление о жизни базируется на существовании законов сказочного добра и зла, а сам он отождествляет себя с героями сказок и легенд.

О двух системах воспитания

Илья Обломов

Андрей Штольц

Илья Обломов лежит на диване в квартире на Гороховой улице в Петербурге и напоминает “ком теста”.

Душа русского человека – восточная, созерцательная. Обломов не случайно облачен в азиатский халат.

Штольц – русский европеец. Сын обрусевшего немца, он воспитан немецкой спартанской системой.

Родители чинили препятствия к учению. …Усердно хлопотали, чтоб дитя было всегда весело и много кушало. Родители целый день без занятий. Илюша бесхитро-стен и простодушен, как Иванушка-дурачок, ленив доверчив, как Емеля

Отец заставлял сына учиться. С 8 лет он сидел с отцом за географической картой, разбирал по складам библейские стихи, читал произведения немецких и французских писателей. Драчун, разорял птичьи гнезда, вел суровый образ жизни, сутками пропадал на улице.

Труд как наказание

Трудовое воспитание на 1 месте.

Смысл жизни в труде

В толковом словаре Владимира Даля зафиксировано старинное русское слово “облый”– “неуклюжий, тучный, круглый”.

Фамилия “Штольц” с немецкого языка переводится, как гордый.

Перед трудностями пасует.

Самостоятельно и твердо стоит на земле. Машина…

Илья Обломов

Андрей Штольц

Фольклорный прообраз Обломова – Емеля, который даже к царю поехал лежа на печи. Литературный прототип Обломова – гоголевский Манилов, пассивный и сентиментальный герой. Внешним обликом Обломов напоминает Манилова: даже цвет лица у Обломова был не яркий и не бледный, а “безразличный”. Неуловимость внешних черт соответствует внутренней вялости героев.

Штольц – русский немец, а немцы в истории России всегда были буржуазным “бродилом”. Пример тому – Сергей Витте, он предложил идеи аграрной реформы.

Штольц – коммерсант, его жизнь – труд движение. Он посещает места крупных ярмарок в России, знаком с золотопромышленниками. Штольц деловит. Ему не хватает времени на чувства, сентиментальность.

Разные жизненные позиции:

“vita passiva”

“vita activa”.

Впервые в русской литературе Гончаров обозначил важную дилемму, поставил вопрос, с кем быть России: с деловитой и несентиментальной Европой или с духовной, но неподвижной Азией? Обломов нравственно выше Штольца, сердечнее его. Штольц динамичен, но беден эмоциями.

Вопрос о пути России не решен до сего дня. Россия переживает то лихорадку европейских реформ, то периоды застоя. Россия – Евразия, сочетающая в себе черты двух культур.

“Обломов” – гениальный роман Гончарова. Писатель воплотил в нем русский национальный характер. Ленивому “азиату” Обломову Гончаров противопоставил “европейца” Штольца.

– Как такой человек как Обломов мог быть близок Штольцу? Что их связывало?

Отчего он такой…

Свет и тень Обломова

Картины родной природы

Поэтичность, чувствительность

Окружение. Любовь и забота.

Душа чистая, ясная, нежная.

Нет мужского воспитания

Характер мягкий, слабовольный

Жажда познать жизнь, честность

Не подготовлен и не приспособлен к жизни

“Золотое сердце”. Приметы, мечты, сказки.

Инфантильность

Беззаботность, отсутствие трудолюбия

Большой диван, удобный халат, мягкие туфли

Простота, “русская лень”

Не имеет программы общественного служения, даже плана постройки имения

Доброта, мягкость

Равнодушие к себе, дорожит только своим спокойствием; апатия

Осознание своей избранности, “другой”

Деградация личности

ВЫВОД: Неразвитость чувств, бездуховность выражает пейзаж. Нет гор (символ восхождения), бури (порывов), луна похожа на медный вычищенный таз. Есть внешнее движение, но нет внутреннего движения и развития. Это кризис, но обломовцы (а их легионы!) не осознают.

В центре романа – судьба мальчика, воспитываемого этой средой. В результате воспитания происходят следующие действия:

– деятельное, активное начало скоро угасает в ребенке;

– вместе с этим теряется устремленность к знаниям;

– привычка к покою рождает лень, нежелание узнавать новое;

– развивается и укрепляется созерцательное мироощущение, т.е. неспособность анализировать, делать выводы.

Задание на дом: Чья точка зрения вам ближе и почему?

Идеальное будущее Земли – это “мир”, который видится русскими глазами. А значит, символ этого мира – тот самый боярский кафтан, который не позволяет работать. В нем рецепт спасения Земли, которая уже давно изнемогает от трудолюбия японцев и голландцев. Именно лености требует от человечества планета. ОБЛОМОВ – ЭТО ИДЕАЛ, К КОТОРОМУ ДОЛЖЕН СТРЕМИТЬСЯ ВЕСЬ МИР

Федор ГРИГОРЬЕВ,
профессор Новосибирского ГУ

Я старался показать в “Обломове”, как и отчего у нас люди превращаются прежде времени в … кисель – климат, среда захолустья, дремотная жизнь и еще частные, индивидуальные у каждого обстоятельства.

И.А. Гончаров

Проверка знаний учащихся.

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 28»

День открытых дверей

Урок литературы

Тема:

«Все мы родом из детства» (Анализ главы «Сон Обломова» по роману И.А. Гончарова «Обломов»)

Дата проведения: 15.11.2014г.

Класс: 10 Б

Провела учитель

русского языка и литературы:

Беськаева Е.А.

Саранск – 2014г

Тип урока: урок изучения художественного произведения.

Вид урока: урок углубленной работы над текстом произведения.

Форма урока: урок – беседа (с элементами художественного чтения, дискуссии).

Цель урока: проанализировать «Сон Обломова», выявив аспекты жизни обломовцев, которые повлияли на формирование характера главного героя; через изобразительные средства проследить формирование характера героя; уяснить роль символов; овладевать умением понимать характер человека в его связи с социальными и национальными особенностями.

Задачи:

1. Познавательные:

Вспомнить с учащимися функцию сна в художественном произведении; привести примеры изученных ранее произведений, в которых присутствовал сон.

Познакомить учащихся с композиционной особенностью использования «Сна Обломова».

Выявить положительные и отрицательные черты жизни Обломовцев, которые повлияли на характер Ильи Ильича.

Выявить роль образов-символов в главе.

Обогащать словарный запас учеников и совершенствовать навыки культуры речи.

2. Развивающие:

Развивать умение аналитической работы с текстом художественного произведения.

3. Воспитательные:

Воспитывать сочувственное понимание сильных и слабых сторон личности.

Воспитание любви к урокам литературы.

Воспитание интереса к русским традициям, особенностям русского национального характера.

Оборудование:

Текст романа И.А. Гончарова «Обломов», компьютерная презентация, схема, раздаточный материал, текст начала романа с нумерацией предложений

ХОД УРОКА

Учитель:

Сегодня мы побываем в «чудном крае, в благословенном уголке», куда нас перенесет сон Обломова.

Что сегодня мы обсудим на уроке?

( проследим становление Обломова, откуда взялись корни лени и апатии, поразмышляем о русском характере, о России и её судьбе.)

Итак, тема урока: «Все мы родом из детства» (Анализ главы «Сон Обломова»). Для темы урока я выбрала высказывание французского писателя 19 века Антуана де Сент –Экзюпери.

Ребята, как вы думаете: высказывание раскрывает основную мысль 9 главы? Обоснуйте свою точку зрения.

А эпиграфом к уроку послужат слова самого Обломова «Кто я? Отчего я такой?» На эти вопросы попытаемся дать ответ, обращаясь к детству Обломова.

Учитель:

Для раскрытия характера своего героя автор выбирает мотив сна. Давайте послушаем, какую роль играет мотив сна в художественном произведении.

(Сообщение

Сновидения издавна использовались в художественной литературе для создания таинственной атмосферы, мотивировки поступков персонажей, передачи их эмоционального состояния (психологизма). Со времён древнерусской литературы сны предупреждали об опасностях, служили знамениями, оказывали помощь, наставляли, давали отдых и одновременно искушали, испытывали, ставили перед выбором. Сновидения выполняют ретроспективную и прогностическую функции, участвуют в создании хронотопа произведения. Они вбирают в себя все три времени: показывают картины прошлого, настоящего и будущего, раздвигая тем самым пространственно-временные границы текста. Сны могут выполнять функцию памяти. Таким образом, сновидения в произведениях художественной литературы полифункциональны.

Учитель :

Давайте вспомним, в каких изученных нами ранее произведениях присутствовал сон?

(А.С. Пушкин «Евгений Онегин» - сон Татьяны; у: А.С.Пушкин «Капитанская дочка» - сон Петруши Гринева; у: «Баллады» В. Жуковского.

А в чем, по-вашему, функция сна в этих произведениях, зачем их используют авторы?

1. Сон - как выявление духовного состояния героя, средство психологического анализа.

2. Сон - как идиллия, мечта.

3. Сон - как предвидение будущего.

Какие функции из перечисленных выполняет сон в произведении И.А. Гончарова?

1. Сон - выявление духовного состояния героя, при этом он приобретает особое символическое значение: сон - символ всей жизненной позиции героя, его духовного сна.

2. Сон - показывает мечту героя, но её парадоксальность в том, что она устремлена не в будущее, а в прошлое.

Кто рассказывает нам сон?

(Сон передаёт повествователь. Он словно находится вне изображаемого мира Обломовки. За сказанным угадываются определённые оценки и отношения к тому, что видит герой.)

Герой мечтает об Обломовке, в его сне создаётся её подчёркнуто идиллический образ.

Словарная работа:

Что такое идиллия?

(Изображение мирной сельской жизни на фоне прекрасной природы. 3.мирное, счастливое существование. (С.И.Ожегов. Словарь русского языка).)

Жанр главы близок народной волшебной сказке, в которой мир непоколебимо держится на добре, и, конечно, идиллии. Жанр этой главы можем отнести и к жанру идиллии.

Как вы думаете, какие черты идиллического мира?

( Основные черты идиллического мира:

-идеальный пейзаж

-единение человека и природы

-замкнутость пространства

-неопределённость времени

-мифический характер

-бессюжетность

-бесконфликтность.

Учитель: Какова композиция главы?

Весь текст можно разделить на три основные части:

1) два первых абзаца (чудный уголок);

2) с 5-го по 17-е предложения - картина дикой природы;

3) последний абзац (мирный уголок). Большую среднюю часть также можно подразделить на более мелкие, связанные с главными образами текста: человеком, мо рем, горами и пропастями.

Композиция текста основана на противопоставлении и гра дации. Чудный край противопоставляется дикой природе; ей же противопоставляется человек. Изображение самой дикой природы основано на градации -усилении впечатления чего-то безгра ничного, страшного, враждебного человеку. Состояние человека перед лицом дикой природы также передается при помощи градации: сначала говорится, что человеку становится грустно при виде моря, и постепенно доходит до утверждения, что он совсем исчезает на фоне величественной картины, даже небо отступи лось от людей. Этим усиливается впечатление одиночества, нич тожности и беспомощности человека перед лицом дикой природы.

Начало и конец отрывка как бы замыкают круг, обрамляя центральную часть. Это обрамление и несет в себе главную мысль: подчеркнуть благословенность того мира, в котором живут обло мовцы.

плана 9 главы.

1.Пейзаж Обломовки.

2. Описание времён года.

3.Природные явления.

4.Описание деревни.

5.Представления о мире.

6.Что нарушает привычный ход жизни (смерть – редкость, кузнец Тарас угорел, чужой мужик в канаве).

7. Утро маленького Илюши.

8. Овраг.

9. Ребёнок убегает от няни. Наблюдения (темно – светло, тени).

10.Домашний быт.

11. Послеобеденный сон – подобие смерти.

12.Мечты о будущем Илюши.

13.Сказки.

14.Приметы.

15. Учение Илюши.

16.Обряды. Норма жизни. (Крестины, именины, свадьба)

17. «Труд» (галерея, плетень).

18. Приём гостей.

19. Вечерние беседы. (Воспоминания, толкования снов, приметы).

20. История с письмом.

21. Учение, мечты об аттестате.

22. Игра в снежки.

Учитель: Итак, мы попадаем в «благословенный уголок»… (чтение начала главы учеником)

«Где мы? В какой благословенный уголок земли перенес нас сон Обломова? Что за чудный край! Нет, правда, там моря, нет высоких гор, скал и пропастей, ни дремучих лесов – нет ничего грандиозного, дикого и угрюмого…

Небо там, кажется, ближе жмется к земле, но не с тем, чтобы метать сильнее стрелы, а разве только, чтобы обнять ее покрепче, с любовью: оно распростерлось так невысоко над головой, как родительская надежная кровля, чтоб уберечь, кажется, избранный уголок от всяких невзгод.

Солнце там ярко и жарко светит около полугода и потом удаляется оттуда не вдруг, точно нехотя, как будто оборачивается назад взглянуть еще раз или два на любимое место и подарить ему осенью, среди ненастья, ясный, теплый день.

Горы там как будто только модели тех страшных, где-то воздвигнутых гор, которые ужасают воображение. Это ряд отлогих холмов, с которых принято кататься, резвясь, на спине или, сидя на них, в раздумье на заходящее солнце.

Река бежит весело, шаля и играя; она то разольется в широкий пруд, то стремится быстрой , или присмиреет, будто задумавшись, и чуть-чуть ползет по камешкам, выпуская из себя по сторонам резвые ручьи, под журчанье которых сладко дремлется.

Весь уголок верст на пятнадцать или на двадцать вокруг представлял ряд живописных этюдов, веселых, улыбающихся пейзажей. Песчаные и отлогие берега светлой речки, подбирающийся с холма к воде мелкий кустарник, искривленный овраг с ручьем на дне и березовая роща – все как будто было нарочно прибрано одно к одному и мастерски нарисовано.

Измученное волнениями или вовсе не знакомое с ними сердце так и просится спрятаться в этот забытый всеми уголок и жить никому не ведомым счастьем. Все сулит там спокойную, долговременную жизнь до желтизны волос и незаметную, сну подобную смерть».

Учитель: Какие средства выразительности употребляет Гончаров при описании «чудного края»? (благословенный уголок; чудный край; любимое место; живописные этюды; веселые, улыбающиеся пейзажи, все тихо и сонно и т.д.

УЧИТЕЛЬ

Почему Гончаров для противопоставления мирному уголку (Обломовке) выбирает море, горы, пропасти?

Море, горы и пропасти - это излюбленные образы романти ческой литературы, связанные в романтизме с такими понятия ми, как вечная неуспокоенность, борьба, постоянное стремление к свободе, к преодолению обыденности. Противопоставляя эти образы мирному уголку, Гончаров усиливает впечатление от 06 ломовки как от замкнутого, тихого, благословенного мира, где царствует покой, и одновременно как бы подчеркивает свою ли тературную позицию: отказ от романтизма как метода, изобра жающего нечто необычное, исключительное, далекое от обыкно венной жизни.

Учитель: И вот мы в Обломовке… Кем заселен «чудный край» в этом описании? (Крестьянами )

Какие детали крестьянского быта появились в тексте? (Весна, подготовка крестьянина к труду, ожидание и приветствие дождя. По полям и деревне ходят коровы, куры, овцы)

Как показана отгороженность Обломовки от остального мира, восприятие остального пространства обломовцами как чужого и фантастического

Почему обломовцы настороженно отнеслись к человеку в канаве?

(Посторонний вторгся в их замкнутый мир, они испытывают страх.

чужой пришел, письмо,);

Определить роль символических образов в описании уклада жизни обломовцев

В чем заключается волшебная сила? (сон)

Каков закон в этом мире (безделие);

Главная забота обломовцев? Найдите в тексте.

(кухня и еда), забота о пище, запасы)

Учитель:

Что было главным занятием обломовцев?

Найдите описание пирога, «ритуала» его изготовления и поедания.

С помощью каких художественных средств писатель поэтизирует такое физиологическое состояние человека.

Докажите, что образ пирога имеет символическое значение.

(Индивидуальное задание «За бота о пище был а первая и главнейшая забота в Обломовке. Какие телята утучнялись там к годовым праздникам! Какая птица воспитывалась! Сколько тонких соображений, сколько занятий и забот в ухаживанье за нею! Индейки и цыплята, назначаемые к именинам и другим торжественным дням, откармливались орехами; гусей лишали моциона, заставляли висеть в мешке неподвижно за несколько дней до праздника, чтоб они заплыли жиром. Какие запасы были там варений, солений, печений! Какие меды, какие квасы варились, какие пироги пеклись в Обломовке!»


В воскресенье и в праздничные дни тоже не унимались эти трудолюбивые муравьи: тогда стук ножей на кухне раздавался чаще и сильнее; баба совершала несколько раз путешествие из амбара в кухню с двойным количеством муки и яиц; на птичьем дворе было более стонов и кровопролитий. Пекли исполинский пирог, который сами господа ели еще на другой день; на третий и четвертый день остатки поступали в девичью; пирог доживал до пятницы, так что один совсем черствый конец, без всякой начинки, доставался, в виде особой милости, Антипу, который, перекрестясь, с треском неустрашимо разрушал эту любопытную окаменелость, наслаждаясь более сознанием, что это господский пирог, нежели самым пирогом, как археолог, с наслаждением пьющий дрянное вино из черепка какой-нибудь тысячелетней посуды.

Учитель:

В Обломовке царит настоящий культ пирога. Изготовление громадной сдобы и насыщение ею напоминает некую сакральную церемонию, исполняемую строго по календарю, из недели в неделю, из года в год.

Вспомним, что пирог в народном мировоззрении - один из наиболее наглядных символов счастливой, изобильной, благодатной жизни. Пирог - это «пир горой», рог изобилия, вершина всеобщего веселья и довольства . Вокруг пирога собирается пирующий, праздничный народ. От пирога исходят тепло и благоухание; пирог - центральный и наиболее архаический символ народной утопии. Обломовка - это всеми забытый, чудом уцелевший «блаженный уголок» - обломок Эдема. Здешним обитателям обломилось доедать археологический обломок-кусок громадного когда-то пирога. Само слово «пирог» созвучно слову «пир». Это празднич ное пиршественное блюдо. И действительно, «пир» - цент ральное событие каждого дня для обломовцев; они проводят свою жизнь не в трудах, считают труд наказанием, а в пирах, ибо их жизнь - гармо ния, где неразрывно слиты и телесное, и духовное начала.

Словарная работа :

Эдем - рай, место изобилия

Учитель:

Отметим особенности изображения пространства и времени в эпизоде «Сон Обломова»

Найдите описание течения времени в Обломовке.

« Всё сулит покойную, долговременную жизнь до желтизны волос и незаметную, сну подобную смерть.

Правильно и невозмутимо совершается там годовой круг.

По указанию календаря в марте наступит весна. Зима выдержит характер до указанной поры тепла. В ноябре начинается снег и мороз. Лето особенно упоительно в том краю. Потом настанет пора обрядов, пиров, наконец, свадьба; на этом и сосредоточивался весь пафос жизни.

Потом начинались повторения: рождение детей, обряды, пиры, пока похороны не изменят декорации; но ненадолго: одни лица уступают другим, дети становятся юношами и вместе с тем женихами, женятся, производят себе подобных – и так жизнь по этой программе тянется беспрерывной однообразной тканью, незаметно обрываясь у самой могилы».

Учитель:

См ерть в Обломовке воспринимается как естественный переход одной разновидности сна в другой - вечный сон.

Сонное царство Обломовки мы изобразили в виде замкнутого круга, замкнутым кругом нам представилась жизнь Обломова в Петербурге на Гороховой. В этом есть определенная закономерность.

Какие слова повторяются чаще? Почему?

Чаще всего звучат слова «тишина, сон, покой». Создаётся картина неспешной, неторопливой, ленивой жизни. Время как бы замедляет своё течение. Автор передаёт радость от размеренной жизни, наслаждение ею. В атмосфере неги растёт маленький Илюша.

Учитель:

Какой можно сделать вывод?

(Вывод: никто не стремится выйти из этого мира, ибо там чужое, враждебное. Их вполне устраивает своё житьё-бытьё. Любовь, рождение, брак, смерть этот жизненный круг неизменен, как времена года. Календарный, обрядовый цикл – вековые народные традиции).

Учитель:

В этой главе очень много образов-символов. Расшифруйте символическое значение оврага.

(Когда Илюша убегал от няни, ему хотелось «попасть и в березняк, и на голубятню», и понаблюдать за насекомыми. Здесь проявляется любознательность, свойственная любому ребёнку.

«Хочется ему и в овраг сбегать; ребёнок прибегал к краю, зажмурил глаза, хотел заглянуть, как в кратер вулкана... но вдруг перед ним восстали все толки и предания об этом овраге: его объял ужас, и он ни жив ни мёртв, дрожа от страха, мчится к няне».

Учитель:

Овраг – это незнакомое, опасное. Рассказ о чудище в овраге («там, говорят, и лешие, и разбойники. и страшные звери») передан автором комически. Сравнение «как в кратер вулкана» пугает Илюшу, для него это неведомый мир, и он вспоминает все суеверия, услышанные от взрослых.

Учитель:

Часть главы похожа на сказку.

Почему в Обломовке сказка играет такую важную роль?

(Сказки: сулят золотые горы, рассказывают о неведомой стране, где текут реки из меда и молока, где никто ничего не делает. Добрая волшебница избирает себе любимца – тихого и безобидного (лентяя) , которого все обижают, и осыпает его добром.).

Какие любимые герои сказок у Обломова?

Какой смысл выявляется при сближении образа Обломова с фольклорными образами Емели и Ильи Муромца?

Учитель:

Каковы обычаи, обряды обломовцев. Найти в тексте.

Ощупью жили бедные предки наши, наивно дивились всему. Смерть у них приключалась от вынесенного перед тем из дома покойника головой, а не ногами из ворот; пожар – от того, что собака выла три ночи под окном. Верили и оборотням и мертвецам. Расскажут им, что копна сена разгуливала под окном, - они не задумаются и поверят. Сильна вера в чудесное в Обломовке.»

Учитель:

Вывод: Вся жизнь состоит из обрядовых праздников. Это свидетельствует о мифологическом сознании людей. То, что для иных естественно, здесь – таинственно, свято. Особое отношение к времени суток – тоже мифологическое: вечернее время опасно, послеобеденное обладает могущественной силой. Небо жмётся к земле – воспроизведение мифа о браке земли и неба.)

Учитель:

Какой образ является в главе «Сон Обломова» центральным, объединяющим все его фрагменты?

(Образ матери (как матери-женщины и матери-природы) объединяет все элементы главы и создаёт образ родного пространства, где всё согрето материнской любовью, заботой, где всё живёт по законам следования традициям отцов. «Норма жизни была готова и преподана Обломову родителями, а те приняли её, тоже готовую, от дедушки, а дедушка от прадедушки. Так и текла река жизни, в лени, апатии.

Чем же заняты родители Ильи Ильича? (чтение уч-ся)

Как родители относятся к Илюше? А окружающие? Зачитайте.

Учитель:

Еще один немаловажный момент в жизни обломовцев. Каково отношение обломовцев к просвещению, книгам?

Обломовцы – люди невежественные, суеверные.

Умственным трудом никто себя не утруждал. На книгу смотрели как на вещь, предназначенную для развлечения.».Вот и « Обломовы понимали выгоду просвещения, но только внешнюю . О внутренней потребности учения они имели ещё смутное и отдалённое понятие. Они мечтали обойти тайком разбросанные по пути просвещения камни и преграды, не трудясь перескакивать через них, то есть учиться слегка, не до изнурения души и тела.»

Гончаров прибегает к перифразе , чтобы читатель осмыслил услышанное и понял отношение автора к сказанному.

Учитель:

Понимают ли взрослые обломовцы необходимость просвещения?

(Старики – да, но только внешнюю сторону. О внутренней потребности обучения они имели очень смутные представления. Им необходимы для Ильюши только некоторые блестящие преимущества).

Учитель:

Кто и как противостоит влиянию Обломовки на подростка Илью?

(Штольц, получивший трудовое практическое воспитание).

Имело ли новое влияние успех?

(Нет. «Сегодня не поедешь- в четверг праздник, стоит ли ездить взад-вперед». «Сегодня не до ученья, родительская неделя». «Что-то у тебя глаза не свежи сегодня. Посиди-ка эту недельку дома»).

Есть ли в этом отрывке черты сказочности?

( Нет. Менятеся слог повествования. Эта часть больше подходит взгляду Штольца, который, по мысли автора, должен противостоять обломовскому сну, развенчивать сказочное сознание Ильи, сделать его современным).

(Почему сцена заканчивается веселой игрой в снежки?

{ Обломов подсознательно жаждет деятельности).

Учитель:

Каково значении фамилии героя?

Обратим внимание на смысловую нагрузку имени героя: Илья Ильич - знак повторения отца, его жизни. Фамилия тоже помогает раскрыть характер. Она имеет общий корень со старорусским словом «обло» - круг, колесо (отсюда, «облако», «область»). Именно круг ассоциируется с Ильёй Ильичом. Жизнь его идёт по замкнутому циклу, то есть по кругу, без заметного поступательного движения.

Такой смысл вполне соответствует мягкокруглому человеку Обломову и его округлой, мирно блаженствующей вотчине. Хотя в литературе о Гончарове существуют и другие мнения о происхождении фамилии главного героя романа «Обломов» - от другого архаичного слова «обломон», что значит сон. Но еще явственнее в фамилии Ильи Ильича проступает значение ОБЛОМКА. По мнению исследователей творчества Гончарова, обломовское существование – это обломок некогда полноценной и всеохватной жизни, это обломок Эдема как символа счастливой, изобильной, благодатной жизни. Это и обломок старого, патриархального уклада русской жизни, опоэтизированного Гончаровым. В фамилии главного героя романа присутствует и значение обломка крепостничества, ведь роман создавался в пореформенную эпоху и явился ее ярким, гениальным воплощением.

Учитель:

Таким образом, Обломовка в сознании героя приобретает черты абсолютного идеала, Обломовка - мечта-утопия.

Итак, нравственный идеал Обломова - цельная гармоничная личность, социальный идеал - патриархальная неменяющаяся Россия. Именно этим объясняется поэтизация патриархального уклада жизни.

Учитель:

Вернемся к теме урока «Все мы родом из детства». Актуальность звучания романа. « В каждом из нас сидит значительная часть Обломова». Действительно ли это так?

УЧЕНИК

Индивидуальное задание

Взгляд современного читателя на роман в целом и, в частности, на эпизод

Это только кажется, что лишь в благословенном угол ке земли, куда перенёс нас сон Обломова, "счастливы люди жили, думая, что иначе и не должно и не может быть, уверенные, что и все другие живут точно так же и что жить иначе грех". В действительности подобное счастье сон ного царства ("Точно ком теста, свернулся и лежишь") – тайная мечта не одного Обломова и не прерогатива лишь ушедшего в далёкую историю XIX века.

Если оглянуться вокруг, то без особых затрудне ний можно увидеть рядом с собой не одного, не сотню, не тысячу людей, у кого сказка смешалась с жизнью, и они бессознательно грустят: "зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка"; у кого сквозь века и поколения в сознании меч та погулять, "где нет забот и печалей"; у кого остаётся расположение полежать на печи, походить в готовом, незаработанном платье и поесть на счёт доброй волшебницы; у кого не во сне, а наяву праздное воображение рису ет неведомую сторону, "где нет ни ночей, ни холода, где всё совершаются чудеса, где текут реки мёду и молока, где никто ничего круглый год не делает, а день-деньской только и знают, что гуляют..."

"И поныне русский человек среди окружающей его стро гой, лишённой вымысла действительности любит верить соблазнительным сказаниям старины, и долго, может быть, ещё не отрешиться ему от этой веры" - это Гончаров пишет в «Обломове», надо полагать, о своём времени, а мы лишь повторяем за ним, отме чая то же самое уже в своём, XXI столетии.

Нет, кто что ни говори, а жизненная позиция, по которой идеал жизни - в покое и бездействии, не вчера сформи ровалась, не завтра умрёт. И лучшим подтверждением этой мысли в романе Гончарова служит эпизод с обрушением части галереи. Рождённый писателем два века тому на зад, он и поныне чуть не каждый день почти что в неизмен ном виде присутствует в телевизионных новостных пере дачах. И мы, как подлинные обломов цы, смотрим и ахаем, диву даёмся, ужасаемся и упрекаем друг друга, а иной раз так даже и сердимся. Ну, точь-в-точь как во сне Обломова, только у нас это всё наяву.

Сопоставим: обломовцы из романа Гончарова "другой жизни и не хотели, и не любили. Им было бы жаль, если б обстоятельства внесли перемены в их быт, какие бы то ни были. Их загрызла бы тоска, если бы завтра не было бы похоже на сегодня, а послезавтра на завтра".

А теперь посмотрим вокруг себя и увидим, как уже совре менные обломовцы искренне недоумевают: "Зачем им раз нообразие, перемены, случайности, на которые напраши ваются другие? Пусть же другие и расхлёбывают эту чашу, а им, обломовцам, ни до чего и дела нет. Пусть другие живут, как хотят". Роман Гончарова заставляет задуматься об активной жизненной позиции человека, его гражданственности.

В этом-то и заключается талант истинного читателя: в способности сегодня услышать в классическом произведении, написанном совсем в другое время, о других лю дях, мысли не только о прошлом, но прямо относящиеся к тебе и твоей жизни.

Иначе какой смысл был бы в нынешних спорах о характере и сути реформ Ивана Грозного, Петра I , Столыпина, Горбачёва и др. Этими реформаторами двигала мысль нарушить вечный праздник Обломовки, в которой «сбывают с плеч работу, как иго», изменить убеждение, что основное достоинство русского национального характера – мягкость, деликатность, снисхождение, позволяющие нарушить обычай, не подчиниться уставу.

Нынешним читателям и прежде всего юной её части самим придётся ответить на многие вопросы: «К ак надо жить, чтобы получить хоть каплю че ловеческой радости?

Всю жизнь валяться на диване, ничего не делая? Или исходить из того, что человек создан для дела, а не для лежания на родной русской печи?

Превозносить собственную выгоду превыше всего? Или исходить из того, что на свете есть и иные ценности?

Пребывать в счастливом состоянии "я ничего не знаю" и "...наше имя легион"? Или быть восприимчивым ко все му, что предлагают окружающие тебя мир и люди?»

Эти вопросы читаются в романе Ива на Гончарова «Обломов», написанном в 1858 году - пол тора столетия назад.

И каждый из нас должен сделать правильный вывод, прочитав роман.

Учитель:

Обобщим главу « Сон Обломова» и вернемся к эпиграфу урока. Сделаем вывод. Что такое Обломовка?

Обломовка – микромодель русской жизни вообще. Это мир, в котором воспитываются люди с чистой детской душой, подобные Илье Ильичу. НО другая сторона этого феномена – человек до конца своих дней остаётся ребёнком ( инфантилизм*) . Эдем становится началом гибели человека.

Словарная работа:

инфантилизм - ребячество, недоразвитость, ребячливость, детскость

Учитель:

Какие же черты характера развились у Ильи Ильича под влиянием жизненного уклада Обломовки? (ответы)

Положительные черты

Доброта

Человеколюбие

Честность

Совестливость

Мягкосердечнось

«голубиная» кротость

Умение чувствовать красоту

Самокритичность

Способность к самообвинению

Нежелание унижаться суетой (карьера, деньги слава)

Стремление к гармонии в душе

Отрицательные черты

Апатия

Неумение преодолевать трудности

Безволие

Нерешительность

Инертность

Барская спесь

Надежда на «авось»

Пассивность

Эгоизм

Пустая мечтательность

Учитель:

В чём разгадка характера героя, предложенная автором? Черты человека формируются в детстве. Чистая, нежная душа Обломова, его «голубиная» кротость берут истоки в Обломовке. Но лень и беспомощность – тоже оттуда. Вот почему так важна для нас эта ключевая глава романа. Через образ Обломова показан русский характер. Через Обломовку показана Россия. И горько сознаваться, что и судьба России.

Что же такое русская лень? Каждый из вас по-своему ответит на этот вопрос.

Сатирическим или ностальгическим является изображение Обломова, его родной деревни? И то, и другое. И.А Гончаров в очерке «На родине» признался: «Я писал свою жизнь».

Сегодня мы совершили с Обломовым виртуальное путешествие в его детство, рассмотрели героя, чтобы понять, «отчего он такой». В нём много привлекательного: он обаятельный, добрый, мягкий, поэтичный, умеющий мыслить. Но он оказался не готов к жизни: его не научили трудиться, действовать самостоятельно, живую фантазию и любознательность не поощряли. И в результате порядочный, неглупый человек превратился в пародию на человека, а имя его стало нарицательным.

А сегодняшняя беседа ценна для вас и как для будущих родителей. Обломов - пример того, как не надо воспитывать. Гончаров написал: «А ребенок все смотрел и все наблюдал своим детским, ничего не пропускающим умом ». Помните: «Не надо бы другого образца, когда в глазах пример отца». Всё начинается с детства.

Домашнее задание.

1.письменно ответить на вопрос: «Каково значение фамилии главного героя?» , доказав одну из выбранных вами точек зрения:

а) Обло – округло (когда лежишь- оплываешь)

б)Обломов- человек, обломанный жизнью

в) от «обломка» - кусочек умершего патриархального уклада жизни).

2. Отобрать материал по теме «Ольга Ильинская и Обломов»

— произведение Гончарова, где автор отображает волнующие его проблемы, объясняя их причины, и пытаясь выразить свои убеждения и надежды. Свой роман писал около десяти лет, а знакомит он нас с жизнью главного героя Ильей Обломовым, который стал ярким представителем дворянства 19 века. На тот момент таких Обломовых было много. Знакомясь с произведением, мы видим ленивого человека, полного апатии к жизни, человека, которому бы полежать на диване, а более ничего и не нужно. Почему герой такой? Этим вопросом задавался и сам Обломов в произведении Гончарова и здесь нужно обратиться к истокам, то есть к детству, чтобы понять характер человека. Тут на помощь приходит глава Сон Обломова. А чтобы познакомиться с сюжетом данной главы, предлагаем познакомиться с ее кратким содержанием.

Сон Обломова краткое содержание

Изучая произведение, в 9 главе под названием Сон Обломова мы переносимся в Обломовку, в то время, когда наш герой был маленький. В его сне мы знакомимся с описанием Обломовки. Для Ильи — это как рай на земле, где жизнь течет размеренно, где все протекает монотонно и однообразно, где мало кого заботят проблемы и вопросы о смысле жизни.

Далее в эпизоде Сон Обломова герой видит себя семилетним мальчиком, веселым, любознательным, энергичным. Он готов все изучать, экспериментировать. Ему бы бегать, резвиться и познавать мир, но не в Обломовке, где за каждым шагом ребенка следили, заботились о том, чтобы Илья не перенапрягался, где в любую минуту все сделают за него, ведь, для этого есть крепостные. Автор нас знакомит и с родителями Обломова, ленивыми, но в то же добрыми людьми. Из-за своей лени, хозяйство заброшено, их легко обворовать, ведь отец Обломова даже не знает, какие у него доходы. Мать Обломова лишь заботится составлением меню, ведь в Обломовке очень важно хорошо поесть, а потом поспать. Вот как раз во время обеденного сна Илья и приобретал полную свободу, когда мог заниматься всем тем, что ему запрещали.

В следующем эпизоде Илья видит себя четырнадцатилетним парнем. Он учится в пансионате Штольца, где за него делает уроки Андрей Штольц. При этом родители Ильи ищут различные поводы, чтобы их ребенок не ходил на занятия, да и вообще они считают, что учеба не нужна, и знания в жизни не пригодятся. Мы видим, что Илья хочет развиваться, хочет познавать мир, но родители пресекают данные порывы и в итоге резвый парнишка превращается в ленивого дворянина.

Сон Обломова анализ

Делая главы Сон Обломова, мы можем сказать, что роль сна Обломова, как и само значение сна, большая. Эта глава является полноценным произведением, которое дополняет роман Гончарова и дает возможность понять, почему Илья живет столь ленивой жизнью, где даже одеться самостоятельно не может. В ней мы понимаем, что лень Обломова качество приобретенное и тому есть доказательство — глава Сон Обломова. Мы понимаем, что если бы Илья рос в другой атмосфере, его родители изначально не мешали развиваться, познавать мир, то жизнь героя сложилась по-другому. Она могла быть яркой, насыщенной. А так, зачем ему что-то делать, когда достаточно только мигнуть и несколько слуг исполнят любой приказ, любое желание. При этом все свои жизненные вопросы он теперь решает простым ответом: только не теперь. Вот такой наш Обломов, который стал таким под воздействием среды, в которой он рос и развивался. Это не аномалия, а привычка с детства получать желаемое за счет других, и именно эта привычка развила апатию и неподвижность героя, повергла его в ленивое состояние и жалкое существование.

Илья Ильич Обломов остался в памяти читателей как совершенно апатичный тип героя. Он решает вечный вопрос «быть или не быть» ответом: «Только не теперь». Этот персонаж часто рисуется Гончаровым в ироничном ключе и вызывает у читателя добрую улыбку. Но иногда Илья Ильич предстает фигурой почти трагической, сложной и противоречивой. Противоречивость и становится главным признаком национальной принадлежности героя. Он русский, и этим сказано всё.

Характер Обломова – результат воздействия на него всей окружающей жизни. В романе есть один эпизод, который как нельзя лучше доказывает это утверждение – глава «Сон Обломова».

Жанр сна нередко используется авторами для раскрытия внутреннего мира персонажа. Но Гончаров применяет его не только для этого, для писателя главное – показать истоки характера героя. В этой главе автор даёт подробное описание детства Обломова. Гончаров показывает, что обломовская лень – качество приобретённое, а не врождённое.

Глава «Сон Обломова » несёт в романе ещё и дополнительную символическую нагрузку. Он обозначает привычное состояние героя: «Так он и не додумался до причины; язык и губы мгновенно замерли на полуслове и остались, как были, полуоткрыты. Вместо слова послышался ещё вздох, и вслед за тем начало раздаваться ровное храпение безмятежно спящего человека».

По композиции «Сон Обломова» является вставным эпизодом, то есть внесюжетным элементом. Эта глава хотя и обладает известной законченностью и самостоятельностью, но не влияет на развитие сюжета. Она призвана лишь чётче обрисовать характер главного героя.

На всём имении Обломова лежит печать лени и довольства. Все люди, от барина до последнего крепостного мужика, похожи друг на друга. Интересен и показателен в этом смысле эпизод с письмом, которое однажды принёс мужик, ездивший по делам в город. Барыня ругает его, что принёс письмо, ведь там может быть какая-нибудь неприятная весть. Мужик оправдывается: «Я и то не брал. На что, мол, нам письмо-то – нам не надо. Нам, мол, не наказывали писем брать – я не смею: подите вы, с письмом-то! Да пошел больно ругаться солдат-то: хотел начальству жаловаться; я и взял». И так всегда – всё, что выбивается из привычного уклада жизни, из режима «поел-поспал», пугало обломовцев. «Забота о пище была первая и главная жизненная забота в Обломовке».

Обломов видит себя во сне семилетним мальчиком. Он резв и игрив, ему любопытно всё, что происходит вокруг, он хочет узнать о мире больше. Но неусыпный надзор матери и няни мешает ему осуществить свои желания: «Няня! Не видишь, что ребёнок выбежал на солнышко! Уведи его в холодок; напечёт ему головку – будет болеть, тошно сделается, кушать не станет. Он этак у тебя в овраг уйдёт!»

И только время дневного сна давало Илюше свободу. Засыпали все, даже его няня. И вот тогда начиналась самостоятельная жизнь маленького барина.

Потом Илья Ильич видит себя мальчиком лет двенадцати или тринадцати. И вот ему уже сложнее сопротивляться, ум его уже почти уяснил, что именно так, как живут его родители, и следует жить. Он не хочет учиться, потому что, во-первых, приходится уезжать из родного дома к соседу Штольцу, а во-вторых, он не понимает, для чего нужно учиться. Главное, за чем следила его мать, это чтобы ребёнок был весел, толст и здоров. Всё остальное считалось второстепенным.

Подле Илюши уже не нянька, а Захар, который до сих пор одевает Обломова, напоминает, что нужно умыться. Обломовка задушила в герое последние ростки любознательности и резвости: «Захочет ли чего-нибудь Илья Ильич, ему стоит только мигнуть – уж трое-четверо слуг кидаются исполнять его желание… Ему иногда, как резвому мальчику, так и хочется броситься и переделать всё самому, а тут вдруг отец и мать, да три тётки в пять голосов и закричат: «Зачем?». Так все его благие начинания и заканчивались.

Интересна интонация, с которой автор рассказывает о «благословенном уголке земли» - Обломовке. Он как бы встаёт на место самого героя, дышит его воспоминаниями, полностью сливается с ним: «Да и зачем оно, это дикое и грандиозное? Море, например? Оно наводит только грусть на человека… Горы и пропасти созданы тоже не для увеселения человека. Они грозны, страшны».

Даже язык, которым написана эта глава, создаёт ощущение старинного, деревенского быта. В каждой строчке слышится народный говор, заунывная песня, и вообще всё происходящее похоже на сказку, даже избы: «Не всякий и сумеет войти в избу к Онисиму; разве только что посетитель упросит её стать к лесу задом, а к нему передом. Крыльцо висело над оврагом». В Обломовке всё живое, одухотворённое: «Небо там, напротив, ближе жмётся к земле, но не с тем, чтоб метать сильнее стрелы, а разве только, чтоб обнять её покрепче, с любовью»; «Солнце там ярко и жарко светит… и потом удаляется оттуда не вдруг, точно нехотя, как будто оборачивается назад взглянуть ещё раз или два на любимое место»; «Река бежит весело, шаля и играя».

И Обломов продолжает видеть свои сладкие сны, перенося их в реальную жизнь.

Роман Гончарова - одно из знаменитейших произведений 19-го века. О чем эта книга? О лентяе-помещике, не желающем служить в департаменте и выходить в свет? Если бы было все так просто, роман бы не обрел широкую популярность и не вошел в коллекцию русской классики. Для того чтобы понять главную идею произведения Гончарова, стоит вспомнить краткое содержание «Сна Обломова».

Почему этот эпизод столь важен в художественном анализе романа? «Сон Обломова» (9 глава), краткое содержание которого представлено ниже, раскрывает характер главного героя. Читателю становится ясно, почему этому человеку так сложно было существовать в современном ему обществе, почему он так любил мечтать и так боялся активных действий.

Ключевая глава в романе

От чего прятался Обломов в своей в маленькой квартире на Гороховой улице? О чем он мечтал? И почему этот герой стал одним из самых знаменитых образов в русской литературе? Прежде чем приступить к краткому содержанию «Сна Обломова», следует вспомнить сюжет всей книги.

В 1847 год в литературном журнале появился отрывок из будущего романа. Это была та самая глава, о которой идет речь в сегодняшней статье, - "Сон Обломова".

Богатый наследник, владелец деревни Обломовка приехал в Петербург. Но к городской жизни ему не удалось приспособиться. Поработав немного в конторе, он оставил службу. С тех пор несколько лет почти не выходил из своей квартиры. Халат (облачение, в котором он и спал, и бодрствовал) давно пришел в негодность. Но Обломову это было безразлично.

Единственное, что трогало его душу, - это воспоминания о родной деревне. Впрочем, однажды друг детства Штольц познал Илью Ильича с Ольгой Ильинской. Эта встреча могла бы изменить жизнь мечтательного помещика. Но ничего не произошло. Обломов был слишком нерешительным. Ильинская вышла замуж за Штольца. Илья Ильич обрел иллюзорное счастье с Агафьей Матвеевной, которая заштопала старый халат и создала в доме атмосферу его родового имения.

Какую же роль в сюжете играет сон Обломова? В кратком содержании, изложенном выше, упомянуты воспоминания, которым предавался главный герой. Это и есть сон. Грезы о счастливом, безмятежном счастье. Не зря в некоторых языках одинаково звучат слова «мечта» и «сон».

Спящее царство

Краткое содержание «Сна Обломова», конечно, изложить непросто. Событий никаких в этой главе не происходит. Это описание чувств, приятных воспоминаний о деревне, в которой тоже ничего особенного не происходило. Обломовка изображена неким спящим царством. Здесь горы словно ненастоящие, напоминают декорации. Речка бежит весело, разливаясь в широкие пруды. В окрестностях Обломовки сплошь милые, улыбающиеся пейзажи. Хочется спрятаться, жить здесь неведомым никому счастьем. Обломовка - это край тишины и покоя.

Весьма поэтично описал Гончаров сон Обломова. Краткое содержание не передаст образность, сочность авторского языка.

Невозмутимое спокойствие и тишина царят и в нравах обитателей деревни. Здесь никогда не происходило ни убийств, ни грабежей, не несчастных случаев. Безусловно, неприятности время от времени имели место. Но Обломов вспоминает о родном имении сквозь призму детских воспоминаний. Ранние годы часто представляются взрослому человеку счастливыми и безмятежными. Если, конечно, в детстве он был таким же счастливым, как Илья Ильич.

Мать

Обломов видит, конечно, во сне и себя - пухлощекого, хорошенького мальчика. Няня будит Илью, причесывает, одевает и отводит к матери. И даже в этом прекрасном сне Обломову взгрустнулось. Матери давно нет на свете.

Илюша окружен любовью и вниманием. Няньки беспрестанно опасаются, что он упадет, расшибет коленку. Преувеличенная забота, которую Обломов получал в детстве, - в этом одна из причин его пассивности, нерешительности.

Отец

Этот человек достоин особого внимания. Обломов-старший целыми днями просиживает без дела. Впрочем, он полагает, что занятие у него есть. Обломов неукоснительно следит за тем, что происходит на дворе. Контроль его заключается в том, что он то и дело спрашивает мужика, проходящего мимо: "Куда идешь?". Получив ответ, успокаивается. Время от времени отец Илюши берет в руки газету, начинает читать. Но газеты почему-то всегда старые, за прошлый год.

Вот и все краткое содержание «Сна Обломова». Главу, в которой описаны детские воспоминания героя, стоит перечитать, если необходим анализ произведения. Ведь в этой части романа автор объяснил странности Обломова.

Илья Ильич вырос в атмосфере безмятежности, спокойствия, лени. Неудивительно, что, повзрослев, он не научился ничему, кроме как читать. Но стоит отметить еще одно качество главного героя романа Гончарова. Это был человек бескорыстный, бесхитростный, умеющий ценить прекрасное, наблюдать. В его душе не было ни тени злости, зависти.